Файл: Найдены тонны цветного металла сб. ст. об экономии цвет. металлов, 1961. - 77 с. - Текст непосредственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/і. ХОЗІПЮИ

СОВЕРШЕНСТВУЯ ПРОИЗВОДСТВО

Завод транспортного машиностроении единственное предприятие в Советском Союче, которое серийно выпускает различный меха­ низированный инструмент для путевых дорож­ ных работ.

Конструкторы, технологіи, рационализаторы и изобретатели завода постоянно трудятся над созданием новых, более совершенных кон­ струкций, инструментов, позволяющих меха­ низировать нелегкий труд путейцев.

Успешно решая эту задачу, коллектив заво­ да в то же время борется я за снижение веса выпускаемых машин, что даст возможность сократить расход материалов и, в первую оче­ редь, дефицитных сплавов па медной и оловянистой основе. Так, если рельсорезиый станок,

по

изготовленный на заводе в 1957 году, имел вес 90 кг, то такой же станок образца 1960 года весит уже 84 кг. При общем снижении веса инструмента годовой расход обмоточного про­ вода по заводу сократился более чем на тонну.

Молодой инженер-конструктор Ю. С. Огарь предложил изменить конструкцию статорного железа электродвигателя. Дело в том, что мощность электродвигателя зависит от коли­ чества витков обмотки статора и активного се­ чения статорного железа. При старом методе, когда в паз вкладывалось слишком много изоляционных материалов, для сохранения не­ обходимой емкости увеличивали количество листов в статоре. Расход медного провода был большим.

За счет уменьшения количества изоляцион­ ных материалов, укладываемых в пазы, стало возможным вырубать листы статора с пазами меньшей величины. Это позволило увеличить емкость одного листа и сократить число ли­ стов в статоре. Статор стал короче. Такое из­ менение статорного железа и сокращение па­ кета снизило расход обмоточного провода на 400 граммов на каждый двигатель рельсорез­ ки. На 800 г сократился расход провода на

70

двигатель рельсосверлилки типа 1024-Б. Об­ щая годовая экономия от изменения в техно­ логии изготовления электродвигателей — 3,5 тонны медного обмоточного провода. Коэффи­

циент полезного действия моторов при этом значительно повысился.

Конструктор Огарь предложил заменить провод ПЛБО, имеющий большой изоляцион­ ный слой, проводом типа ПЭВ1 или ПЭВ2 с более тонкой эмалевой изоляцией. Это со­ здаст предпосылки для дальнейшей работы по уменьшению длины статора, а следовательно,

иэкономии проводов. Правда, провода ПЭВ1

иПЭВ2 стоят несколько дороже, но это не

скажется на себестоимости продукции, так как их для обмотки потребуется значительно меньше. На каждый условный киловатт дви­ гателя будет экономиться 0,5 кг провода и 1 кг дина мной стали. Перевод всех двигателей на обмотку проводом с эмалевым покрытием сбережет заводу за год около 6500 кг меди и большое количество динамной стали.

Огарь взял шефство над бригадой коммуни­ стического труда, которую возглавляет Лидия Вострых. Конструктор не раз бывал на рабо­ чих местах членов бригады обмотчиц. Помогал им советом и делом в освоении рациональных

71


приемов труда при выполнении той или иной операции. Вместе с бригадой искал пути даль­ нейшего сокращения расхода материалов. Коллектив обмотчиц активно включился в эту работу. В прошлом году, например, ими сбе­ режено 350 кг обмоточного провода. После ян­ варского Пленума ЦК КПСС девушки взяли обязательство за счет сэкономленных матери­ алов произвести обмотку ста электродвигате­ лей для сельского хозяйства области.

Работники технического отдела завода внес­ ли предложения по технически обоснованному снижению норм расхода дефицитных сплавоя на медной и оловянистой основе. Инженеры технического отдела Попов и Рожков, напри­ мер, дали удачный вариант конструкции ла­ тунной гайки Мб, необходимой для сборки ка­ бельной вилки электропутевого инструмента. Они предложили заменить шестигранную гай­ ку четырехгранной. Это позволило разрабо­ тать очень простой и вместе с тем экономич­ ный метод ее изготовления.

Если раньше гайка вытачивалась из шести­ гранного латунного прутка на токарных ав­ томатах, то теперь она штампуется из листо­ вой латуни толщиной 5 мм безотходным по­ следовательным трехрядным штампом. Этим

7%

Инженер-конструктор гои. Огарь беседует с бригадиром бригады коммунистического труда

Лидией Вострых

штампом одновременно пробиваются и от­ верстия.

Изменение конструкции и технологии изго­ товления гайки сократило расход латуни на 10 г па каждую единицу, а за год экономится около 241 кт латуни.

Начальник цеха электроинструмента А. К. Абрамкин нашел еше один путь снижения рас­

73

хода латуни при изготовлении кабельной вил ки. За счет устранения буртика на штырях вилки и внедрения местного пережима заго­ товки в специальном штампе удалось заме­ нить пруток латуни диаметром 10 мм на мень­ ший, шестимиллиметровый.

Кабельная вилка — массовая продукция Она требуется для всех видов дорожного ме­ ханизированного инструмента. Только в про­ шлом году за счет уменьшения расхода цвет­ ного металла на ее изготовлении было сэко­ номлено 1,45 тонны латуни. В денежном выра­ жении это составило почти 45 тысяч рублей.

На протяжении ряда лет на заводе прово­ дится работа по снижению расхода алюминие­ вых сплавов. Снижение расходов этого, хотя и менее дефицитного материала проводится в основном за счет перевода отливки некоторых деталей на литье под давлением. Применение прогрессивной технологии при изготовлении крышек, вентилятора и корпуса статора элек­ тродвигателей позволяет высвободить за год для других нужд производства 3,2 тонны алю­ миния. Резко снизились и затраты на механи­ ческую обработку деталей. Так, при изготов­ лении корпуса статора электродвигателя гаеч­ ного ключа расход металла уменьшился в два

74


Корпус статора ЭК-І. Справа—отлитый в землю. Вес 1,5 кг. Слева—литьем под давлением. Вес 0,75 кг

раза и на две трети сократилась трудоемкость его изготовления.

Завод изготовил ряд опытных образцов ма­

шин с

бензиновым

двигателем

мощностью

3 л. с.

Новый двигатель легче выпускаемого

в настоящее время

и

исключает применение

обмоточного материала.

Это даст

экономию

сотен килограммов меди.

 

/;>

і> 1960 іоду завод сэкономил две е полови­ ной тонны латуни и семнадцать тонн оловянистой бронзы. На 1961 год коллектив завода взял повышенные обязательства — выполнить годовой план по экономии цветных металлов т<о дню открытия XXII съезда КПСС.

СО Д ЕР ЖА НІ И:

 

 

Сгр.

Введение ..........................................................................

3

II. Малахова. Вклад турбостроителей.....................

6

С. Соснин. Дорогу резервам эконом ии.................

38

В. Главацкий. Ценные сбереж ения.........................

52

В. Хозиков. Совершенствуя производство ѵ . . .

(№

НАЙДЕНЫ ТОННЫ ЦВЕТНОГО МЕТАЛЛА

Сборник статей

Художник В. .Чуканин Редактор //. Зимин

Художественный редактор А . Пелипенко Технический редактор Н. Иванов

Корректор Михайлова

 

*

 

 

ТБ02117

Сдано в набор 1/ІХ

1%1

г. Подписано

к печати 22/XI-€1 г. Формат 60Х921/ 3>

Печ. л. 2,5-

Уч.-изд. л.

2,1 Изд. 294

Тираж 2000 экз^

 

Цена 6 коп. Зак.

178

 

Калужское книжное издательство, пл. Ленина, 6

*

Калужская типография облпрлнграфнздата управления культуры, пл. Ленина, Г»



i '

В Калужском книжном издательстве вышли в свет и находятся в продаже следующие книги и брошюры:

j

К . С о б о л е в с к и й

Советы молодому слесарю Цена 10 коп.

Л . Н и к и т и н

Советы молодому токарю Цена 39 коп.

I

Я . Р а й ц е с

'Творческое содружество

Цена 9 коп.

 

Д . Л у к ь я н о в

 

По выплавляемым моделям

 

Цена 2 кои.

 

ПОКУПАЙТЕ ЭТИ КНИГИ И БРОШЮРЫ

 

В МАГАЗИНАХ КАЛУЖСКОГО ОБЛКННГОТОРГА

I j

И ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ!

І ' _ .

_________

В Калужском книжном издательстве вышли в свет н находятся в продаже следующие книги и брошюры:

В. Ремнеа

О моей профессии

Цепа 3 кои.

. 1. Щеглов, !!. Горинов

Боровские ткачи

Цена 4 коп.

М. Зябочкин

Гришенкова и ее подруги

Цена 6 коп.

М. Зябочкин, В. Сафронов

Место в жизни

Цена 3 коп.

ПОКУПАЙТЕ ЭТИ КНИГИ И БРОШЮРЫ

ВМАГАЗИНАХ КАЛУЖСКОГО ОБЛКНИГОТОРГА

ИПОТРЕБКООПЕРАЦИИ!

V