Файл: Романов Е.С. Эффективность использования основных фондов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дой лесовозной автодорогой должны быть закреплены самосвал, автогрейдер, каток прицепной, шнекоротор­ ный снегоочиститель, корчеватель-бульдозер-канавоко- патель, снегоуплотняющий агрегат, экскаватор, канавоочиститель. Многим из этого перечня не располагают не только лесопункты, но и леспромхозы. Избыток лесовоз­ ных автомобилей, характерный почти для всех предпри­ ятий, не компенсирует недостатка дорожных машин.

Серьезного внимания требуют план и профиль пути, календарные сроки выполнения работы и др. Для реше­ ния этих вопросов могут и не потребоваться сложные расчеты. Не обилием цифрового материала и не утончен­ ностью приемов, а прежде всего глубиной и всесторон­ ностью подхода ценится анализ.

ВЛИЯНИЕ СТЕПЕНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Состав и наличие основных фондов непосредственно влияют на величину себестоимости продукции, а следо­ вательно, и прибыли. После введения (с 1 января 1963 г.) новых норм амортизационных отчислений доля аморти­ зации в затратах на производство лесоэксплуатации по­ высилась с 6 до 14—16%. Наличие излишних или мало­ эффективных основных фондов теперь существенно удо­ рожает продукцию и снижает прибыль.

В анализируемом году Шенкурский и Березниковский леспромхозы начислили одинаковые суммы амортиза­ ционных отчислений (табл. 7). Однако далеко не одина­ ковые объемы вывозки привели к тому, что амортизаци­ онные отчисления на 1 м3 в Березниковском леспромхо­ зе были на 51 коп. больше, чем в Шенкурском, в том числе по группе «Сооружения» — на 42 коп.

3*

35

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

 

Годовая

сумма

Средние нормы

Группы основных фондов

амортизации,

амортизации, %

Шен­ Березни­ Шенкур­ Березни­

 

 

 

курский ковский

ский

ковский

Здания .....................................

14

15

5,1

5,1

С оопуж ения............................

117

230

9,5

13,4

Передаточные устройства . .

4

1

6,5

5,0

Силовые машины

. . . .

28

16

22,2

16,7

Рабочие машины

. . .

291

235

41,0

38,2

Транспортные средства . . .

101

69

21,2

21,2

Инструмент и прочие основные

21

4

50,0

14,5

фонды .................................

В с е г о

 

576

570

19,7

18,6

Более высокий процент

отчислений

по сооружениям

(табл. 5) указывает на меньший срок службы лесовоз­

ных дорог в Березниковском леспромхозе

(в среднем

на 4 года) и на повышенную потребность

в средствах

для их капитального ремонта (более чем вдвое).

Выше было отмечено, что применение более дешевых и эффективных тракторов ТДТ-40 обеспечило Березни­ ковскому леспромхозу снижение фондоемкости 1 м3 вы­ везенной древесины на 16 коп. При норме амортизации по трелевочным тракторам 39% это снижение фондоемко­ сти означает удешевление себестоимости по сравнению с Шенкурским леспромхозом на 16-0,39 = 6 коп./лг3. Од­ нако в целом по группе «Рабочие машины» амортиза­ ционные отчисления на 1 ж3 в Березниковском леспром­ хозе были больше на 14 коп. Это обусловлено наличием огромного числа всевозможного оборудования, многое из которого не используется. Так, к концу года предприя­ тие имело 563 бензопилы на сумму свыше 80 тыс. руб.,

36


много лебедок, прицепов, цистерн и т. п. С таким гру­ зом излишнего оборудования, безусловно, нечего и ду­ мать о переходе на новую систему работы.

Использование основных фондов влияет на прибыль

не только через себестоимость.

На счет убытков относится недоамортизированная часть стоимости ликвидируемых основных фондов. Это имеет место, когда машины, оборудование или другие объекты выбывают до наступления срока амортизации. В анализируемом году в Шенкурском леспромхозе эти убытки составили 5,9 тыс. руб., в Березниковском —

6,9 тыс. руб.

На предприятиях, переведенных на новую систему экономического стимулирования, влияние использования основных фондов на рентабельность проявляется еще сильнее. Дело в том, что в показателе расчетного уровня рентабельности — одном из главных в новой системе — основные фонды отражаются трижды: в знаменателе — непосредственно, а в величинах балансовой прибыли и платы за фонды — косвенно.

Расчетный уровень рентабельности равен

Б а л , п р и б ы л ь — П л а т а з а ф о н д ы — % з а к р е д и т — Ф и к с , р е н т , п л а т . ^ 1 0 0 ^

С р е д н е г о д о в ы е п р о и з в о д с т в е н н ы е ф о н д ы

В Шенкурском леспромхозе прибыль по балансу сос­ тавляла 1 006 342 руб. По новой системе из прибыли не исключаются убытки жилищно-коммунального хозяйст­ ва (169 361 руб.). Прибавив их к прибыли, получим

1006 342+ 169 361 = 1 175 703 руб. ** 1176 тыс. руб.

Эта сумма уже использовалась на стр. 22. Там же определены и производственные фонды — 3794 тыс. руб.

Примем норматив платы за фонды — 3%. Тогда сум­

ма платы составит

3794 • 0,03 ~ 114 тыс. руб.

Проценты за кредит — 3 тыс. руб.

3 7

 

Фиксированных платежей

нет.

 

Тогда расчетный уровень рентабельности будет ра­

вен

1 1 7 6 - 1 1 4 - 3

__ 1059

100 = 27,9 %.

 

3794

~ 3791

 

Если теперь уменьшить основные фонды на 100 тыс. руб. (для этого достаточно не иметь излишка трелевоч­ ных тракторов), то прибыль увеличится на 39 тыс. руб. (амортизация за лишние тракторы), плата за фонды уменьшится на 3 тыс. руб., а уровень рентабельности составит

(1176 39) — (114 - 3 ) - 3

103

ПОД

100 -= 29,6%.

3794 — 190

3694

Из сравнения двух расчетов следует, что уровень рентабельности возрос на

• 100— 100 = 106,1 — 100 = 6,1 %.

При росте прибыли на

39 • 100 = 3,3% уровень

рентабельности увеличился в два раза по сравнению с прибылью!

В новых условиях каждый работник предприятия будет кровно заинтересован в росте уровня рентабельно­ сти. Посмотрим, как изменятся суммы, отчисляемые из прибыли в фонд материального поощрения и в фонд со­ циально-культурных мероприятий и жилищного строи­ тельства.

Допустим, что за каждый процент уровня рентабель­ ности установлены такие групповые нормативы * уровня отчислений, (в % к общему фонду зарплаты):

В фонд материального поощ рения...........................

0,220

Вфонд соцкультмероприятий..................................... 0,0391

1Нормативы платы за фонды и отчислений приняты в примере такими, какими они фактически установлены Шенкурскому леспром­ хозу при переводе его на новые условия работы.

38


Тогда при исходном уровне рентабельности — 27,9% размер отчислений составит

(0,220 + 0,039) • 27,9 = 7,23%

к плановому общему фонду зарплаты по предприятию. После уменьшения основных фондов на 100 тыс. руб. от­ числения от прибыли возрастут до

(0,220 + 0,039) -29,6 = 7,66%,

или на 7,66 — 7,23 = 0,43% к фонду зарплаты1.

Фонд заработной платы всего персонала Шенкурско­ го леспромхоза составлял 2617,3 тыс. руб. Отсюда при­ рост отчислений в фонд материального поощрения, в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного

строительства за

счет

более высокой рентабельности

выразится в

 

 

 

 

• 0,43 =11,3 тыс. руб.

Всего должно быть отчислено

за уровень рентабель­

ности

4оо^“

• 7'66 =

200 ТЬ1Сруб'

Эти средства пойдут на выплату премий и оказание материальной помощи, на строительство и ремонт жилья, детских садов, коммунальных объектов, на выдачу бес­ платных путевок. Дополнительные 11 тыс. руб. на эти цели — хороший стимул для борьбы за лучшее использо­ вание основных фондов.*1

1 Заметим, что процент отчислений будет таким только при ус­ ловии, если фактическая рентабельность (29,6%) в точности равна плановой. Если же рентабельность планировалась больше или мень­ ше 29,6%, то отчисления будут меньше. Невыгодно ни завышать, ни занижать план — таков механизм экономического стимулирования.

3 9


КАК УЛУЧШИТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Главные пути и решающие условия для улучшения использования основных фондов заключаются в следую­ щем:

1)экономически обосновать выбор техники, техноло­ гии и форм организации производства;

2)не иметь излишнего и неустановленного оборудо­

вания;

3)применять наилучшие режимы работы;

4)повышать выработку всех машин и механизмов;

5)совершенствовать ремонт и техническое обслужи­

вание оборудования;

6)материально и морально стимулировать коллектив

икаждого работника в лучшем использовании основных

фондов.

Лесозаготовительное оборудование — тракторы, ав­ томобили, бензопилы — служит сравнительно недолго, не более 5—6 лет. Лесовозные пути приходится удлинять ежегодно. Поэтому вопрос выбора техники и типа дорож­ ной одежды возникает не только при проектировании, но и в ходе работы предприятия. Еще чаще приходится ре­ шать задачи выбора технологии, организации производ­ ства и организации труда. Трелевка и погрузка тем же трактором или отделение погрузки, оптимальное рассто­ яние трелевки, наилучший численный состав комплек­ сной бригады — подобные вопросы постоянно выдвига­ ются самой жизнью. От того, правильно ли они будут решены, зависит уровень рентабельности, фондоотдача и другие показатели.

Подробное изложение методики выбора техники и технологии выходит за пределы нашей брошюры. По­ этому ограничимся кратким примером.

40

Требуется сделать выбор между двумя вариантами: I) трелевка и пакетная погрузка одним и тем же

трактором;

II) трелевка трактором, погрузка челюстным погруз­ чиком ЦНИИМЭ-КМЗ-П2.

По этим схемам есть данные из опыта работы Вер­ ховского леспромхоза (табл. 8).

По «Подготовительным работам и износу тросов» уч­ тены только расходы, неодинаковые для сравниваемых вариантов: подготовка погрузочных пунктов для крупнопакетной погрузки накатыванием и для челюстного по­ грузчика, а также износ тросов при пакетной погрузке.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 8

 

Еаиница

I вариант

 

И вариант

Показатели

Тре-

Тре-

По-

измере-

левка-

левка

 

ния

погрузка

т д т -

грузка Итого

 

 

ТДТ-55

55

П2

 

 

 

Зарплата произв.

рабочих

с отчислениями

. . .

Услуги обслуж. произв. .

Итого

Выработка на машино-смену

Затраты на 1 ж3 . . .

р.-к.

м.-см

М 3

м.-см коп.

м 3

2 2 - 0 4

2 2 - 0 4 1 2 - 8 8

 

 

 

24— 94

 

3 2 — 43 3 2 - 4 3 20— 53

 

 

3 7 - 8 2

 

5 4 - 4 7

5 4 - 4 7 3 3 - 4 1

 

40,9

48,3

181

 

132

113

21

134

18

131

 

 

Подготовительные работы

в

 

 

 

 

и износ тросов . . . .

6

2

2

Себестоимость 1 м3 . . .

 

138

113

23

136

»

20

133

Удельные

напиталовложе-

 

 

 

33

139

ния .

........................

.

125

106

17

123

41


В числителе показаны затраты при работе погрузчика

водну смену, в знаменателе — при двухсменной работе. Сопоставляя показатели, видим, что при работе че­

люстных погрузчиков в одну смену себестоимость 1 ж3 по II варианту меньше, а удельные капиталовложения боль­

ше.

Разность удельных капиталовложений 139—125 = = 14 коп./ж3 в год называется дополнительными капита­ ловложениями. Снижение себестоимости равно 138 —

— 136 = 2 коп./ж3. Отношение дополнительных капитало­ вложений к снижению себестоимости показывает срок окупаемости дополнительных затрат, который равен

139

-

125

14

 

138

-

136

— 2

~ 7

л е т '

Срок 7 лет больше нормативного

(3—5 лет), и потому

можно сделать вывод, что при использовании челюстно­ го погрузчика в одну смену II вариант неэффективен.

При двухсменной работе челюстного погрузчика сни­ жаются и себестоимость 1 ж3 (за счет амортизации), и удельные капитальные вложения, причем настолько, что становятся меньше, чем по I варианту.

О к о н ч а т е л ь н ы й вывод: применение челюстных погрузчиков целесообразно, но при условии их работы в две смены.

Из приведенного примера видно, что для обоснования выбора машин, типов дорог, состава бригады и т. д. нужны показатели себестоимости, капиталовложений и производительности (сменной и годовой).

Кроме того, учитывается выработка на рабочего, ус­ ловия труда (в том числе безопасность) и др. Могут быть случаи, когда машина не приносит экономии денежных средств, но обеспечивает резкое повышение производи­ тельности труда. Такую технику можно признать целесо­ образной для районов, где не хватает рабочих кадров.

42

Применять наилучшие режимы работы — это значит правильно установить период и число дней работы, смен­ ность, длительность смены. Как правило, мы стремимся работать в лесу максимально возможное число дней в году. Но есть и исключения из этого правила. Так, стрем­ ление невзирая ни на что продолжать вывозку по грун­ товым дорогам даже в разгар весенней и осенней распу­ тицы дорого обходится государству. И еще более пора­ зительно, что в наиболее благоприятное время — зимой и в середине лета — те же дороги работают в одну сме­ ну. Двухсменная вывозка давно должна стать обязатель­ ной нормой, а мы все еще рассматриваем ее как передо­ вой опыт.

Много вопросов возникает в связи с переходом на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными дня­ ми. Как известно, при этом не меняется число часов ра­ боты в неделю. Поэтому молено, по крайней мере в наи­ более напряженный зимний сезон, сохранить прежний режим с шестью рабочими днями. При переходе на пя­ тидневку необходимо использовать выходные дни для технических уходов и ремонтов. Чтобы уменьшить про­ стои оборудования в исправном состоянии, целесообраз­ но сочетать пятидневную работу людей с непрерывной неделей для машин.

Всемерного поощрения заслуживает полуторасменная работа на лесосеке, зародившаяся в комплексных брига­ дах Тотемского леспромхоза Вологодской области. При этом методе в состав комплексной бригады дополнитель­ но включают второго тракториста, чокеровщика и сучко­ рубов. Бригада делится на два звена. Одно из них начи­ нает работу сутра, а другое тогда, когда первое звено уходит на обеденный перерыв. Пока их товарищи обеда­ ют, второе звено ведет трелевку. По окончании обеда пер­ вое звено продолжает трелевку, а второе переходит на валку.

43