Файл: Ларин Ю.В. Автоматизация технологических комплексов поверхности шахт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
испытаний комплекса откатки на шахте № 4—5 «Никитовка», комплексная механиза ция и автоматизация откатки начинает приме няться и на других шахтах Донбасса.
Параллельно с автоматизацией производ ства ведутся работы и по модернизации меха низмов. За 1958—61 гг. были модернизирова ны все механизмы откатки, а также начато создание агрегатов, выполняющих несколько функций с приводом от одного двигателя.
Так, Донгипроуглемашем созданы агрега ты для обмена вагонеток в клетях при поса дочных кулаках и качающихся площадках ти па AB и АВК. В этих агрегатах объединены задерживающие стопоры, толкатели и путевые тормоза, причем стопоры открываются при ходе толкателя вперед от его привода.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПРОКИДЫВАТЕЛЕЙ
Основным звеном в рудничных дворах и надшахтных зданиях угольных шахт является комплекс опрокидывателей. В среднем на каж дой шахте имеется не меньше двух-трех опро кидывателей, поэтому автоматизация их ра боты чрезвычайно важна.
Первые опыты автоматизации опрокиды вателей были проведены на шахтах Л» 13-бис треста «Советскуголь» и Л° 1—2 «Красный Октябрь» треста «Орджоникидзеуголь». На этих шахтах были смонтированы схемы с при менением индуктивного датчика ВБД-6. За тем на других шахтах были испытаны схемы с применением вращающихся муфт, а также
14
схемы, основанные на применении фотореле. Но все эти схемы были весьма сложны в на ладке, эксплуатации, требовали точной регу лировки и довольно часто выходили из строя.
В связи с этим на шахте № 4—5 «Ники товна» треста «Горловскуголь» была испыта на упрощенная схема автоматизации круго вых опрокидывателей, которая затем в ре зультате промышленных испытаний на ряде других шахт показала свою полную работо способность.
Этой схемой предусматривалась макси мально простая аппаратура, не требующая сложной установки и наладки. Новая схема автоматизации кругового опрокидывателя должна была обеспечить автоматизацию лю бого типа круговых опрокидывателей одними и теми же средствами как на поверхности, так и в подземных условиях и быть надеж ной в работе.
Для осуществления такой работоспособ ной схемы автоматизации было решено скон струировать датчик, который одновременно контролировал бы положение стопоров и на личие вагонетки в барабане опрокидывателя. Для этого необходимо было установить конт ролирующий элемент непосредственно на са мом стопоре.
Задача сводилась к тому, чтобы при входе вагонетки в барабан опрокидывателя и под становке стопоров вагонетка ударялась о них и воздействовала бы при этом на датчик, ус тановленный на стопоре.
Если же вагонетку необходимо пустить че рез опрокидыватель при помощи привода ПСО
4. Ю. Ларин |
15 |
(рис. 2), не разгружая ее, то стопоры не за крываются и вагонетка не воздействует на датчик. В результате импульс от датчика не поступает.
Таким образом, вместо двух концевых вы ключателей с пристройками (применявшихся в схеме с датчиками ВБД-6) можно приме нить один. В качестве такого датчика решено было применить щеточный датчик, который представляет собой проволочную щетку, ук репленную на изолированном основании. Этот датчик, примененный в качестве концевого выключателя при автоматизации лебедок по родных отвалов, показал свою полную рабо тоспособность.
Щеточный датчик дешев, прост в изготов лении, кроме того, его стальная проволока в момент контакта очищает металлическую по верхность и создает надежный электрический контакт между проволокой и пластиной. Дат чик не боится ударов и не требует тщатель ной установки.
Для передачи импульса от датчика, уста новленного на стопоре, расположенном во вращающемся барабане, к станции управле ния опрокидывателей было решено использо вать второй щеточный датчик, устанавливае мый возле лобовины опрокидывателя со сто роны выхода вагонетки. Второй датчик воздействует на специальную контактную лыжу, изолированную от корпуса опрокиды вателя.
Контакт между щеткой и лыжей должен быть только в исходном положении опроки дывателя. При работе щеточных датчиков в
16
сильно запыленной и влажной атмосфере изо лированные щетки загрязнялись смесью уголь ной и породной пыли с водой. При этом пере ходное сопротивление щетка—земля при от сутствии воздействующего элемента достигло
100—200 ом.
Для работы в таких условиях был создан новый аппарат РЩИ (реле щеточное искро безопасное), выпускаемый в настоящее время Донецким электромеханическим заводом. Этот аппарат контролирует сопротивление по рядка 0—10 ом, то есть при таком сопротив лении аппарат срабатывает, от 10 до 30 ом— исполнительное реле удерживается во вклю ченном состоянии и свыше 30 ом—аппарат не работает.
В автоматическом режиме управления ра бота опрокидывателя происходит следующим образом (рис. 2).
Груженая вагонетка, заходя в опрокиды ватель, сбрасывает стопоры, которые, закры ваясь, подготавливают к работе датчик КС. Датчик КС представляет собой две щетки, укрепленные на стопоре на специальном крон штейне. Одна щетка Щ2 изолирована от кор пуса текстолитовыми втулками, а вторая — 1ДЗ непосредственно укреплена на кронштей не. Щетки установлены так, чтобы при оста новке вагонетки на стопоре они прогнулись на 10—12 мм и зачистили контактные поверх ности ската.
При подходе к стопору вагонетка колесом перемыкает обе щетки, а так как щетка Щ2 соединена на опрокидывателе с контактной лыжей, на которой в исходном положении на-
17
Рис. 2. Работа опрокидывателя в автоматическом режиме управления.
хбдится щетка Щ1, то срабатывает аппарат РЩИ. Контактом аппарата включается при вод управления опрокидывателем ПТО.
При полном растормаживании обечайки опрокидывателя привод воздействует на дат чик ДТ и последний включает опрокидыва тель.
При повороте опрокидывателя на 200 мм датчик РЩИ выключается, так как щетка Щ1 сходит с контактной пластины. Одновременно
18 |
• |
----------' *’ |
1- - |
:-! Ч Л ь ;
выключается привод управления опрокидыва:- телем и возвращает тормоз в исходное поло жение. Датчик ДТ размыкает контакт в цепи пускателя привода опрокидывателя, но по следний продолжает вращаться, так как его пускатель получает питание через нормально закрытый контакт РЩИ2.
Сделав цикл, опрокидыватель выключает ся. Для этого на лобовине на расстоянии 300—350 мм от изолированной пластины по окружности по ходу опрокидывателя устанав ливается вторая пластина длиной 20—30 мм. В конце хода опрокидывателя щетка Щ1 воз действует на эту пластину и реле РЩИ, сра батывая, выключает опрокидыватель. Послед ний плавно останавливается, замыкая щеточ ный датчик Щ1 с контактной лыжей, в это время стопоры со щеточным датчиком уже от крыты и повторного включения схемы не про исходит.
Все устройство для автоматизации опро кидывателей дешево, просто и может быть из готовлено любыми ЦЭММ или шахтными ма стерскими:
ОБМЕН ВАГОНЕТОК С ПРИМЕНЕНИЕМ КАТУЧИХ ОПРОКИДЫВАТЕЛЕЙ КМК-2
На многих шахтах при механизации само катных откаток определился их органический недостаток: даже наличие максимальных ходовых уклонов не исключает возмож ность остановки вагонеток на самокатных участках.
19
Остановка вагонеток нарушает весь ре жим работы и вызывает необходимость при сутствия обслуживающего персонала. Кроме того, вагонетки с различными ходовыми ка чествами имеют различную скорость на одних и тех же участках. Все это снижает произво дительность труда. В связи с этим перед кон структорами встала задача: создать наряду с механизмами, обеспечивающими принуди тельное перемещение вагонеток (канатные толкатели для прямолинейных и криволиней ных участков пути, принудительно переме щающие вагонетки на значительные расстоя ния и работающие в автоматизированном ре жиме), также специальные комплексы меха низмов, в основе которых был бы заложен принцип принудительного перемещения ваго неток по всему пути.
Комплекс обмена вагонеток с применением катучих опрокидывателей (рис. 3 и 4) яв ляется первым комплексом с принудительным перемещением вагонеток. Он предназначен для обмена вагонеток в одноэтажных клетях при одной вагонетке в этаже, для разгрузки вагонеток в приемные бункеры. Может приме няться как при однородных, так и при разно родных грузах (уголь различных сортов или уголь и порода).
Комплекс состоит из нескольких механиз мов, связанных между собой механическими или электрическими блокировочными зави симостями. В состав комплекса входят:
1)два толкателя верхнего действия;
2)две лебедки со шкивами трения для пе редвижения тележек;
20
Рис. 3. Комплекс обмена вагонеток с применением катучих опрокидывателей.
ход толкотеля 3200
Рис. 4. Катучий опрокидыватель с толкателем верхнего действия.
3)две тележки с лобовыми бесприводными опрокидывателями;
4)четыре стопорных устройства;
5)четыре разгрузочные кривые. Электрическая часть состоит из станции
управления, пульта управления, датчиков и концевых выключателей. Вся аппаратура сде лана из недефицитных элементов, серийно вы пускаемых нашей промышленностью.
Катучий опрокидыватель представляет со бой тележку, перемещающуюся по рельсово му пути, расположенному перпендикулярно рельсовым путям клетей. На тележке уста новлена вращающаяся в подшипниках люль ка лобового опрокидывателя с осью вращения, параллельной оси движения тележки. На од ной цапфе люльки установлена шестерня, а на раме тележки в подшипниках закреплена штанга, имеющая зубчатый сектор, находя щийся в зацеплении с шестерней. На втором конце штанги находится на подшипниках ро лик с шаровой поверхностью. При повороте штанги на угол до 35—40° люлька поворачи вается на 135°. Центр тяжести люльки вы бран таким образом, чтобы при входе груже ной вагонетки не происходило ее самопроиз вольного поворота. При порожней вагонетке люлька также надежно занимает исходное положение.
В начале работы катучие опрокидыватели располагаются против клети, которая должна выйти из-шахты. Стопорные устройства, фик сирующие тележку против этой клети, выстав лены (для клети № 1 стопорные устройства № 1 и № 4); а другие — убраны. Если на при
23
емную площадку должна выйти клеть № Л, то вагонетка находится в люльке опрокидыва теля № 2.
Клеть, выйдя на приемную площадку, воз действует на датчик 1Д (типа ВВ-5) и дела ет перѳподъем. Датчик 1Д автоматически под ставляет кулаки, которые воздействуют на датчик 1ВК, включающий сигнальные лампы на пульте у оператора и в помещении подъ емной машины. С применением гильотинных дверей, открываемых самой клетью, отпадает необходимость в управлении ими. Машинист подъема устанавливает клеть на кулаки. Во время посадки клеть снова воздействует на датчик ІД, выключая его вторым контактом привод кулаков, которые удерживаются в ра бочем положении весом самой клети.
Оператор кнопкой 'включает толкатель
.ЧЬ 1, который .производит обмен вагонеток в клети (схемой предусмотрена блокировка, при которой включить толкатель можно только тогда, когда клеть находится на уровне при емной площадки). Во время обмена порожняя вагонетка устанавливается в клети, а груже ная входит в опрокидыватель № 1. В крайнем переднем положении каретка толкателя, воз действуя на датчик ЗВК, реверсируется, воз вращается в исходное положение и выклю чается датчиком ОЗВК.
Машинист подъема, получив сигнал от опе ратора, меняет клети.
Оператор, определив род груза в вагонет ке, задает маршрут катучему опрокидывате лю, нажав соответствующую кнопку «уголь» или «парода». При этом в первую очередь уби-
24