Файл: Найдены тонны цветного металла сб. ст. об экономии цвет. металлов, 1961. - 77 с. - Текст непосредственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ное литье таких деталей, как вкладыши и сег менты, сберег в I960 году заводу до тонны бронзы и сплавов на медной основе.
Нашли литейщики и еще один путь эконо мии. Около 6 тонн сберегает такое мероприя тие, как ускорение плавки и разливки металла.
Одновременно с литейщиками над уменьше нием припусков на обработку деталей литья и проката и улучшением технологии работают и технологи и конструкторы. Был пересмотрен целый ряд деталей, уточнены их чистовые ве са, внесены изменения в спецификацию.
Не менее широкие возможности |
экономии |
|||
лежат |
в замене одного металла другим. |
Вот |
||
один из примеров. |
|
|
|
|
На |
каждую втулку |
трансформатора |
в |
|
150 л. |
с. расходовалось |
около 1,4 |
кг бронзы. |
|
1ехник |
специального конструкторского бюро |
В. Н. Ладошин предложил заменить бронзу антифрикционным чугуном АС4-1. Правда, де таль стала несколько тяжелее, но стоит она гораздо дешевле. Да и ценного металла — бронзы — завод будет экономить в год более полутонны.
Много значит рабочая смекалка
Незначительное, на первый взгляд, измене ние в конструкции или технологии оберегает
45
предприятию немало рабочей силы, средств и материалов.
Токарь 15-го цеха Акимов занимается изго товлением камер для турбогенераторов. Дела ются они из латуни. Заготовкой для детали служит пруток определенного сечения и опре деленной длины.
Технологией предусматривалось 5 мм на каждый отрез.
Начал Акимов с малого. Он решил умень шить ширину отреза, для чего применил более узкий отрезной резец. На каждой детали эко номилось 1,5 мм.
Первая удача вдохновила рационализатора. Он решил пойти дальше по пути сокращения отходов.
Для зажима последней камеры дается при пуск в 25 мм. Акимов стал отрезать заготовку без припуска с тем, чтобы отходы были совер шенно исключены.
Все это и позволило новатору из тех 50 ка мер, что о« изготовляет за смену, экономить материал на одну сверхплановую деталь.
Серьезное, вдумчивое отношение к выпол няемой работе помогло Акимову ежедневно сберегать для предприятия более килограмма дефицитного материала. Кажется, немного,
Но если сложить усилия всех тех, кто с душой относится к своему делу, граммы вырастают в килограммы, килограммы — в тонны.
Цех № 15 изготавливает шунтовые турбо генераторные катушки, укладывает их в тело якоря іи запрессовывает концы обмоток в пла станы коллектора. И вот здесь после зачистки якорей остаются небольшие, в 2—3 см кусочки провода. Долгое время они считались неизбеж ными технологическими отходами. Сейчас трудно установить, кто первый решил исполь зовать их в качестве заклепок для крепления войлочной прокладки к крышкам турбогенера тора, но факт остается фактом: при хозяйском подходе к делу отход стал производственным сырьем.
Отрадно, что на заводе ищут -и находят пути
экономии материалов не только при выпуске продукции, идущей на собственные нужды, но
и при производстве изделий, которые постав ляются по кооперации другим заводам. Так, для Калужского завода пирометрических при боров машиностроители готовят 5000 корпусов. По первоначальной технологии черновой вес заготовки детали составлял 0,95 кг. Корпус формировался по 4 штуки в опоке с централь ным стержнем.
47
Технолог цеха № 3 Т. В. Яковлева рассуди ла, что можно формировать в опоку сразу по 6—8 деталей. Только нужно изменить разъем модели. Ее расчеты проверили и убедились в целесообразности такого усовершенствования. Новый способ формовки позволил отказаться от центрального стержня. Кроме того, были учтены чертежные размеры, внесены некото рые изменения в конструкцию крышки кор пуса. Ранее крышка крепилась к корпусу тре мя шурупами, для чего крышка имела три ушка. Новая конструкция предусматривает крепление только двумя винтами. В итоге черновой вес заготовки снизился до 500 грам мов, на всю программу экономится 2250 кг алюминия АЛ-9.
Экономия по зарплате составила 180 руб лей, а общий экономический эффект — 1490 рублей.
Идя навстречу XXII съезду партии, коллек тив завода принял повышенные обязательства. Увеличить выпуск продукции, повысить произ водительность труда, снизить себестоимость продукции, экономить материал — вот за что боролись машиностроители, готовя съезду свои трудовые подарки.
На электромонтаже тепловозов работают
48
семь дружных ребят. Это бригада коммуни стического труда, возглавляемая бригадиром И. Сундуковым. Из сэкономленного в 1960 го ду провода бригада произвела монтаж на двух тепловозах. В этом году борьба за эконо мию проводов продолжается. Коллектив ре шил ко дню открытия XXII съезда партии сбе речь столько же провода, сколько сберег за весь 1960 г.
Взятое обязательство подкрепляется делом. На сборке узлов люди бригады бережно отно сятся к каждому сантиметру провода. Изыски ваются пути более рационального использова ния этого дефицитного материала. Когда по заводу была объявлена эстафета-рационали заторских дел, посвященная предстоящему съезду партии, электромонтажники не оста лись в стороне. И. Сундуков, В. Волкович и С. Рогалев подали в эти дни 4 рационализа торских предложения, направленных на даль нейшую экономию проводов и усовершенство вание выпускаемых цехом машин.
Вот одно из предложений Рогалева. Провод от потолочного светильника в кабине машини ста шел на клемник пульта приборов. К клемнику же подходил провод от включателя бата реи. Рационализатор предложил вести про водку от светильника прямо на выключатель
4 Зак. 178 |
49 |
батарей, минуя клемник. Так экономится 1 метр медного провода.
Новое входит в производство
Все увереннее входит на предприятия эконо мического района такой прогрессивный мате риал, как пластмасса. Еще совсем недавно стиракрил был известен только работникам зубопротезных мастерских.
У этого скромного материала, однако, ока зались такие качества, что он начинает быстро завоевывать популярность. Опыт использова ния стиракрила при ремонте оборудования на ряде предприятий страны показал, что время ремонта отдельных деталей сокращается при мерно в 10—12 раз. Машиностроители на пер вых порах думают использовать стиракрил на восстановлении резьбы гаек ходовых винтов токарно-винторезных станков. Если раньше изношенная бронзовая гайка выбрасывалась, а на ее место готовилась новая, то теперь одну гайку можно будет использовать в течение очень длительного времени, производя ее вос становление по мере износа стиракриловой резьбы. Найдет стиракрил применение и на других ремонтных операциях, экономя мате риал и рабочее время.
50
Потерям — заслон общественности! Везде во всем беречь народное добро! — стало бое вым девизом на заводе. И если еще встреча ются случаи нерационального использования материалов, появления брака, то это пре дается широкой гласности, намечаются кон кретные пути борьбы с потерями.
В. ГЛАВАЦКИЙ
ЦЕННЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ
Коллектив Людиновского тепловозострои тельного завода, включаясь в социалистиче ское соревнование в честь XXII съезда КПСС, взял конкретные обязательства по экономии меди, бронзы, баббита, нихрома и других цветных металлов.
В решении этой задачи большой государст венной важности принимают активное участие сотни новаторов и рационализаторов завода.
Передовики производства пошли прежде всего по пути изыскания заменителей цветных металлов. Изыскивая заменители, они вместе с тем улучшают производство изделий.
Бригадир слесарей по ремонту оборудова ния первого литейного цеха С. Е. Астахов внес предложение заменить вкладыши смеси-
52
тельных барабанов .подшипниками качения. На изготовление одного вкладыша расхо дуется 26,4 кг бронзы. Срок службы комплек та вкладышей небольшой — 2—2,5 месяца. Подшипники качения оказались в три с лиш
ним раза дешевле, |
а срок их службы — в |
шесть раз больше. |
Завод сэкономил на этом |
свыше 300 кг бронзы.
Инструктор-наладчик оборудования этого цеха В. П. Панкратов предложил в электро печах для плавки баббита применять чугун ные ванны вместо сварных из листовой стали. В течение года для двух электропечей требо валось 24 таких ванны. В ваннах ведется плавка баббита. Нагрев до соответствующей температуры производится специальными нихромовыми элементами. На такую спираль рас ходуется 5,5 кг нихрома. На обогревательные элементы ежегодно тратилось 132 кг дорого стоящего сплава никеля с хромом. Замена стальных ванн на чугунные-сократила расход этих цветных металлов.
По предложению нормировщика ремонтно механического цеха М. В. Семенова переведе но производство маточных гаек для токарных станков ДИП-200 и ДИП-300 с пруткового ма териала на заготовки точного литья. Благода
53
ря этому экономится на каждой маточной гайке 7,38 кг бронзы.
Бригадир слесарей первого литейного цеха П. Я- Ширяев и слесарь этого же цеха П. Н. Ульянкин перевели сушильный барабан со скользящих бронзовых подшипников на шари коподшипники. Это дало ежегодную экономию в 432 кг оловянистой бронзы, стоимость кото рой выражается в 5100 рублях.
При ремонте нескольких токарных станков типа ДИП-200 и ДИП-300 бронзовые подшип ники скольжения заменили на стальные под шипники качения. Восемьсот с лишним кило граммов бронзы заприходованы в актив цеха.
Диспетчер ремонтно-механического цеха Т. Е. Фирсова предложила шестерни редукто ров целиком отливать из чугуна. До недавних пор ступица этой шестерни отливалась из чу гуна, а венец .делался из бронзы. На одну шестерню редуктора расходовалось 1,1 кг бронзы. Предложение тов. Фирсовой позволи ло сэкономить значительное количество бронзы.
Производственники инструментального цеха слесарь Зверев и токарь Моисеев модернизи ровали переднюю бабку круглошлифовально го станка № 682. Подшипник скольжения пе редней бабки заменен на подшипник качения.
54
Это дает возможность экономить цветной ме талл и сократить время ремонта станка. Эко номический эффект от предложения Зверева и Моисеева свыше 600 рублей.
Труженики первого механического цеха включили в план очередных мероприятий пере вести станки с подшипников скольжения на подшипники качения, что улучшит качество работы станков и сэкономит бронзу*
А вот еще один характерный пример. Для прецизионных (высокоточных) плоскошли фовальных станков требовались согласно тех ническому паспорту завода-изготовителя баб битовые подшипники. Нормой предусматри вался расход оловяшгстого баббита 4,5 кг на станок в год. Баббитовые подшипники были заменены на бронзовые. Срок службы их ока зался более продолжительным, а себестои мость снизилась в четыре раза.
Труженики ремонтно-механического цеха тоже принимают активное участие в походе за экономию и бережливость. По предложению инспектора кранового хозяйства В. Г. Ахрамеева, например, на кране № 7 бронзовые под шипники заменены стальными. Общий вес бронзы, которая снята с этого крана, превы шает 200 кг.
55
Металлисты первого механического цеха бронзовые токоприемники на мостовых кранах заменили на чугунные. Тайки ходовых винтов и суппортные гайки токарных станков стали изготовлять не из бронзы, как раньше, а из чугуна. Из антифрикционного чугуна стали де
лать |
втулки для |
бегунов |
электрокранов. |
Все |
эти |
мероприятия |
сберегли цеху 420 кг дефи |
||
цитной бронзы. |
участков |
' ' |
} |
|
На одном из |
цеха имелось два |
строгальных станка производства иностран ных фирм. Через каждые 3—4 месяца на этих станках приходилось менять шестерни, изго тавливаемые из бронзы. В настоящее время на станках работают чугунные червячные шестерни. Такое небольшое мероприятие дает около 100 кг годовой экономии бронзы.
Обычно кулачки переключений реостатовконтролеров у электрокранов изготовлялись из красной меди. Коллектив первого механиче ского цеха эти кулачки заменил на бронзо вые, изготовляемые из отходов производства. 40 кг меди было сдано на склад. Замена меди бронзой или латунью экономически выгодна для предприятия.
В цехе имеются четыре станка ДИП-300 с бронзовыми подшипниками скольжения, кото рые, как правило, через несколько месяцев ра
56