ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
тят окружности Я8 и наносят линии внешнего контура шпангоутов так, чтобы на собранной байдарке просвет между оболочкой и шпангоутами был не менее 25—30 мм. Внутренние контуры шпангоутов чертят последними; ши рина тела шпангоутов всюду одинаковая — 30 мм.
Вырезанные заготовки склеивают, обрабатывают и сверлят отверстия под металлические детали. В кормо вом и среднем шпангоутах по оси А—А\ сверлят отверс тия под сборочные винты (табл. 2, поз. /). Для усиления сечения шпангоутов в местах сверления этих отверстий наклеивают с двух сторон фанерные накладки размером
3X30X60 мм. Затем |
устанавливают арматуру (табл. 1, |
поз. 1, 2, 3) и шурупы |
для присоединения мидельвейсов |
(рис. 2, а). Головки шурупов отрезают и отпиливают. |
|
Шт е в н и состоят |
из основной части, изготавливае |
мой из фанеры толщиной 8 мм, и 2 накладок толщиной по 4 мм. Размеченные по рис. 3 и 4 и обработанные по кон туру части штевней склеивают и скругляют передние
кромки (рис. 3, сечение). |
(рис. 5; |
||
Кронштейны для крепления стрингеров |
|||
табл. 1, |
поз. |
4) устанавливают попарно на винте |
(табл. 2, |
поз. 6) |
и 2 |
заклепках. Сверлят отверстие под сборочный |
винт (рис. 5; табл. 2, поз. 2). Для установки стержня кре пления штевней к кильсону (рис. 5; табл. 2, поз. 8) уста навливают трубчатые заклепки (табл. 3, поз. 7).
К и л ь с о н представляет |
собой 4-х звенную неразъ |
емную шарнирную ферму, |
состоящую из продольных |
брусков, соединенных поперечными планками. Последние делают из фанеры толщиной 8 мм, используя обрезки, по лученные при изготовлении шпангоутов. Всего требуется
12 шт. размером 250x40 мм, 1 |
шт. — 225X40 мм — для |
|
носового замка; 1 шт.— 200X40 |
мм — для кормового зам |
|
ка; 1 ш т.— 175X40 мм — распорная |
кормовая планка; |
|
1 шт фигурная — для среднего замка |
(рис. 6). |
11
190 |
J |
|
205
Рис. 5. Соединение штевней с кильсоном и стрингерами
Из дерева твердой породы делают 4 заготовки для средних звеньев кильсона (рис. 7, II), по одной левой и одной правой заготовке для носового'и кормового (раз меры в скобках) звеньев (рис. 7, I) и по одному левому и правому замковому бруску (рис. 7, III). Парные заго товки должны обладать одинаковой жесткостью.
|
Рис. 6. Средний шарнир кильсона |
Размечают и сверлят отверстия в заготовках (для |
|
среднего |
кормового звена — размеры в скобках) |
(рис. 7, II). |
Просверлив отверстия в брусках правой час |
ти кильсона, удобно использовать их в качестве кондук торов для сверления левых брусков кильсона.
Обработав все детали начисто, приступают к сборке кильсона. На бруски среднего носового звена ставят на трубчатых заклепках (рис. 6, а, табл. 3, поз. 2) металличе ские скобы среднего шарнира (табл. 1, поз. 6). К брусам
13
среднего кормового звена приклеивают и крепят шурупа ми замковые бруски (рис. 6, б). В них сверлят отверстия
иставят трубчатую заклепку замка (рис. 6, в). Скобами
итрубчатыми заклепками (рис. 6, г) соединяют брусы средних звеньев кильсона (заклепка проходит через ос новной и замковый брусы). На соответствующие брусы устанавливают оси для крепления шпангоутов (рис. 8, а;
1200
— |
?--------------- |
|
|
|
о |
|
______________ ) |
___*__________ |
| |
//5 |
|
III |
|
||
|
230 |
||
|
|
||
- |
^ -1 |
|
|
|
1!_____!_ |
|
|
|
|
“Рис. |
7. Звенья кильсона |
14
табл. 2, поз. 4). В отверстия для крепления штевней ста вят трубчатые заклепки (рис. 5, б; табл. 3, поз. 4). Соеди няют трубчатыми заклепками (табл. 3, поз. 3) средние звенья с кормовыми и носовыми (рис. 8). При этом кор мовые звенья ставятся с внутренней стороны, а носо вые— с внешней (см. рис. 1). Затем на ровном полу или
Рис. 8. Носовой шарнир кильсона
на столе приступают к выверке и окончательной сборке кильсона.
Установив штевни на концах кильсона (см. рис. 5), вставляют между правыми и левыми звеньями временные распорки соответствующих размеров (см. рис. 1), приме ривают шпангоуты и тщательно размечают положения поперечных планок (см. рис. 1). Сверлят отверстия и вре менно на шурупах крепят планки к брусам средних звень ев и фасонную планку среднего замка к замковым брусам (см. рис. 6). При правильной сборке штевни должны быть перпендикулярны плоскости кильсона, а плоскости шпан гоутов — продольной оси кильсона. Вертикальные оси шпангоутов и штевней должны, лежать на одной прямой.
15
Сняв штевни и шпангоуты, кильсон складывают. Хо рошо собранный кильсон сложится легко и без переко сов. Убедившись в качественной сборке, поочередно сни мают поперечные планки и окончательно ставят их на клей и шурупы. Затем крепят упоры для шпангоутов
|
|
Рис. 9. Фальшборты |
|
|
(рис. 8, б), устанавливают в нужном |
месте |
распорную |
||
кормовую планку (см. рис. 1), накладки (табл. |
1, поз. 15) |
|||
и защелки (табл. |
2, |
поз. 7) среднего замка (см. рис. 6); |
||
Ф а л ь ш б о р т ы |
(правый и левый, |
рис. 1, б) состоят |
||
из двух частей, |
носовой и кормовой, |
соединяемых при |
сборке байдарки винтами. Фальшборты склеивают из фа неры толщиной 8 мм и брусков дерева твердой породы сечением 15x30 мм; склейку усиливают шурупами.
Кормовые части делают по рис. 9, I. Торец бруска пе ред склейкой срезают под углом 45° (рис. 9, I, а) и свер
16
лят отверстия под крепежные винты (табл. 2, поз. 1) по размерам 50 мм и 1150 мм.
Носовая часть фальшборта показана на рис. 9, II. Для разметки контуров фанерной детали проводят основную линию 0—0] и перпендикулярную ей ось AÍ—М\. Пользу ясь табл. 5, на основной линии от оси последовательно от-
'о
Рис. 10. Стыковка частей фальшборта
кладывают отрезки Ь, из концов отрезков проводят пря мые, параллельные оси, на них откладывают отрезки к1 и к11. Полученные точки соединяют плавными кривыми. Бруски длиной 865 мм с одного конца состругивают на длине около 200 мм с толщины 15 мм на 7 мм, с другого делают под углом 45° торцовый срез, который подгоняют к срезу а на бруске кормовой части. Аналогичные срезы делают на стыках фанерных деталей обеих частей фальш борта (рис. 9, II, б). Чтобы получить плавные обводы пе редней части фальшборта, носовые бруски распаривают
исгибают на шаблоне. К согнутым брускам, на том же шаблоне, приклеивают фанерные детали носовой части.
Носовые и кормовые части фальшбортов стыкуют, за жимают струбцинами, сверлят отверстия по размерам 20
и80 мм (рис. 9, II), прорезают пазы под замковые винты (табл. 2, поз. 3) и устанавливают арматуру (рис. 10; табл. 1, поз. 7,9 и 10).
ГОО. ПУБЛИЧНАЯ |
17 |
УЧ И О -ТеХ Н И Ч ЕС К А Я
;*\г,-• cfliep
Для соединения передних концов фальшбортов (вол
норез) |
к одному из них приклепывают |
носовую оковку, |
|||||
согнутую под углом 63° (рис. |
11; табл. |
1, поз. 8), на дру |
|||||
гом ставят соединительные |
оси |
(табл. 2, |
поз. |
5). |
При |
||
сборке |
каркаса, по месту |
(ориентировочный |
размер |
||||
|
186 мм на рис. 9, И) |
сверлят |
|||||
|
отверстия |
для |
крепления |
||||
|
фальшбортов |
|
к |
носовому |
|||
|
шпангоуту винтами |
(рис. |
11; |
||||
|
табл. 2, поз. 1). |
(см. рис. 1) |
|||||
|
|
С т р и н г е р ы |
|||||
|
делают |
из |
дюралевых |
труб |
|||
|
диаметром 16 мм. Каждый |
||||||
|
стрингер состоит из 4 частей— |
||||||
|
носовой, |
кормовой, средней и |
|||||
|
замыкающей. |
Носовых и кор |
|||||
|
мовых частей (рис. 12, I) де |
||||||
лают 12. К одному концу приклепывают крюки |
(табл. 1, |
поз. 11) для соединения со штевнями, в другой вставляют трубки диаметром 14 мм и закрепляют их
трубчатыми заклепками (табл. 3, |
поз. 6). Средние части |
стрингеров — трубы длиной 1250 |
мм. Замыкающие час |
ти (рис. 12, II) имеют длину Ь: 2 |
шт. — 1032 мм, 2 шт — |
982 мм и 2 шт. — 832 мм. На них ставят соединительные муфты из труб с внутренним диаметром 16 мм. В муфтах делают продольный паз. Муфты закрепляют шурупом, завинченным в деревянную пробку, которую загоняют в трубу стрингера. Важно точно выдержать длину частей стрингеров, это обеспечит их взаимозаменяемость. Дли ну замыкающих частей попарно подгоняют при оконча тельной сборке.
Для облегчения сборки байдарки все разъемные сое динения стрингеров должны иметь зазоры около 0,2 мм по диаметру.
18