Файл: Дубровский А.П. Самодельная разборная байдарка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М и д е л ь в е й с ы (рис. 12,111) изготавливают из труб диаметром 14 мм. Длина L для носового мидельвейса — 1180 мм, кормового— 1102 мм. К одному концу мидель-

вейса на дюралевых заклепках ставят по два крюка для соединения со штевнями, к другому — ухо для соединения

со шпангоутами (табл. 1, поз. 12, 13 и 14).

п л а н к у

Заднюю

 

ф а л ь ш б о р т а

(рис. 1, з)

изготовляют из фанеры тол­

щиной 16 мм.

шт.) делают

С п и н к и

(2

из фанеры

толщиной 4 мм

размером 170X190 мм, пере­ кладины к ним — из дюрале­ вых труб диаметром 16 мм. Фанеру изгибают по радиу­

су 200 мм и прикрепляют к перекладинам деревянными бобышками. В торцы труб забивают деревянные пробки длиной 60 мм, в пробки ставят шурупы диаметром 6 мм и длиной 60 мм (рис. 13).

19

О б о л о ч к а б а й д а р к и состоит из днища и деки. Днище лучше делать из одного целого куска ткани шири­ ной около 1,1 м и длиной около 5 м. Если нет целого кус­ ка ткани указанных размеров, заготовку для днища скле­ ивают и сшивают из частей меньших размеров. В этом случае перекрой соединяемых частей должен быть не ме­ нее 3 см. Склеиваемые поверхности ткани тщательно за­ чищают наждачной бумагой, протирают чистым (жела­ тельно авиационным) бензином. На хорошо обезжирен­ ную и просушенную поверхность наносят два-три тонких, равномерных слоя резинового клея. Каждый слой перед нанесением последующего просушивают до тех пор, пока клей не перестанет прилипать к рукам. Особенно тща­ тельно должен быть нанесен и подсушен последний слой клея. Подготовленные таким образом поверхности ткани накладывают друг на друга и плотно сжимают, пригла­ живая валиком или ладонью. Склейку выдерживают при комнатной температуре 10—12 часов, а затем прошивают вдоль каждой кромки.

Деку делают из отдельных заготовок для носовой и кормовой частей и двух бортовых. Носовая и кормовая заготовки доходят до носового и кормового шпангоутов. Раскрой оболочки производят по собранному каркасу. Сперва раскраивают и сшивают деку. При раскрое деки по контуру кокпита оставляют припуск 8—10 см для ус­ тановки люверсов (табл. 3, поз. 5). Оставленный припуск складывают вдвое, приклеивают или прострачивают на швейной машине. Для усиления мест установки люверсов перед склейкой и прошивкой в кромку по всему перимет­ ру кокпита закладывают третий слой ткани и шнур диа­ метром 5—6 мм. Сшитую деку натягивают на каркас и размечают положение шва соединения с днищем. Днище также обтягивают по каркасу и размечают положение носового и кормового швов. Раскраивают днище, давая

20


припуск по верхнему стрингеру. Сшивают носовой и кор­ мовой швы. Сшитое таким образом днище натягивают на каркас и размечают положение шва соединения с декой. По разметке сшивают Днище с декой. Сшивку нужно на­ чинать от среднего шпангоута к носу и корме. Когда обо­ лочка сшита, устанавливают люверсы в дейе, наклеива­ ют усиления на носовой и кормовой швы. Следует иметь в виду, что с течением времени оболочка немного растя­ нется и ее натяжение уменьшится, поэтому новая оболоч­ ка должна быть натянута довольно сильно. Однако не следует чрезмерно перетягивать оболочку. Продольное натяжение оболочки зависит от ее длины, т. е. положения носового и кормового швов, поперечное — определяется

установкой на фальшбортах шурупов для люверсов деки. Последние устанавливают при окончательной подгонке оболочки. Схема крепления оболочки к фальшборту по­ казана на рис. 14. Для привязывания фалиня (конца для зачаливания и буксировки) на носу байдарки между

21

верхним и средним стрингерами к оболочке приделыва­ ют петлю из обрезка веревки диаметром 7 мм и длиной 300 мм. На расстоянии около 60 мм от середины его ста­ вят марки (или завязывают узлы), концы распускают на пряди и приклеивают к обоим бортам оболочки, укреп­ ляя латами из прорезиненной ткани.

Для предохранения днища оболочки от повреждений по всей длине кильсона и стрингеров с внешней стороны наклеивают полосы из прорезиненной ткани (протек­ торы) .

Для байдарки делают два двухлопастных разборных в е с ла . Длина каждой половины весла не более 1350 мм. Толщина веретена 30—35 мм. Собирают весло на метал­ лической трубке длиной 150 мм. Площадь лопасти подби­ рают по силе гребца, для мужчины средней силы длину лопасти делают 400—450 мм, ширину 200—220 мм. Конец лопасти оковывают луженой жестью.

Байдарку следует оснастить р уле м. На рис. 15 пока­ зан вариант конструкции руля. Площадь пера должна быть не меньше 4 дм2. Для упаковки байдарки шьют чех­ лы — один для деталей продольного набора и весел, дру­ гой— для оболочки, шпангоутов и штевней.

С б о р к а б а й д а р к и . Байдарку собирают на ров­ ной травянистой площадке. Раскладывают кильсон и за­ крепляют на нем штевни. Соединяют со штевнями носо­ вые и кормовые части стрингеров и мидельвейсы. Рас­ кладывают оболочку декой вверх. Сгибают в среднем замке кильсон и вставляют его в оболочку. Распрямляют кильсон и защелкой запирают средний замок. Собирают правый и левый фальшборты. Соединяют их на оковке волнореза. Устанавливают носовой и кормовой шпангоу­ ты и закрепляют на них мидельвейсы. Устанавливают средние и замыкающие части стрингеров и соединяют их муфтами. Устанавливают средний шпангоут. Закрепляют

22


Рис. 16.

винтами собранный фальшборт на переднем шпангоуте. Пропустив винты через отверстия в деке, крепят фальш­ борты к остальным шпангоутам, не затягивая гаек. Уста­ навливают заднюю планку фальшборта. Крепят на лю­ версах оболочку к фальшборту и окончательно затягива­ ют винты на фальшборте. Ставят спинки и устанавливают руль.

Разборку байдарки производят в обратном порядке. Эксплуатация байдарки. Наиболее уязвимая и недол­ говечная часть байдарки — оболочка. Оболочку можно преждевременно привести в негодность не только небреж­ ным обращением в походе, но и неправильным хранени­ ем. В походе следует предохранять оболочку от проры­ вов и потертостей. Нельзя волочить байдарку по дну на мелководье, при подходе к берегу и слишком часто пере­ носить ее загруженной. В байдарке не должно быть грязи и песка. На привалах нужно просушивать байдарку внут­ ри и удалять песок и мусор. На ночь байдарку следует перевернуть вверх дном и класть не на грунт, а на дере­ вянные подкладки. Утром обязательно ставят байдарку на днище, чтобы отсыревшие за ночь дека и трюм про­ сохли. На дневках байдарку держать в тени, поскольку прямые солнечные лучи разрушают прорезиненную ткань. В случае прорыва оболочки в походе применять вре­ менные средства ремонта можно на короткий срок (до окончания дневного перехода) и на первом же привале

надежно отремонтировать оболочку.

Подготавливая байдарку к хранению, следует очень хорошо просушить оболочку, обратив особое внимание на швы, удалить грязь и песок и провести полный ремонт оболочки. Прорезиненную ткань протирают тальком. Нельзя слишком плотно укладывать оболочку и хранить около отопительных приборов.

Каркас байдарки после каждого похода нужно вни­

24

мательно осмотреть, укрепить расшатавшиеся детали, за­ менить или отремонтировать поломанные или износив­ шиеся части, подновить окраску и лакировку деталей.

Хорошим пособием по ремонту и уходу за байдаркой может служить брошюра В. Филатова «Туризм на бай­ дарках», выпущенная издательством «Физкультура и спорт» в 1959 г.

В этой книжке дается много полезных советов, исполь­ зование которых позволит значительно удлинить жизнь байдарки. Там же и в статье Э. Демина (альманах «Ту­ ристские тропы»,книга 6) есть рекомендации по дополни­ тельному оборудованию байдарки.

Байдарка «Форель» — ходкое, хорошо управляемое и надежное судно, позволяющее проходить сложные марш­ руты. Однако, прежде чем отправляться в путешествие, полезно опробовать построенную байдарку и хорошо изу­ чить ее «нрав» и «повадки». Начинающим байдарочникам прежде всего необходимо научиться правильно грести и управлять судном.

Рекомендации по организации путешествий, а также по технике и тактике водных походов можно найти в упо­ мянутой книге В. Филатова и в книге С. Болдырева, В. Жмурова и Е. Косарева «Сложные туристские похо­ ды», ФиС, 1959,

Хорошим пособием для выбора маршрута могут слу­ жить альманах «Туристские тропы», серия выпусков «По родным просторам» (изд. ФиС) и многочисленные отче­ ты о водных походах, хранящиеся в туристских клубах.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

Детали арматуры каркаса

' П о зи ц и я

 

М есто

Р азм ер

за го ­

 

Д е т а л ь и е е н азначение

установки

т о в к и ,

мм

К олич,

1

Крюк для соединения

Шпанго­

1X 50 X 65

6

правых,

шпангоутов с кильсоном

уты

 

6

левых

(рис. 2

и 16,

а)

 

 

 

 

2

Кронштейн для креп­

Носовой 1 ,5 x 2 3 x 5 0

1

правый

ления фальшборта (рис.

шпангоут

 

1

левый

2

и 16,

б )

 

 

 

 

 

3

Скоба

усиления

Носовой

0 ,8 x 2 5 x 7 0

 

2

(рис. 2,

б )

 

и кормовой

 

 

 

 

 

 

 

шпангоуты

 

 

 

4

Кронштейн для креп­

Штевни 0 , 8 x 2 0 x 4 6

 

12

ления стрингеров (рис. 5

 

 

 

 

и 16, в)

 

 

 

 

 

 

5

Скоба для

крепления

То же

2 x 2 5 x 5 3

 

4

штевней

к

кильсону

 

 

 

 

(рис. 5 ,6 и 16, г)

26


П о зи ц и я

П р о д о л ж е н и е

Д ет а л ь и ее назначен ие

М есто

Р а зм ер

за ­

К олич.

у стан овки

го т о в к и ,

м м

6

Скоба среднего шар-

Кильсон

1x50x64

2

 

нира кильсона(рис. б,а

 

 

 

7

и 16,

д )

 

 

 

 

 

Носовая

1x28x87

2

Накладка для соеди-

 

нения

фальшборта

 

часть

 

 

8

(рис.

10, б и 16, е)

фальшборта

0,8x50x110

1

Оковка носовая (рис.

То же

9

11, а и 16, ж)

 

 

Кормовая

1X41X87

2

Накладка

для сое-

 

динения фальшборта и

часть

 

 

 

крепления спинки (рис.

фальшборта

 

 

10

10, а и 16, з)

 

уста-

Фальш-

1x30x42

2

Накладка для

 

новки

задней

 

спинки

борт V кор-

 

 

 

(рис.

16,

и)

 

 

 

мового

 

 

11

Крюк для

присоеди-

шпангоута

1x20x60

6 правых,

Кормовые

 

нения

стрингеров

к

и носовые

 

6 левых

 

штевням

(рис,

 

12,

I ,

стрингеры

 

 

12

16,

к)

 

для

соедине-

Мидель-

0,5x20x60

2 правых,

Крюк

 

ния

мидельвейсов

со

вейсы

 

2 левых

 

штевнями (рис. 12, 111

 

 

 

13

и 16,

к)

 

 

 

 

 

 

 

 

Хомут крепления

 

То же

1x12x50

2

14

крюков (рис. 12, III)

» »

1x12x38

2

Ухо для

соединения

 

мидельвейса со

шпан­

 

 

 

 

гоутами (рис.

12,

III

 

 

 

 

и 16,

о)

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Накладка

 

защелки

Кильсон

1x9x28

2

 

(рис.

6,

д )

 

 

 

 

 

 

 

27