Файл: Потапов А.Ф. Новое в механизации возделывания и уборки пропашных культур.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
питающий аппарат, состоящий из верхнего битера и нижнего питающего вальца. Оттуда растения попадают в початкоотделяющие вальцы. Стебли с листьями протягиваются между вальцами и поступают на противорежущую пластину, где барабаном измельчают ся и сбрасываются на транспортер. В процес се протягивания растений через вальцы початки отрываются и падают вниз на транс портер, а с него на элеватор и дальше в те лежку. В таком случае комбайн выдаст сразу два вида корма: початки для высокопита тельного силоса и обычную силосную массу из стеблей и листьев.
Для уборки кукурузы без отделения по чатков початкоотделяющие вальцы переме щаются в верхнее положение и закрепляются под крышкой измельчающего аппарата, ноже вой барабан передвигается вперед по раме и закрепляется болтами. В этом случае техно логическая схема работы становится такой же, как у силосоуборочного комбайна СК-2,6.
Известно, что основных силосоуборочных машин — комбайнов СК-2,6 — в нашей обла сти недостаточно. Поэтому нужно широко применять на уборке силосных культур зер новые комбайны из числа выбракованных или подлежащих списанию.
47
Существует несколько способов переобо рудования комбайнов С-6 для уборки силос ной массы. В наших условиях обычно приме нялись переоборудованные комбайны, к ко торым сзади присоединялась автомашина, двигалась она задним ходом.
Такой метод уборки по нашему мнению имеет целый ряд недостатков. Во-первых, требуется переоборудовать очень много узлов и агрегатов комбайна, во-вторых, как указы валось выше, автомобиль перемещается зад ним ходом, в результате чего происходят ча стые поломки.
Механизаторы Иркутской опытной станции переоборудовали комбайн С-6 по-другому, обеспечив движение автомобиля сбоку ком байна своим ходом (рис. 10). Для выгрузки силосной массы из комбайна используется дополнительный транспортер, который уста навливается под молотилкой несколько сза ди барабана, под углом 75° к направлению движения комбайна. Верхняя кромка наклон ной части транспортера должна быть на вы соте 2,75 м от земли, она удерживается рас тяжками. Нижняя горизонтальная часть транспортера крепится к раме комбайна с помощью угольника 45 X 45.
48
Рио. 10. Схема переоборудованного комбайна С-6.
Транспортер приводится в движение с по мощью карданного сочленения от вала прием ного битера. Для этого вал удлиняется на 60 мм и на нем устанавливается 10или 12зубовая звездочка. Горизонтальная часть транспортера оборудуется натяжным приспо соблением.
Преимущество переоборудованного комбай на состоит в том, что при уборке работают не все его узлы, а только жатка, транспортер при емной камеры, барабан и одна подбарабанная секция. Очень удобным является обычное дви жение автомобиля своим ходом сбоку ком байна.
Чтобы увеличить грузоподъемность автомо биля, кузов наращивают съемными деревянны ми щитами с двойными стойками. Для автомо билей ГАЗ-63 и ГАЗ-51 высота правого щита 100—120, а левого 120—140 см; для автомоби лей ЗИЛ-585 и ЗИЛ-150 — соответственно 80— 100 и 100—120 см. Задний борт самосвала целе сообразно заменить сменным решетчатым бор том, высота которого на 700—1000 мм выше за водского. Это потребовало поднять транспор тер комбайна над кузовом машины на 90— 100 см. Обычно на разравнивании силосной массы в кузове было занято 1—2 человека, с увеличением емкости кузова и удлинением
50
транспортера необходимость в разравнивании отпала.
Для хорошего срезания стеблей пальцы ре жущего аппарата жатки снимают с пальцевого бруса. Вместо них с помощью уголка устанав ливают неподвижный нож, на нижние плоско сти сегментов которого опирается режущий нож. Радиус вращения планок мотовила увели чивается удлинением лучей в зависимости от высоты кукурузы, при этом удобнее оставить только три планки. Обороты мотовила умень шают до 19 в минуту. Для этого на валу ко робки передач ставят 7-зубовую, на валу контрпривода — 30-зубовую и на валу мотови ла 34-зубовую звездочки.
Крайние стойки ветрового щита и поддер живающие угольники мотовила заменяются более длинными. Левую стойку устанавливают длиной 1280 мм, а правую—J210 см. Поддер живающие угольники мотовила изготавлива ю т— левый длиной 2050 мм, правый — 1925 мм. На каждом угольнике приваривают косынку, поддерживающие угольники с натя нутыми шпренгелями закрепляются на стойках ветрового щита и соединяются с его верхним горизонтальным угольником, изготовленными из уголка 30 X 30 мм, длиной 650 мм. Верхние
51
болты стоек заменяются другими длиной
410 мм.
Ветровой щит жатки наращивается по вы соте на 500 мм, что предотвращает перебрасы вание стеблей.
Чтобы транспортер приемной камеры не забивался, его поддон со стороны двигателя вырезается по длине на 100 мм, а угольник, поддерживающий поддон, опускается на 30— 40 мм.
Из молотильного аппарата вынимают вто рую и третью секции подбарабанья. На остаю щейся секции устанавливают заостренные клиновидные штифты, сделанные из обычных путем оттяжки кузнечным способом с после дующей закалкой и заточкой лезвия. От пере мещения секция удерживается двумя планка ми, которые одеваются на втулки болтов под барабанья. Транспортер вороха и деревянная часть главного битера снимаются. Для направ ления измельченных стеблей на дополнитель ный транспортер над барабаном устанавлива ют металлический щиток.
Разгрузка автомобилей с измельченной си лосной массой производится при помощи трак тора и лебедки. Механизированная разгрузка позволяет резко сократить время простоя транспортных машин.
62
Разгрузочные устройства бывают разных типов: сетки, изготовляемые из деревянных брусьев, соединенных между собой канатами из пеньковой веревки; щит-лопата; разгрузоч ный брус и другие.
При использовании этих простейших при способлений можно разгружать автомашину за 2 минуты, вместо 15—20 минут при раз грузке вручную.
Разравнивание куч и трамбовку силосной массы лучше всего производить бульдозером
Д-159 (РТ-54).
Опыт передовых механизаторов показывает, что хорошее знание конструкций машин и осо бенностей их эксплуатации значительно способ ствует высокопроизводительной работе при уборке кукурузы на силос.
УБОРКА САХАРНОЙ СВЕКЛЫ
Уборка сахарной свеклы — весьма трудоем кая работа. Достаточно сказать, что около 80 процентов всех трудовых затрат приходится на уборочные работы. В некоторых хозяйствах
на |
уборку одного |
гектара затрачивается до |
50 |
человеко-дней, при урожайности корней |
|
200 |
центнеров с |
га. Происходит это потому, |
что |
на уборке все еще применяется малопроиз |
53
водительный ручной труд. Снижение затрат труда и сокращение сроков уборки возможно лишь при широкой механизации работ, ис пользовании свеклоуборочных комбайнов.
Комбайновая уборка
Хозяйства Иркутской области имеют 40 свеклоуборочных комбайнов СКЕМ-3 и СКЕМ-ЗГ', парк которых будет расти еже годно.
Впервые комбайновая уборка свеклы про изводилась в 1960 году в совхозе «Зиминский». Комбайнер Машугин на комбайне СКЕМ-ЗГ убрал 25 га посевов свеклы. Но во многих хо зяйствах свеклоуборочные комбайны бездейст вовали по причине того, что механизаторы не знали их устройства и регулировки, а посевы свеклы были произведены без учета требова ний комбайновой уборки.
Большинство свеклокомбайнов (СКЕМ-3, СКЕМ-ЗГ, КС-3, СКН-2М) ведет работы по уборке посевов сахарной свеклы с междурядиями 45 см. Только комбайн СКП-2Г убирает посевы с междурядием 60 см, он широко ис пользуется в районах поливного свекло сеяния.
54
Свеклокомбайны СКЕМ-ЗГ и КС-3 — трех рядные, теребильного типа. Техническая ха рактеристика и устройство комбайнов одинако вы. На комбайн КС-3 придается специальное приспособление — шнековый очиститель для дополнительной очистки корней свеклы и по грузки их в рядом идущие транспортные сред ства.
Для удовлетворительной работы комбайнов теребильного типа особое внимание нужно об ратить на то, чтобы подкапывание и теребле ние корней происходило одновременно. Это до стигается соответствующей установкой подка пывающей лапы на раме свеклокомбайна. Лапа закрепляется так, чтобы ее носок высту пал на 30—40 мм вперед от центра оси перед него ведомого ролика теребильной цепи. Та кое устройство обеспечивает хороший захват ботвы. Глубина подкапывания устанавливает ся в зависимости от длины корней.
Качество обрезки свеклы зависит от высо ты захвата ботвы теребильными лапами. Если комбайнер следит за высотой расположения теребильных аппаратов над почвой и поддер живает ее в пределах 80—90 мм, то качество среза головок с ботвой всегда бывает хоро шим. Для обеспечения нормальной обрезки ботвы между дисковым ножом и нижней плос
55
костью выравнивателя должен быть зазор в пределах б—8 мм для корней малых размеров и 10—12 мм для корней больших размеров.
Правильно отрегулированные комбайны обеспечивают подкапывание и выборку из земли 95—98% корней и их очистку от ботвы на 70—75%.
На свеклокомбайнах СКЕМ-ЗГ и КС-3 устанавливается гидроуправление, которое автоматически направляет их по убираемым рядкам сахарной свеклы. Применение гидро управления дает возможность повысить каче ство работы комбайнов, поднять их производи тельность, сократить обслуживающий персонал и возможность использования на ночной уборке.
При нарушении прямолинейности рядков, неравномерном размещении растений, сильной засоренности посевов и наличии развитой бот вы сахарной свеклы становится невозможным использование копир-водителя для автомати ческого движения комбайна по рядкам. Это происходит потому, что на разреженных посе вах копир-водитель, коснувшись своим нащупывателем ботвы сахарной свеклы, уводит комбайн в сторону от рядка.
Комбайнеры учхоза «Оёкский» этот недо статок устранили следующим образом. На пе
56
редней части рамы комбайна они установили сиденье для штурвального, который с по мощью рукоятки удлиненного коромысла гид роуправления ведет агрегат точно по рядкам.
Для уборки сахарной свеклы в неполивных районах свеклосеяния применяется свеклоубо рочный комбайн СК.Н-2М. Агрегатируется он тракторами «Беларусь» и Т-38, имеет ботво срезающий аппарат с вращающимися диско выми ножами, выкапывающее устройство, приспособление для доочистки головок корней, бункеры сбора корней и ботвы.
При движении агрегата по рядкам сахарной свеклы ботва на корню срезается и поступает на продольный транспортер, в конце которого установлен битер, перетряхивающий и пере брасывающий ботву на поперечный транспор тер, откуда ботва подается в бункер.
Одновременно с обрезкой ботвы выкапы ваются корни с двух соседних рядков, с кото рых она была удалена при предыдущем про ходе. Корни выкапываются специальными вы жимными копачами лемешкового типа с дис ками. Выжатые из почвы корни поступают на транспортер-очиститель. Затем они направ ляются на наклонный элеватор, а оттуда в бункер.
67
Применение простейших орудий
Кроме свеклокомбайнов, на уборке свеклы широко применяются свеклоподъемники, под капывающие скобы, тракторные плуги, карто фелеуборочные машины. Они используются для подкапывания корней с последующей подборкой вручную.
Свеклоподъемники СНУ-ЗР, СНХ-2 и дру гие навешивают на гидросистему пропашных тракторов. Для предотвращения излишнего заглубления рабочих органов и перекосов свеклоподъемник снабжен ограничительными цепями.
Перед началом работы следует расставить лапы подъемника на требуемую ширину меж дурядий. Запрещается подкопка приспособле нием с затупившимися лапами. Ни в коем слу чае недопустимо поперечное шатание подъем ника. Во время работы необходимо периоди чески очищать лапы от налипающей земли и сорняков.
Хорошо зарекомендовали себя на уборке свеклы подкапывающие скобы, которые можно изготовить в любом хозяйстве. Подкапываю щая скоба имеет нож размером 1400 X 200 X X 10 мм, прикрепленный к двум вертикаль
58
ным стойкам. Глубина подкапывания регули руется изменением длины ограничительных цепей, свободные концы которых крепятся к серьге гидроподъемника трактора. Угол вхож дения ножа в почву регулируется изменением длины верхней тяги механизма навески трак
тора.
При отсутствии простейших свеклоубороч ных орудий для подкапывания свеклы приме няют тракторные навесные плуги, у которых снимают отвалы, предплужники и дисковые
ножи.
На посевах с междурядиями 45 см можно использовать плуг ПН-3-35, а на междурядьях 60 и 70 см — плуг ПН-4-35. Глубина подкапы вания регулируется опорным колесом.
При уборке свеклы свеклоподъемниками, подкапывающими скобами и тракторными плу гами не допускается предварительная срезка ботвы сахарной свеклы, ибо это может вы звать потерю большого числа корней в раз рыхленной почве. Для механизации выборки подкопанных корней применяют картофелеубо рочные машины ТЭК-2, КТН-2М, КГП-2 и т. д. В этом случае лемехи картофелеуборочных машин заменяют на прямоугольные, передняя кромка которых заточена.
59