Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II

X

Г li

а в н ы е

 

 

p .

Ш

IIs!

 

 

 

Ills5

т

 

 

 

 

1!

\C

л\у

m\6

ы

11

 

 

 

l i s

 

 

 

 

T

^5

 

1 ^

 

 

 

e \л

ы

 

 

 

С

1

у п р а в л е

н

и

я

 

 

мпс

 

 

»

 

Ittfe,

 

 

 

 

ИР

f

s

 

 

 

 

Управление ,

X

 

 

 

 

I '

Заводы

у

Ж

Ы

 

 

железной дорогих

T ~/7

 

 

 

 

PL

 

 

1

5j

1

 

 

 

 

 

 

 

Отделение

 

О m

в

елы

 

 

железной дороги

 

 

11 I t

III

 

*1

3; cv> ч

§1

5 * 5

 

i t s .

 

 

 

 

See ^c?1

 

 

 

 

 

 

IS*—

«0 «5

 

 

T"

/ 7 / 7 [g д п p и я m и я

 

 

\Л и \н e a \ н ы e

 

I

 

<3 0-1

ft: * §5

 

 

 

IP

 

I

 

 

1111

1 ^

3

I *

 

с

1^2 §'

 

 

авнинистратидное

подчинение

оперативно-техническое

подчинение

Рис. 1. Схема

управления

железнодорожным транспортом

 


госнабжения и др. На железнодорожном транспорте имеются, кроме того, крупные промышленные предприятия — заводы: локомотиворемонтные, вагоноремонтные, литейно-механические, стре­ лочные, электротехнические, щебеночные, шпалопропиточные и др.

Эксплуатационная работа железных дорог характеризуется показателями объема выполняемых перевозок и использования подвижного состава. К основным показателям, отражающим объ­ ем перевозочной работы, относятся: отправление грузов, погрузка, выгрузка, грузооборот, отправление пассажиров, пассажирооборот, грузонапряженность.

" О т п р а в л е н и е г р у з о в в тоннах

и о т п р а в л е н и е

п а с ­

с а ж и р о в как показатель

используются

для

планирования

и уче­

та фактически исполненной

перевозки — за

год, квартал и

месяц.

П о г р у з к а г р у з о в

выражается в количестве погруженных ва­

гонов или тонн груза

за рассматриваемый период времени

(сутки,

месяц, квартал, год). В плане перевозок обычно указывается по­ грузка в вагонах в среднем в сутки.

В ы г р у з к а , как правило, определяется числом

выгруженных

вагонов и обычно подсчитывается, как и погрузка,

в вагонах в

среднем в сутки.

 

Необходимо отметить, что показатели «отправление грузов» и «погрузка», давая полное представление об объеме грузовой ра­ боты транспорта, не могут отразить собственно всей его перево­ зочной работы, так как не включают расстояние, на которое про­ изведены перевозки.

Поэтому объем перевозочной работы транспорта — его продук­ ция— измеряется количеством отправленных грузов и пассажи­ ров, умноженным на дальность их перевозки. Вес отправленного

груза

тоннах), умноженный на расстояние перевозки от стан­

ции погрузки

до станции

выгрузки (в

километрах),

выражается

т о н н о - к и л о м е т р а м и ,

а число перевезенных пассажиров, ум­

ноженное

на

дальность

их следования, — п а с с а ж и р о-к и л о-

м е т р а м и .

 

 

 

 

 

Сумма

всех тонно-километров

(так

называемый

г р у з о о б о ­

р о т )

и

пассажиро-километров

( п а с с а ж и р о о б о р о т ) , выпол­

ненных за определенный период времени, является основным по­

казателем эксплуатационной

деятельности

железнодорожного

транспорта — его работой. Она

измеряется

обычно миллионами, а

за год миллиардами тонно-километров

и

пассажиро-километ­

ров.

 

 

 

Г р у з о н а п р я ж е н н о с т ь ю

называется

обычно грузообо­

рот, отнесенный к одному километру эксплуатационной длины се­ ти дороги, отделения или участка, на которых этот грузооборот выполнен.

Основными показателями использования подвижного состава являются: оборот вагона, статическая и динамическая нагрузки вагона, среднесуточный пробег и производительность вагона, обо­ рот локомотива, среднесуточный пробег и производительность ло­ комотива, скорость движения.

8


О б о р о т о м в а г о н а для сети

дорог

в целом называется вре­

мя, затрачиваемое на

выполнение

всего

цикла операций,

связан­

ных с перевозками, т.

е. время от начала

одной погрузки

в вагон

до начала следующей. Оборотом вагона в пределах железной до­

роги (отделения)

называется время от приема вагона

в груженом

состоянии

с соседней

дороги

(отделения) или начала

погрузки до

следующей погрузки

или сдачи на

соседнюю

дорогу

(отделение).

В оборот входит время нахождения вагона

в движении по всем

участкам

(сюда

входит время, затрачиваемое

собственно на

дви­

жение и простой

вагона на промежуточных станциях), время,

за­

трачиваемое

на

грузовые операции

(погрузка

и выгрузка), и, на­

конец, время

простоя

вагона

на технических станциях, связанное с

формированием и расформированием поездов, техническим и ком­ мерческим осмотром составов, сменой локомотивов и локомотив­ ных бригад и другими операциями.

Величина оборота вагона характеризует степень использования вагонного парка. Чем меньше затрачивается времени на оборот вагона, тем большую работу можно выполнить имеющимся вагон­ ным парком. Было бы очень трудно подсчитывать действительный

оборот

каждого вагона,

так как число вагонов в парке

железных

дорог

очень велико. Поэтому подсчитывают средний

(условный)

оборот

вагона, который

для сети дорог в целом можно выразить

как соотношение между рабочим парком вагонов н совершаемой ими работой, т. е. среднесуточной погрузкой вагонов на сети. Ес­ ли, например, ежедневная погрузка составляет 5000 вагонов, а обо­

рот их до следующей

погрузки 5 суток, то для совершения

такой

работы в течение этих

5 дней необходимо иметь в рабочем

парке

5000x5=25 000 вагонов (поскольку

первая партия

вагонов

воз­

вратится к месту погрузки только через 5 дней).

 

 

 

 

 

Чтобы определить

оборот вагона

дороги

(отделения),

необ­

ходимо разделить количество, вагонов рабочего

парка

этой

доро­

ги на выполненную работу, т. е. на

количество погруженных

ва­

гонов на самой дороге

и принятых от соседних

дорог

груженых

вагонов в сутки. Оборот вагона обычно принято

измерять в сутках.

Ускорение оборота вагона имеет огромное значение не только

для железнодорожного

транспорта, но и для всего

народного хо­

зяйства, так как освобождаемые вагоны позволяют удовлетворять растущие потребности страны в перевозках без увеличения парка вагонов. Достигается ускорение оборота вагона главным образом путем сокращения времени нахождения вагонов под различными операциями — главным образом грузовыми, при формировании и расформировании поездов на станциях, сокращения порожнего пробега, повышения скорости движения. Оборот вагона в 1972 г. составил 5,56 суток.

Среднее расстояние, проходимое вагоном за время оборота, на­

зывается п о л н ы м

р е й с о м в а г о н а .

Подвижность

вагона ха­

рактеризуется с р е д н е с у т о ч н ы м е г о

п р о б е г о м ,

измеряет­

ся в километрах и

определяется как частное от деления полного

рейса на оборот.

 

 

 

9



Степень использования грузоподъемности вагонов характери­ зуется его нагрузкой. Различают два вида нагрузок, а именно —

нагрузку

статическую

и нагрузку

динамическую.

С т а т и ч е с к а я

н а г р у з к а

является

показателем,

характеризующим

качество

ис­

пользования

подъемной

силы вагонов при его погрузке

и

выра­

жается

числом тонн

 

груза, приходящегося в среднем

на

один

вагон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д и н а м и ч е с к а я

 

н а г р у з к а

в отличие

от

статической

характеризует степень

использования

подъемной

силы

вагона

с

учетом расстояния пробега вагона и определяется как частное от

деления

выполненных тонно-километров на один вагоно-километр

пробега

и определяется обычно, как и статическая количеством

тонн груза, приходящихся на вагон. Увеличение динамической на­ грузки повышает производительность вагона.

О б о р о т о м л о к о м о т и в а принято

считать время от момен­

та выхода локомотива из основного депо

до момента следующего

выхода того же локомотива из основного депо, т. е. время, затра­ чиваемое локомотивом на обслуживание одной пары поездов. Сю­

да

входит время движения локомотива по участку

обслуживания

до

пункта оборота и обратно, а также время простоя

локомотива

в

пунктах оборота, в пунктах смены бригад и в основном депо.

В простой локомотива в пунктах оборота и основном депо входит время, необходимое для экипировки и технического осмотра локо­ мотива. От оборота локомотива зависит количество локомотивов, необходимых для выполнения заданных размеров движения поез­

дов. Чем меньше оборот локомотива, тем

меньше

локомотивов

потребуется на каждую пару

поездов, а следовательно, сокращая

оборот локомотива, можно одним и тем же парком

локомотивов

выполнить большую работу, т. е. перевезти

большее

количество

поездов. Показателем

использования локомотивов

является

также

с р е д н е с у т о ч н ы й

п р о б е г

л о к о м о т и в а ,

т. е. количество

километров пробега за сутки, приходящегося в среднем на

каж­

дый локомотив, участвующий

в работе. Чем лучше

используется

локомотивный парк, тем выше среднесуточный пробег локомотива. Наиболее полно использование подвижного состава характери­

зуется такими показателями,

как

производительность

вагона

и

производительность локомотива.

 

 

 

 

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

в а г о н а

выражается

в количест­

ве тонно-километров перевезенного груза

в сутки, приходящемся

на один вагон рабочего парка. В

этом показателе учитываются

не

только выполняемый каждым вагоном пробег, но и использование его грузоподъемности. Поэтому этот показатель является одним из важнейших комплексных показателей, характеризующих исполь­ зование вагонного парка.

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь

л о к о м о т и в а

выражается

в ко­

личестве тонно-километров брутто, выполненных

в сутки каждым

локомотивом эксплуатируемого

парка на участке обращения,

т. е.

и здесь учитывается не только пробег, но и использование мощно­ сти локомотива.

10