ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
Казанская государственная медицинская академия – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»
Министерства здравоохранения Российской Федерации (КГМА – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФТД.2 - «Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта»
(72 часов) (2 з.е.)
Подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.69 Челюстно-лицевая хирургия
Программа рассмотрена на заседании МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА Протокол № 12-3/9-5 от «22» мая 2019 года
г. Казань,
2019г.
Цель дисциплины – расширить знания врачей-ординаторов и дать новые знания, согласно современным требованиям стоматологии, по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта.
Задачи дисциплины:
1.Ознакомить врачей-ординаторов с современными данными по этиологии и патогенезу основных заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта.
2.Расширить диапазон знаний врачей-ординаторов по методам лечения заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта на современном этапе развития медицины.
3.Углубить знания врачей-ординаторов по ведению пациентов с заболеваниями пародонта и слизистой оболочки полости рта согласно утверждѐнным протоколам и стандартам с применением современных инструментов, аппаратов, диагностических и лечебных методов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОРДИНАТОРА
В процессе освоения «Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта» углубляются и совершенствуются следующие профессиональные компетенции:
в диагностической деятельности:
-способность и готовность к постановке диагноза на основании диагностического исследования;
-способность и готовность интерпретировать данные осмотра, инструментального и лабораторного исследования; в лечебной деятельности:
-способность и готовность выполнять лечение заболеваний пародонта, слизистой оболочки полости рта и губ;
-способность и готовность составлять комплексный план лечения пациентов с заболеваниями пародонта и слизистой оболочки полости рта; в профилактической деятельности:
-способность и готовность подбирать лекарственные и гигиенические средства для профилактики заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;
-способность и готовность проводить онкогигиеническую профилактику;
в организационно-управленческой деятельности:
− способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации.)
Формируемые компетенции
Комп |
Содержание |
В результате освоения компетенции |
Фонд |
||
етен |
|
Знать |
Уметь |
Владеть |
оценочн |
ция |
|
|
|
|
ых |
|
|
|
|
|
средств |
|
|
Универсальные компетенции |
|
|
|
УК-1 |
готовностью к |
- анализировать |
- применять |
- опыт |
Тесты, |
|
абстрактному |
результаты |
абстрактного |
формирование |
ситуацио |
|
мышлению, анализу, |
исследования. |
мышления в |
заключений с |
нные |
|
синтезу |
|
профессиональной |
применением |
задачи |
|
|
|
деятельности. |
абстрактного |
|
|
|
|
|
мышления. |
|
|
|
Профессиональные компетенции |
|
|
|
ПК-4 |
готовность к |
- принципы |
- применять |
- опыт проведения |
Тесты, |
|
применению |
применения |
социально- |
социально- |
ситуацио |
|
социально- |
социально- |
гигиенические |
гигиенических |
нные |
|
гигиенических |
гигиенических |
методики сбора и |
методик сбора и |
задачи |
|
методик сбора и |
методик сбора и |
медико- |
медико- |
|
|
медико- |
медико- |
статистического |
статистического |
|
|
статистического |
статистического |
анализа |
анализа |
|
|
анализа информации |
анализа |
информации о |
информации о |
|
|
о стоматологической |
информации о |
стоматологической |
стоматологической |
|
|
заболеваемости |
стоматологическо |
заболеваемости |
заболеваемости |
|
|
|
й заболеваемости |
|
|
|
ПК-5 |
готовность к |
- основы |
- применять |
- опыт применения |
тесты |
|
применению |
применения |
основных |
основных |
|
|
основных принципов |
основных |
принципов |
принципов |
|
|
организации и |
принципов |
организации и |
организации и |
|
|
управления в сфере |
организации и |
управления в сфере |
управления в сфере |
|
|
охраны здоровья |
управления в |
охраны здоровья |
охраны здоровья |
|
|
граждан, в |
сфере охраны |
граждан, в |
граждан, в |
|
|
медицинских |
здоровья граждан, |
медицинских |
медицинских |
|
|
организациях и их |
в медицинских |
организациях и их |
организациях и их |
|
|
структурных |
организациях и их |
структурных |
структурных |
|
|
подразделениях |
структурных |
подразделениях |
подразделениях |
|
|
|
подразделениях |
|
|
|
ПК-6 |
готовность к |
- принципы |
- проводить оценку |
- опыт проведения |
тесты |
|
проведению оценки |
проведения |
качества оказания |
оценки качества |
|
|
качества оказания |
оценки качества |
стоматологической |
оказания |
|
|
стоматологической |
оказания |
помощи с |
стоматологической |
|
|
помощи с |
стоматологическо |
использованием |
помощи с |
|
|
использованием |
й помощи с |
основных медико- |
использованием |
|
|
основных медико- |
использованием |
статистических |
основных медико- |
|
|
статистических |
основных медико- |
показателей |
статистических |
|
|
показателей |
статистических |
|
показателей |
|
|
|
показателей |
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта»
Индекс |
Наименование тем, элементов |
1. |
Раздел 1. Организация пародонтологической помощи. |
1.1 |
Обследование пациентов при заболеваниях пародонта |
1.2 |
Профессиональная гигиена: инструменты, аппараты, полирующие пасты и |
|
десенситайзеры. Протокол проведения профессиональной гигиены. |
1.3 |
Составление плана комплексного обследования и лечения при заболеваниях пародонта. |
|
Последовательность обследования и лечения пациента различными специалистами. |
|
Вектор-терапия. |
2 |
Раздел 2.Заболевания пародонта. |
2.1 |
Классификация заболеваний пародонта (2001 г, МКБ-10). |
|
Анатомия и функции пародонта. |
2.2 |
Гингивит: катаральный, гипертрофический, язвенный. Клиника, этиология, патогенез, |
|
лечение. |
2.3 |
Пародонтит: хронический генерализованный, агрессивный. |
|
Клиника, этиология, патогенез, лечение. Аномалии окклюзии и суперконтакты – |
|
факторы риска развития патологии пародонта. |
|
Диагностика суперконтактов. Избирательное пришлифовывание,показания к |
|
проведению, методика выполнения. |
2.4 |
Синдромы и системные заболевания с проявлениями в тканях пародонта. Клиника, |
|
патогенез, лечение. Шинирование при заболеваниях пародонта |
2.5 |
Общее и местное лечение заболеваний пародонта. Лазерные технологии в |
|
терапевтической пародонтологии. |
3 |
Раздел 3. Заболевания слизистой оболочки полости рта |
3.1 |
Травматические заболевания слизистой оболочки полости рта (СОПР): клиника, |
|
этиология, лечение. |
3.2 |
Собственно инфекционные заболевания СОПР и проявления инфекционных |
|
заболеваний в полости рта. Клиника, этиология, лечение |
3.3 |
Аллергические заболевания СОПР: клиника, этиология, патогенез, лечение. |
3.4 |
Поражения СОПР при дерматозах и системной патологии: клиника, этиология, |
|
патогенез, лечение. |
3.5 |
Заболевания языка и губ: клиника, этиология, патогенез, лечение |
3.6 |
Предраковые заболевания СОПР и губ. Диагностика. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Цель повышения квалификации: расширить знания врачей-ординаторов и дать
новые знания, согласно современным требованиям стоматологии, по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний слизистой оболочки полости рта.
Категория обучающихся: врачи-ординаторы. Срок обучения: 72 часа (2 недели)
Трудоемкость: 2 ЗЕТ (в зачетных единицах) Режим занятий: 6 академических часов в день.
Форма обучения: очная.
Индекс |
Наименование разделов и дисциплин |
. |
|
|
|
|
|
В том числе |
|
|
зач |
|
|
|
|
|
|
||||
|
(модулей) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудоемкость (в |
|
Всего часов |
|
Практические занятия |
|
самостоятельная работа |
Контроль |
Индексы, |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
ед.) |
лекции |
семинар |
|
формируе |
||||
|
|
|
мых |
|||||||
|
|
|
компетенц |
|||||||
|
|
|
ий |
|||||||
|
|
|
|
|||||||
1. |
Раздел 1. Организация |
|
6 |
6 |
3 |
3 |
- |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
пародонтологической помощи. |
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Обследование пациентов при |
|
2 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
заболеваниях пародонта |
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Профессиональная гигиена: |
|
2 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
инструменты, аппараты, полирующие |
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
пасты и десенситайзеры. Протокол |
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
проведения профессиональной гигиены. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Составление плана комплексного |
|
2 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
обследования и лечения при |
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
заболеваниях пародонта. |
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Последовательность обследования и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лечения пациента различными |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специалистами. Вектор-терапия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Раздел 2.Заболевания пародонта. |
|
30 |
30 |
10 |
13 |
4 |
3 |
Тестирование, |
УК-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
задача |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Классификация заболеваний пародонта |
|
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
(2001 г, МКБ-10). |
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
Анатомия и функции пародонта. |
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2.2 |
Гингивит: катаральный, |
|
9 |
9 |
3 |
6 |
- |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
гипертрофический, язвенный. Клиника, |
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
этиология, патогенез, лечение. |
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2.3 |
Пародонтит: хронический |
|
8 |
8 |
2 |
3 |
- |
3 |
Тестирование, |
УК-1 |
|
генерализованный, агрессивный. |
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
Клиника, этиология, патогенез, |
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
лечение. Аномалии окклюзии и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
суперконтакты – факторы риска |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
развития патологии пародонта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика суперконтактов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Избирательное пришлифовывание, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
показания к проведению, методика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выполнения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4 |
Синдромы и системные заболевания с |
|
6 |
6 |
2 |
2 |
2 |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
проявлениями в тканях пародонта. |
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
Клиника, патогенез, лечение. |
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Шинирование при заболеваниях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пародонта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5 |
Общее и местное лечение заболеваний |
6 |
6 |
2 |
2 |
2 |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
пародонта. Лазерные технологии в |
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
терапевтической пародонтологии. |
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
Раздел 3. Заболевания слизистой |
30 |
30 |
11 |
11 |
4 |
4 |
Тестирование, |
УК-1 |
|
оболочки полости рта |
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Травматические заболевания слизистой |
5 |
5 |
2 |
3 |
- |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
оболочки полости рта (СОПР): клиника, |
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
этиология, лечение. |
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.2 |
Собственно инфекционные заболевания |
5 |
5 |
2 |
1 |
2 |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
СОПР и проявления инфекционных |
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
заболеваний в полости рта. Клиника, |
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
этиология, лечение |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3 |
Аллергические заболевания СОПР: |
5 |
5 |
2 |
2 |
- |
1 |
Тестирование, |
УК-1 |
|
клиника, этиология, патогенез, лечение. |
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4 |
Поражения СОПР при дерматозах и |
5 |
5 |
2 |
1 |
2 |
- |
Тестирование, |
УК-1 |
|
системной патологии: клиника, |
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
этиология, патогенез, лечение. |
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.5 |
Заболевания языка и губ: клиника, |
5 |
5 |
1 |
2 |
- |
2 |
Тестирование, |
УК-1 |
|
этиология, патогенез, лечение |
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.6 |
Предраковые заболевания СОПР и губ. |
5 |
5 |
2 |
2 |
- |
1 |
Тестирование, |
УК-1 |
|
Диагностика. |
|
|
|
|
|
|
Ситуационная |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
задача |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый зачет |
6 |
6 |
|
|
|
|
Тестирование |
УК-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ситуационные |
ПК-5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
задачи, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПК-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кейс-задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
72 |
72 |
24 |
27 |
8 |
7 |
|
|
Оценочные средств для контроля качества подготовки по дисциплине «Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта» (для текущего контроля успеваемости
по итогам освоения разделов дисциплины, промежуточной аттестация и задания для самостоятельной работы)
Текущий контроль проводится по итогам освоения каждой темы из раздела учебнотематического плана в виде решения ситуационной задачи или тестового задания.
Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (зачет)
Критерии оценки:
Результаты тестирования оцениваются по пятибалльной системе: Оценка «Отлично» - при ответе на 90% вопросов и более. Оценка «Хорошо» - при ответе на 80 - 89% вопросов.
Оценка «Удовлетворительно» - при ответе на 70 - 79% вопросов. Оценка «Неудовлетворительно» - при ответе менее 70% вопросов.
Результаты собеседования оцениваются:
«Зачтено» – клинический ординатор подробно отвечает на теоретические вопросы. «Не зачтено» – не владеет теоретическим материалом и допускает грубые ошибки.
Ординатор считается аттестованным при наличии положительной оценки на вариант тестового задания (50% вопросов).
Фонд оценочных средств для контроля качества подготовки (текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины и задания для самостоятельной работы)
Примеры тестовых заданий.
Раздел 1.Организация пародонтологической помощи.
1.В оказании пародонтологической помощи принимают участие специалисты: