ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 0
2.План обследования: анамнез, кожное тестирование, лабораторный метод определения специфических IgEcэпидермальными аллергенами.
3.Тактика лечения: элиминационный режим, антигистаминные препараты, эндоназальные ГКС.
4.Осложнения: развитие бронхиальной астмы.
5.Профилактика: избегать контакта с животными.
8.Ребенок, 12 лет, страдает атопическим дерматитом в течение 10 лет. Обострение заболевания в осеннее-зимний период. Ребенку назначена гипоаллергенная диета, однако соблюдение диеты не приводит к положительному эффекту. Улучшение только при смене климата (на море).
Вопросы:
1.Сформулируйте предварительный диагноз.
2.Определите возможный спектр сенсибилизации.
3.Почему нет положительного эффекта от назначенной диеты?
4.Назначьте необходимое обследование.
5.Каков прогноз данного заболевания? Эталонные ответы:
1.Диагноз: Атопический дерматит, средне-тяжелое течение.
2.Возможный спектр – бытовая и грибковая сенсибилизация.
3.Пищевая аллергия не имеет здесь значения.
4.План обследования: специфические IgE к бытовым, эпидермальным, грибковым аллергенам, кожное тестирование.
5.Прогноз: благоприятный.
9.Больная, 35 лет, жалуется на приступы удушья в утренние часы. Отмечает эффект элиминации по бытовым аллергенам. Наследственность - бронхиальная астма у матери. Из эквивалентов аллергии отмечает круглогодичный аллергический ринит.
Вопросы:
1.Сформулируйте предварительный диагноз.
2.Назначьте необходимое обследование.
3.Определите тактику лечения. 4.Целесообразность СИТ.
5.Каков прогноз данного заболевания? Эталонные ответы:
1.Диагноз: Атопическая бронхиальная астма, впервые выявленная, легкое персистирующее течение. Круглогодичный аллергический ринит.
2.План обследования: кожное тестирование с атопическими аллергенами, ФВД, специфические IgE с эпидермальными и бытовыми аллергенами.
3.Тактика лечения: в обострении – ингаляционные ГКС, эндоназальные ГКС, элиминационный режим.
4.При выявлении причинно-значимых аллергенов, в период улучшения-СИТ.
5.Прогноз: благоприятный.
Примеры тестовых заданий для текущей аттестации (по разделам дисциплины). Вопрос N: 1
К побочным действиям лекарственных веществ относятся: Ответы:
1. Синдром Яриша-Герксгеймера; 2. Синдром Сульцбергера-Горбе; 3. Синдром Милиана; 4. Синдром Артюса-Сахарова
Вопрос N: 2
Препараты - либераторы гистамина: Ответы:
Но-шпа; 2. Анальгин; 3. Коргликон; 4. Фестал Вопрос N: 3
Какое лекарственное средство является полноценным аллергеном: Ответы:
Аспирин; 2. Пенициллин; 3. Анальгин; 4. Сергозин Вопрос N: 4
Общую детерминанту с антибактериальнными и сульфаниламидными препаратами имеют:
Ответы:
Аминазин; 2. Гипотиазид; 3. Пипольфен; 4. Эуфиллин Вопрос N: 5
С какими лекарственными препаратами имеет перекрестные реакции эуфиллин: Ответы:
Пипольфен; 2. Супрастин; 3. Аминазин; 4. Фенергам Вопрос N: 6
При каком клиническом проявлении лекарственной аллергии участвуют IgЕ: Ответы:
Синдром Лайела; 2. Анафилактический шок; 3. Контактный дерматит; 4. Синдром лекарственной волчанки
Вопрос N: 7
Какая группа препаратов наиболее часто вызывает висцеральные поражения - лекарственный гепатит, миокардит:
Ответы:
1. Салицилаты; 2. Сульфаниламиды; 3. Туберкулостатические; 4. Антибиотики Вопрос N: 8
Чему равен период сенсибилизации при лекарственной аллергии, если больной встречается с препаратом впервые:
Ответы:
1. 3-5 дней; 2. 7-12 дней; 3. 1-2 дня; 4. Более 5 дней Вопрос N: 9
При аллергии к антибиотикам пенициллинового ряда возникают перекрестные реакции с: Ответы:
1. Аминогликозидами; 2. Сульфаниламидами; 3. Цефалоспоринами; 4. Фторхинолонами Вопрос N: 10
При аллергии к антибиотикам пенициллинового ряда возможны перекрестные реакции с: Ответы:
Аминогликозидами; 2. Тиенамом; 3. Фторхинолонами; 4. Макролидами Вопрос N: 11
При аллергии на новокаин возможно проведение местной анестезии: Ответы:
Дикаином; 2. Прокаином; 3. Тримекаином; 4. Лидокаином Вопрос N: 12
При аллергии на левомицетин противопоказано применение также: Ответы:
Фурациллина; 2. Сульфаниламидов; 3. Синтомицина; 4. Интестопана Вопрос N: 13
Кожные пробы позволяют: Ответы:
1. Установить наличие сенсибилизации; 2. Определить общий уровень IgE; 3. Определить уровень гистамина; 4. Определить количество тучных клеток
Вопрос N: 14
Для проведения СИТ неинфекционными аллергенами разведения готовятся на:
Ответы:
Тест-контрольной жидкости; 2. Разводящей жидкости 3. Физиологическом растворе; 4. Растворе новокаина
Вопрос N: 15
Крапивницу можно считать хронической, если высыпания беспокоят: Ответы:
1. Более 4 недель; 2. Более 2 месяцев; 3. Более 3 месяцев; 4. В течение 1 года
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Аллергология и иммунология»
Основная литература
1.Аллергология и иммунология : нац. руководство: учеб. пособ. для системы послевуз. и доп. проф. образования врачей /под ред. Р. М. Хаитова, Н. И. Ильина. - М. : ГЭОТАР-
Медиа, 2014. - 656 с.
2.Хаитов, Р. М. Руководство по клинической иммунологии. Диагностика заболеваний иммунной системы: рук-во для врачей / Р. М. Хаитов, Б. В. Пинегин, А. А. Ярилин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 352 с.
3.Иммунология : учеб. пособ. для системы послевуз. и доп. проф. образования врачей / А. М. Земсков [и др.] - Воронеж : Научная книга, 2013. - 580 с.
4.Иммунотерапия: рук. для врачей / С. Н. Алленов [ и др.] ; под ред. Р. М. Хаитова, Р. И. Атауллаханова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 672 с.
5.Клиническая аллергология детского возраста с неотложными состояниями : рук. для врачей / И. И. Балаболкин [и др.] ; под ред.: И. И. Балаболкина, В. А. Булгаковой. - М. :
МИА, 2011. - 264 с.
Дополнительная литература
6.Принципы интерпритации данных иммунограммы в практике аллергологаиммунолога : учеб. пособие / Казан. гос. мед. акад ; сост. Н. М. Рахматуллина [и др.]. - Казань : Участок ротапринтной печати НБ КГМА, 2015. - 24 с. - 11
7.Первичные иммунодефициты : учеб. пособ. для врачей / Казан. гос. мед. акад ; сост.: Ф. М. Терещенко, Т. В. Клыкова. - Казань : ИД Меддок, 2012. - 22 с. - 11
8.Анафилаксия. Анафилактический шок : учеб. пособие / Казан. гос. мед. акад ; сост. Н. М. Рахматуллина [и др.]. - Казань : Участок ротапринтной печати НБ КГМА, 2015. - 20
с. - 10
9.Методы диагностики аллергических заболеваний: учеб. пособие / Казан. гос. мед. акад ; сост. Н. М. Рахматуллина[ и др.]. - Казань : часток ротапринтной печати НБ КГМА, 2015. - 36 с. -10
10.Сафина А.И. Пищевая аллергия у детей раннего возраста: учеб. пособ. / А. И. Сафина ; Казан. гос. мед. акад. - Казань : Новое знание, 2015. - 76 с. -10
11.Аллерген-специфическая иммунотерапия: учеб. пособие / Казан. гос. мед. акад ; сост. Н. М. Рахматуллина [и др.]. - Казань: Участок ротапринтной печати НБ КГМА, 2016.
- 20 с. - 10
12.Антигистаминные препараты в лечении аллергической патологии: учеб. пособие / Казан. гос. мед. акад ; сост. Н. М. Рахматуллина [и др.]. - Казань : Участок ротапринтной печати НБ КГМА, 2016. - 16 с. - 8
13.Крапивница и ангиоотек: учеб.-метод. пособие / Казан. гос. мед. акад ; [сост. Н. М. Рахматуллина и др.]. - Казань : [Участок ротапринтной печати НБ КГМА], 2016. - 32 с.-11
14.Аллергический ринит: учеб.-метод. пособие / Казан. гос. мед. акад; [сост. Н. М. Рахматуллина и др.]. - Казань: [Участок ротапринтной печати НБ КГМА], 2017. - 20 с.-10
15.Лекарственная аллергия: учеб.-метод. пособие / Казан. гос. мед. акад; [сост. Н. М. Рахматуллина и др.]. - Казань: [Участок ротапринтной печати НБ КГМА], 2017. - 40 с.-10
Электронные ресурсы
1.Аллергология и иммунология [Электронный ресурс]: нац. руководство: прилож. к учеб. на компакт-диске. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.-3
2.Элиминационный режим при аллергических заболеваниях [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Казан. гос. мед. акад.; сост. Р. С. Фассахов [и др.]. - Казань : [б. и.], 2009.
3.Аллерген-специфическая иммунотерапия [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Казан. гос. мед. акад; [сост. Н. М. Рахматуллина и др.]. - Электрон. текстовые дан. (230 КБ). - Казань: [б. и.], 2015. - 1 on-line: табл. - Систем. требования: Adobe Acrobat. - Режим
доступа: \\Server\Work\Full\Rahmatullina2.pdf.
4. Анафилаксия. Анафилактический шок [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Казан. гос. мед. акад ; [сост. Н. М. Рахматуллина и др.]. - Электрон. текстовые дан. (195 КБ). - Казань: [б. и.], 2015. - 1 on-line. - Систем. требования: Adobe Acrobat. - Режим доступа:
\\Server\Work\Full\Rahmatullina3.pdf.
5. Методы диагностики аллергических заболеваний [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Казан. гос. мед. акад ; [сост. Н. М. Рахматуллина и др.]. - Электрон. текстовые дан. (678 КБ). - Казань : [б. и.], 2015. - 1 on-line. - Систем. требования: Adobe Acrobat. -
Режим доступа: \\Server\Work\Full\Rahmatullina4.pdf.
6. Аллергический ринит [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Казан. гос. мед. акад ; [сост. Н. М. Рахматуллина и др.]. - Электрон. текстовые дан. (809 КБ). - Казань : [б. и.], 2017. - 1 on-line : ил., табл. - Систем. требования: Adobe Reader. - Режим доступа:
\\Server\Work\Full\UMP2017\Rahmatullina.pdf.
Материально-техническое обеспечение дисциплины
№ |
Наименование |
Наименование |
Оснащенность специальных |
Перечень лицензионного |
|||
|
дисциплины |
специальных помещений и |
помещений для |
программного |
|||
|
(модуля), |
помещений для |
самостоятельной работы |
обеспечения. Реквизиты |
|||
|
практик в |
самостоятельной работы |
|
|
|
|
подтверждающего |
|
соответствии с |
|
|
|
|
|
документа |
|
учебным планом |
|
|
|
|
|
|
Б1.В.ОД.1 |
Аллергология |
420012, г. Казань, ул. |
Мультимедийное |
|
|
Microsoft office Word |
|
|
и |
Бутлерова/Муштари, д. |
оборудование- |
проектор |
2007, |
||
|
иммунология |
11/40, Учебно- |
Epson-1 |
шт., |
|
учебная |
Антивирус Kaspersky |
|
|
лабораторный корпус |
комната, |
лекционная |
Endpoint Scurity 10 |
||
|
|
КГМА – филиала |
аудитория, |
оснащенная: |
Windows, |
||
|
|
ФГБОУ ДПО |
специализированным |
Windows Ver.7. |
|||
|
|
РМАНПО Минздрава |
оборудованием |
|
и |
Лицензионное |
|
|
|
России |
медицинскими |
изделиями |
соглашение имеется. |
||
|
|
Учебная аудитория для |
и расходным материалом в |
|
|||
|
|
проведения |
количестве, |
позволяющем |
|
||
|
|
семинарских занятий: |
обучающимся |
осваивать |
|
||
|
|
учебные комнаты 5 |
умения |
и |
|
навыки, |
|
|
|
этаж |
предусмотренные |
|
|
||
|
|
Помещение для |
профессиональной |
|
|
||
|
|
самостоятельной |
деятельностью, |
|
|
|
|
|
|
работы: Аудитория |
индивидуально. |
|
|
|
|
|
|
№308 |
Помещения |
|
|
для |
|
|
|
|
самостоятельной |
|
работы |
|
|
|
|
|
обучающихся |
оснащены |
|
||
|
|
|
компьютерной техникой с |
|
|||
|
|
|
возможностью |
|
|
|
|
|
|
|
подключения |
к |
сети |
|
|
|
|
|
«Интернет» и обеспечением |
|
|||
|
|
|
доступа в |
электронную |
|
||
|
|
|
информационно- |
|
|
|
|
|
|
|
образовательную |
|
среду |
|
|
|
|
|
организации. |
|
|
|
Казанская государственная медицинская академия – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»
Министерства здравоохранения Российской Федерации (КГМА – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б.1.В.ОД.2 – «Клиническая фармакология» 144 часа (4 з.е.)
Подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.69 Челюстно-лицевая хирургия
Программа рассмотрена на заседании МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА Протокол № 12-3/9-5 от «22» мая 2019 года
г. Казань,
2019г.
Цель и задачи дисциплины «Клиническая фармакология» Цель: формирование специальных профессиональных знаний и умений,
компетенций в области клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии, необходимых для эффективной практической профессиональной деятельности врачаординатора.
Задачи:
Овладеть специальными знаниями в области клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии в объеме требований квалификационной характеристики специалиста врача-ординатора.
Освоить современные практические навыки в области клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии, необходимые врачу-ординатора.
Обеспечить личностно-профессиональный рост обучающегося, необходимый для его самореализации как специалиста.
Формируемые компетенции
В результате освоения программы дисциплины клиническая фармакология у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1).
готовность к обеспечению рационального выбора комплексной медикаментозной терапии пациентов, нуждающихся в оказании медицинской помощи (ПК-6).
Компете |
Содержание |
В результате освоения компетенции |
Фонд |
|||
нция |
|
Знать |
|
Уметь |
Владеть |
оценочн |
|
|
|
|
|
|
ых |
|
|
|
|
|
|
средств |
|
|
Профессиональные компетенции |
|
|
||
ПК-6 |
Готовность к |
− Цели, задачи, |
− |
Использовать на |
− Навыком |
Квалифик |
|
обеспечению |
основные разделы |
практике общие |
рационального |
ационные |
|
|
рациональног |
клинической |
принципы выбора |
выбора и |
тесты и |
|
|
о выбора |
фармакологии, виды |
эффективных и |
применения |
задачи |
|
|
комплексной |
фармакотерапии; |
безопасных |
наиболее |
|
|
|
медикаментоз |
− правовые основы |
лекарственных |
эффективных и |
|
|
|
ной терапии |
применения |
средств на основе |
безопасных |
|
|
|
пациентов, |
лекарственных средств, |
методологии |
лекарственных |
|
|
|
нуждающихс |
правовые акты, |
доказательной и |
средств; |
|
|
|
я в оказании |
регламентирующие |
персонализированно |
− способностью |
|
|
|
медицинской |
применение |
й медицины; |
рационального |
|
|
|
помощи |
лекарственных средств |
− |
Применить |
комбинирования |
|
|
|
в России (официальные |
знания по |
лекарственных |
|
|
|
|
инструкции по |
клинической |
средств; |
|
|
|
|
медицинскому |
фармакокинетике и |
− навыком |
|
|
|
|
применению, |
фармакодинамике |
выбора и |
|
|
|
|
стандарты, протоколы, |
для |
|
дозирования |
|
|
|
руководства |
персонализированног |
эффективных и |
|
|
|
|
профессиональных |
о выбора и |
безопасных |
|
|
|
|
ассоциаций); |
применения |
лекарственных |
|
|
|
|
− принципы |
лекарственных |
средств у |
|
|
|
|
организации и |
средств; |
беременных, |
|
|
|
|
функционирования |
− |
прогнозировать |
лактирующих |
|
|
|
службы клинической |
нежелательные |
женщин, детей и |
|
|
|
|
фармакологии в |
лекарственные |
пожилых |
|
|
|
|
медицинских |
реакции, проводить |
|
|
|
|
|
организациях |
их диагностику и |
|
|
|
|
|
Российской Федерации. |
коррекцию; |
|
|
|
|
|
− общие принципы |
− |
применить |
|
|
|
|
рационального, |
принципы |
|
|
|
|
|
персонализированного |
рационального |
|
|
|
|
|
выбора и применения |
комбинирования |
|
|
|
|
|
лекарственных средств, |
лекарственных |
|
|