Файл: Потапов А.Ф. Новое в механизации возделывания и уборки пропашных культур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

питающий аппарат, состоящий из верхнего битера и нижнего питающего вальца. Оттуда растения попадают в початкоотделяющие вальцы. Стебли с листьями протягиваются между вальцами и поступают на противорежущую пластину, где барабаном измельчают­ ся и сбрасываются на транспортер. В процес­ се протягивания растений через вальцы початки отрываются и падают вниз на транс­ портер, а с него на элеватор и дальше в те­ лежку. В таком случае комбайн выдаст сразу два вида корма: початки для высокопита­ тельного силоса и обычную силосную массу из стеблей и листьев.

Для уборки кукурузы без отделения по­ чатков початкоотделяющие вальцы переме­ щаются в верхнее положение и закрепляются под крышкой измельчающего аппарата, ноже­ вой барабан передвигается вперед по раме и закрепляется болтами. В этом случае техно­ логическая схема работы становится такой же, как у силосоуборочного комбайна СК-2,6.

Известно, что основных силосоуборочных машин — комбайнов СК-2,6 — в нашей обла­ сти недостаточно. Поэтому нужно широко применять на уборке силосных культур зер­ новые комбайны из числа выбракованных или подлежащих списанию.

47

Существует несколько способов переобо­ рудования комбайнов С-6 для уборки силос­ ной массы. В наших условиях обычно приме­ нялись переоборудованные комбайны, к ко­ торым сзади присоединялась автомашина, двигалась она задним ходом.

Такой метод уборки по нашему мнению имеет целый ряд недостатков. Во-первых, требуется переоборудовать очень много узлов и агрегатов комбайна, во-вторых, как указы­ валось выше, автомобиль перемещается зад­ ним ходом, в результате чего происходят ча­ стые поломки.

Механизаторы Иркутской опытной станции переоборудовали комбайн С-6 по-другому, обеспечив движение автомобиля сбоку ком­ байна своим ходом (рис. 10). Для выгрузки силосной массы из комбайна используется дополнительный транспортер, который уста­ навливается под молотилкой несколько сза­ ди барабана, под углом 75° к направлению движения комбайна. Верхняя кромка наклон­ ной части транспортера должна быть на вы­ соте 2,75 м от земли, она удерживается рас­ тяжками. Нижняя горизонтальная часть транспортера крепится к раме комбайна с помощью угольника 45 X 45.

48

Рио. 10. Схема переоборудованного комбайна С-6.


Транспортер приводится в движение с по­ мощью карданного сочленения от вала прием­ ного битера. Для этого вал удлиняется на 60 мм и на нем устанавливается 10или 12зубовая звездочка. Горизонтальная часть транспортера оборудуется натяжным приспо­ соблением.

Преимущество переоборудованного комбай­ на состоит в том, что при уборке работают не все его узлы, а только жатка, транспортер при­ емной камеры, барабан и одна подбарабанная секция. Очень удобным является обычное дви­ жение автомобиля своим ходом сбоку ком­ байна.

Чтобы увеличить грузоподъемность автомо­ биля, кузов наращивают съемными деревянны­ ми щитами с двойными стойками. Для автомо­ билей ГАЗ-63 и ГАЗ-51 высота правого щита 100—120, а левого 120—140 см; для автомоби­ лей ЗИЛ-585 и ЗИЛ-150 — соответственно 80— 100 и 100—120 см. Задний борт самосвала целе­ сообразно заменить сменным решетчатым бор­ том, высота которого на 700—1000 мм выше за­ водского. Это потребовало поднять транспор­ тер комбайна над кузовом машины на 90— 100 см. Обычно на разравнивании силосной массы в кузове было занято 1—2 человека, с увеличением емкости кузова и удлинением

50

транспортера необходимость в разравнивании отпала.

Для хорошего срезания стеблей пальцы ре­ жущего аппарата жатки снимают с пальцевого бруса. Вместо них с помощью уголка устанав­ ливают неподвижный нож, на нижние плоско­ сти сегментов которого опирается режущий нож. Радиус вращения планок мотовила увели­ чивается удлинением лучей в зависимости от высоты кукурузы, при этом удобнее оставить только три планки. Обороты мотовила умень­ шают до 19 в минуту. Для этого на валу ко­ робки передач ставят 7-зубовую, на валу контрпривода — 30-зубовую и на валу мотови­ ла 34-зубовую звездочки.

Крайние стойки ветрового щита и поддер­ живающие угольники мотовила заменяются более длинными. Левую стойку устанавливают длиной 1280 мм, а правую—J210 см. Поддер­ живающие угольники мотовила изготавлива­ ю т— левый длиной 2050 мм, правый — 1925 мм. На каждом угольнике приваривают косынку, поддерживающие угольники с натя­ нутыми шпренгелями закрепляются на стойках ветрового щита и соединяются с его верхним горизонтальным угольником, изготовленными из уголка 30 X 30 мм, длиной 650 мм. Верхние

51

болты стоек заменяются другими длиной

410 мм.

Ветровой щит жатки наращивается по вы­ соте на 500 мм, что предотвращает перебрасы­ вание стеблей.

Чтобы транспортер приемной камеры не забивался, его поддон со стороны двигателя вырезается по длине на 100 мм, а угольник, поддерживающий поддон, опускается на 30— 40 мм.

Из молотильного аппарата вынимают вто­ рую и третью секции подбарабанья. На остаю­ щейся секции устанавливают заостренные клиновидные штифты, сделанные из обычных путем оттяжки кузнечным способом с после­ дующей закалкой и заточкой лезвия. От пере­ мещения секция удерживается двумя планка­ ми, которые одеваются на втулки болтов под­ барабанья. Транспортер вороха и деревянная часть главного битера снимаются. Для направ­ ления измельченных стеблей на дополнитель­ ный транспортер над барабаном устанавлива­ ют металлический щиток.

Разгрузка автомобилей с измельченной си­ лосной массой производится при помощи трак­ тора и лебедки. Механизированная разгрузка позволяет резко сократить время простоя транспортных машин.

62


Разгрузочные устройства бывают разных типов: сетки, изготовляемые из деревянных брусьев, соединенных между собой канатами из пеньковой веревки; щит-лопата; разгрузоч­ ный брус и другие.

При использовании этих простейших при­ способлений можно разгружать автомашину за 2 минуты, вместо 15—20 минут при раз­ грузке вручную.

Разравнивание куч и трамбовку силосной массы лучше всего производить бульдозером

Д-159 (РТ-54).

Опыт передовых механизаторов показывает, что хорошее знание конструкций машин и осо­ бенностей их эксплуатации значительно способ­ ствует высокопроизводительной работе при уборке кукурузы на силос.

УБОРКА САХАРНОЙ СВЕКЛЫ

Уборка сахарной свеклы — весьма трудоем­ кая работа. Достаточно сказать, что около 80 процентов всех трудовых затрат приходится на уборочные работы. В некоторых хозяйствах

на

уборку одного

гектара затрачивается до

50

человеко-дней, при урожайности корней

200

центнеров с

га. Происходит это потому,

что

на уборке все еще применяется малопроиз­

53

водительный ручной труд. Снижение затрат труда и сокращение сроков уборки возможно лишь при широкой механизации работ, ис­ пользовании свеклоуборочных комбайнов.

Комбайновая уборка

Хозяйства Иркутской области имеют 40 свеклоуборочных комбайнов СКЕМ-3 и СКЕМ-ЗГ', парк которых будет расти еже­ годно.

Впервые комбайновая уборка свеклы про­ изводилась в 1960 году в совхозе «Зиминский». Комбайнер Машугин на комбайне СКЕМ-ЗГ убрал 25 га посевов свеклы. Но во многих хо­ зяйствах свеклоуборочные комбайны бездейст­ вовали по причине того, что механизаторы не знали их устройства и регулировки, а посевы свеклы были произведены без учета требова­ ний комбайновой уборки.

Большинство свеклокомбайнов (СКЕМ-3, СКЕМ-ЗГ, КС-3, СКН-2М) ведет работы по уборке посевов сахарной свеклы с междурядиями 45 см. Только комбайн СКП-2Г убирает посевы с междурядием 60 см, он широко ис­ пользуется в районах поливного свекло­ сеяния.

54


Свеклокомбайны СКЕМ-ЗГ и КС-3 — трех­ рядные, теребильного типа. Техническая ха­ рактеристика и устройство комбайнов одинако­ вы. На комбайн КС-3 придается специальное приспособление — шнековый очиститель для дополнительной очистки корней свеклы и по­ грузки их в рядом идущие транспортные сред­ ства.

Для удовлетворительной работы комбайнов теребильного типа особое внимание нужно об­ ратить на то, чтобы подкапывание и теребле­ ние корней происходило одновременно. Это до­ стигается соответствующей установкой подка­ пывающей лапы на раме свеклокомбайна. Лапа закрепляется так, чтобы ее носок высту­ пал на 30—40 мм вперед от центра оси перед­ него ведомого ролика теребильной цепи. Та­ кое устройство обеспечивает хороший захват ботвы. Глубина подкапывания устанавливает­ ся в зависимости от длины корней.

Качество обрезки свеклы зависит от высо­ ты захвата ботвы теребильными лапами. Если комбайнер следит за высотой расположения теребильных аппаратов над почвой и поддер­ живает ее в пределах 80—90 мм, то качество среза головок с ботвой всегда бывает хоро­ шим. Для обеспечения нормальной обрезки ботвы между дисковым ножом и нижней плос­

55

костью выравнивателя должен быть зазор в пределах б—8 мм для корней малых размеров и 10—12 мм для корней больших размеров.

Правильно отрегулированные комбайны обеспечивают подкапывание и выборку из земли 95—98% корней и их очистку от ботвы на 70—75%.

На свеклокомбайнах СКЕМ-ЗГ и КС-3 устанавливается гидроуправление, которое автоматически направляет их по убираемым рядкам сахарной свеклы. Применение гидро­ управления дает возможность повысить каче­ ство работы комбайнов, поднять их производи­ тельность, сократить обслуживающий персонал и возможность использования на ночной уборке.

При нарушении прямолинейности рядков, неравномерном размещении растений, сильной засоренности посевов и наличии развитой бот­ вы сахарной свеклы становится невозможным использование копир-водителя для автомати­ ческого движения комбайна по рядкам. Это происходит потому, что на разреженных посе­ вах копир-водитель, коснувшись своим нащупывателем ботвы сахарной свеклы, уводит комбайн в сторону от рядка.

Комбайнеры учхоза «Оёкский» этот недо­ статок устранили следующим образом. На пе­

56

редней части рамы комбайна они установили сиденье для штурвального, который с по­ мощью рукоятки удлиненного коромысла гид­ роуправления ведет агрегат точно по рядкам.

Для уборки сахарной свеклы в неполивных районах свеклосеяния применяется свеклоубо­ рочный комбайн СК.Н-2М. Агрегатируется он тракторами «Беларусь» и Т-38, имеет ботво­ срезающий аппарат с вращающимися диско­ выми ножами, выкапывающее устройство, приспособление для доочистки головок корней, бункеры сбора корней и ботвы.

При движении агрегата по рядкам сахарной свеклы ботва на корню срезается и поступает на продольный транспортер, в конце которого установлен битер, перетряхивающий и пере­ брасывающий ботву на поперечный транспор­ тер, откуда ботва подается в бункер.

Одновременно с обрезкой ботвы выкапы­ ваются корни с двух соседних рядков, с кото­ рых она была удалена при предыдущем про­ ходе. Корни выкапываются специальными вы­ жимными копачами лемешкового типа с дис­ ками. Выжатые из почвы корни поступают на транспортер-очиститель. Затем они направ­ ляются на наклонный элеватор, а оттуда в бункер.

67


Применение простейших орудий

Кроме свеклокомбайнов, на уборке свеклы широко применяются свеклоподъемники, под­ капывающие скобы, тракторные плуги, карто­ фелеуборочные машины. Они используются для подкапывания корней с последующей подборкой вручную.

Свеклоподъемники СНУ-ЗР, СНХ-2 и дру­ гие навешивают на гидросистему пропашных тракторов. Для предотвращения излишнего заглубления рабочих органов и перекосов свеклоподъемник снабжен ограничительными цепями.

Перед началом работы следует расставить лапы подъемника на требуемую ширину меж­ дурядий. Запрещается подкопка приспособле­ нием с затупившимися лапами. Ни в коем слу­ чае недопустимо поперечное шатание подъем­ ника. Во время работы необходимо периоди­ чески очищать лапы от налипающей земли и сорняков.

Хорошо зарекомендовали себя на уборке свеклы подкапывающие скобы, которые можно изготовить в любом хозяйстве. Подкапываю­ щая скоба имеет нож размером 1400 X 200 X X 10 мм, прикрепленный к двум вертикаль­

58

ным стойкам. Глубина подкапывания регули­ руется изменением длины ограничительных цепей, свободные концы которых крепятся к серьге гидроподъемника трактора. Угол вхож­ дения ножа в почву регулируется изменением длины верхней тяги механизма навески трак­

тора.

При отсутствии простейших свеклоубороч­ ных орудий для подкапывания свеклы приме­ няют тракторные навесные плуги, у которых снимают отвалы, предплужники и дисковые

ножи.

На посевах с междурядиями 45 см можно использовать плуг ПН-3-35, а на междурядьях 60 и 70 см — плуг ПН-4-35. Глубина подкапы­ вания регулируется опорным колесом.

При уборке свеклы свеклоподъемниками, подкапывающими скобами и тракторными плу­ гами не допускается предварительная срезка ботвы сахарной свеклы, ибо это может вы­ звать потерю большого числа корней в раз­ рыхленной почве. Для механизации выборки подкопанных корней применяют картофелеубо­ рочные машины ТЭК-2, КТН-2М, КГП-2 и т. д. В этом случае лемехи картофелеуборочных машин заменяют на прямоугольные, передняя кромка которых заточена.

59