Файл: Косолапов В.Г. Техника безопасности на свайных работах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
талей гидросистемы (гибкие шланги, соедине ния трубопроводов, привод насоса).
Мелкий и текущий ремонты установки (за мена пальцев, болтов, шплинтов, исправление мелких повреждений металлоконструкций) производят на месте работ.
Разборку и ремонт гидроцилиндров и ко робки управления выполняют в мастерских с соблюдением абсолютной чистоты при сборке.
г) Обслуживание и ремонт лебедок
Лебедки, применяемые для монтажа и де монтажа копров, а также для подъема свай и рабочих органов сваебойной установки в про цессе работы (вибропогружателей, дизель-мо лотов, вибромолотов и т. д.) должны быть ис правны, освидетельствованы и статически ис пытаны на грузовую нагрузку, превышающую
максимальную |
грузоподъемность |
лебедки |
на 10%. |
лебедок производят |
под руко |
Испытание |
водством главного механика или лица, ответ ственного за оборудование, не реже одного ра за в год. Отметки об испытании заносят в спе циальный журнал, на каждой лебедке должна быть табличка с указанием грузоподъемности и номера механизма.
Все вращающиеся части лебедок должны быть надежно ограждены, а пусковые рубиль ники снабжены металлическими кожухами за крытого типа и деревянными или металличе скими ящиками с замком.
Корпус лебедки, двигатель и металлический кожух рубильника должны быть заземлены.
В электрических лебедках зазор между тор мозными поверхностями должен быть не более
41
1 мм для колодочных и не более 1,5 мм для ленточных тормозов. Большая величина зазора может привести к отказу тормозов.
У ручной лебедки длина ручки должна быть не менее 30—35 см при выполнении работы од ним человеком и 45—50 см при работе двух человек.
Ручные лебедки должны иметь двойное торможение, состоящее из храпового устрой ства и ленточного тормоза.
Работать на лебедке необходимо в комби незоне или другой плотно застегнутой одежде, женщины должны убирать волосы под голов ной убор.
Во время работы электролебедки запреща ется:
а) производить какой-либо ремонт или ре гулировку движущихся частей (тормозного устройства и др.);
б) надевать или поправлять канат на ро лики и блоки при его спадании;
в) стоять вблизи натянутого каната; г) производить смазку и чистку.
Подъем или опускание сваи следует выпол нять без резких рывков и резких переключений с прямого хода на обратный.
Перед началом работы, после установки на копровом агрегате, а также периодически через 12 месяцев лебедки подвергают техни ческому освидетельствованию.
Лебедки должны быть прочно установлены на базе копровой установки и надежно закреп лены во избежание сдвига и перемещения.
Лебедку следует устанавливать так, чтобы доступ ко всем ее узлам был свободен. Токо проводящие провода должны быть защищены от механических повреждений.
42
При работе с лебедкой необходимо соблю дать следующие правила, обеспечивающие бе зопасность работы:
1) надежно крепить канат на барабане, на котором всегда должно оставаться не менее трех витков каната;
2)вовремя менять изношенный канат;
3)своевременно отключать барабан лебед ки при запуске дизель-молота;
4)не работать на неисправной и неотре гулированной лебедке;
5)не перегружать лебедку, знать вес под нимаемого груза.
При ремонте электролебедки необходимо: выключить пусковую аппаратуру, снять плав кие вставки, закрыть на замок кожух рубиль ника и вывесить плакат «Не включать» или «Производится ремонт».
Канат должен быть намотан на барабан лебедки правильными витками. Отклонение на
правления витков от плоскости барабана не должно превышать 1,5° на гладких барабанах и 6° на барабанах с винтовой дорожкой.
д) Обслуживание и ремонт
компрессоров и котлов
При устройстве свайных фундаментов осо бое внимание необходимо уделять правильно му и безопасному содержанию и обслужива нию передвижных компрессорных установок (для паровоздушных молотов и пневматиче ского инструмента) и котлов, обслуживающих паровоздушные молоты.
Воздушные компрессоры должны быть обо рудованы манометрами и предохранительны ми клапанами на обеих ступенях сжатия и на
43
воздухосборнике, маслоотделителями, воздуш ными фильтрами на всасывающем патрубке. Манометр и предохранительные клапаны должны быть опломбированы.
Шкала манометра должна иметь красную отметку, указывающую предельное давление для данного компрессора, при превышении ко торого работать запрещается. Манометры сле дует проверять не реже одного раза в год.
Передвижные компрессорные установки следует располагать на ровных площадках с соответствующим закреплением колес во вре мя работы, не ближе 10 ж от ацетиленовых агрегатов.
Компрессорные установки должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими безопасность смазки их в процессе работы. При отсутствии подобных приспособлений сма зывать компрессор на ходу категорически за прещается.
Внутренние стенки цилиндра компрессора очищают керосином; применять для очистки бензин или газолин запрещается. Собирать цилиндры разрешается не ранее чем через 3 ча са после их протирки насухо.
Наружные части компрессора во время ра боты протирают промасленной тканью; при менение для протирки бумажной пакли (кон цов) запрещается.
Место забора воздуха в компрессорной установке должно быть надежно защищено ко зырьком и сетками, предохраняющими его от атмосферных осадков.
В темное время суток место расположения установки должно быть хорошо освещено.
Работу компрессорной установки следует прекратить при:
44
а) повышении давления воздуха в воздухо сборнике выше предельно допустимого;
б) появлении стука в двигателе или комп рессоре;
в) перегрузке двигателя; г) повышении давления воздуха в первой
ступени более чем на 2,2 кг/см2-, д) повышении температуры нагнетаемого
воздуха выше 140° С и т. д.
Периодичность ремонта компрессорных установок указана в табл. 5.
На свайных работах используют копры, оборудованные паровыми котлами вертикаль ного типа. Ввиду сравнительно небольшого их применения в массовом жилищном и промыш ленном строительстве в данной брошюре они не рассматриваются. Обслуживание установок подобного типа производится в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуа тации паровых котлов.
10. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ КОПРОВЫХ
УСТАНОВОК НА ПЛОЩАДКЕ
Самоходные копровые установки на пло щадке при расстояниях между сваями не бо лее 15 м перемещают без опускания стрелы в транспортное положение. Однако следует учи тывать возможные неровности рельефа на строительной площадке, поэтому при маневри ровании агрегата допускаемые углы наклона его не должны превышать величин, указанных в техническом паспорте машины.
Передвижение стационарных копров связа но с применением рельсовых путей, устройст
45
во и эксплуатация которых требуют дополни тельных мер предосторожности.
Основание под рельсовые пути стационар ных копров должно быть тщательно спланиро вано и представлять собой горизонтальную поверхность.
При укладке путей на насыпной грунт ос нование предварительно уплотняют. Верхний слой основания должен быть из материалов с предельно малой осадкой (песок, песок с галь кой и т. д.). Особое внимание необходимо уде лять предотвращению размыва основания.
К месту укладки пути должны быть обес печены подъезды для доставки элементов коп ров автомобильным транспортом и последую щего их монтажа.
Во время эксплуатации подкранового пути возможны общие или местные просадки одной или обеих ниток, вследствие чего нарушается их горизонтальность и прямолинейность. В та ких случаях работы прекращают до исправле ния состояния путей.
Разрешается пользоваться только исправ ными специальными стандартными путейски ми инструментами, стропами и приспособле ниями.
Разгрузку, погрузку, укладку, разборку рельсов, шпал и отдельных инвентарных звень ев автомобильными или башенными кранами разрешается выполнять только при условии, что вес грузов не превышает грузоподъемности крана при данном вылете стрелы, а шпалы или рельсы не засыпаны и не завалены грунтом или строительными деталями.
В горизонтальном направлении грузы сле дует перемещать, предварительно подняв их на высоту 0,5—1 м.
46
Для направления и разворота рельсов при меняют специальные оттяжки (крючья, кана ты) необходимой длины.
Перед перемещением груза необходимо убедиться, что стропы закреплены надежно и не могут соскользнуть.
При подъеме, опускании и перемещении груза находиться под ним запрещается.
На концах рельсовых путей должны быть установлены инвентарные упоры-ограничите ли, рассчитанные на динамическую нагрузку от копровой установки, движущейся с максималь ным грузом.
Расстояние рельсового пути от бровки кот лована должно быть определено расчетом на устойчивость откосов.
Продольный уклон рельсового пути и воз вышение одного рельса над другим не должны превышать величин, указанных в паспорте копровой установки, и должны быть оговорены в проекте. Состояние пути и ширину колеи не обходимо проверять ежедневно.
11. МЕРОПРИЯТИЯ п о ТЕХНИКЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОКОНЧАНИИ СВАЙНЫХ РАБОТ
По окончании свайных работ на строитель ной площадке следует провести следующие ме роприятия:
1)остановить и обесточить все механизмы
имашины;
2)копровые установки закрепить к рель совым путям против угона их ветром;
3)рабочие органы (дизельные, паро воздушные, вибрационные и т. д.) опустить в нижнее положение и закрепить шкворнями;
47
4) протереть и очистить от пыли и грязи рабочие части машин и механизмов;
5) закрыть на замки распределительные устройства (электрошкафы, рубильники
ит. д.);
6)привести в порядок рабочие места;
7)убрать инструмент.
Вслучае использования копра с паровоз душным молотом необходимо собрать и высу шить паровоздушные шланги, открыть конден сационные краны, продуть котел через спуск ной кран, в холодное время года спустить во ду из котла и из паропроводов.
Горючие и воспламеняющиеся материалы, находящиеся в специально отведенных для них местах, должны быть закрыты и защище ны от посторонних лиц.
Для соблюдения противопожарной безо пасности на строительной площадке необходи мо выполнять соответствующие мероприятия
иправила, рекомендованные нормативными документами и инструкциями.
*ж
Ответственность за соблюдение правил тех ники безопасности при выполнении свайных работ возлагается на администрацию строи тельно-монтажной организации, осуществляю щей эти работы — управляющих и главных ин женеров трестов, начальников и главных ин женеров строительно-монтажных (специализи рованных) управлений и участков, а также на лиц линейного инженерно-технического персо нала, непосредственно руководящих производ ством работ.
48
Надзор за соблюдением правил техники бе зопасности возлагается на техническую ин спекцию советов профессиональных союзов. Общественный контроль за соблюдением этих правил возлагается на комиссии охраны тру да и общественных инспекторов.
Лица, виновные в нарушении этих правил, привлекаются к ответственности в соответст вии с уголовными кодексами союзных респуб лик или к административной ответственности.