Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 4
Скорость движения поездов. На железнодорожном транспорте различают несколько категорий скорости движения поездов. Ос новные из них — максимальная, техническая, участковая, марш рутная.
М а к с и м а л ь н о й принято называть наибольшую допускае мую на сети железных дорог скорость движения грузовых и пас сажирских поездов.
Т е х н и ч е с к о й скоростью |
называется средняя скорость дви |
жения поезда по участку без |
учета стоянок на промежуточных |
станциях. Определяется она делением расстояния между участко
выми станциями на время нахождения |
поезда |
в движении. |
||
У ч а с т к о в о й |
называется |
средняя |
скорость |
движения поезда |
между участковыми |
станциями |
с учетом всех стоянок на промежу |
точных станциях. Ее определяют делением расстояния между уча
стковыми станциями |
на все время следования поезда по участку. |
||
М а р ш р у т н а я |
скорость показывает ^среднюю скорость дви |
||
жения поезда на |
рассматриваемом направлении с учетом |
стоянок |
|
на всех станциях |
как |
промежуточных, так и технических. |
Опреде |
ляется в основном для пассажирских поездов между конечными станциями следования. В грузовом движении определяется толь ко для специальных поездов, предназначенных для перевозки цен ных грузов-скоропортящихся в контейнерах. Определяют ее деле нием расстояния между конечными станциями маршрута на пол ное время (в сутках) следования, включая стоянки на всех станциях.
Одними из важнейших показателей качества работы железно дорожного транспорта являются скорость доставки груза, себе
стоимость перевозок и производительность труда. |
|
|||
С к о р о с т ь ю |
д о с т а в к и |
г р у з а называют среднюю |
ско |
|
рость перемещения груза от момента приема его железной |
доро |
|||
гой до момента |
подачи |
под выгрузку. Эта скорость измеряется |
||
числом километров, проходимых грузом в сутки. |
|
|||
С е б е с т о и м о с т ь ю |
л ю б о й продукции называют количе |
ство денег, затраченных на единицу выпускаемой продукции. Для
железнодорожного |
транспорта |
себестоимостью |
его |
продукции — |
|
перевозок |
принято |
называть затраты в копейках, |
приходящиеся |
||
на 10 ткм или 10 пассажиро-км. |
Себестоимость |
10 |
приведенных |
||
ткм в 1972 |
г. составила 2,849 коп. |
|
|
Основными факторами, определяющими величину себестоимо сти, является объем выполненных перевозок, техническое оснаще
ние железных |
дорог, степень |
использования |
технических |
средств |
|
и уровень эксплуатационной работы. |
|
|
|
||
Производительность труда |
является важнейшим |
показателем |
|||
работы любого |
предприятия. |
На железнодорожном |
транспорте |
||
она измеряется |
количеством |
приведенной продукции |
железнодо |
||
рожного транспорта (сумма тонно-километров |
грузооборота |
и пас- |
сажиро-километров пассажирооборота), приходящейся на одного работника, занятого на перевозках. В 1972 г. она составила 1500 приведенных ткм.
11
ГЛАВА 2. |
П Р А В И Л А Т Е Х Н И Ч Е С К О Й Э К С П Л У А Т А Ц И И |
|
Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г С О Ю З А С С Р И О Б Я З А Н Н О С Т И |
|
Р А Б О Т Н И К О В ТРАНСПОРТА |
3. Назначение Правил технической эксплуатации
Социалистическое производство немыслимо без высокой трудо вой дисциплины. Это имеет особое значение для железнодорожно
го транспорта. |
В. И. Ленин указывал: «...беспрекословное |
подчи |
нение единой |
воле для успеха процессов работы, организованной |
по типу крупной машинной индустрии, безусловно необходимо. Для железных дорог оно необходимо вдвойне и втройне»1 . Огромное значение дисциплины обусловливается и ответственностью работ ников за безопасность движения. Поэтому на железнодорожном транспорте действует специальный Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР. В Уставе отмечается, что дисциплина на железнодорожном транспорте заключается в стро гом соблюдении всеми работниками порядка и правил, установ ленных законами, постановлениями и распоряжениями Правитель
ства СССР, |
Правилами |
технической |
эксплуатации |
железных |
|||
дорог Союза ССР, приказами, инструкциями |
и указаниями |
Мини |
|||||
стерства путей сообщения, в беспрекословном, |
точном |
и своевре |
|||||
менном выполнении приказов начальников. |
|
|
|
|
|||
Правила |
технической |
эксплуатации |
железных дорог |
Союза |
|||
ССР (ПТЭ) имеют огромное значение для |
обеспечения |
четкой, |
|||||
слаженной |
и безаварийной работы всего железнодорожного |
транс |
|||||
порта. |
|
|
|
|
|
|
|
Правила технической эксплуатации устанавливают основные |
|||||||
положения |
и порядок работы железных |
дорог |
и работников же |
лезнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержа
ния важнейших сооружений, |
устройств |
и |
подвижного |
состава |
||
и требования, предъявляемые |
к ним, систему |
организации |
движе |
|||
ния поездов и принципов сигнализации |
(ПТЭ, Введение, п. 1). Ут |
|||||
верждаются ПТЭ Министром путей сообщения. |
|
|||||
Точное и |
неуклонное |
выполнение ПТЭ обеспечивает |
слажен |
|||
ную работу |
всех звеньев |
транспортного |
конвейера (управлений |
МПС и дорог, служб, отделений, станций, депо, участков и дистан ций дорог). Все положения и требования ПТЭ разработаны так, чтобы было обеспечено правильное взаимодействие не только между отдельными подразделениями, но и нормальное взаимодей ствие основных сооружений и устройств пути, сигнализации и свя зи, энергоснабжения и других хозяйств и подвижного состава (ПТЭ, Введение, п. 2). Таким образом, ПТЭ являются как бы е д и н ы м к о м п л е к с н ы м т е х н о л о г и ч е с к и м п р о ц е с с о м
р а б о т ы в с е г о ж е л е з н о д о р о ж н о г о |
т р а н с п о р т а . |
1 В. И. Л е н и н — Поли. собр. соч., т. 36, стр. 200. |
|
12
Правила технической эксплуатации обязательны для всех под разделений и работников железнодорожного транспорта. Измене ны они могут быть только приказами Министра путей сообщения (ПТЭ. Введение, п. 3).
По вопросам, относящимся к технической эксплуатации же лезных дорог, Министерством путей сообщения издаются: инструк
ции |
и другие руководящие указания для |
всей сети железных до |
рог, |
а управлениями дорог — инструкции, |
определяющие работу |
подразделений данной дороги. При этом все инструкции и указа ния, относящиеся как к технической эксплуатации железных до рог, так и к проектированию и строительству железных дорог, от дельных сооружений, устройств и подвижного состава и другие, должны строго соответствовать требованиям Правил (ПТЭ, Вве дение, п. 4).
Правила состоят из Введения и четырех разделов. В целях единого понимания основных требований ПТЭ, к ним приложены важнейшие применяемые в них термины, которых необходимо при держиваться во всех издаваемых на железнодорожном транспорте документах, книгах, учебниках и т. п.
4. Обязанности и ответственность работников железнодорожного транспорта
Правила технической эксплуатации устанавливают, что «Основ
ной обязанностью работников железнодорожного транспорта яв ляется выполнение плана перевозок пассажиров и грузов при безусловном обеспечении безопасности движения, полном исполь зовании имеющихся резервов и технических средств, неуклонном повышении производительности труда и снижении себестоимости перевозок» (ПТЭ, § 1).
Каждый работник железнодорожного транспорта, |
связанный с |
||
движением поездов, |
несет особую личную, ответственность по |
кру |
|
гу выполняемых им |
обязанностей, за безопасность движения |
как |
|
при движении поездов, так и при маневровой работе |
(ПТЭ, |
§ 2). |
Это означает, что не только работники, непосредственно участву
ющие в движении поездов, например, машинист, |
ведущий поезд, |
|||
или |
дежурный по станции, принимающий или |
отправляющий |
||
его, |
но и начальник |
станции, |
инженер, |
проектирующий |
станцию, ответственный работник управления, утверждающий ин струкцию, ревизор, контролирующий выполнение ПТЭ и инструк ции, и другие несут личную ответственность за безопасность дви жения.
Ответственность за выполнение Правил технической эксплуа тации работниками железнодорожного транспорта возлагается на начальников соответствующих подразделений.
Правила |
технической эксплуатации |
железных |
дорог Союза |
ССР устанавливают также важнейший |
принцип |
•— соблюдение |
|
с т р о г о г о |
е д и н о н а ч а л и я и прежде всего |
в вопросах опе- |
13
ративного командования движением поездов и маневровой рабо той (ПТЭ, § 182, 190, 199, 225 и 226). Только безусловное выполне ние этого' требования может обеспечить четкую и безаварийную работу железных дорог.
Одним из важных вопросов, связанных с обеспечением безо пасности движения, является установление порядка управления локомотивами, сигналами, стрелками и другими особо ответст венными устройствами. Управлять локомотивами, моторвагоннымн поездами, автомотрисами, автодрезинами и сигналистами, а так же приводить в действие стрелки, аппараты, механизмы и другие устройства, связанные с обеспечением безопасности движения, имеют право только работники, которым это поручено и лишь на время своего дежурства (ПТЭ, § 6). Кроме них к управлению подвижным составом и аппаратами могут допускаться только ра
ботники, |
проходящие в установленном |
порядке |
стажировку (прак |
|
тику), и |
лишь в качестве вторых |
лиц. |
Это |
значит, что |
практиканты могут работать только под наблюдением и под лич
ную ответственность |
работников, непосредственно обслуживаю |
||||||||
щих подвижной состав, устройства и |
механизмы |
(например, |
ма |
||||||
шинистов, дежурных по станциям, сигналистов и т. п.). |
|
|
|||||||
|
Учитывая особые условия |
работы |
на |
железнодорожном |
тран-. |
||||
спорте на должностях, связанных |
с |
движением |
поездов, |
т. е. |
|||||
с |
обеспечением безопасности |
движения, к лицам, |
принимаемым |
||||||
на |
такие должности, |
предъявляется |
|
ряд |
специальных |
требо |
|||
ваний. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первое требование |
— перед оформлением |
на должность |
работ |
ники должны выдержать испытания в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по сигна
лизации на железных дорогах Союза ССР, Инструкции |
по |
дви |
||||||
жению |
поездов |
и маневровой работе на железных |
дорогах |
Сою |
||||
за ССР, должностных инструкций |
и обязанностей, правил |
и |
ин |
|||||
струкций |
по технике |
безопасности |
и производственной санитарии, |
|||||
Устава |
о |
дисциплине |
работников |
железнодорожного |
транспорта |
|||
СССР. |
Такие |
испытания затем |
периодически |
повторяются. |
Перечень должностей и объем знаний для каждой должности, по
рядок приемных и повторных испытаний устанавливается |
МПС |
||||||||
(ПТЭ, § 7). Второе требование — лица, |
поступающие |
на |
должно |
||||||
сти, связанные с движением поездов, должны проходить |
медицин |
||||||||
ское освидетельствование |
(для определения годности их к выпол |
||||||||
нению соответствующей |
работы). В |
последующем эти |
работники |
||||||
проходят периодически |
|
повторные |
медицинские |
освидетельство |
|||||
вания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок |
прохождения |
медицинского |
освидетельствования |
для |
|||||
• различных |
профессий устанавливается |
МПС (ПТЭ, § |
8). Третье |
||||||
требование — учитывая |
особую ответственность |
работников, |
зани |
мающих должности, непосредственно связанные с движением поез дов, нельзя допускать их к занятию ряда должностей, перечис ленных в § 8 Правил технической эксплуатации, если они не дос тигли 18 лет.
14
Г Л А В А 3. |
С О О Р У Ж Е Н И Я И У С Т Р О Й С Т В А Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н О Г О |
|
Т Р А Н С П О Р Т А . ГАБАРИТЫ |
5. Основные положения о сооружениях
иустройствах
Для нормальной эксплуатации железные дороги имеют следу ющие основные сооружения и устройства: путь, станции с соответ ствующим путевым развитием, сооружениями и устройствами для посадки и высадки пассажиров, погрузки, выгрузки и хранения грузов и багажа, обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей; устройства сигнализации, централизации и бло кировки (СЦБ) и связи; сооружения для подготовки к работе, ре монта и экипировки локомотивов, моторвагонного подвижного со става, вагонов и контейнеров; сооружения и устройства для обес печения электроэнергией поездов (тяговые подстанции, питающие линии, контактная сеть и др.) на электрифицированных линиях; сооружения и устройства энергетики, освещения, водоснабжения, канализации и др.
От четкой и бесперебойной работы каждого отдельного элемен та и всех сооружений и устройств в целом в огромной степени зави сит нормальная работа железных дорог, выполнение установлен ных размеров и качества перевозок, их себестоимость, безопасность движения. Поэтому содержание сооружений и устройств постоян но в исправном состоянии, удлинение сроков их службы является одной из важнейших задач работников железнодорожного тран спорта. При этом основа правильного ведения хозяйства — хорошо организованное текущее содержание, заключающееся в система тическом надзоре за состоянием каждого сооружения, устройства, машины, механизма.
Именно этого требуют Правила технической эксплуатации же
лезных дорог — «Сооружения |
и устройства |
железных |
дорог |
долж |
|||||||||||||
ны содержаться в |
постоянной |
|
исправности. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Предупреждение |
|
появления |
|
каких-либо |
|
неисправностей |
|
и |
обес |
||||||||
печение |
длительных |
сроков |
службы |
сооружений |
и |
устройств |
|||||||||||
должно |
быть главным |
в работе |
лиц, |
ответственных |
за |
их |
содер |
||||||||||
жание. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответственность |
за |
состояние |
сооружений |
и устройств |
несут |
ра |
|||||||||||
ботники, |
непосредственно |
их |
обслуживающие, |
и |
начальники |
стан |
|||||||||||
ций, депо, дистанций |
|
или |
участков, |
в ведении |
которых |
находятся |
|||||||||||
эти сооружения |
и |
устройства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Указанные |
работники |
в соответствии |
с |
должностными |
|
обязан |
|||||||||||
ностями каждый на своем участке должны знать состояние |
соору |
||||||||||||||||
жений и устройств, |
систематически |
проверять |
их |
и |
обеспечивать |
||||||||||||
высокое |
качество |
содержания |
и ремонта» |
(§ |
12). |
|
|
|
|
На'основные сооружения, устройства, механизмы и оборудова
ние ведутся |
технические паспорта, |
т. е. документы, |
содержащие |
|
важнейшие |
технические |
и эксплуатационные характеристики. |
||
В паспортах |
указываются: |
дата и |
качество постройки |
(изготовле- |
15