Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скорость движения поездов. На железнодорожном транспорте различают несколько категорий скорости движения поездов. Ос­ новные из них — максимальная, техническая, участковая, марш­ рутная.

М а к с и м а л ь н о й принято называть наибольшую допускае­ мую на сети железных дорог скорость движения грузовых и пас­ сажирских поездов.

Т е х н и ч е с к о й скоростью

называется средняя скорость дви­

жения поезда по участку без

учета стоянок на промежуточных

станциях. Определяется она делением расстояния между участко­

выми станциями на время нахождения

поезда

в движении.

У ч а с т к о в о й

называется

средняя

скорость

движения поезда

между участковыми

станциями

с учетом всех стоянок на промежу­

точных станциях. Ее определяют делением расстояния между уча­

стковыми станциями

на все время следования поезда по участку.

М а р ш р у т н а я

скорость показывает ^среднюю скорость дви­

жения поезда на

рассматриваемом направлении с учетом

стоянок

на всех станциях

как

промежуточных, так и технических.

Опреде­

ляется в основном для пассажирских поездов между конечными станциями следования. В грузовом движении определяется толь­ ко для специальных поездов, предназначенных для перевозки цен­ ных грузов-скоропортящихся в контейнерах. Определяют ее деле­ нием расстояния между конечными станциями маршрута на пол­ ное время (в сутках) следования, включая стоянки на всех станциях.

Одними из важнейших показателей качества работы железно­ дорожного транспорта являются скорость доставки груза, себе­

стоимость перевозок и производительность труда.

 

С к о р о с т ь ю

д о с т а в к и

г р у з а называют среднюю

ско­

рость перемещения груза от момента приема его железной

доро­

гой до момента

подачи

под выгрузку. Эта скорость измеряется

числом километров, проходимых грузом в сутки.

 

С е б е с т о и м о с т ь ю

л ю б о й продукции называют количе­

ство денег, затраченных на единицу выпускаемой продукции. Для

железнодорожного

транспорта

себестоимостью

его

продукции —

перевозок

принято

называть затраты в копейках,

приходящиеся

на 10 ткм или 10 пассажиро-км.

Себестоимость

10

приведенных

ткм в 1972

г. составила 2,849 коп.

 

 

Основными факторами, определяющими величину себестоимо­ сти, является объем выполненных перевозок, техническое оснаще­

ние железных

дорог, степень

использования

технических

средств

и уровень эксплуатационной работы.

 

 

 

Производительность труда

является важнейшим

показателем

работы любого

предприятия.

На железнодорожном

транспорте

она измеряется

количеством

приведенной продукции

железнодо­

рожного транспорта (сумма тонно-километров

грузооборота

и пас-

сажиро-километров пассажирооборота), приходящейся на одного работника, занятого на перевозках. В 1972 г. она составила 1500 приведенных ткм.

11


ГЛАВА 2.

П Р А В И Л А Т Е Х Н И Ч Е С К О Й Э К С П Л У А Т А Ц И И

 

Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г С О Ю З А С С Р И О Б Я З А Н Н О С Т И

 

Р А Б О Т Н И К О В ТРАНСПОРТА

3. Назначение Правил технической эксплуатации

Социалистическое производство немыслимо без высокой трудо­ вой дисциплины. Это имеет особое значение для железнодорожно­

го транспорта.

В. И. Ленин указывал: «...беспрекословное

подчи­

нение единой

воле для успеха процессов работы, организованной

по типу крупной машинной индустрии, безусловно необходимо. Для железных дорог оно необходимо вдвойне и втройне»1 . Огромное значение дисциплины обусловливается и ответственностью работ­ ников за безопасность движения. Поэтому на железнодорожном транспорте действует специальный Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР. В Уставе отмечается, что дисциплина на железнодорожном транспорте заключается в стро­ гом соблюдении всеми работниками порядка и правил, установ­ ленных законами, постановлениями и распоряжениями Правитель­

ства СССР,

Правилами

технической

эксплуатации

железных

дорог Союза ССР, приказами, инструкциями

и указаниями

Мини­

стерства путей сообщения, в беспрекословном,

точном

и своевре­

менном выполнении приказов начальников.

 

 

 

 

Правила

технической

эксплуатации

железных дорог

Союза

ССР (ПТЭ) имеют огромное значение для

обеспечения

четкой,

слаженной

и безаварийной работы всего железнодорожного

транс­

порта.

 

 

 

 

 

 

 

Правила технической эксплуатации устанавливают основные

положения

и порядок работы железных

дорог

и работников же­

лезнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержа­

ния важнейших сооружений,

устройств

и

подвижного

состава

и требования, предъявляемые

к ним, систему

организации

движе­

ния поездов и принципов сигнализации

(ПТЭ, Введение, п. 1). Ут­

верждаются ПТЭ Министром путей сообщения.

 

Точное и

неуклонное

выполнение ПТЭ обеспечивает

слажен­

ную работу

всех звеньев

транспортного

конвейера (управлений

МПС и дорог, служб, отделений, станций, депо, участков и дистан­ ций дорог). Все положения и требования ПТЭ разработаны так, чтобы было обеспечено правильное взаимодействие не только между отдельными подразделениями, но и нормальное взаимодей­ ствие основных сооружений и устройств пути, сигнализации и свя­ зи, энергоснабжения и других хозяйств и подвижного состава (ПТЭ, Введение, п. 2). Таким образом, ПТЭ являются как бы е д и ­ н ы м к о м п л е к с н ы м т е х н о л о г и ч е с к и м п р о ц е с с о м

р а б о т ы в с е г о ж е л е з н о д о р о ж н о г о

т р а н с п о р т а .

1 В. И. Л е н и н — Поли. собр. соч., т. 36, стр. 200.

 

12


Правила технической эксплуатации обязательны для всех под­ разделений и работников железнодорожного транспорта. Измене­ ны они могут быть только приказами Министра путей сообщения (ПТЭ. Введение, п. 3).

По вопросам, относящимся к технической эксплуатации же­ лезных дорог, Министерством путей сообщения издаются: инструк­

ции

и другие руководящие указания для

всей сети железных до­

рог,

а управлениями дорог — инструкции,

определяющие работу

подразделений данной дороги. При этом все инструкции и указа­ ния, относящиеся как к технической эксплуатации железных до­ рог, так и к проектированию и строительству железных дорог, от­ дельных сооружений, устройств и подвижного состава и другие, должны строго соответствовать требованиям Правил (ПТЭ, Вве­ дение, п. 4).

Правила состоят из Введения и четырех разделов. В целях единого понимания основных требований ПТЭ, к ним приложены важнейшие применяемые в них термины, которых необходимо при­ держиваться во всех издаваемых на железнодорожном транспорте документах, книгах, учебниках и т. п.

4. Обязанности и ответственность работников железнодорожного транспорта

Правила технической эксплуатации устанавливают, что «Основ­

ной обязанностью работников железнодорожного транспорта яв­ ляется выполнение плана перевозок пассажиров и грузов при безусловном обеспечении безопасности движения, полном исполь­ зовании имеющихся резервов и технических средств, неуклонном повышении производительности труда и снижении себестоимости перевозок» (ПТЭ, § 1).

Каждый работник железнодорожного транспорта,

связанный с

движением поездов,

несет особую личную, ответственность по

кру­

гу выполняемых им

обязанностей, за безопасность движения

как

при движении поездов, так и при маневровой работе

(ПТЭ,

§ 2).

Это означает, что не только работники, непосредственно участву­

ющие в движении поездов, например, машинист,

ведущий поезд,

или

дежурный по станции, принимающий или

отправляющий

его,

но и начальник

станции,

инженер,

проектирующий

станцию, ответственный работник управления, утверждающий ин­ струкцию, ревизор, контролирующий выполнение ПТЭ и инструк­ ции, и другие несут личную ответственность за безопасность дви­ жения.

Ответственность за выполнение Правил технической эксплуа­ тации работниками железнодорожного транспорта возлагается на начальников соответствующих подразделений.

Правила

технической эксплуатации

железных

дорог Союза

ССР устанавливают также важнейший

принцип

•— соблюдение

с т р о г о г о

е д и н о н а ч а л и я и прежде всего

в вопросах опе-

13


ративного командования движением поездов и маневровой рабо­ той (ПТЭ, § 182, 190, 199, 225 и 226). Только безусловное выполне­ ние этого' требования может обеспечить четкую и безаварийную работу железных дорог.

Одним из важных вопросов, связанных с обеспечением безо­ пасности движения, является установление порядка управления локомотивами, сигналами, стрелками и другими особо ответст­ венными устройствами. Управлять локомотивами, моторвагоннымн поездами, автомотрисами, автодрезинами и сигналистами, а так­ же приводить в действие стрелки, аппараты, механизмы и другие устройства, связанные с обеспечением безопасности движения, имеют право только работники, которым это поручено и лишь на время своего дежурства (ПТЭ, § 6). Кроме них к управлению подвижным составом и аппаратами могут допускаться только ра­

ботники,

проходящие в установленном

порядке

стажировку (прак­

тику), и

лишь в качестве вторых

лиц.

Это

значит, что

практиканты могут работать только под наблюдением и под лич­

ную ответственность

работников, непосредственно обслуживаю­

щих подвижной состав, устройства и

механизмы

(например,

ма­

шинистов, дежурных по станциям, сигналистов и т. п.).

 

 

 

Учитывая особые условия

работы

на

железнодорожном

тран-.

спорте на должностях, связанных

с

движением

поездов,

т. е.

с

обеспечением безопасности

движения, к лицам,

принимаемым

на

такие должности,

предъявляется

 

ряд

специальных

требо­

ваний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первое требование

— перед оформлением

на должность

работ­

ники должны выдержать испытания в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по сигна­

лизации на железных дорогах Союза ССР, Инструкции

по

дви­

жению

поездов

и маневровой работе на железных

дорогах

Сою­

за ССР, должностных инструкций

и обязанностей, правил

и

ин­

струкций

по технике

безопасности

и производственной санитарии,

Устава

о

дисциплине

работников

железнодорожного

транспорта

СССР.

Такие

испытания затем

периодически

повторяются.

Перечень должностей и объем знаний для каждой должности, по­

рядок приемных и повторных испытаний устанавливается

МПС

(ПТЭ, § 7). Второе требование — лица,

поступающие

на

должно­

сти, связанные с движением поездов, должны проходить

медицин­

ское освидетельствование

(для определения годности их к выпол­

нению соответствующей

работы). В

последующем эти

работники

проходят периодически

 

повторные

медицинские

освидетельство­

вания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок

прохождения

медицинского

освидетельствования

для

• различных

профессий устанавливается

МПС (ПТЭ, §

8). Третье

требование — учитывая

особую ответственность

работников,

зани­

мающих должности, непосредственно связанные с движением поез­ дов, нельзя допускать их к занятию ряда должностей, перечис­ ленных в § 8 Правил технической эксплуатации, если они не дос­ тигли 18 лет.

14


Г Л А В А 3.

С О О Р У Ж Е Н И Я И У С Т Р О Й С Т В А Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н О Г О

 

Т Р А Н С П О Р Т А . ГАБАРИТЫ

5. Основные положения о сооружениях

иустройствах

Для нормальной эксплуатации железные дороги имеют следу­ ющие основные сооружения и устройства: путь, станции с соответ­ ствующим путевым развитием, сооружениями и устройствами для посадки и высадки пассажиров, погрузки, выгрузки и хранения грузов и багажа, обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей; устройства сигнализации, централизации и бло­ кировки (СЦБ) и связи; сооружения для подготовки к работе, ре­ монта и экипировки локомотивов, моторвагонного подвижного со­ става, вагонов и контейнеров; сооружения и устройства для обес­ печения электроэнергией поездов (тяговые подстанции, питающие линии, контактная сеть и др.) на электрифицированных линиях; сооружения и устройства энергетики, освещения, водоснабжения, канализации и др.

От четкой и бесперебойной работы каждого отдельного элемен­ та и всех сооружений и устройств в целом в огромной степени зави­ сит нормальная работа железных дорог, выполнение установлен­ ных размеров и качества перевозок, их себестоимость, безопасность движения. Поэтому содержание сооружений и устройств постоян­ но в исправном состоянии, удлинение сроков их службы является одной из важнейших задач работников железнодорожного тран­ спорта. При этом основа правильного ведения хозяйства — хорошо организованное текущее содержание, заключающееся в система­ тическом надзоре за состоянием каждого сооружения, устройства, машины, механизма.

Именно этого требуют Правила технической эксплуатации же­

лезных дорог — «Сооружения

и устройства

железных

дорог

долж­

ны содержаться в

постоянной

 

исправности.

 

 

 

 

 

 

Предупреждение

 

появления

 

каких-либо

 

неисправностей

 

и

обес­

печение

длительных

сроков

службы

сооружений

и

устройств

должно

быть главным

в работе

лиц,

ответственных

за

их

содер­

жание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственность

за

состояние

сооружений

и устройств

несут

ра­

ботники,

непосредственно

их

обслуживающие,

и

начальники

стан­

ций, депо, дистанций

 

или

участков,

в ведении

которых

находятся

эти сооружения

и

устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указанные

работники

в соответствии

с

должностными

 

обязан­

ностями каждый на своем участке должны знать состояние

соору­

жений и устройств,

систематически

проверять

их

и

обеспечивать

высокое

качество

содержания

и ремонта»

12).

 

 

 

 

На'основные сооружения, устройства, механизмы и оборудова­

ние ведутся

технические паспорта,

т. е. документы,

содержащие

важнейшие

технические

и эксплуатационные характеристики.

В паспортах

указываются:

дата и

качество постройки

(изготовле-

15