Файл: Краткий справочник по авторскому праву..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ской ССР после издания указанного выше Постановления Со­ вета Министров Армянской ССР от 25 сентября 1962 г. №474).

5. Авторский гонорар за публичное исполнение произведе­ ний, на территории Армянской ССР, начисленный в пользу наследников авторов, Армянское отделение ВУОАП выплачи­ вает наследникам, в пределах срока действия авторского пра­ ва, в размере 25% суммы, которую следовало бы выплатить самому автору. Если причитающаяся автору сумма гонорара не была выплачена ему при жизни, она выплачивается наслед­

никам полностью.

6. Ставка авторского вознаграждения за издание музы­ кально-литературных и музыкальных произведений применя­ ются ко всем видам платежей, право на получение которых возникло после издания Постановления Совета Министров Армянской ССР от 25 сентября 1962 года № 474.

Платежи, право на получение которых возникло до издания' вышеуказанного постановления, производятся по ранее дейст­ вовавшим нормам.

7. Ставки авторского вознаграждения за издание текстов для музыкаьных произведений, применяются только в тех слу­ чаях, когда эти произведения издаются совместно с написан­ ной к ним музыкой либо как пояснение к спектаклю или кон­ церту. Во всех остальных случаях при издании текстов для музыкальных произведений применяются ставки авторского гонорара за издание литературно-художественных произве­ дений.

II.НОРМЫ АВТОРСКОГО ГОНОРАРА

*ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

8.Авторский гонорар за публичное исполнение произвед ний начисляется во всех случаях публичного исполнения как при платнсм, так и при бесплатном для зрителей входе, за исключением:

а)

исполнения, осуществляемого в музеях, лекториях, би

44

лиотеках, избах-читальнях, сельских клубах, красных уголках и учебных заведениях (кроме клубов учебных заведений) без

взимания платы с посетителей; б) исполнения, осуществляемого без взимания платы с по­

сетителей и без выплаты какого бы то не было вознагражде­ ния исполнителям или коллективу исполнителей;

в) исполнения на танцевальных площадках музыки в ме­

ханической записи, или без

выплаты вознаграждения испол­

нителям.

за

публичное

исполнение

произве­

9. Авторский гонорар

дений начисляется в установленных процентах:

 

а) от суммы валового

сбора — в тех

случаях, когда вы­

ручка, полученная при продаже, билетов, поступает

в кассу

плательщика;

 

 

 

 

б) от суммы ‘ гарантированной оплаты — в тех

случаях,

когда плательщик проводит выступления на площадке другой организации (заказчика), заключив с заказчиком договор о гарантированной оплате выступлений артистов: сумма гаран­ тированной оплаты приравнивается к сумме валового сбора; в) от суммы вознаграждения (зарплаты), начисленной ис­ полнителям (5%),— в тех случаях, когда плательщик не взи­ мает с посетителей платы за вход и не получает гарантиро­ ванной оплаты по договору, а также в случаях исполнения музыки на танцевальных площадках (кроме случаев, пред­

усмотренных в п. 8 настоящей инструкции).

10.Начисление авторского гонорара и отчислений в лите­ ратурный и музыкальный фонды с театров и концертных ор­ ганизаций за выступления по телевидению по договорам со студиями на условиях гарантированной оплаты не произво­ дятся.

11.Авторский гонорара за публичное исполнение произве­ дений начисляется по полной ставке так же и в тех случаях, когда часть гонорара выплате не подлежит (например кон­ цертная, эстрадная или цирковая программа состоит из про­ изведений, охраняемых и не охраняемых авторским правом,

45


пьеса написана в нераздельном соавторстве и права одного из соавторов не охраняется авторским правом за истечением установленного законом сроки и т. д.)

Выделение сумм, не подлежащих выплате авторами или их наследникам, производится Армянским отделением ВУОАП а не самим плательщиком, за изъятием, предусмотренным

пунктом 22 настоящей

 

Инструкции.

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е :

Авторский гонорар начисляется так­

же на общих основаниях за

все .музыкальные

концерты,

состоящие целиком из произведений не охраняемых автор­

ским правом, гонорар за исполнение каковых

передается

в

музыкалньый фонд СССР

в. сответствии с постановле­

нием СНХ СССР от 20/IX—1939 г. № 1511.

 

 

 

В соответствии

с

распоряжением

Совета

Министров

СССР от 17 июля

1954 г. № 6519

авторский

гонорар не

начисляется за концерты, состоящие целиком из произве­

дений Бородина, Чайковского, Балакирева, Кюи, Мусорг­

ского, Римского-Корсакова,

Танеева,

Лядова,

Аренского,

Скрябина, Рубинштейна,

Серова, Калинникова,

чьи про­

изведения признаны'достоянием государства.

 

 

12. К произведениям,

не охраняемым

авторским

правом,

относятся:

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

произведения народного творчества;

 

 

 

б)

произведения умерших

авторов,

наследники

которых

отсутствуют или утратили авторское право за истечением установленного законом срока,

в) произведения, принадлежащие гражданам иностранных государств, если эти произведения впервые опубликованы за пределами Советского Союза.

13. Многоактными драматическими и музыкально-драма­ тическими произведениями признаются произведения, имею­ щие, как правило, не менее 3-х актов. Двухактное, двухчастное

46


и одночастное произведение признается многоактным, если оно занимает весь спектакль.

14. Если спектакль включает несколько одноактных или одноактное и многоактное произведения, гонорар начисляет­ ся за каждое произведение в отдельности по установленной для него ставке.

Если спектакль включает одноактное и двухактное произ­ ведения, гонорар за одноактное произведение начисляется по установленной для него ставке, а за двухактное исходя из двух третей ставки, предусмотренной для соответствующих многоактных произведений. ■

Если спектакль включает два двухактных произведения, гонорар за каждое произведение начисляется исходя из поло­ вины ставки, предусмотренной для соответствующих много­ актных произведений.

Если одноактное произведение исполняется в концертной программе и занимает целое отделение, гонорар за это произ­ ведение начисляется по установленной для него ставке, и кро­ ме того, начисляется половина ставки, предусмотренной за соответствующую концертную программу.

15.Произведение признается написанным в стихах, если в менее половины произносимого со сцены текста изложено в стихотворной форме (рифмованным, белым или свободным стихом).

16.Количество актов в произведении и объем стихотвор­ ного текста определяется по экземпляру, удостоверяющему, что произведение разрешено к публичному исполнению.

17.Если произведение опубликовано самим автором на двух или нескольких языках одновременно без оговорки о том, какой текст является оригинальным, а какой переводным, то оно признается оригинальным на каждом из этих языков.

18.К пьесам-инсценировкам относятся также пьесы, напи­ санные по мотивам произведений других авторов, в том числе произведений народного творчества.

47

П р и м е ч а н и е : Пьесы для детей, написанные по моти­ вам народных сказок, приравниваются к оригинальным произ­ ведениям.

19. При переводе пьесы-инсценировки, охраняемой автор­ ским правом, гонорар, начисленный для автора переведенного произведения, делится между автором инсценированного про­ изведения и автором инсценировки в том же соотношении, в каком делится между ними гонорар за инсценировки при ис­ полнении ее в оригинале.

Если автор инсценированного произведения не охраняется, доля ее автора определяется так, как если бы произведение охранялось и гонорар, составляющий эту долю, передается Армянским отделением ВУОАП в доход республиканского бюджета.

20. Если перевод пьесы осуществлен не с оригинала, а с другого, промежуточного перевода, автору промежуточного перевода гонорар не выплачивается.

21.Ставки авторского гонорара, предусмотренные за ис­ полнение музыкально-драматических произведений, применя­ ются также в тех случаях, когда произведение ставится в кон­ цертном исполнении.

22.Если музыка оперы, балета, оперетты охраняется автор­ ским правом, а либретто не охраняется ила наоборот, автор­ ский гонорар начисляется только за то произведение (музы­ ку или либретто), которое охраняется авторским правом.

23.Варианты либретто и новые подтекетрвкп оперетт с му­ зыкой иностранных композиторов приравниваются к перево­ дам.

24.Авторский гонорар за концертные, эстрадные и цирко­ вые программы начисляется независимо от того, звучат ли произведения в. исполнении артистов или в механической за­ писи, кроме тех случаев, когда гонорар начисляется с суммы зарплаты исполнителей.

25.Авторский гонорар за смешанную концертную прог­

48


рамму начисляется в размере 5 о/0, со сбора, если в концерте исполняется хотя бы одно крупное симфоническое или вокаль­ но-симфоническое произведение (симфония, оратория, канта­ та, симфоническая поэма, или увертюра, инструментальный концерт с оркестром и т. п.), либо камерное произведение (симфония, оратория, кантата, симфоническая поэма или увертюра, инструментальный концерт с оркестром и т. и.), ли­ бо камерное произведение крупной формы (трио, квартет,

квинтет, соната).

Во всех остальных случаях исполнения смешанной кон­ цертной программы, в которую входят как симфонические, вокально-симфонические и камерные произведения малых форм, так и другие (литературные, эстрадные и нр.) произве­ дения, авторский гонорар взимается в размере 3 0 '0 со сбора.

26.Новогодние елочные представления рассматриваются как эстрадные концерты; цирковые, елочные представления, если они специально написаны для цирка, приравниваются к пантомиме.

27.Гонорар за цирковую программу в размере 0,5% со сбора начисляется, если исполнение происходит на арене цир­ ка или если концерт состоит только из цирковых номеров; во всех остальных случаях цирковых выступлений в составе сбор­ ной программы гонорар начисляется как за эстрадный кон­ церт.

28.За оригинальную музыку, специально написанную для сопровождения цирковой пантомимы, феерии или балета, за­ нимающих не менее одного самостоятельного отделения, ав­ торский гонорар взимается в размере 0,25% с валового сбора за каждое отделение, в котором исполняется музыка, сверх ставок за общую цирковую программу и за пантомиму, фее­ рию или балет.

29. За театрализованные, эстрадные, цирковые представле­ ния и концерты, проводимые на массовых аренах (стадионы, дворцы спорта и т. п.), авторский гонорар начисляется в раз­

мере 0,5% с валового сбора.

49

1926—4


30. Авторским гонорар в размере 5л/о с суммы вознаграж­

дения (зарплаты) исполнителей начисляется за все

спектак­

ли и концерты, проводимые без взимания входной

платы, и

при том без гарантийной оплаты, кроме указанных в п. 8 «а» настоящей Инструкции.

Гонорар в размере 5% с суммы зарплаты исполнителей начисляется, в частности, за исполнение произведений в фойе Кинотеатров, кафе и ресторанах, садах и парках, домах отды­ ха и санаториях, а также за исполнение музыки к танцам (исключая исполнение в механической записи) независимо от платности или бесплатности входа.

Авторский гонорар за исполнение музыки к танцам, орга­ низованным в фойе театров до начала, в антрактах или по окончании спектакля, начисляется в размере 5°/о с суммы воз­ награждения исполнителей этой музыки, независимо от начис­

ления авторского гонорара за спектакль с суммы

валового

сбора.

 

П р и м е ч а н не : 1. Если в саду или парке имеются пло­

щадки, где осуществляется публичное исполнение

произведе­

ний за отдельную плату, авторский гонорар начисляется не с суммы вознаграждения исполнителей, а на общих основаниях,

ссуммы сбора, полученного от продажи билетов иа площадке.

2.Во всех случаях, когда авторский гонорар взимается с суммы вознаграждения (зарплаты) исполнителей, начисление производится, исходя из суммы зарплаты, но не за счет испол­ нителя.

III. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ АВТОРСКОГО ГОНОРАРА ЗА ПУБЛИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

31. Плательщиками авторского гонорара за публичное ис­ полнение произведений являются организации, осуществляю­ щие публичное исполнение: театры, концертные и цирковые

50

объединения и коллективы, концертно-эстрадные бюро, фи­ лармонии, цирки, клубы, дома и.дворцы культуры, любитель­ ские самодеятельные (народные) театры, дома офицеров, ка­ фе и рестораны, парки, сады, стадионы, дома отдыха и сана­ тории и т. п.

32. Все театры, музыкальные организации и стационарные цирки уплачивают авторский гонорар за публичное исполнение силами артистов как на стационарах, так и на площадках, принадлежащих другим организациям, в централизованном порядке по месту нахождения своих баз, за исключением случаев:

а) когда стационарный театр, цирк или музыкальный кол­ лектив, не входящий в систему филармонии или эстрадных ор­ ганизаций, выступает на сторонних площадках, вне места, на­ хождения своей базы, открывая при этом по месту временного пребывания счет в местном отделении Госбанка. В этом случае гонорар уплачивается этим театром, цирком или коллективом по месту открытия счета:

б) когда передвижные театры и музыкальные коллекти­ вы или концертные бригады выступаю г по договорам с мест­ ными филармониями и концертно-эстрадными бюро, гонорар уплачивается филармониями и концертно-эстрадными бюро, организующими выступление.

33. Филармония и концертно-эстрадное бюро уплачивают авторский гонорар в централизованном порядке, по месту своего нахождения, за публичное исполнение силами своих солистов, коллективов и бригад, а также театров, концертных и цирковых групп, бригад и ансамблей, находящихся в веде­ нии других организаций, но выступающих по договорам с фи­ лармонией или концертно-эстрадным бюро (за изъятием, ука­ занным в п. 37 настоящей Инструкции).

Если коллектив или бригада филармонии (концертно-эст­ радного бюро) выступает по договору с другой филармонией (концертно-эстрадным бюро, плательщикам авторского гоно-

51