Файл: Винник И.Ш. Изучение научной организации труда в цехах Днепродзержинского коксохимического завода коммунистического труда им. Орджоникидзе [Текст] (методические советы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

номерности обогрева печей не ниже 0,95. Фактически этот коэффицент в среднем по цеху достигает 0,98, а в отдельных бригадах, например в бригаде, руководимой начальником смены т. Гутником, коэффициент в среднем за месяц равен единице, т. е. отклонений от графика не допускается.

Закончив изложение нового материала, т. Ягоренко задал контрольные вопросы 6 человекам. Некоторые вопросы выте­ кали из ответов опрашиваемых слушателей.

После проверки усвоения материала преподаватель раздал

слушателям

практические задания из программы и на

этом закончил урок.

вопросов непо­

В тесной связи с изучением теоретических

средственно

на рабочих местах проводятся

практические

занятия.

 

 

Цель их — закрепление усвоенного слушателями материа­ ла и сбор предложений для разработки мероприятий по НОТ.

Конечной целью обучения слушателей является разработ­ ка ими с помощью руководителя школы мероприятий по НОТ на заранее выбранном рабочем месте.

Из этого вытекают некоторые особенности работы руково­ дителя школы.

В процессе теоретического обучения руководитель для закрепления материала и повышения активности слушателей в решении технических и экономических вопросов по каждой теме поручает отдельным группам слушателей выполнить практические задания.

Типичные практические задания:

изучить данное рабочее место с точки зрения условий и организации труда, обслуживания рабочего места и т. д., выявить недостатки и предложить мероприятия по их устра­ нению;

изучить расход каких-либо ресурсов (сырья, электро­ энергии, пара, воды, реактивов и т. д.), предложить мероприя­ тия по их экономии;

изучить тот или иной агрегат (узел его), выявить недо­ статки, предложить мероприятия по их устранению.

Обязательным условием успешного выполнения практиче­ ского задания является разработка отдельными слушателями или целой группой предложений, которые могут быть внедре­

ны в производство и дать реальную пользу,

выражающуюся

в одних случаях в облегчении условий труда,

обслуживания

агрегатов, в других — в экономии материальных ресурсов.

Поэтому все выполненные практические задания вместе с

предложенными мероприятиями руководитель передает цехо­ вому постоянно действующему производственному совещанию

15


для рассмотрения их эффективности и принятия соответствую­

щих рекомендаций начальником цеха.

При этом имеется в виду, что часть мероприятий по НОТ,

обеспечивающих получение экономического эффекта, направ­ ляется по линии заводского бюро рационализации и изобрета­ тельства (БРИЗа) ; некоторые же из ценных мероприятий, экономическая эффективность которых не поддается учету в денежном выражении, осуществляется руководством цеха по специальному графику, разработанному в соответствии с при­ казом по заводу об утверждении плана НОТ.

Таким образом, в школах НОТ слушатели одновременно

обучаются и участвуют в совершенствовании производства. Практические занятия ведутся с целью закрепления теоре­

тического материала в следующем порядке:

а) выдача руководителем школы четко сформулированного задания в соответствии с программой;

б) наблюдение руководителя за процессом выполнения работ слушателями и соблюдения ими методики выполнения задания;

в) сдача работ по их окончании, проверка руководителем

понимания существа и целей проведенной работы. Практические занятия необходимо увязывать с теоретиче­

скими. Для этого во время консультаций по выполненным работам следует напоминать теоретические положения и объяснять, как они должны претворяться в жизнь.

Практические занятия проводятся путем изучения слуша­

телями во главе с руководителем школы состояния данного рабочего места (участка) и обработки полученных материа­

лов, для чего в программе выделены специальные часы. После ряда тем III раздела на практических занятиях

слушатели подготавливают материалы по соответствующим

вопросам НОТ с тем, чтобы к концу обучения после специаль­ ных занятий в течение 16 часов меропрцятия по НОТ ¡приобре­ ли законченный вид, годный для рассмотрения и обсуждения.

Работы на занятиях рекомендуется проводить со всеми слушателями для того, чтобы каждый из них впоследствии мог принять участие в разработке плана НОТ.

В качестве примера приводится описание практических занятий в школе НОТ цеха ректификации сырого бензола, руководимой начальником цеха т. Раскиным Л. И. В составе

слушателей школы — все рабочие одной из бригад: аппарат­ чик мойки, аппаратчик окончательной ректификации, его

помощник и насосчики.

Закончив изучение третьей темы III раздела программы,

руководитель школы объявил слушателям, что на следующий день после смены в течение двух часов вся бригада будет


изучать работу аппаратчика окончательной ректификации

сырого бензола другой бригады.

В назначенный день бригада приступила к практическим занятиям. Тов. Раскин наметил направления, в которых долж­ ны вестись наблюдения.

У слушателей сразу же возник вопрос: можно ли предла­ гать мероприятия по другим разделам программы? Было принято решение продумывать предложения в основном по теме, но если возникнут другие, записывать их с тем, чтобы использовать при изучении последующих разделов программы.

После занятий бригада собралась для подведения итогов наблюдений и разработки предложений.

Аппаратчик т. Полтавец внес следующие предложения:

1.В зимних условиях, особенно в сильные морозы, бывают случаи временной остановки сероуглеродной колонны, вслед­ ствие чего замораживается рефлюксная и питательная линии. Для предотвращения замораживания необходимо поставить байпасы. Эта работа может быть выполнена слесарями цеха. Таким образом, без больших дополнительных затрат произво­ дительность оборудования может быть повышена.

2.В котловане одного из складов установлен насос для погрузки кубов из хранилищ №№ 22, 27 и 28. Во время работы насосов выделяются конденсат и масла, которые загрязняют

днище котлована, что затрудняет обслуживание насоса. Надо проложить отводную линию от насоса в зумпф котлована, чем обеспечится в большей степени бесперебойность работы без дополнительных капитальных вложений.

Помощник аппаратчика т. Золотоноша предложил:

1. На площадке аппаратчика новые щиты для контрольно­

измерительных приборов установлены слишком низко, что затрудняет чтение показаний приборов и требует непроизводи­ тельных затрат времени. Нужно демонтировать щиты и под­ нять их с тем, чтобы показания любого контрольно-измери­

тельного прибора могли читаться мгновенно.

2. Аппаратчику и его помощнику в течение смены прихо­

дится все время ходить с этажа на этаж, т. к. насосы, фонари,

краны и задвижки расположены на разных этажах. Самофотография рабочего дня, проведенная т. Золотоношей, показа­ ла, что на переходы с одного места на другое затрачивается

46% рабочего времени в течение смены. Если все фонари и

приборы перенести на второй этаж здания, аппаратчик и его

помощник освободятся от беготни по этажам и смогут больше

времени уделять налаживанию

технологического режима и

контролю за ходом работы аппаратуры.

 

Насосчик т. Шульга А. Ф. отметил, что на складе чистых

продуктов при подключении и

отключении цистерн от паро-

2.

ГОС.ПУБЛИЧНАЯ

17

 

HAyMHO-TEXHHMbCKAP

 


провода насосчику приходится сначала устанавливать пропа­ рочную трубу («гусак») на цистерну, затем спускаться вниз и закреплять трубу на линии, потом снова влезать на цистерну и подключать цистерну под пропарку. Предлагается устано­ вить площадку с откидными мостиками против пропарочных труб.

Остальные члены бригады тоже внесли свои предложения. В течение занятий было внесено 29 предложений, в том числе 18 по теме.

В заключение руководитель прочитал вслух все предложе­

ния и распределил их на три группы. Некоторые их них (на­

пример, т. Полтавца об установке байпасов, т. Золотоноши о группировке приборов для управления и контроля на одном

этаже здания цеха и другие)

он предложил авторам оформить

и подать в заводское БРИЗ,

другие предложения признаны

относящимися к изученной

теме, а третьи — предусмотрено

рассмотреть при изучении последующих разделов программы.

Тов. Раскин предупредил слушателей, что собранными предложениями разработка мероприятий по изученному раз­ делу не ограничивается, в процессе повседневной работы надо обдумывать пути совершенствования производства и к очеред­

ным занятиям разрабатывать мероприятия и подавать руково­ дителю школы.

Затем т. Раскин сообщил слушателям о дате и теме сле­ дующих занятий.

Итоговые занятия — технико-экономические конференции

В учебной программе завода рекомендуется проводить по отдельным темам технико-экономические конференции с об­ суждением соответствующих предложений, разработанных слушателями по НОТ. Это делается для того, чтобы к обсуж­ дению и разработке мероприятий по НОТ привлечь рабочих,

не обучающихся в школах НОТ.

Так, в школе НОТ железнодорожного цеха после теорети­ ческих и практических занятий по теме: «Организация рабочих мест и улучшение условий труда в цехе» руководитель школы

т. Русаков Μ. Е. согласовал с руководством цеха, партийной и

профсоюзной организациями порядок и дату проведения технико-экономической конференции трудящихся цеха.

На предварительном методическом совещании у начальни­ ка цеха было решено, что на конференции будут обсуждены предложения по этой теме, подготовленные слушателями школы НОТ.

На подготовку конференции было предусмотрено 10 дней.

О дате созыва конференции коллектив цеха заблаговременно


был извещен: в цехе был вывешен плакат о целях и задачах технико-экономической конференции.

Руководители цеха и общественных организации приняли предварительно такой порядок проведения конференции: руко­ водитель школы НОТ сообщает участникам конференции о

мероприятиях, предложенных слушателями школы НОТ в процессе изучения темы, затем выступают рабочие ведущих профессий с сообщением о своих методах работы и с предло­ жениями по НОТ.

C передовиками производства, которые должны выступить на конференции, была проведена беседа о примерных направ­ лениях их сообщений, им предложили предварительно проду­ мать мероприятия по совершенствованию рабочего места. Таким образом были подготовлены 3 человека.

Слушатели школы НОТ подготовились к обсуждению разработанного ими раздела плана — подобрали материалы

изучения организации рабочего места, фотографии рабочего

дня машинистов паровозов, наметили новые предложения.

На технико-экономическую конференцию, кроме слуша­ телей, собрались все свободные от работы трудящиеся цеха.

Конференцию открыл начальник цеха т. Бабенко. Руководитель школы НОТ т. Русаков сообщил участникам

конференции о подготовке мероприятий по НОТ (по совершен­ ствованию организации рабочих мест), перечислил предложе­

ния, внесенные слушателями школы НОТ в процессе изучения различных частей темы.

Так, при изучении оснащения рабочего места дополнитель­ ным технологическим оборудованием и инструментом слуша­ тели внесли предложения:

Поставить кабестан для оттяжки вагонов с выходной стороны вагоноопрокидывателя, чтобы ликвидировать манев­

ровые работы при уборке вагонов из-под вагоноопрокидыва­ теля при помощи паровоза (машинист паровоза т. Терентенко).

Ввести в эксплуатацию кабестан под коксосортировкой.

Это сократит время работы паровоза на оттяжку хопперов с коксом (помощник машиниста паровоза т. Хабаров).

Изготовить плуг и установить его на бульдозере для

планировки породной свалки. Это мероприятие сократит вре­ мя на передвижку железнодорожных путей и, следовательно,

повысит грузооборот на участке (машинист паровоза т. Рад-

зивилов) и другие предложения.

После изучения оснащения рабочего места средствами

связи и информации слушатели предложили:

— Установить на 1-ом посту громкоговорящую связь, что ликвидирует затраты времени в случае выхода стрелочника на смазку закрепленных стрелок (диспетчер т. Нижегородцев).

2*

19