ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
М и д е л ь в е й с ы (рис. 12,111) изготавливают из труб диаметром 14 мм. Длина L для носового мидельвейса — 1180 мм, кормового— 1102 мм. К одному концу мидель-
вейса на дюралевых заклепках ставят по два крюка для соединения со штевнями, к другому — ухо для соединения
со шпангоутами (табл. 1, поз. 12, 13 и 14). |
п л а н к у |
|
Заднюю |
|
|
ф а л ь ш б о р т а |
(рис. 1, з) |
|
изготовляют из фанеры тол |
||
щиной 16 мм. |
шт.) делают |
|
С п и н к и |
(2 |
|
из фанеры |
толщиной 4 мм |
размером 170X190 мм, пере кладины к ним — из дюрале вых труб диаметром 16 мм. Фанеру изгибают по радиу
су 200 мм и прикрепляют к перекладинам деревянными бобышками. В торцы труб забивают деревянные пробки длиной 60 мм, в пробки ставят шурупы диаметром 6 мм и длиной 60 мм (рис. 13).
19
О б о л о ч к а б а й д а р к и состоит из днища и деки. Днище лучше делать из одного целого куска ткани шири ной около 1,1 м и длиной около 5 м. Если нет целого кус ка ткани указанных размеров, заготовку для днища скле ивают и сшивают из частей меньших размеров. В этом случае перекрой соединяемых частей должен быть не ме нее 3 см. Склеиваемые поверхности ткани тщательно за чищают наждачной бумагой, протирают чистым (жела тельно авиационным) бензином. На хорошо обезжирен ную и просушенную поверхность наносят два-три тонких, равномерных слоя резинового клея. Каждый слой перед нанесением последующего просушивают до тех пор, пока клей не перестанет прилипать к рукам. Особенно тща тельно должен быть нанесен и подсушен последний слой клея. Подготовленные таким образом поверхности ткани накладывают друг на друга и плотно сжимают, пригла живая валиком или ладонью. Склейку выдерживают при комнатной температуре 10—12 часов, а затем прошивают вдоль каждой кромки.
Деку делают из отдельных заготовок для носовой и кормовой частей и двух бортовых. Носовая и кормовая заготовки доходят до носового и кормового шпангоутов. Раскрой оболочки производят по собранному каркасу. Сперва раскраивают и сшивают деку. При раскрое деки по контуру кокпита оставляют припуск 8—10 см для ус тановки люверсов (табл. 3, поз. 5). Оставленный припуск складывают вдвое, приклеивают или прострачивают на швейной машине. Для усиления мест установки люверсов перед склейкой и прошивкой в кромку по всему перимет ру кокпита закладывают третий слой ткани и шнур диа метром 5—6 мм. Сшитую деку натягивают на каркас и размечают положение шва соединения с днищем. Днище также обтягивают по каркасу и размечают положение носового и кормового швов. Раскраивают днище, давая
20
припуск по верхнему стрингеру. Сшивают носовой и кор мовой швы. Сшитое таким образом днище натягивают на каркас и размечают положение шва соединения с декой. По разметке сшивают Днище с декой. Сшивку нужно на чинать от среднего шпангоута к носу и корме. Когда обо лочка сшита, устанавливают люверсы в дейе, наклеива ют усиления на носовой и кормовой швы. Следует иметь в виду, что с течением времени оболочка немного растя нется и ее натяжение уменьшится, поэтому новая оболоч ка должна быть натянута довольно сильно. Однако не следует чрезмерно перетягивать оболочку. Продольное натяжение оболочки зависит от ее длины, т. е. положения носового и кормового швов, поперечное — определяется
установкой на фальшбортах шурупов для люверсов деки. Последние устанавливают при окончательной подгонке оболочки. Схема крепления оболочки к фальшборту по казана на рис. 14. Для привязывания фалиня (конца для зачаливания и буксировки) на носу байдарки между
21
верхним и средним стрингерами к оболочке приделыва ют петлю из обрезка веревки диаметром 7 мм и длиной 300 мм. На расстоянии около 60 мм от середины его ста вят марки (или завязывают узлы), концы распускают на пряди и приклеивают к обоим бортам оболочки, укреп ляя латами из прорезиненной ткани.
Для предохранения днища оболочки от повреждений по всей длине кильсона и стрингеров с внешней стороны наклеивают полосы из прорезиненной ткани (протек торы) .
Для байдарки делают два двухлопастных разборных в е с ла . Длина каждой половины весла не более 1350 мм. Толщина веретена 30—35 мм. Собирают весло на метал лической трубке длиной 150 мм. Площадь лопасти подби рают по силе гребца, для мужчины средней силы длину лопасти делают 400—450 мм, ширину 200—220 мм. Конец лопасти оковывают луженой жестью.
Байдарку следует оснастить р уле м. На рис. 15 пока зан вариант конструкции руля. Площадь пера должна быть не меньше 4 дм2. Для упаковки байдарки шьют чех лы — один для деталей продольного набора и весел, дру гой— для оболочки, шпангоутов и штевней.
С б о р к а б а й д а р к и . Байдарку собирают на ров ной травянистой площадке. Раскладывают кильсон и за крепляют на нем штевни. Соединяют со штевнями носо вые и кормовые части стрингеров и мидельвейсы. Рас кладывают оболочку декой вверх. Сгибают в среднем замке кильсон и вставляют его в оболочку. Распрямляют кильсон и защелкой запирают средний замок. Собирают правый и левый фальшборты. Соединяют их на оковке волнореза. Устанавливают носовой и кормовой шпангоу ты и закрепляют на них мидельвейсы. Устанавливают средние и замыкающие части стрингеров и соединяют их муфтами. Устанавливают средний шпангоут. Закрепляют
22
Рис. 16.
винтами собранный фальшборт на переднем шпангоуте. Пропустив винты через отверстия в деке, крепят фальш борты к остальным шпангоутам, не затягивая гаек. Уста навливают заднюю планку фальшборта. Крепят на лю версах оболочку к фальшборту и окончательно затягива ют винты на фальшборте. Ставят спинки и устанавливают руль.
Разборку байдарки производят в обратном порядке. Эксплуатация байдарки. Наиболее уязвимая и недол говечная часть байдарки — оболочка. Оболочку можно преждевременно привести в негодность не только небреж ным обращением в походе, но и неправильным хранени ем. В походе следует предохранять оболочку от проры вов и потертостей. Нельзя волочить байдарку по дну на мелководье, при подходе к берегу и слишком часто пере носить ее загруженной. В байдарке не должно быть грязи и песка. На привалах нужно просушивать байдарку внут ри и удалять песок и мусор. На ночь байдарку следует перевернуть вверх дном и класть не на грунт, а на дере вянные подкладки. Утром обязательно ставят байдарку на днище, чтобы отсыревшие за ночь дека и трюм про сохли. На дневках байдарку держать в тени, поскольку прямые солнечные лучи разрушают прорезиненную ткань. В случае прорыва оболочки в походе применять вре менные средства ремонта можно на короткий срок (до окончания дневного перехода) и на первом же привале
надежно отремонтировать оболочку.
Подготавливая байдарку к хранению, следует очень хорошо просушить оболочку, обратив особое внимание на швы, удалить грязь и песок и провести полный ремонт оболочки. Прорезиненную ткань протирают тальком. Нельзя слишком плотно укладывать оболочку и хранить около отопительных приборов.
Каркас байдарки после каждого похода нужно вни
24
мательно осмотреть, укрепить расшатавшиеся детали, за менить или отремонтировать поломанные или износив шиеся части, подновить окраску и лакировку деталей.
Хорошим пособием по ремонту и уходу за байдаркой может служить брошюра В. Филатова «Туризм на бай дарках», выпущенная издательством «Физкультура и спорт» в 1959 г.
В этой книжке дается много полезных советов, исполь зование которых позволит значительно удлинить жизнь байдарки. Там же и в статье Э. Демина (альманах «Ту ристские тропы»,книга 6) есть рекомендации по дополни тельному оборудованию байдарки.
Байдарка «Форель» — ходкое, хорошо управляемое и надежное судно, позволяющее проходить сложные марш руты. Однако, прежде чем отправляться в путешествие, полезно опробовать построенную байдарку и хорошо изу чить ее «нрав» и «повадки». Начинающим байдарочникам прежде всего необходимо научиться правильно грести и управлять судном.
Рекомендации по организации путешествий, а также по технике и тактике водных походов можно найти в упо мянутой книге В. Филатова и в книге С. Болдырева, В. Жмурова и Е. Косарева «Сложные туристские похо ды», ФиС, 1959,
Хорошим пособием для выбора маршрута могут слу жить альманах «Туристские тропы», серия выпусков «По родным просторам» (изд. ФиС) и многочисленные отче ты о водных походах, хранящиеся в туристских клубах.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Детали арматуры каркаса
' П о зи ц и я
|
М есто |
Р азм ер |
за го |
|
Д е т а л ь и е е н азначение |
установки |
т о в к и , |
мм |
К олич, |
1 |
Крюк для соединения |
Шпанго |
1X 50 X 65 |
6 |
правых, |
||
шпангоутов с кильсоном |
уты |
|
6 |
левых |
|||
(рис. 2 |
и 16, |
а) |
|
|
|
|
|
2 |
Кронштейн для креп |
Носовой 1 ,5 x 2 3 x 5 0 |
1 |
правый |
|||
ления фальшборта (рис. |
шпангоут |
|
1 |
левый |
|||
2 |
и 16, |
б ) |
|
|
|
|
|
3 |
Скоба |
усиления |
Носовой |
0 ,8 x 2 5 x 7 0 |
|
2 |
|
(рис. 2, |
б ) |
|
и кормовой |
|
|
|
|
|
|
|
|
шпангоуты |
|
|
|
4 |
Кронштейн для креп |
Штевни 0 , 8 x 2 0 x 4 6 |
|
12 |
|||
ления стрингеров (рис. 5 |
|
|
|
|
|||
и 16, в) |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Скоба для |
крепления |
То же |
2 x 2 5 x 5 3 |
|
4 |
|
штевней |
к |
кильсону |
|
|
|
|
(рис. 5 ,6 и 16, г)
26
П о зи ц и я
П р о д о л ж е н и е
Д ет а л ь и ее назначен ие |
М есто |
Р а зм ер |
за |
К олич. |
у стан овки |
го т о в к и , |
м м |
6 |
Скоба среднего шар- |
Кильсон |
1x50x64 |
2 |
|||||||
|
нира кильсона(рис. б,а |
|
|
|
|||||||
7 |
и 16, |
д ) |
|
|
|
|
|
Носовая |
1x28x87 |
2 |
|
Накладка для соеди- |
|||||||||||
|
нения |
фальшборта |
|
часть |
|
|
|||||
8 |
(рис. |
10, б и 16, е) |
фальшборта |
0,8x50x110 |
1 |
||||||
Оковка носовая (рис. |
То же |
||||||||||
9 |
11, а и 16, ж) |
|
|
Кормовая |
1X41X87 |
2 |
|||||
Накладка |
для сое- |
||||||||||
|
динения фальшборта и |
часть |
|
|
|||||||
|
крепления спинки (рис. |
фальшборта |
|
|
|||||||
10 |
10, а и 16, з) |
|
уста- |
Фальш- |
1x30x42 |
2 |
|||||
Накладка для |
|||||||||||
|
новки |
задней |
|
спинки |
борт V кор- |
|
|
||||
|
(рис. |
16, |
и) |
|
|
|
мового |
|
|
||
11 |
Крюк для |
присоеди- |
шпангоута |
1x20x60 |
6 правых, |
||||||
Кормовые |
|||||||||||
|
нения |
стрингеров |
к |
и носовые |
|
6 левых |
|||||
|
штевням |
(рис, |
|
12, |
I , |
стрингеры |
|
|
|||
12 |
16, |
к) |
|
для |
соедине- |
Мидель- |
0,5x20x60 |
2 правых, |
|||
Крюк |
|||||||||||
|
ния |
мидельвейсов |
со |
вейсы |
|
2 левых |
|||||
|
штевнями (рис. 12, 111 |
|
|
|
|||||||
13 |
и 16, |
к) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хомут крепления |
|
То же |
1x12x50 |
2 |
|||||||
14 |
крюков (рис. 12, III) |
» » |
1x12x38 |
2 |
|||||||
Ухо для |
соединения |
||||||||||
|
мидельвейса со |
шпан |
|
|
|
||||||
|
гоутами (рис. |
12, |
III |
|
|
|
|||||
|
и 16, |
о) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Накладка |
|
защелки |
Кильсон |
1x9x28 |
2 |
|||||
|
(рис. |
6, |
д ) |
|
|
|
|
|
|
|
27