Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 4
II |
X |
Г li |
а в н ы е |
|
|
|
p . |
Ш |
|
IIs! |
|
|
|
Ills5 |
т |
|
|
|
|
1! |
\C |
л\у |
m\6 |
ы |
11 |
|
|
|
|
l i s |
|
|
|
|
T |
^5 |
|
1 ^ |
|
|
|
e \л |
ы |
|
|
|
|
С |
1 |
у п р а в л е |
н |
и |
я |
|
|
мпс |
|
|
|||||
» |
|
Ittfe, |
|
|
|
|
ИР |
f |
s |
|
|
|
|
||
Управление , |
X |
|
|
|
|
I ' |
|
Заводы |
у |
Ж |
Ы |
|
|
||
железной дорогих |
T ~/7 |
|
|
||||
|
|
PL |
|
|
1 |
5j |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отделение |
|
О m |
в |
елы |
|
|
|
железной дороги |
|
|
11 I t |
III |
|
*1 |
3; cv> ч |
§1 |
5 * 5 |
|
i t s . |
|
|
|
|
See ^c?1 |
|
|
|
|
|
|
|
IS*— |
«0 «5 |
|
|
T" |
/ 7 / 7 [g д п p и я m и я |
|
|
|
\Л и \н e a \ н ы e |
||||
|
I |
|
<3 0-1 |
ft: * §5 |
|
|
|
IP |
|
I |
|
||
|
1111 |
1 ^ |
3 |
|||
I * |
|
с |
1^2 §' |
|
|
авнинистратидное |
подчинение |
оперативно-техническое |
подчинение |
Рис. 1. Схема |
управления |
железнодорожным транспортом |
|
госнабжения и др. На железнодорожном транспорте имеются, кроме того, крупные промышленные предприятия — заводы: локомотиворемонтные, вагоноремонтные, литейно-механические, стре лочные, электротехнические, щебеночные, шпалопропиточные и др.
Эксплуатационная работа железных дорог характеризуется показателями объема выполняемых перевозок и использования подвижного состава. К основным показателям, отражающим объ ем перевозочной работы, относятся: отправление грузов, погрузка, выгрузка, грузооборот, отправление пассажиров, пассажирооборот, грузонапряженность.
" О т п р а в л е н и е г р у з о в в тоннах |
и о т п р а в л е н и е |
п а с |
|||
с а ж и р о в как показатель |
используются |
для |
планирования |
и уче |
|
та фактически исполненной |
перевозки — за |
год, квартал и |
месяц. |
||
П о г р у з к а г р у з о в |
выражается в количестве погруженных ва |
||||
гонов или тонн груза |
за рассматриваемый период времени |
(сутки, |
месяц, квартал, год). В плане перевозок обычно указывается по грузка в вагонах в среднем в сутки.
В ы г р у з к а , как правило, определяется числом |
выгруженных |
вагонов и обычно подсчитывается, как и погрузка, |
в вагонах в |
среднем в сутки. |
|
Необходимо отметить, что показатели «отправление грузов» и «погрузка», давая полное представление об объеме грузовой ра боты транспорта, не могут отразить собственно всей его перево зочной работы, так как не включают расстояние, на которое про изведены перевозки.
Поэтому объем перевозочной работы транспорта — его продук ция— измеряется количеством отправленных грузов и пассажи ров, умноженным на дальность их перевозки. Вес отправленного
груза |
(в |
тоннах), умноженный на расстояние перевозки от стан |
|||||
ции погрузки |
до станции |
выгрузки (в |
километрах), |
выражается |
|||
т о н н о - к и л о м е т р а м и , |
а число перевезенных пассажиров, ум |
||||||
ноженное |
на |
дальность |
их следования, — п а с с а ж и р о-к и л о- |
||||
м е т р а м и . |
|
|
|
|
|
||
Сумма |
всех тонно-километров |
(так |
называемый |
г р у з о о б о |
|||
р о т ) |
и |
пассажиро-километров |
( п а с с а ж и р о о б о р о т ) , выпол |
ненных за определенный период времени, является основным по
казателем эксплуатационной |
деятельности |
железнодорожного |
|
транспорта — его работой. Она |
измеряется |
обычно миллионами, а |
|
за год миллиардами тонно-километров |
и |
пассажиро-километ |
|
ров. |
|
|
|
Г р у з о н а п р я ж е н н о с т ь ю |
называется |
обычно грузообо |
рот, отнесенный к одному километру эксплуатационной длины се ти дороги, отделения или участка, на которых этот грузооборот выполнен.
Основными показателями использования подвижного состава являются: оборот вагона, статическая и динамическая нагрузки вагона, среднесуточный пробег и производительность вагона, обо рот локомотива, среднесуточный пробег и производительность ло комотива, скорость движения.
8
О б о р о т о м в а г о н а для сети |
дорог |
в целом называется вре |
||
мя, затрачиваемое на |
выполнение |
всего |
цикла операций, |
связан |
ных с перевозками, т. |
е. время от начала |
одной погрузки |
в вагон |
до начала следующей. Оборотом вагона в пределах железной до
роги (отделения) |
называется время от приема вагона |
в груженом |
|||||||
состоянии |
с соседней |
дороги |
(отделения) или начала |
погрузки до |
|||||
следующей погрузки |
или сдачи на |
соседнюю |
дорогу |
(отделение). |
|||||
В оборот входит время нахождения вагона |
в движении по всем |
||||||||
участкам |
(сюда |
входит время, затрачиваемое |
собственно на |
дви |
|||||
жение и простой |
вагона на промежуточных станциях), время, |
за |
|||||||
трачиваемое |
на |
грузовые операции |
(погрузка |
и выгрузка), и, на |
|||||
конец, время |
простоя |
вагона |
на технических станциях, связанное с |
формированием и расформированием поездов, техническим и ком мерческим осмотром составов, сменой локомотивов и локомотив ных бригад и другими операциями.
Величина оборота вагона характеризует степень использования вагонного парка. Чем меньше затрачивается времени на оборот вагона, тем большую работу можно выполнить имеющимся вагон ным парком. Было бы очень трудно подсчитывать действительный
оборот |
каждого вагона, |
так как число вагонов в парке |
железных |
дорог |
очень велико. Поэтому подсчитывают средний |
(условный) |
|
оборот |
вагона, который |
для сети дорог в целом можно выразить |
как соотношение между рабочим парком вагонов н совершаемой ими работой, т. е. среднесуточной погрузкой вагонов на сети. Ес ли, например, ежедневная погрузка составляет 5000 вагонов, а обо
рот их до следующей |
погрузки 5 суток, то для совершения |
такой |
|||||
работы в течение этих |
5 дней необходимо иметь в рабочем |
парке |
|||||
5000x5=25 000 вагонов (поскольку |
первая партия |
вагонов |
воз |
||||
вратится к месту погрузки только через 5 дней). |
|
|
|
|
|
||
Чтобы определить |
оборот вагона |
дороги |
(отделения), |
необ |
|||
ходимо разделить количество, вагонов рабочего |
парка |
этой |
доро |
||||
ги на выполненную работу, т. е. на |
количество погруженных |
ва |
|||||
гонов на самой дороге |
и принятых от соседних |
дорог |
груженых |
||||
вагонов в сутки. Оборот вагона обычно принято |
измерять в сутках. |
||||||
Ускорение оборота вагона имеет огромное значение не только |
|||||||
для железнодорожного |
транспорта, но и для всего |
народного хо |
зяйства, так как освобождаемые вагоны позволяют удовлетворять растущие потребности страны в перевозках без увеличения парка вагонов. Достигается ускорение оборота вагона главным образом путем сокращения времени нахождения вагонов под различными операциями — главным образом грузовыми, при формировании и расформировании поездов на станциях, сокращения порожнего пробега, повышения скорости движения. Оборот вагона в 1972 г. составил 5,56 суток.
Среднее расстояние, проходимое вагоном за время оборота, на
зывается п о л н ы м |
р е й с о м в а г о н а . |
Подвижность |
вагона ха |
рактеризуется с р е д н е с у т о ч н ы м е г о |
п р о б е г о м , |
измеряет |
|
ся в километрах и |
определяется как частное от деления полного |
||
рейса на оборот. |
|
|
|
9
Степень использования грузоподъемности вагонов характери зуется его нагрузкой. Различают два вида нагрузок, а именно —
нагрузку |
статическую |
и нагрузку |
динамическую. |
С т а т и ч е с к а я |
|||||||
н а г р у з к а |
является |
показателем, |
характеризующим |
качество |
ис |
||||||
пользования |
подъемной |
силы вагонов при его погрузке |
и |
выра |
|||||||
жается |
числом тонн |
|
груза, приходящегося в среднем |
на |
один |
||||||
вагон. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д и н а м и ч е с к а я |
|
н а г р у з к а |
в отличие |
от |
статической |
||||||
характеризует степень |
использования |
подъемной |
силы |
вагона |
с |
учетом расстояния пробега вагона и определяется как частное от
деления |
выполненных тонно-километров на один вагоно-километр |
пробега |
и определяется обычно, как и статическая количеством |
тонн груза, приходящихся на вагон. Увеличение динамической на грузки повышает производительность вагона.
О б о р о т о м л о к о м о т и в а принято |
считать время от момен |
та выхода локомотива из основного депо |
до момента следующего |
выхода того же локомотива из основного депо, т. е. время, затра чиваемое локомотивом на обслуживание одной пары поездов. Сю
да |
входит время движения локомотива по участку |
обслуживания |
до |
пункта оборота и обратно, а также время простоя |
локомотива |
в |
пунктах оборота, в пунктах смены бригад и в основном депо. |
В простой локомотива в пунктах оборота и основном депо входит время, необходимое для экипировки и технического осмотра локо мотива. От оборота локомотива зависит количество локомотивов, необходимых для выполнения заданных размеров движения поез
дов. Чем меньше оборот локомотива, тем |
меньше |
локомотивов |
||||
потребуется на каждую пару |
поездов, а следовательно, сокращая |
|||||
оборот локомотива, можно одним и тем же парком |
локомотивов |
|||||
выполнить большую работу, т. е. перевезти |
большее |
количество |
||||
поездов. Показателем |
использования локомотивов |
является |
также |
|||
с р е д н е с у т о ч н ы й |
п р о б е г |
л о к о м о т и в а , |
т. е. количество |
|||
километров пробега за сутки, приходящегося в среднем на |
каж |
|||||
дый локомотив, участвующий |
в работе. Чем лучше |
используется |
локомотивный парк, тем выше среднесуточный пробег локомотива. Наиболее полно использование подвижного состава характери
зуется такими показателями, |
как |
производительность |
вагона |
и |
|
производительность локомотива. |
|
|
|
|
|
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь |
в а г о н а |
выражается |
в количест |
||
ве тонно-километров перевезенного груза |
в сутки, приходящемся |
||||
на один вагон рабочего парка. В |
этом показателе учитываются |
не |
только выполняемый каждым вагоном пробег, но и использование его грузоподъемности. Поэтому этот показатель является одним из важнейших комплексных показателей, характеризующих исполь зование вагонного парка.
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь |
л о к о м о т и в а |
выражается |
в ко |
личестве тонно-километров брутто, выполненных |
в сутки каждым |
||
локомотивом эксплуатируемого |
парка на участке обращения, |
т. е. |
и здесь учитывается не только пробег, но и использование мощно сти локомотива.
10