ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
реальных ситуациях, что повышает вероятность того, что и поведение максимально приближено к естественному и настоящему. Ограничение в том, что он дает меньше возможностей для контроля, нежели лабораторный, однако, использование методов статистического анализа позволило ученым добиться большей контролируемой посторонних переменных.
Контент-анализ
Контент-анализ это один из способов кабинетного исследования, который позволяет выявить наличие, отсутствие или количество определенных медиа сообщений, которые, предположительно, способствуют определенным воздействиям.
Достоинства метода: возможна точная фиксация показателей в объемных массивах эмпирических данных и их надежность, минимизирование влияния субъективного фактора (исследователя) на объект. Недостатки: трудность определения набора категорий анализа, большая трудоемкость процедуры.
Глубинное интервью
Глубинное интервью это слабоструктурированная, свободная личная беседы интервьюера с респондентом. Цель: вывести респондента к подробным ответам на задаваемые вопросы. В ходе разговора исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам.
Возможности метода: хороший шанс разобраться во внутренних переживаниях людей, выйти на доверительный уровень, что значительно повышает шанс честных ответов. Ограничения: при недостаточной компетенции и профессионализме, исследователь может влиять на ответы респондента, тем самым искажая действительность; большие расходы на проведение.
Фокус-группа
Фокус-группа относится к качественным методам исследованиям. Его принцип состоит в следующем: собирается заранее выбранная по каким-то критериям (которые зависят от цели и характера исследования) группа участников (обычно до 12 человек) и вместе с модератором обсуждают определенную тему. В ходе обсуждения выявляются важные пункты: почему люди действуют определенным образом и что думают по поводу каких-то вопросов.
Достоинства метода: позволяет проследить взаимодействие участников с разными мнениями, увидеть логику их споров, услышать аргументацию. Недостатки: при неопытном или непрофессиональном модераторе некоторые личности могут оставаться "нераскрытыми" и достаточно тяжело узнать переживания по теме каждого в одинаковой мере.
Базовые методы
Данные методы являются составными частями всех уже перечисленных выше методов:
- Метод сравнения. Данный метод основан на аналогии. Цель: найти сходства и различия объектов одного класса (однородные предметы и явления).
- Метод описания. В медиаисследованиях этот метод активно используется при систематизации и фиксировании результатов практического исследования. К инструментам описания можно отнести схемы, диаграммы, рисунки, графики, таблицы, которые обеспечивают наглядность проделанной работы.
- Метод измерения. В медиаисследованиях на этом методе основана медиаметрия, аудиметрия и пиплметрия которые относятся к исследованию СМИ.
- Мета-анализ. Применяется данный метод для систематизированной интеграции имеющихся данных многих эмпирических исследований, объединенных общей темой. Он может дать аналитическое толкования различных социально-культурных явлений и процессов.
Цель количественных исследований в социологии – изучение количественно измеряемых, объективных характеристик различного поведения людей. Это макросоциологические, и, как правило, описательные исследования.
Задачи исследования:
- измерить параметры явления или процесса;
- установить между отдельными компонентами и параметрами взаимосвязи.
В количественных исследованиях обработка информации проводится с помощью упорядоченных процедур, обладающих количественными характеристиками. В таких исследованиях к выборке предъявляются очень серьезные требования, основывающиеся на математической статистике и теории вероятности.
Исследователь занимает позицию «стороннего» наблюдателя.
Количественные исследования направлены на изучение:
- общих социальных процессов;
- объективных факторов;
- социальных структур и институтов.
Исследовательские инструменты и процедуры:
- формализованы, для исследователей во многом одинаковы;
- разрабатываются до начала полевого этапа;
- стандартизованы, подразумевается их дублирование.
К специфическим средствам и методам количественного исследования относятся:
- опрос: анкетирование, беседа, интервьюирование;
- наблюдение;
- эксперимент;
- анализ документов.
Анализ данных при количественном исследовании характеризуется следующими критериями:
- Единицы анализа: события, факты, акты поведения, высказывания.
- Логика анализа – дедуктивная, подразумевающая переход от абстракции к фактам в результате операционализации понятий.
- Основные способы анализа: систематизация; классификация отождествлением случаев; статистическая обработка.
Качественные исследования в социологии
Цель качественного социологического исследования – получение глубинной информации с помощью специальной техники. Это микросоциологическое исследование. Качественное исследование дает возможность получить информацию об установках людей, о мотивах их поведения.
Задачи исследования:
- концептуализировать и интерпретировать явление или процесс;
- раскрыть особую, специфическую картину явления.
Качественные исследования направлены на изучение:
- субъективных факторов;
- особенных, частных процессов;
- отдельного человека.
К качественным методам относятся исследования:
- исторические, в качестве методов анализа локальных микросоциумов;
- этнографические;
- биографические;
- метод исследования случая;
- метод нарратива, или повествования.
Исследовательские инструменты и процедуры:
- неформализованные, указывают на индивидуальный опыт исследователя;
- определяются до начала полевого этапа и во время него;
- практически не стандартизованы, редко дублируются;
- между этапом получения первоначальных данных и этапом их анализа отсутствует этап статистической обработки данных.
Анализ данных при качественном исследовании характеризуется следующими критериями:
- Единицы анализа - субъективные для индивидов значения фактов.
- Логика анализа –индуктивная, подразумевающая переход от фактов к концепциям.
- Основные способы анализа: описание без отождествления; воображение; обобщение найденных оценок.
Эффективность качественных исследований возможна только в том случае, если при отражении социальных факторов исследователь придерживается этических норм:
- при исследовании социологу нельзя ограничиваться только личными предпочтениями;
- необходимо исключить общепринятые положения «обыденной логики», «здравого смысла», апелляций к работам политических, религиозных или других авторитетов;
- при составлении тестов нужно избегать искажений, отображающих не управление, а манипуляции; нужно предъявлять любые результаты исследований, даже если они не удовлетворяют социолога;
- избегать возможностей любого искажения информации.
Количественные и качественные социологические исследования взаимно дополняют друг друга, связаны между собой. При проведении количественных исследований применяют технологии получения информации качественными методами (незаконченные предложения, ассоциации, вопросы-ловушки и др.). Результаты качественных исследований можно перевести в количественную форму (наблюдение, контент-анализ, интервьюирование).
Опрос – это метод, направленный на сбор первичной информации, при котором человек отвечает на целый ряд вопросов.
Опрос направлен на получение информации о психологических и социальных явлениях с помощью очного или заочного общения. Сами социологи такое широкое применение метода опроса объясняют его универсальностью. С помощью опроса можно получить информацию о различных фактах, явлениях и событиях, ценностных ориентациях людей. В отдельных случаях такая информация выходит дешевле, нежели информация, полученная другими методами, а при обработке данных можно использовать компьютерную технику, что значительно облегчает ход исследования.
Виды опросов:
Устный опрос
используют, когда надо наблюдать за реакцией человека на задаваемые вопросы, с помощью устного опроса более глубоко можно изучить психологию респондента, чтобы провести качественный устный опрос, необходима специальная подготовка и большие временные затраты, которые не всегда можно себе позволить во время исследования.
Ответы, полученные в ходе устного опроса, имеют прямую зависимость от личности человека, который ведет опрос, от личности человека, который отвечает на вопросы, и от поведения обоих участников опроса.
Письменный опрос
является наиболее распространенным, самой известной его формой является анкетирование. С помощью письменного опроса можно охватить большое количество респондентов.
Есть у письменного вида и свои недостатки, так с помощью анкетирования сложно учесть реакцию респондента на содержащиеся в анкете вопросы.
Интервью.
Вспомогательным для анкетирования методом является метод интервью, с помощью интервью можно проверить или уточнить данные после анкетирования.
Интервью часто используют при приеме на работу, соискателю задают стандартные, заранее подготовленные вопросы, при этом многие вопросы задают без уточнений и пояснений, чтобы испытуемый отвечал так, как он понял вопрос.
Свободный опрос
может быть как письменным, так и устным, при этом перечень вопросов и ответов не ограничен ни какими рамками. Во время свободного опроса можно менять тактику ведения опроса и их содержание. В свою очередь стандартизированный опрос с заранее подготовленными краткими вопросами является более экономичным в материальных затратах и по времени.
Контент-анализ - это метод изучения документов на основании формирования определенного набора категорий с последующей квалификацией исследуемого материала по принципу частоты появления и повторения элементов избранных категорий. Применение этого метода дает возможность получить определенные количественные данные, которые могут быть подвергнуты компьютерной обработке и статистическому анализу. Эта исследовательская техника используется в социологии с целью получения выводов о состоянии и свойства социальной действительности.
Контент-анализ – это эмпирический метод перевода количественных показателей в текст с последующей обработкой информации.
Контент-анализ широко применяется при изучении простых и сложных признаков и особенно эффективен при обработке больших по объему и различных по содержанию источников. Главная суть контент-анализа заключается в том, что, исходя из исследовательских задач, выделяется определенная система качественных признаков, характеризующих свойства объектов и явлений, а затем делается их счет или счет их элементов, обладающих этими признаками и находящихся в определенных сочетаниях. Эти признаки могут кодироваться, и таким образом описательная информация может быть формализована и представлена в системе числовых значений. Последние могут сводиться в разного рода таблицы, удобные для последующей обработки.
Метод контент-анализа начинается с выявления смысловых единиц (объектов), в качестве которых используют следующие:
- Понятие, высказанные в отдельных терминах. Например, экономика: формы собственности, приватизация, финансовая система, технический прогресс, инновации, методы хозяйствования, менеджмент политика: правительство, оппозиция, партия, демократия, авторитаризм, сотрудничество, консенсус, конфликт.
Контент-анализ
Контент-анализ это один из способов кабинетного исследования, который позволяет выявить наличие, отсутствие или количество определенных медиа сообщений, которые, предположительно, способствуют определенным воздействиям.
Достоинства метода: возможна точная фиксация показателей в объемных массивах эмпирических данных и их надежность, минимизирование влияния субъективного фактора (исследователя) на объект. Недостатки: трудность определения набора категорий анализа, большая трудоемкость процедуры.
Глубинное интервью
Глубинное интервью это слабоструктурированная, свободная личная беседы интервьюера с респондентом. Цель: вывести респондента к подробным ответам на задаваемые вопросы. В ходе разговора исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам.
Возможности метода: хороший шанс разобраться во внутренних переживаниях людей, выйти на доверительный уровень, что значительно повышает шанс честных ответов. Ограничения: при недостаточной компетенции и профессионализме, исследователь может влиять на ответы респондента, тем самым искажая действительность; большие расходы на проведение.
Фокус-группа
Фокус-группа относится к качественным методам исследованиям. Его принцип состоит в следующем: собирается заранее выбранная по каким-то критериям (которые зависят от цели и характера исследования) группа участников (обычно до 12 человек) и вместе с модератором обсуждают определенную тему. В ходе обсуждения выявляются важные пункты: почему люди действуют определенным образом и что думают по поводу каких-то вопросов.
Достоинства метода: позволяет проследить взаимодействие участников с разными мнениями, увидеть логику их споров, услышать аргументацию. Недостатки: при неопытном или непрофессиональном модераторе некоторые личности могут оставаться "нераскрытыми" и достаточно тяжело узнать переживания по теме каждого в одинаковой мере.
Базовые методы
Данные методы являются составными частями всех уже перечисленных выше методов:
- Метод сравнения. Данный метод основан на аналогии. Цель: найти сходства и различия объектов одного класса (однородные предметы и явления).
- Метод описания. В медиаисследованиях этот метод активно используется при систематизации и фиксировании результатов практического исследования. К инструментам описания можно отнести схемы, диаграммы, рисунки, графики, таблицы, которые обеспечивают наглядность проделанной работы.
- Метод измерения. В медиаисследованиях на этом методе основана медиаметрия, аудиметрия и пиплметрия которые относятся к исследованию СМИ.
- Мета-анализ. Применяется данный метод для систематизированной интеграции имеющихся данных многих эмпирических исследований, объединенных общей темой. Он может дать аналитическое толкования различных социально-культурных явлений и процессов.
-
Качественные и количественные методики социологических исследований.
Цель количественных исследований в социологии – изучение количественно измеряемых, объективных характеристик различного поведения людей. Это макросоциологические, и, как правило, описательные исследования.
Задачи исследования:
- измерить параметры явления или процесса;
- установить между отдельными компонентами и параметрами взаимосвязи.
В количественных исследованиях обработка информации проводится с помощью упорядоченных процедур, обладающих количественными характеристиками. В таких исследованиях к выборке предъявляются очень серьезные требования, основывающиеся на математической статистике и теории вероятности.
Исследователь занимает позицию «стороннего» наблюдателя.
Количественные исследования направлены на изучение:
- общих социальных процессов;
- объективных факторов;
- социальных структур и институтов.
Исследовательские инструменты и процедуры:
- формализованы, для исследователей во многом одинаковы;
- разрабатываются до начала полевого этапа;
- стандартизованы, подразумевается их дублирование.
К специфическим средствам и методам количественного исследования относятся:
- опрос: анкетирование, беседа, интервьюирование;
- наблюдение;
- эксперимент;
- анализ документов.
Анализ данных при количественном исследовании характеризуется следующими критериями:
- Единицы анализа: события, факты, акты поведения, высказывания.
- Логика анализа – дедуктивная, подразумевающая переход от абстракции к фактам в результате операционализации понятий.
- Основные способы анализа: систематизация; классификация отождествлением случаев; статистическая обработка.
Качественные исследования в социологии
Цель качественного социологического исследования – получение глубинной информации с помощью специальной техники. Это микросоциологическое исследование. Качественное исследование дает возможность получить информацию об установках людей, о мотивах их поведения.
Задачи исследования:
- концептуализировать и интерпретировать явление или процесс;
- раскрыть особую, специфическую картину явления.
Качественные исследования направлены на изучение:
- субъективных факторов;
- особенных, частных процессов;
- отдельного человека.
К качественным методам относятся исследования:
- исторические, в качестве методов анализа локальных микросоциумов;
- этнографические;
- биографические;
- метод исследования случая;
- метод нарратива, или повествования.
Исследовательские инструменты и процедуры:
- неформализованные, указывают на индивидуальный опыт исследователя;
- определяются до начала полевого этапа и во время него;
- практически не стандартизованы, редко дублируются;
- между этапом получения первоначальных данных и этапом их анализа отсутствует этап статистической обработки данных.
Анализ данных при качественном исследовании характеризуется следующими критериями:
- Единицы анализа - субъективные для индивидов значения фактов.
- Логика анализа –индуктивная, подразумевающая переход от фактов к концепциям.
- Основные способы анализа: описание без отождествления; воображение; обобщение найденных оценок.
Эффективность качественных исследований возможна только в том случае, если при отражении социальных факторов исследователь придерживается этических норм:
- при исследовании социологу нельзя ограничиваться только личными предпочтениями;
- необходимо исключить общепринятые положения «обыденной логики», «здравого смысла», апелляций к работам политических, религиозных или других авторитетов;
- при составлении тестов нужно избегать искажений, отображающих не управление, а манипуляции; нужно предъявлять любые результаты исследований, даже если они не удовлетворяют социолога;
- избегать возможностей любого искажения информации.
Количественные и качественные социологические исследования взаимно дополняют друг друга, связаны между собой. При проведении количественных исследований применяют технологии получения информации качественными методами (незаконченные предложения, ассоциации, вопросы-ловушки и др.). Результаты качественных исследований можно перевести в количественную форму (наблюдение, контент-анализ, интервьюирование).
-
Опрос, контент-анализ, изучение документов, фокус-группа.
Опрос – это метод, направленный на сбор первичной информации, при котором человек отвечает на целый ряд вопросов.
Опрос направлен на получение информации о психологических и социальных явлениях с помощью очного или заочного общения. Сами социологи такое широкое применение метода опроса объясняют его универсальностью. С помощью опроса можно получить информацию о различных фактах, явлениях и событиях, ценностных ориентациях людей. В отдельных случаях такая информация выходит дешевле, нежели информация, полученная другими методами, а при обработке данных можно использовать компьютерную технику, что значительно облегчает ход исследования.
Виды опросов:
Устный опрос
используют, когда надо наблюдать за реакцией человека на задаваемые вопросы, с помощью устного опроса более глубоко можно изучить психологию респондента, чтобы провести качественный устный опрос, необходима специальная подготовка и большие временные затраты, которые не всегда можно себе позволить во время исследования.
Ответы, полученные в ходе устного опроса, имеют прямую зависимость от личности человека, который ведет опрос, от личности человека, который отвечает на вопросы, и от поведения обоих участников опроса.
Письменный опрос
является наиболее распространенным, самой известной его формой является анкетирование. С помощью письменного опроса можно охватить большое количество респондентов.
Есть у письменного вида и свои недостатки, так с помощью анкетирования сложно учесть реакцию респондента на содержащиеся в анкете вопросы.
Интервью.
Вспомогательным для анкетирования методом является метод интервью, с помощью интервью можно проверить или уточнить данные после анкетирования.
Интервью часто используют при приеме на работу, соискателю задают стандартные, заранее подготовленные вопросы, при этом многие вопросы задают без уточнений и пояснений, чтобы испытуемый отвечал так, как он понял вопрос.
Свободный опрос
может быть как письменным, так и устным, при этом перечень вопросов и ответов не ограничен ни какими рамками. Во время свободного опроса можно менять тактику ведения опроса и их содержание. В свою очередь стандартизированный опрос с заранее подготовленными краткими вопросами является более экономичным в материальных затратах и по времени.
Контент-анализ - это метод изучения документов на основании формирования определенного набора категорий с последующей квалификацией исследуемого материала по принципу частоты появления и повторения элементов избранных категорий. Применение этого метода дает возможность получить определенные количественные данные, которые могут быть подвергнуты компьютерной обработке и статистическому анализу. Эта исследовательская техника используется в социологии с целью получения выводов о состоянии и свойства социальной действительности.
Контент-анализ – это эмпирический метод перевода количественных показателей в текст с последующей обработкой информации.
Контент-анализ широко применяется при изучении простых и сложных признаков и особенно эффективен при обработке больших по объему и различных по содержанию источников. Главная суть контент-анализа заключается в том, что, исходя из исследовательских задач, выделяется определенная система качественных признаков, характеризующих свойства объектов и явлений, а затем делается их счет или счет их элементов, обладающих этими признаками и находящихся в определенных сочетаниях. Эти признаки могут кодироваться, и таким образом описательная информация может быть формализована и представлена в системе числовых значений. Последние могут сводиться в разного рода таблицы, удобные для последующей обработки.
Метод контент-анализа начинается с выявления смысловых единиц (объектов), в качестве которых используют следующие:
- Понятие, высказанные в отдельных терминах. Например, экономика: формы собственности, приватизация, финансовая система, технический прогресс, инновации, методы хозяйствования, менеджмент политика: правительство, оппозиция, партия, демократия, авторитаризм, сотрудничество, консенсус, конфликт.