Файл: Найдены тонны цветного металла сб. ст. об экономии цвет. металлов, 1961. - 77 с. - Текст непосредственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
удается достигнуть большой степени раскисле ния металла без помощи дорогостоящих фер росилиция и алюминия, необходимых в качест ве раскислителей при основном процессе.
Достоинство нового процесса еще и в том, что, благодаря раскисляющему действию по дины, футерованной динасовым кирпичом, ме талл меньше загрязняется неметаллическими включениями, он менее газонасыщен, что очень важно для получения высококачественных от ливок.
Кислые печи более производительны, а что бы удалить вредные примеси металла, приме няют чистую шихту.
Анализ проведенных отливок дал сле дующие экономические показатели: расход алюминия на одну тонну жидкой стали сокра щается на 50%, ферросилиция — на 70% ■
Во внедрении нового технологического про цесса активное участие принимали бригады сталеваров А. К. Толкачева и А. И. Гераси мова.
Во втором году семилетки было начато строительство корпуса цветного литья. После ввода его в строй изготовление целого ряда деталей из цветных металлов будет переведено.
16
на точное литье. В этом корпусе будет устп* новлено оборудование для литья по выплав ляемым моделям.
Вопросу экономии цветных металлов много внимания уделяют рационализаторы завода. Основным поставщиком деталей из цветных металлов является первый цех. Здесь обраба тываются латунные масло-отбойные щитки, бронзовые пробки масляного фильтра турбин, поршни турбонасоса и ряд других деталей.
В цехе большой и работоспособный коллек тив рационализаторов. Много ценных предло жений подано ими в отдел изобретательства и технической информации завода.
Большую помощь рационализаторам оказы вает уполномоченный по рационализации и изобретательству в цехе В. В. Михалевский. Он работает инженером испытательного стен да узлов регулирования турбин, хорошо зна ком с конструкцией и технологией изготовле ния всех деталей и узлов, поэтому рационали
заторы цеха за советом обращаются прежде всего к нему.
Был такой ‘Случай. Смена уже подходила к концу, когда к инженеру Михалевскому по дошли два токаря Й. Г. Горин и А. Г. Маслов. 1
2 Зак. 178 |
17 |
/О
—Послушай, Василий Васильевич, мы хо тим изменить ' конструкцию маслоотбойного щитка, облегчить обработку. Как ты думаешь, возможно это? — спросил токарь Горин.
—То есть отрезать заготовку маслоотбой ного щитка из двухмиллиметровой листовой латуни отрезным резцом, — пояснил Маслов.
Рационализаторы показали Михалезскому схематичные чертежи на маслоотбойные щитки, которые им приходилось обрабатывать. Васи лий Васильевич и сам хорошо знал, что маслоотбойные щитки отличались друг от друга кон структивно не только у турбин разных марок, но и даже у переднего и заднего подшипников одной турбины. Взять хотя бы маслоотбойные щитки у турбин АР-4-3 и АП-6. Толщина их в месте крепления к корпусу подшипника коле балась от 5 до 10 мм. При механической обра ботке латунной заготовки для маслоотбойного щитка в отход уходило более 40% латуни.
Рационализаторы Маслов и Горин предло жили унифицировать маслоотбойные щитки, сделав стабильной их толщину по всей пло щади сечения. Способ крепления на корпусе подшипника остается прежним. На чертеже № 3 показана старая и новая конструкция маслоотбойного щитка.
18
А. Г. Маслов и И. Г. Горин за чертежами маслоотбойного щитка новой конструкции
2*
Василий Васильевич внимательно выслушал рационализаторов .и одобрил их предложение. Оно было одобрено также конструкторским от делом и отделом главного технолога.
. Черт. № 3. Маслоотбойный1щиток:
а—новая конструкция; б—старая конструкция
После соответствующего изменения черте жей технология изготовления маслоотбойного
20
щитка значительно упростилась: были сняты такие токарные операции, как расточка и про точка. Значительно снижен расход латуни.
Если раньше на изготовление щитков перед него и заднего подшипников турбины АР-6, на пример, требовалось 12,5 кг латуни, то с внед рением предложения Маслова и Горина рас ход латуни снижен в 5 раз. На изготовление маслоотбойных щитков турбин расход лату ни сокращен в 5 раз. Общая экономия латуни на изготовлении этих деталей в год составляет 780 кг. Общая экономия с учетом снижения трудозатрат — около 1000 рублей в год.
Токари Маслов и Горин— авторы и второго рационализаторского предложения по эконом ному расходованию латуни. Турбинный завод выпускает турбины АК-4-4 для установки в энергопоездах. Для облегчения периодического осмотра и ремонта этих турбин в условиях энергопоездов служит специальный подъем ный механизм. Этот механизм состоит из че тырех стальных винтов, которые, как домкра ты, с помощью латунных гаек поднимают верхнюю часть корпуса турбины. Гайки вра щаются вручную гаечным ключом, для чего на латунной гайке крепится зубчатый венец.
.21
Рационализаторы Маслов и Горин предло жили делать гайку из стали. Как правило, не допускается изготовление трущихся поверхно стей деталей из однородных материалов, но в этом случае было сделано исключение, так как механиЗіМ подъема работает очень редко — пе риодичность осмотра турбины до двух раз в год.
С внедрением этого предложения завод по лучил возможность сократить расход латуни на 500 кг. Да и трудозатраты на изготовление гайки значительно снижены, так как раньше на латунной гайке крепился отдельно изготов ленный стальной зубчатый венец, а теперь гай ка выполняется из стали и состоит из одной детали.
В первом цехе завода производилась сборка масляного фильтра. Масляный фильтр служит для очистки масла, поступающего из бака в подшипники и систему регулирования турбины для смазки и охлаждения. В корпусе фильтра две секции. В то время как в одной из них происходит очистка масла, вторая может быть вынута для осмотра и ремонта. Специальной конструкции бронзовая пробка (чертеж № 4) направляет поток масла в ту или иную секцию масляного фильтра.
22
Черт. № 4. Пробка масляного фильтра:
а—контур отливки в землю; (У—контур отливки в корковую форму
Слесарь П. В. Абросимов обратил внимание на трудоемкость изготовления пробки масля ного фильтра и при этом большое количество отходов бронзы. Заготовка для пробки отлива лась в землю в виде круглой болванки весом в 23 кг. Чистовой же вес готовой детали был ра вен 4,2 кг. Заготовка превышала чистовой вес детали более чем в пять раз.
Трудозатраты на изготовление пробки мас ляного фильтра были очень велики, так как механическая обработка была очень трудо емкой.
Отлитая заготовка поступала в кузнечный цех, где проковывалась с целью ликвидации литейного брака в виде газовых пузырен и уса дочных раковин и уже в виде поковки посту пала в механический цех. Здесь на токарном станке производилась сначала черновая об дирка, разметка, затем долбежка на долбеж ном станке и, наконец, чистовая токарная об работка по контуру. Сколько драгоценной бронзы шло за это время в отходы!
— Нельзя ли сократить расходы бронзы, а заодно и снизить затраты на изготовление са мой детали? — задумался Петр Владимиро вич. — Не лучше ли отливать заготовку для этой пробки в корковую форму?
24
С этим вопросом обратился слесарь Аброси мов к уполномоченному по рационализации и изобретательству в цехе инженеру В. В. Михалевскому.
Василий Васильевич посоветовал рациона лизатору связаться с инженером-металлургом Филиппенко, который, работая в литейном це хе завода, занимался опытными отливками де талей в корковые формы. Производились экс перименты и по отливке в корковую форму пробки масляного фильтра, но они оказались неудачными.
Объединив свои усилия, рационализаторы Абросимов и Филиппенко добились успеха, и вскоре технология отливки пробки масляного фильтра была изменена. Теперь пробка масля ного фильтра отливается в корковую форму, и вес ее не превышает 8 кг, то есть заготовка ве сит теперь в три раза меньше, чем при отлив ке в землю.
Литье в оболочковые формы не только повы сило точность отливки, но и сократило механи ческую обработку, сняв такие трудоемкие опе рации, как обдирку, разметку и долбежкуТеперь осталась лишь чистовая токарная об работка по контуру.
25
Экономия металла на изготовлении одной пробки в. денежном выражении составляет 21 руб. 88 коп. Иными словами, с внедрением этого ценного предложения завод имеет воз можность изготовить пробок масляного филь тра в три раза больше, не увеличивая расхода металла.
П. В. Абросимову принадлежит и другое предложение по экономии бронзы. В пробке масляного фильтра сверлилось по вертикаль ной оси отверстие глубиной 250 и диаметром 10 мм. Операция по сверловке была трудоем кой и выполнялась квалифицированным свер ловщиком. Слесарь Абросимов предложил пре дусматривать отверстие в пробке масляного фильтра при отливке, вставляя в корковую форму перед заливкой металлическую трубку внутренним диаметром 10 мм.
Предложение было внедрено в производ ство и позволило не только снизить трудозат раты, сняв механическую обработку по свер ловке отверстия, но и экономить ежегодно 192 кг бронзы, достаточной для отливки 24 за готовок масляного фильтра.
Экономится около 180 кг баббита в год от внедрения в производство рационализаторско го предложения слесаря первого цеха В. В.
26
Слесарь П, В. Абросимов за работой
Иванова. Он предложил сократить расход баббита при заливке внутренней поверхности подшипника. Для этого потребовалось изме нить технологическую оснастку, предусмотрев в ней специальный буртик.
Работа рационализаторов первого цеха да ла заводу ощутимые результаты: от внедрен ных предложений завод будет экономить еже
годно более 3500 кг бронзы, что составляет немалый процент годовой потребности в брон
зе для завода.
Большую работу по экономии цветных ме таллов проводит и центральная заводская л а боратория.
По старой технологии лужение диафрагмен
ных лопаток производилось путем горячего лу жения. Диафрагменные лопатки погружались в расплавленное олово. При этом были боль шие потери цветного металла, так как, сопри касаясь е кислородом воздуха, олово окис лялось.
В конце первого года семилетки коллектив лаборатории внедрил гальваническое лужение диафрагменных лопаток в гальваническом от делении цеха № 3. Этот новый метод был внедрен силами инженеров-химиков заводской лаборатории Е. Г. Колпаковой и Л. А. Лисняк.
28