Файл: Разрушение алюминиевых сплавов при растягивающих напряжениях..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
продолжает осуществляться за счет деформирования самих зерен, а не за счет раскрытия трещин. Процесс последующего слияния микротрещин в так называемые «магистральные» трещины про текает в этом случае замедленно, и только после длительного промежутка времени наблюдается постепенное падение напряже ния (при этом происходит образование «магистральных» трещин и затем разрушение образца). Аналогичные испытания проводили при скорости деформирования 1,2-10~3 мм/час. Так как при этой скорости разрушение образцов происходит за несколько секунд, а на применяемом нами оборудовании экспериментально трудно точно зарегистрировать напряжения разрушения, то на рис. 9 приводится только время от момента приложения нагрузки к образцу до разрушения исследуемых сплавов. При этой ско рости деформирования наблюдается то же соотношение между зарождением и распространением трещин в образце, как и при исследовании со скоростью деформирования 0 , 8 - Ю - 5 м/сек, т. е. в 150 раз меньшей. Аналогичные результаты были подтверждены исследованиями, проведенными на деформируемых промышлен ных сплавах АМгб, АК4-1, Д16 (рис. 10).
Полученные данные свидетельствуют, что при комнатной тем пературе качественную и сравнительную количественную оценки характера зарождения и развития трещин, напряжения разру шения и продолжительности развития трещин до полного раз рушения образцов можно получить, исследуя сплавы при одной выбранной скорости деформирования.
Выбор оптимальной скорости деформирования для проведения исследований
Так как характер разрушения алюминиевых сплавов в исследуе мом интервале скоростей деформирования от 2 , 0 - Ю - 8 до 1,2-Ю- 3 м/сек качественно не зависит от скорости деформирова ния, то, следовательно, можно сравнительно оценивать характер разрушения сплавов при высоких и низких скоростях деформиро вания по результатам испытания при скорости, удобной для исследования.
Наиболее удобной для исследования алюминиевых сплавов оказалась скорость 2• 10- 6 м/сек или 15%/час, так как при этой скорости нагружение идет достаточно ' медленно, чтобы успеть зафиксировать с помощью фотографирования изменение струк туры во времени, установить взаимосвязь структуры и прило женного напряжения, а также измерить локальную деформацию образцов в процессе опыта.
Кроме выбранной скорости для исследования влияния ско рости деформирования на изменение количественных параметров, характеризующих свойства материала при одноосном растяже нии (напряжение разрушения сплава, время до разрушения, работа разрушения и др.), которые могут зависеть от времени
28
действия растягивающих напряжений, исследования проводились
дополнительно при |
скоростях |
3-Ю"1 |
м/сек (соответствует |
стан |
дартной скорости |
испытаний |
на |
разрывных машинах) и |
|
2 - Ю - 8 м/сек — скорости, при |
которой время испытания |
может |
быть порядка нескольких сотен часов, что позволяет с определен ной степенью приближения моделировать условия, в которых находится материал при эксплуатации.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ НА УСТАНОВКЕ ИМАШ-5С-65
Проведение дальнейших исследований по вышеописанным методи кам заключалось в выборе характерной микроструктуры алюми ния и сплавов и в последующем изучении изменений деформацион ного микрорельефа этой структуры в процессе пластической деформации при растяжении.
При этом процесс возникновения линий скольжения и микро трещин фиксировался как визуально, так и путем фотографирова ния, и устанавливались те структурные составляющие, в которых
в первую очередь |
зарождаются трещины критического раз |
мера (разрешаемого |
оптическим путем), а также изучался харак |
тер дальнейшего развития указанных трещин. Оценивалась не равномерность протекания пластической деформации микро объемов металла, при которой происходит образование трещин критического размера, а также общая деформация рабочей части образца в указанный момент.
Выявлялась зависимость приведенных выше явлений от при кладываемого напряжения, скорости нагружения и температуры. При этом определялось изменение напряжения в процессе растя жения образцов, напряжение, при котором происходит образо вание оптически разрешаемых трещин, а также определялось и сравнивалось для исследуемых сплавов время от момента воз никновения оптически видимых трещин до окончательного раз рушения.
Результаты этих наблюдений оформлялись в виде гра фиков изменения локальной деформации контрольных участков образца и кинетических кривых изменения напряжения во вре
мени при деформировании образцов с постоянной |
скоростью |
при заданной температуре. По последним кривым |
графически |
лодсчитывалась работа разрушения образцов. |
|
С целью установления влияния состава и структурных состав ляющих на разрушение сложнолегированных алюминиевых спла вов систем AI—Mg и Al—Си—Mg исследование проводилось по разработанной методике в следующей последовательности.
29
Алюминий
На чистом алюминии марки А99 подтверждались в основном известные из литературы закономерности протекания пласти ческой деформации и разрушения (для подтверждения правиль ности примененной в работе методики) и установилась взаимо связь их с элементами структуры для определения последующего влияния легирующих элементов на изменение характера проте кания пластической деформации и разрушения.
Модельные сплавы
Изучали следующие сплавы:
а) твердые растворы систем AI—Mg и Al—Си—Mg, на них изучалось поведение матрицы сложнолегированных сплавов при действии растягивающих напряжений; б) бинарные сплавы алю миния с элементами переходных групп — титаном, цирконием, молибденом, хромом, марганцем, железом, никелем; на этих сплавах изучалось влияние добавок вышеуказанных элементов на характер протекания пластической деформации и разрушение; в) сложнолегированные алюминиевые сплавы — сплавы систем AI—Mg и Al—Си—Mg, легированные малыми добавками элемен тов переходных групп. На этих сплавах изучалось комплексное влияние легирующих элементов на протекание пластической де формации и разрушение сплавов.
Закономерности, выявленные на модельных сплавах, под тверждались на промышленных алюминиевых сплавах тех же систем. Все сплавы готовили в тигельной электропечи сопро тивления. Термическая-обработка сплавов системы AI—Mg про водилась по режиму: закалка с 435° С, охлаждение в воде, естест венное старение. Сплавов системы AI—Си—Mg — по режиму: закалка с 535° С, охлаждение в воде, старение при температуре 185° С в течение 10 час.
Полный химический анализ исследуемых сплавов и нестан дартные режимы термообработки приведены в соответствующих разделах.
Глава I I I . АЛЮМИНИЙ
Для перехода к изучению влияния структуры и состава на ха рактер протекания пластической деформации и разрушения сложнолегированных алюминиевых сплавов предварительно с по мощью описанной выше методики были исследованы особенности протекания пластической деформации при растяжении алюминия марки А99 (примеси не более 0,01%). Это исследование проводи лось, как указывалось ранее, с двумя целями:
1) подтверждение правильности применяемой методики при исследовании известных закономерностей особенностей протека ния пластической деформации в алюминии;
2) исследование влияния структурных составляющих на не однородность пластической деформации и разрушение алюминия.
Постановка этой задачи вызвана тем, что, как известно из литературных данных [71], зарождение разрушения в поликри сталлическом алюминии является результатом негомогенной пла стической деформации в областях микроскопических размеров, где локальная деформация максимальна.
Разрушению большинства чистых металлов под действием растягивающих напряжений предшествует пластическая дефор мация, приводящая к образованию шейки. В области шейки возникают поры, которые, сливаясь меяэду собой, образуют тре щины, приводящие к разрушению образца. Однако особенностью чистого алюминия является то, что образование шейки не сопро вождается возникновением пор, а происходит в результате раз вития трещин, зарождающихся в полосах интенсивной дефор мации [37].
Проведенное нами исследование характера протекания пласти ческой деформации при растяжении литого алюминия марки А99 (примесей не более 0,01%) при комнатной температуре показало, что на начальных стадиях пластической деформации появляются прямолинейные следы скольжения, указывающие на начавшиеся
сдвиги |
отдельных |
частей кристалла |
относительно |
друг |
друга, |
что типично для |
сдвигового механизма деформации. |
Первые |
|||
следы |
скольжения, |
появляющиеся |
в отдельных |
кристаллах, |
|
как правило, ориентированы под углами, близкими к |
45°, по |
||||
направлению к растягивающим напряжениям. При |
дальнейшем |
31
деформировании указанные полосы |
скольжения |
появляются и |
в кристаллографических плоскостях |
с другой |
ориентировкой. |
По мере увеличения степени деформации возникает вторая си стема прямолинейных следов скольжения, пересекающая ранее образовавшуюся. Это свидетельствует о протекании деформации последовательно либо одновременно по нескольким направлениям легкого скольжения. С увеличением степени деформации все большую роль начинает играть поперечное скольжение (рис. 11, а).
С повышением степени деформации ширина грубых следов скольжения увеличивается, а расстояние между ними практи чески остается постоянным. Миграции границ зерен не наблю дается.
При еще больших деформациях наблюдается поворот отдель ных менее благоприятно расположенных по отношению к дей ствующим напряжениям кристаллов вследствие давления на них соседних кристаллов, ориентированных иначе, более благоприятно с энергетической точки зрения. Так, неоднородность ориентации кристаллов в поликристаллическом алюминии создает неодно родность деформации, что видно из табл. 3.
Т а б л и ц а |
3 |
|
|
|
|
|
Результаты |
измерений средней и локальной деформации |
|||||
в алюминии |
А99 через |
500 мк |
при |
температуре |
20° С |
|
№ потяга |
р |
° |
« |
. % |
В |
°/ |
|
ор' |
'° |
док. мин" |
лок. макс' |
||
1 |
2 |
|
0 |
|
7 |
|
2 |
9 |
|
0 |
|
17 |
|
3 |
15 |
|
|
2 |
|
26 |
4 |
19 |
|
|
3,5 |
|
34 |
5 |
27 |
|
|
4 |
|
48 |
В соответствии с классификацией микрорельефов, возникаю щих при деформировании металлов с ГЦК решеткой, предложен ной в работе [106], микрорельеф, образующийся на поверхности алюминия при деформировании его при комнатной температуре, относится к микрорельефам 1-й группы, характеризующимся образованием внутризеренных сдвиговых рельефов. Разрушение носит транскристаллический характер (рис. 11, б). Необходимо отметить, что при комнатной температуре в чистом алюминии образования оптически видимых трещин нами не наблюдалось вплоть до степеней деформации, близких к разрушению образцов.
При повышенной температуре 200—300° С в зернах алюминия наблюдается образование либо одной системы полос скольжения, когда деформация в пределах одного зерна идет преимущественно по одной плоскости, либо ветвистых грубых следов скольжения, характерных для усиливающегося с повышением температуры
32