Файл: Дубровский А.П. Самодельная разборная байдарка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тят окружности Я8 и наносят линии внешнего контура шпангоутов так, чтобы на собранной байдарке просвет между оболочкой и шпангоутами был не менее 25—30 мм. Внутренние контуры шпангоутов чертят последними; ши­ рина тела шпангоутов всюду одинаковая — 30 мм.

Вырезанные заготовки склеивают, обрабатывают и сверлят отверстия под металлические детали. В кормо­ вом и среднем шпангоутах по оси АА\ сверлят отверс­ тия под сборочные винты (табл. 2, поз. /). Для усиления сечения шпангоутов в местах сверления этих отверстий наклеивают с двух сторон фанерные накладки размером

3X30X60 мм. Затем

устанавливают арматуру (табл. 1,

поз. 1, 2, 3) и шурупы

для присоединения мидельвейсов

(рис. 2, а). Головки шурупов отрезают и отпиливают.

Шт е в н и состоят

из основной части, изготавливае­

мой из фанеры толщиной 8 мм, и 2 накладок толщиной по 4 мм. Размеченные по рис. 3 и 4 и обработанные по кон­ туру части штевней склеивают и скругляют передние

кромки (рис. 3, сечение).

(рис. 5;

Кронштейны для крепления стрингеров

табл. 1,

поз.

4) устанавливают попарно на винте

(табл. 2,

поз. 6)

и 2

заклепках. Сверлят отверстие под сборочный

винт (рис. 5; табл. 2, поз. 2). Для установки стержня кре­ пления штевней к кильсону (рис. 5; табл. 2, поз. 8) уста­ навливают трубчатые заклепки (табл. 3, поз. 7).

К и л ь с о н представляет

собой 4-х звенную неразъ­

емную шарнирную ферму,

состоящую из продольных

брусков, соединенных поперечными планками. Последние делают из фанеры толщиной 8 мм, используя обрезки, по­ лученные при изготовлении шпангоутов. Всего требуется

12 шт. размером 250x40 мм, 1

шт. — 225X40 мм — для

носового замка; 1 шт.— 200X40

мм — для кормового зам­

ка; 1 ш т.— 175X40 мм — распорная

кормовая планка;

1 шт фигурная — для среднего замка

(рис. 6).

11


190

J

 

205

Рис. 5. Соединение штевней с кильсоном и стрингерами

Из дерева твердой породы делают 4 заготовки для средних звеньев кильсона (рис. 7, II), по одной левой и одной правой заготовке для носового'и кормового (раз­ меры в скобках) звеньев (рис. 7, I) и по одному левому и правому замковому бруску (рис. 7, III). Парные заго­ товки должны обладать одинаковой жесткостью.

 

Рис. 6. Средний шарнир кильсона

Размечают и сверлят отверстия в заготовках (для

среднего

кормового звена — размеры в скобках)

(рис. 7, II).

Просверлив отверстия в брусках правой час­

ти кильсона, удобно использовать их в качестве кондук­ торов для сверления левых брусков кильсона.

Обработав все детали начисто, приступают к сборке кильсона. На бруски среднего носового звена ставят на трубчатых заклепках (рис. 6, а, табл. 3, поз. 2) металличе­ ские скобы среднего шарнира (табл. 1, поз. 6). К брусам

13

среднего кормового звена приклеивают и крепят шурупа­ ми замковые бруски (рис. 6, б). В них сверлят отверстия

иставят трубчатую заклепку замка (рис. 6, в). Скобами

итрубчатыми заклепками (рис. 6, г) соединяют брусы средних звеньев кильсона (заклепка проходит через ос­ новной и замковый брусы). На соответствующие брусы устанавливают оси для крепления шпангоутов (рис. 8, а;

1200

?---------------

 

 

 

о

 

______________ )

___*__________

|

//5

III

 

 

230

 

 

-

^ -1

 

 

 

1!_____!_

 

 

 

 

“Рис.

7. Звенья кильсона

14


табл. 2, поз. 4). В отверстия для крепления штевней ста­ вят трубчатые заклепки (рис. 5, б; табл. 3, поз. 4). Соеди­ няют трубчатыми заклепками (табл. 3, поз. 3) средние звенья с кормовыми и носовыми (рис. 8). При этом кор­ мовые звенья ставятся с внутренней стороны, а носо­ вые— с внешней (см. рис. 1). Затем на ровном полу или

Рис. 8. Носовой шарнир кильсона

на столе приступают к выверке и окончательной сборке кильсона.

Установив штевни на концах кильсона (см. рис. 5), вставляют между правыми и левыми звеньями временные распорки соответствующих размеров (см. рис. 1), приме­ ривают шпангоуты и тщательно размечают положения поперечных планок (см. рис. 1). Сверлят отверстия и вре­ менно на шурупах крепят планки к брусам средних звень­ ев и фасонную планку среднего замка к замковым брусам (см. рис. 6). При правильной сборке штевни должны быть перпендикулярны плоскости кильсона, а плоскости шпан­ гоутов — продольной оси кильсона. Вертикальные оси шпангоутов и штевней должны, лежать на одной прямой.

15

Сняв штевни и шпангоуты, кильсон складывают. Хо­ рошо собранный кильсон сложится легко и без переко­ сов. Убедившись в качественной сборке, поочередно сни­ мают поперечные планки и окончательно ставят их на клей и шурупы. Затем крепят упоры для шпангоутов

 

 

Рис. 9. Фальшборты

 

 

(рис. 8, б), устанавливают в нужном

месте

распорную

кормовую планку (см. рис. 1), накладки (табл.

1, поз. 15)

и защелки (табл.

2,

поз. 7) среднего замка (см. рис. 6);

Ф а л ь ш б о р т ы

(правый и левый,

рис. 1, б) состоят

из двух частей,

носовой и кормовой,

соединяемых при

сборке байдарки винтами. Фальшборты склеивают из фа­ неры толщиной 8 мм и брусков дерева твердой породы сечением 15x30 мм; склейку усиливают шурупами.

Кормовые части делают по рис. 9, I. Торец бруска пе­ ред склейкой срезают под углом 45° (рис. 9, I, а) и свер­

16


лят отверстия под крепежные винты (табл. 2, поз. 1) по размерам 50 мм и 1150 мм.

Носовая часть фальшборта показана на рис. 9, II. Для разметки контуров фанерной детали проводят основную линию 00] и перпендикулярную ей ось AÍ—М\. Пользу­ ясь табл. 5, на основной линии от оси последовательно от-

Рис. 10. Стыковка частей фальшборта

кладывают отрезки Ь, из концов отрезков проводят пря­ мые, параллельные оси, на них откладывают отрезки к1 и к11. Полученные точки соединяют плавными кривыми. Бруски длиной 865 мм с одного конца состругивают на длине около 200 мм с толщины 15 мм на 7 мм, с другого делают под углом 45° торцовый срез, который подгоняют к срезу а на бруске кормовой части. Аналогичные срезы делают на стыках фанерных деталей обеих частей фальш­ борта (рис. 9, II, б). Чтобы получить плавные обводы пе­ редней части фальшборта, носовые бруски распаривают

исгибают на шаблоне. К согнутым брускам, на том же шаблоне, приклеивают фанерные детали носовой части.

Носовые и кормовые части фальшбортов стыкуют, за­ жимают струбцинами, сверлят отверстия по размерам 20

и80 мм (рис. 9, II), прорезают пазы под замковые винты (табл. 2, поз. 3) и устанавливают арматуру (рис. 10; табл. 1, поз. 7,9 и 10).

ГОО. ПУБЛИЧНАЯ

17

УЧ И О -ТеХ Н И Ч ЕС К А Я

;*\г,-• cfliep

Для соединения передних концов фальшбортов (вол­

норез)

к одному из них приклепывают

носовую оковку,

согнутую под углом 63° (рис.

11; табл.

1, поз. 8), на дру­

гом ставят соединительные

оси

(табл. 2,

поз.

5).

При

сборке

каркаса, по месту

(ориентировочный

размер

 

186 мм на рис. 9, И)

сверлят

 

отверстия

для

крепления

 

фальшбортов

 

к

носовому

 

шпангоуту винтами

(рис.

11;

 

табл. 2, поз. 1).

(см. рис. 1)

 

 

С т р и н г е р ы

 

делают

из

дюралевых

труб

 

диаметром 16 мм. Каждый

 

стрингер состоит из 4 частей—

 

носовой,

кормовой, средней и

 

замыкающей.

Носовых и кор­

 

мовых частей (рис. 12, I) де­

лают 12. К одному концу приклепывают крюки

(табл. 1,

поз. 11) для соединения со штевнями, в другой вставляют трубки диаметром 14 мм и закрепляют их

трубчатыми заклепками (табл. 3,

поз. 6). Средние части

стрингеров — трубы длиной 1250

мм. Замыкающие час­

ти (рис. 12, II) имеют длину Ь: 2

шт. — 1032 мм, 2 шт —

982 мм и 2 шт. — 832 мм. На них ставят соединительные муфты из труб с внутренним диаметром 16 мм. В муфтах делают продольный паз. Муфты закрепляют шурупом, завинченным в деревянную пробку, которую загоняют в трубу стрингера. Важно точно выдержать длину частей стрингеров, это обеспечит их взаимозаменяемость. Дли­ ну замыкающих частей попарно подгоняют при оконча­ тельной сборке.

Для облегчения сборки байдарки все разъемные сое­ динения стрингеров должны иметь зазоры около 0,2 мм по диаметру.

18