Файл: Найдены тонны цветного металла сб. ст. об экономии цвет. металлов, 1961. - 77 с. - Текст непосредственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

удается достигнуть большой степени раскисле­ ния металла без помощи дорогостоящих фер­ росилиция и алюминия, необходимых в качест­ ве раскислителей при основном процессе.

Достоинство нового процесса еще и в том, что, благодаря раскисляющему действию по­ дины, футерованной динасовым кирпичом, ме­ талл меньше загрязняется неметаллическими включениями, он менее газонасыщен, что очень важно для получения высококачественных от­ ливок.

Кислые печи более производительны, а что­ бы удалить вредные примеси металла, приме­ няют чистую шихту.

Анализ проведенных отливок дал сле­ дующие экономические показатели: расход алюминия на одну тонну жидкой стали сокра­ щается на 50%, ферросилиция — на 70% ■

Во внедрении нового технологического про­ цесса активное участие принимали бригады сталеваров А. К. Толкачева и А. И. Гераси­ мова.

Во втором году семилетки было начато строительство корпуса цветного литья. После ввода его в строй изготовление целого ряда деталей из цветных металлов будет переведено.

16

на точное литье. В этом корпусе будет устп* новлено оборудование для литья по выплав­ ляемым моделям.

Вопросу экономии цветных металлов много внимания уделяют рационализаторы завода. Основным поставщиком деталей из цветных металлов является первый цех. Здесь обраба­ тываются латунные масло-отбойные щитки, бронзовые пробки масляного фильтра турбин, поршни турбонасоса и ряд других деталей.

В цехе большой и работоспособный коллек­ тив рационализаторов. Много ценных предло­ жений подано ими в отдел изобретательства и технической информации завода.

Большую помощь рационализаторам оказы­ вает уполномоченный по рационализации и изобретательству в цехе В. В. Михалевский. Он работает инженером испытательного стен­ да узлов регулирования турбин, хорошо зна­ ком с конструкцией и технологией изготовле­ ния всех деталей и узлов, поэтому рационали­

заторы цеха за советом обращаются прежде всего к нему.

Был такой ‘Случай. Смена уже подходила к концу, когда к инженеру Михалевскому по­ дошли два токаря Й. Г. Горин и А. Г. Маслов. 1

2 Зак. 178

17

Послушай, Василий Васильевич, мы хо­ тим изменить ' конструкцию маслоотбойного щитка, облегчить обработку. Как ты думаешь, возможно это? — спросил токарь Горин.

То есть отрезать заготовку маслоотбой­ ного щитка из двухмиллиметровой листовой латуни отрезным резцом, — пояснил Маслов.

Рационализаторы показали Михалезскому схематичные чертежи на маслоотбойные щитки, которые им приходилось обрабатывать. Васи­ лий Васильевич и сам хорошо знал, что маслоотбойные щитки отличались друг от друга кон­ структивно не только у турбин разных марок, но и даже у переднего и заднего подшипников одной турбины. Взять хотя бы маслоотбойные щитки у турбин АР-4-3 и АП-6. Толщина их в месте крепления к корпусу подшипника коле­ балась от 5 до 10 мм. При механической обра­ ботке латунной заготовки для маслоотбойного щитка в отход уходило более 40% латуни.

Рационализаторы Маслов и Горин предло­ жили унифицировать маслоотбойные щитки, сделав стабильной их толщину по всей пло­ щади сечения. Способ крепления на корпусе подшипника остается прежним. На чертеже № 3 показана старая и новая конструкция маслоотбойного щитка.

18



А. Г. Маслов и И. Г. Горин за чертежами маслоотбойного щитка новой конструкции

2*

Василий Васильевич внимательно выслушал рационализаторов .и одобрил их предложение. Оно было одобрено также конструкторским от­ делом и отделом главного технолога.

. Черт. № 3. Маслоотбойный1щиток:

а—новая конструкция; б—старая конструкция

После соответствующего изменения черте­ жей технология изготовления маслоотбойного

20

щитка значительно упростилась: были сняты такие токарные операции, как расточка и про­ точка. Значительно снижен расход латуни.

Если раньше на изготовление щитков перед­ него и заднего подшипников турбины АР-6, на­ пример, требовалось 12,5 кг латуни, то с внед­ рением предложения Маслова и Горина рас­ ход латуни снижен в 5 раз. На изготовление маслоотбойных щитков турбин расход лату­ ни сокращен в 5 раз. Общая экономия латуни на изготовлении этих деталей в год составляет 780 кг. Общая экономия с учетом снижения трудозатрат — около 1000 рублей в год.

Токари Маслов и Горин— авторы и второго рационализаторского предложения по эконом­ ному расходованию латуни. Турбинный завод выпускает турбины АК-4-4 для установки в энергопоездах. Для облегчения периодического осмотра и ремонта этих турбин в условиях энергопоездов служит специальный подъем­ ный механизм. Этот механизм состоит из че­ тырех стальных винтов, которые, как домкра­ ты, с помощью латунных гаек поднимают верхнюю часть корпуса турбины. Гайки вра­ щаются вручную гаечным ключом, для чего на латунной гайке крепится зубчатый венец.

.21

Рационализаторы Маслов и Горин предло­ жили делать гайку из стали. Как правило, не допускается изготовление трущихся поверхно­ стей деталей из однородных материалов, но в этом случае было сделано исключение, так как механиЗіМ подъема работает очень редко — пе­ риодичность осмотра турбины до двух раз в год.

С внедрением этого предложения завод по­ лучил возможность сократить расход латуни на 500 кг. Да и трудозатраты на изготовление гайки значительно снижены, так как раньше на латунной гайке крепился отдельно изготов­ ленный стальной зубчатый венец, а теперь гай­ ка выполняется из стали и состоит из одной детали.

В первом цехе завода производилась сборка масляного фильтра. Масляный фильтр служит для очистки масла, поступающего из бака в подшипники и систему регулирования турбины для смазки и охлаждения. В корпусе фильтра две секции. В то время как в одной из них происходит очистка масла, вторая может быть вынута для осмотра и ремонта. Специальной конструкции бронзовая пробка (чертеж № 4) направляет поток масла в ту или иную секцию масляного фильтра.

22


Черт. № 4. Пробка масляного фильтра:

а—контур отливки в землю; (У—контур отливки в корковую форму

Слесарь П. В. Абросимов обратил внимание на трудоемкость изготовления пробки масля­ ного фильтра и при этом большое количество отходов бронзы. Заготовка для пробки отлива­ лась в землю в виде круглой болванки весом в 23 кг. Чистовой же вес готовой детали был ра­ вен 4,2 кг. Заготовка превышала чистовой вес детали более чем в пять раз.

Трудозатраты на изготовление пробки мас­ ляного фильтра были очень велики, так как механическая обработка была очень трудо­ емкой.

Отлитая заготовка поступала в кузнечный цех, где проковывалась с целью ликвидации литейного брака в виде газовых пузырен и уса­ дочных раковин и уже в виде поковки посту­ пала в механический цех. Здесь на токарном станке производилась сначала черновая об­ дирка, разметка, затем долбежка на долбеж­ ном станке и, наконец, чистовая токарная об­ работка по контуру. Сколько драгоценной бронзы шло за это время в отходы!

— Нельзя ли сократить расходы бронзы, а заодно и снизить затраты на изготовление са­ мой детали? — задумался Петр Владимиро­ вич. — Не лучше ли отливать заготовку для этой пробки в корковую форму?

24

С этим вопросом обратился слесарь Аброси­ мов к уполномоченному по рационализации и изобретательству в цехе инженеру В. В. Михалевскому.

Василий Васильевич посоветовал рациона­ лизатору связаться с инженером-металлургом Филиппенко, который, работая в литейном це­ хе завода, занимался опытными отливками де­ талей в корковые формы. Производились экс­ перименты и по отливке в корковую форму пробки масляного фильтра, но они оказались неудачными.

Объединив свои усилия, рационализаторы Абросимов и Филиппенко добились успеха, и вскоре технология отливки пробки масляного фильтра была изменена. Теперь пробка масля­ ного фильтра отливается в корковую форму, и вес ее не превышает 8 кг, то есть заготовка ве­ сит теперь в три раза меньше, чем при отлив­ ке в землю.

Литье в оболочковые формы не только повы­ сило точность отливки, но и сократило механи­ ческую обработку, сняв такие трудоемкие опе­ рации, как обдирку, разметку и долбежкуТеперь осталась лишь чистовая токарная об­ работка по контуру.

25


Экономия металла на изготовлении одной пробки в. денежном выражении составляет 21 руб. 88 коп. Иными словами, с внедрением этого ценного предложения завод имеет воз­ можность изготовить пробок масляного филь­ тра в три раза больше, не увеличивая расхода металла.

П. В. Абросимову принадлежит и другое предложение по экономии бронзы. В пробке масляного фильтра сверлилось по вертикаль­ ной оси отверстие глубиной 250 и диаметром 10 мм. Операция по сверловке была трудоем­ кой и выполнялась квалифицированным свер­ ловщиком. Слесарь Абросимов предложил пре­ дусматривать отверстие в пробке масляного фильтра при отливке, вставляя в корковую форму перед заливкой металлическую трубку внутренним диаметром 10 мм.

Предложение было внедрено в производ­ ство и позволило не только снизить трудозат­ раты, сняв механическую обработку по свер­ ловке отверстия, но и экономить ежегодно 192 кг бронзы, достаточной для отливки 24 за­ готовок масляного фильтра.

Экономится около 180 кг баббита в год от внедрения в производство рационализаторско­ го предложения слесаря первого цеха В. В.

26

Слесарь П, В. Абросимов за работой

Иванова. Он предложил сократить расход баббита при заливке внутренней поверхности подшипника. Для этого потребовалось изме­ нить технологическую оснастку, предусмотрев в ней специальный буртик.

Работа рационализаторов первого цеха да­ ла заводу ощутимые результаты: от внедрен­ ных предложений завод будет экономить еже­

годно более 3500 кг бронзы, что составляет немалый процент годовой потребности в брон­

зе для завода.

Большую работу по экономии цветных ме­ таллов проводит и центральная заводская л а ­ боратория.

По старой технологии лужение диафрагмен­

ных лопаток производилось путем горячего лу­ жения. Диафрагменные лопатки погружались в расплавленное олово. При этом были боль­ шие потери цветного металла, так как, сопри­ касаясь е кислородом воздуха, олово окис­ лялось.

В конце первого года семилетки коллектив лаборатории внедрил гальваническое лужение диафрагменных лопаток в гальваническом от­ делении цеха № 3. Этот новый метод был внедрен силами инженеров-химиков заводской лаборатории Е. Г. Колпаковой и Л. А. Лисняк.

28