Файл: Винник И.Ш. Изучение научной организации труда в цехах Днепродзержинского коксохимического завода коммунистического труда им. Орджоникидзе [Текст] (методические советы).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
номерности обогрева печей не ниже 0,95. Фактически этот коэффицент в среднем по цеху достигает 0,98, а в отдельных бригадах, например в бригаде, руководимой начальником смены т. Гутником, коэффициент в среднем за месяц равен единице, т. е. отклонений от графика не допускается.
Закончив изложение нового материала, т. Ягоренко задал контрольные вопросы 6 человекам. Некоторые вопросы выте кали из ответов опрашиваемых слушателей.
После проверки усвоения материала преподаватель раздал
слушателям |
практические задания из программы и на |
|
этом закончил урок. |
вопросов непо |
|
В тесной связи с изучением теоретических |
||
средственно |
на рабочих местах проводятся |
практические |
занятия. |
|
|
Цель их — закрепление усвоенного слушателями материа ла и сбор предложений для разработки мероприятий по НОТ.
Конечной целью обучения слушателей является разработ ка ими с помощью руководителя школы мероприятий по НОТ на заранее выбранном рабочем месте.
Из этого вытекают некоторые особенности работы руково дителя школы.
В процессе теоретического обучения руководитель для закрепления материала и повышения активности слушателей в решении технических и экономических вопросов по каждой теме поручает отдельным группам слушателей выполнить практические задания.
Типичные практические задания:
—изучить данное рабочее место с точки зрения условий и организации труда, обслуживания рабочего места и т. д., выявить недостатки и предложить мероприятия по их устра нению;
—изучить расход каких-либо ресурсов (сырья, электро энергии, пара, воды, реактивов и т. д.), предложить мероприя тия по их экономии;
—изучить тот или иной агрегат (узел его), выявить недо статки, предложить мероприятия по их устранению.
Обязательным условием успешного выполнения практиче ского задания является разработка отдельными слушателями или целой группой предложений, которые могут быть внедре
ны в производство и дать реальную пользу, |
выражающуюся |
в одних случаях в облегчении условий труда, |
обслуживания |
агрегатов, в других — в экономии материальных ресурсов.
Поэтому все выполненные практические задания вместе с
предложенными мероприятиями руководитель передает цехо вому постоянно действующему производственному совещанию
15
для рассмотрения их эффективности и принятия соответствую
щих рекомендаций начальником цеха.
При этом имеется в виду, что часть мероприятий по НОТ,
обеспечивающих получение экономического эффекта, направ ляется по линии заводского бюро рационализации и изобрета тельства (БРИЗа) ; некоторые же из ценных мероприятий, экономическая эффективность которых не поддается учету в денежном выражении, осуществляется руководством цеха по специальному графику, разработанному в соответствии с при казом по заводу об утверждении плана НОТ.
Таким образом, в школах НОТ слушатели одновременно
обучаются и участвуют в совершенствовании производства. Практические занятия ведутся с целью закрепления теоре
тического материала в следующем порядке:
а) выдача руководителем школы четко сформулированного задания в соответствии с программой;
б) наблюдение руководителя за процессом выполнения работ слушателями и соблюдения ими методики выполнения задания;
в) сдача работ по их окончании, проверка руководителем
понимания существа и целей проведенной работы. Практические занятия необходимо увязывать с теоретиче
скими. Для этого во время консультаций по выполненным работам следует напоминать теоретические положения и объяснять, как они должны претворяться в жизнь.
Практические занятия проводятся путем изучения слуша
телями во главе с руководителем школы состояния данного рабочего места (участка) и обработки полученных материа
лов, для чего в программе выделены специальные часы. После ряда тем III раздела на практических занятиях
слушатели подготавливают материалы по соответствующим
вопросам НОТ с тем, чтобы к концу обучения после специаль ных занятий в течение 16 часов меропрцятия по НОТ ¡приобре ли законченный вид, годный для рассмотрения и обсуждения.
Работы на занятиях рекомендуется проводить со всеми слушателями для того, чтобы каждый из них впоследствии мог принять участие в разработке плана НОТ.
В качестве примера приводится описание практических занятий в школе НОТ цеха ректификации сырого бензола, руководимой начальником цеха т. Раскиным Л. И. В составе
слушателей школы — все рабочие одной из бригад: аппарат чик мойки, аппаратчик окончательной ректификации, его
помощник и насосчики.
Закончив изучение третьей темы III раздела программы,
руководитель школы объявил слушателям, что на следующий день после смены в течение двух часов вся бригада будет
изучать работу аппаратчика окончательной ректификации
сырого бензола другой бригады.
В назначенный день бригада приступила к практическим занятиям. Тов. Раскин наметил направления, в которых долж ны вестись наблюдения.
У слушателей сразу же возник вопрос: можно ли предла гать мероприятия по другим разделам программы? Было принято решение продумывать предложения в основном по теме, но если возникнут другие, записывать их с тем, чтобы использовать при изучении последующих разделов программы.
После занятий бригада собралась для подведения итогов наблюдений и разработки предложений.
Аппаратчик т. Полтавец внес следующие предложения:
1.В зимних условиях, особенно в сильные морозы, бывают случаи временной остановки сероуглеродной колонны, вслед ствие чего замораживается рефлюксная и питательная линии. Для предотвращения замораживания необходимо поставить байпасы. Эта работа может быть выполнена слесарями цеха. Таким образом, без больших дополнительных затрат произво дительность оборудования может быть повышена.
2.В котловане одного из складов установлен насос для погрузки кубов из хранилищ №№ 22, 27 и 28. Во время работы насосов выделяются конденсат и масла, которые загрязняют
днище котлована, что затрудняет обслуживание насоса. Надо проложить отводную линию от насоса в зумпф котлована, чем обеспечится в большей степени бесперебойность работы без дополнительных капитальных вложений.
Помощник аппаратчика т. Золотоноша предложил:
1. На площадке аппаратчика новые щиты для контрольно
измерительных приборов установлены слишком низко, что затрудняет чтение показаний приборов и требует непроизводи тельных затрат времени. Нужно демонтировать щиты и под нять их с тем, чтобы показания любого контрольно-измери
тельного прибора могли читаться мгновенно.
2. Аппаратчику и его помощнику в течение смены прихо
дится все время ходить с этажа на этаж, т. к. насосы, фонари,
краны и задвижки расположены на разных этажах. Самофотография рабочего дня, проведенная т. Золотоношей, показа ла, что на переходы с одного места на другое затрачивается
46% рабочего времени в течение смены. Если все фонари и
приборы перенести на второй этаж здания, аппаратчик и его
помощник освободятся от беготни по этажам и смогут больше
времени уделять налаживанию |
технологического режима и |
|
контролю за ходом работы аппаратуры. |
||
|
Насосчик т. Шульга А. Ф. отметил, что на складе чистых |
|
продуктов при подключении и |
отключении цистерн от паро- |
|
2. |
ГОС.ПУБЛИЧНАЯ |
17 |
|
HAyMHO-TEXHHMbCKAP |
|
провода насосчику приходится сначала устанавливать пропа рочную трубу («гусак») на цистерну, затем спускаться вниз и закреплять трубу на линии, потом снова влезать на цистерну и подключать цистерну под пропарку. Предлагается устано вить площадку с откидными мостиками против пропарочных труб.
Остальные члены бригады тоже внесли свои предложения. В течение занятий было внесено 29 предложений, в том числе 18 по теме.
В заключение руководитель прочитал вслух все предложе
ния и распределил их на три группы. Некоторые их них (на
пример, т. Полтавца об установке байпасов, т. Золотоноши о группировке приборов для управления и контроля на одном
этаже здания цеха и другие) |
он предложил авторам оформить |
и подать в заводское БРИЗ, |
другие предложения признаны |
относящимися к изученной |
теме, а третьи — предусмотрено |
рассмотреть при изучении последующих разделов программы.
Тов. Раскин предупредил слушателей, что собранными предложениями разработка мероприятий по изученному раз делу не ограничивается, в процессе повседневной работы надо обдумывать пути совершенствования производства и к очеред
ным занятиям разрабатывать мероприятия и подавать руково дителю школы.
Затем т. Раскин сообщил слушателям о дате и теме сле дующих занятий.
Итоговые занятия — технико-экономические конференции
В учебной программе завода рекомендуется проводить по отдельным темам технико-экономические конференции с об суждением соответствующих предложений, разработанных слушателями по НОТ. Это делается для того, чтобы к обсуж дению и разработке мероприятий по НОТ привлечь рабочих,
не обучающихся в школах НОТ.
Так, в школе НОТ железнодорожного цеха после теорети ческих и практических занятий по теме: «Организация рабочих мест и улучшение условий труда в цехе» руководитель школы
т. Русаков Μ. Е. согласовал с руководством цеха, партийной и
профсоюзной организациями порядок и дату проведения технико-экономической конференции трудящихся цеха.
На предварительном методическом совещании у начальни ка цеха было решено, что на конференции будут обсуждены предложения по этой теме, подготовленные слушателями школы НОТ.
На подготовку конференции было предусмотрено 10 дней.
О дате созыва конференции коллектив цеха заблаговременно
был извещен: в цехе был вывешен плакат о целях и задачах технико-экономической конференции.
Руководители цеха и общественных организации приняли предварительно такой порядок проведения конференции: руко водитель школы НОТ сообщает участникам конференции о
мероприятиях, предложенных слушателями школы НОТ в процессе изучения темы, затем выступают рабочие ведущих профессий с сообщением о своих методах работы и с предло жениями по НОТ.
C передовиками производства, которые должны выступить на конференции, была проведена беседа о примерных направ лениях их сообщений, им предложили предварительно проду мать мероприятия по совершенствованию рабочего места. Таким образом были подготовлены 3 человека.
Слушатели школы НОТ подготовились к обсуждению разработанного ими раздела плана — подобрали материалы
изучения организации рабочего места, фотографии рабочего
дня машинистов паровозов, наметили новые предложения.
На технико-экономическую конференцию, кроме слуша телей, собрались все свободные от работы трудящиеся цеха.
Конференцию открыл начальник цеха т. Бабенко. Руководитель школы НОТ т. Русаков сообщил участникам
конференции о подготовке мероприятий по НОТ (по совершен ствованию организации рабочих мест), перечислил предложе
ния, внесенные слушателями школы НОТ в процессе изучения различных частей темы.
Так, при изучении оснащения рабочего места дополнитель ным технологическим оборудованием и инструментом слуша тели внесли предложения:
—Поставить кабестан для оттяжки вагонов с выходной стороны вагоноопрокидывателя, чтобы ликвидировать манев
ровые работы при уборке вагонов из-под вагоноопрокидыва теля при помощи паровоза (машинист паровоза т. Терентенко).
—Ввести в эксплуатацию кабестан под коксосортировкой.
Это сократит время работы паровоза на оттяжку хопперов с коксом (помощник машиниста паровоза т. Хабаров).
—Изготовить плуг и установить его на бульдозере для
планировки породной свалки. Это мероприятие сократит вре мя на передвижку железнодорожных путей и, следовательно,
повысит грузооборот на участке (машинист паровоза т. Рад-
зивилов) и другие предложения.
После изучения оснащения рабочего места средствами
связи и информации слушатели предложили:
— Установить на 1-ом посту громкоговорящую связь, что ликвидирует затраты времени в случае выхода стрелочника на смазку закрепленных стрелок (диспетчер т. Нижегородцев).
2* |
19 |