Файл: Ларин Ю.В. Автоматизация технологических комплексов поверхности шахт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
после сократите.™. Управление узлами отбора проб осуществляется автоматически.
Разделочный аппарат работает всего 20— 30 мин. в сутки и управляется мастером ОТК- В его обязанности входит следить за работой агрегата при разделке проб, очищать бункеры после разделки и отправлять банки с пробами в лабораторию. После разделки пробы и очи стки бункера оператор выключает все меха низмы узла.
Управление станцией АОС аналогично схе мам ПАС и ДСД. На некоторых шахтах про шли испытания и работают схемы управления с автоматизированной доразделкой пробы, при которой после опоражнивания бункера аппа ратом ИКС включается электровибратор, очи щающий бункера. С выдержкой времени, не обходимой для полной проработки угля в механизмах, они автоматически выключа ются.
При дальнейшей работе над АОС пришли к вьщоду, что они не всегда могут быть при менены на уже действующих шахтах и обога тительных фабриках из-за больших габаритов. Кроме того, часто возникает необходимость в отдельном пробоотборочном или разделочном агрегате.
На основании этих требований были раз работаны іакреперные автоматические пробо отборники типа ПАС и дробильно-сократи- тельно-делнтелыные агрегаты ДСД. Эти меха низмы прошли длительные промышленные ис пытания на многих шахтах Донбасса и в на стоящее время так же, как и станции АОС, се
34
рийно выпускаются Горловским заводом со вместно с Донецким энергозаводом.
Ввиду отсутствия на большинстве техноло гических комплексов весьма значительных пе репадов с одного транспортера »а другой, ко торые необходимы для установки ковшевых пробоотборников, были разработаны скрепер ные пробоотборники. Они представляют собой расположенные перпендикулярно над транс портерной лентой две замкнутые цепи со скребком. Лента в этом месте идет по гори зонтальным роликам, и скребок, проходя над ней, снимает весь уголь, попадающий в зону его действия.
Так как в основу процесса отбора проб за ложено четкое программирование, то наиболее представительные пробы могут быть получены только при автоматизации этого процесса. Ав томатизация отбора проб вначале была осуществлена при помощи реле времени РВТ-1200, а затем применены электропневматичѳские, командоаплараты типа КЭП-12 и КЭП-'12У, которые, ввиду суммирующей си стемы .отсчета времени, позволяют наиболее правильно осуществлять технологический ре жим отбора проб.
Схема управления 'Пробоотборником сле дующая: при включении траопортера, с кото рого производится отбор проб, его блокконтактом включается командоаппарат КЭП-12У. С выдержкой времени (регулируемой от 3 до 20 мин.) командоаппарат включает контактор пробоотборника, и происходит отбор пробы. Заканчивая цикл отбора пробы, пробоотбор-
35
ник воздействует на концевой выключатель, который при помощи промежуточного реле вы ключает пробоотборник.
Ввиду того что при таком управлении пол ностью отсутствует обслуживающий персонал, необходимо было тщательно исследовать все возможные аварии, предусмотреть защиту от них и сигнализацию диспетчеру или в ОТК шахты. Были выявлены такие аварийные режимы:
1. Ковш пробоотборника при выключении не перемещается.
2.Датчик пробоотборника не переключает авоих контактов.
3.Рычаг датчика запал или на него посто янно воздействует элемент .пробоотборника, то есть замкнувшиеся контакты датчика включа
ют промежуточное реле ІРП, а оно размыкает цепь контактора пробоотборника. При этих ре жимах происходит сгорание электродвигателя пробоотборника, сгорание катушек контакто ров, прекращение отбора проб или беспрерыв ная работа пробоотборника.
Для предотвращения этих аварий в схему были введены реле защиты пробоотборника 2РП и контакт аппарата КЭП, который замы кается через 5—6 сек. после замыкания основ ного контакта, включающего пробоотборник. Этот контакт контролирует: отобрана ли про ба (замкнут ли контакт реле ІРП, которое включается после того, как проба отобрана) и положение контакта датчика.
Если датчик запал, то сигнальная сирена включается непосредственно, а если же датчик
36
не замыкается, то значит не включается реле ІРП и тогда также срабатывает реле защиты (подается сигнал). Реле защиты пробоотбор ника при всех аварийных режимах выключает пробоотборник и включает аварийную сигна лизацию. Такая защита обеспечила хорошую работоспособность пробоотборника.
Управление дробильно-сонрагительно-дели- тельными агрегатами ДСД-3 производится в полуавтоматическом режиме. Нажатием пу сковой кнопки включается пускатель винтово го конвейера, предназначенного для транспор тировки отходов после барабанного сократителя. При замыкании его нормально открыто го блокконтанта подается питание на реле вре мени типа Е-52, имеющего выдержку времени
1—60 сек.
С выдержкой времени включается барабан ный оократитель, а его промежуточное реле включает пускатель молотковой дробилки. За тем включается транспортер-питатель, подаю щий уголь в проборазделочный агрегат. Бара банный сократитель, включаясь, ковшом отби рает порцию измельченного угля и при высы пании ее в патрубок лоткового делителя вы ключается концевым выключателем. Затем, после установленной выдержки времени, цикл вновь повторяется. Защита двигателей осуще ствляется при помощи калиброванных плав ких предохранителей и тепловых реле пуска телей. Выключение всего агрегата производит ся одной кнопкой.
В настоящее время разрабатывается дро бильно-сократительный агрегат, в котором цепной оократитель будет иметь беспрерывное
37
вращение. Это позволит увеличить срок службы агрегата и упростить схему управ ления.
В 1960 г. Донгипроуглемашем разработан исполнительный орган установки по отбору проб из вагонов, который показал хорошие ре зультаты при проведении стендовых заводских испытаний. В настоящее время разработана и изготовлена установка, имеющая програм мное автоматическое управление. Роль опера тора сводится к заданию программы, то есть к вводу в схему количества вагонов, из кото рых необходимо произвести отбор проб. В дальнейшем пробы отбираются автоматиче ски, в установленном ГОСТом порядке, при чем фиксация вагона в определенных точках обеспечивается пятью фотореле (типа ФРВЗ), а установка тележки с исполнительным орга ном — концевыми выключателями типа ВВ-5.
Подойдя к заданной точке, тележка оста навливается, включается подача захвата, ко торый внедряется в уголь на определенную величину. Затем захват открывается и вновь подается вниз, при этом заполняется камера захвата. На заданной глубине захват закры вается и этим одновременно подается импульс на его подъем. В крайнем верхнем положении захват открывается, высыпая пробу в лоток бункера.
Применение автоматического управления позволило без присутствия обслуживающего персонала получить наиболее представитель ные товарные пробы угля.
38
АВТОМАТИЗАЦИЯ ДРУГИХ ПОВЕРХНОСТНЫХ КОМПЛЕКСОВ
1. Породный комплекс. Проведены про мышленные испытания различных схем авто матизации лебедок терриконов и канатных до рог. В настоящее время приняты в качестве типовых и нашли наибольшее распространение на шахтах схемы с применением электрогидропривода, а также с трехпозиционным ре ле скорости РСТ.
Последняя схема впервые апробирована и прошла всесторонние испытания на шахте № 1 имени Челюскинцев треста «Петровскуголь».
2. Лесные склады. При механизации работ на лесных окладах наиболее распространены и дают значительный экономический эффект грейферные захваты для леса ГМЛ-3, приме ненные на козловых кранах. Применение-грей ферных захватов позволяет исключить ручной труд при, разгрузке вагонов и складировании леса.
Опыт автоматизации установок и отдель ных узлов показывает, что при составлении проектов автоматизации поверхности шахт не обходимо учитывать следующее:
а) при наличии оператора целесообразно применять дистанционное управление с соблю дением необходимых-блокировочных зависимо стей, а при большом количестве механизмов в узле — полуавтоматическое управление с пе редачей оператору максимального числа кон тролируемых точек;
39
б) на всех остальных участках применять автоматизированное управление с выполнени ем всех блокировочных зависимостей;
в) операторы должны находиться на спе циальных рабочих площадках, с которых они имели -бы возможность принимать непосред ственное участие в технологическом про цессе;
г) оператор, который следит за работой ав томатизированных комплексов, должен толь ко получать сигналы об остановке при аварий ных режимах.
Автоматизация производства — это преж де всего передовая, совершенная технология и четкая организация производства. В угольной промышленности введение новой технологии— задача длительная и параллельно с ее введе нием необходимо проводить автоматизацию отдельных узлов, которая уже сейчас дает эко номический эффект и в дальнейшем войдет в качестве составных частей в единый автомати чески действующий комплекс, работающий по новой технологии.
Следует также учитывать, что большин ство процессов на поверхности шахт является прерывным производством (неравномерное по ступление груза, необходимость создания про межуточных пунктов накопления, отсутствие точной программы работы установки), и по этому не могут быть полностью автоматизиро ваны с достаточной эффективностью, но узло вая автоматизация комплексов должна обяза тельно проводиться, так как работа в отдель ных узлах представляет собой непрерывный циклично повторяющийся процесс.
40
При автоматизации процессов на угольных шахтах основными критериями должны яв ляться экономический эффект, получаемый от автоматизации, и срок окупаемости установки. Критерием принятия проектной организацией одного из режимов управления является ин тенсивность процессов и загруженность опера тора. При этом необходимо основываться на технико-экономическом анализе применения каждого варианта управления.
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
|
|
|
|
Введение ................................................................................ |
откатка на шахте |
№ |
4—5 |
3 |
Автоматизированная |
7 |
|||
«Никитовка» треста «Горловскуголь» |
. |
. |
||
Автоматизация опрокидывателей . . . . |
14 |
|||
Обмен вагонеток с применением катучих опроки |
19 |
|||
дывателей КМК-2 |
................................................. |
|
|
|
Механизация и автоматизация погрузки угля в |
27 |
|||
железнодорожные |
в аго н ы ......................................... |
|
|
|
Механизация и автоматизация отбора и раздел |
33 |
|||
ка проб угля |
. . . . . . . |
|||
Автоматизация других поверхностных комплексов |
39 |
Ларин Юрий Витальевич
АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПОВЕРХНОСТИ ШАХТ
1 |
Редактор Ф. |
И. Б у р л ы г а |
|
|
Художник Д. М. Ц и м и д а н о в |
||
Художественный редактор |
В. Г. К а л и м а н о в |
||
Технический редактор |
А. |
В. С а м о л е т о в а |
|
Корректор Е. А. |
П о г р е б и ж с к а я |