Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с движением поездов — локомотивных бригад, дежурных по стан­ циям, сигналистов, стрелочников, составительских бригад, осмотр­ щиков вагонов, дорожных мастеров, бригадиров пути, электроме­ хаников СЦБ и др. Большое воспитательное значение имеет свое­ временное предупреждение ошибок и нарушений, допускаемых работниками. Поэтому необходимо, чтобы был организован посто­ янный контроль за выполнением работниками своих обязанностей. Важно вовремя обнаружить то или иное нарушение или непра­ вильное действие, вовремя указать на это работнику и не допус­ тить, чтобы эти нарушения переросли в систему и привели к более серьезным последствиям.

Необходимо, чтобы каждое нарушение, допущенное каким-либо работником, обязательно было разобрано в коллективе предприя­ тия, где работает нарушитель, с тем, чтобы и сам нарушитель и остальные работники поняли всю опасность совершенного проступ­ ка и сделали для себя правильные выводы. Правильное сочетание общественных и административных мер воздействия является од­ ним из наиболее эффективных средств укрепления дисциплины.

Возникшее по инициативе передовых железнодорожников дви­ жение по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения распространилось на всю сеть железных дорог. Во всех линейных подразделениях, связанных с движением поездов, имеются общественные инспектора по контролю за обес­ печением безопасности движения. Общественные инспектора вы­ двигаются из числа передовиков и новаторов производства, участ­ ников движения за коммунистический труд, являющихся наиболее активными и авторитетными высококвалифицированными работ­ никами, а также из числа пенсионеров. Общественные инспектора объединяются в группы, создаваемые при местных комитетах профсоюза на отделениях и станциях,' в локомотивных и вагонных депо, пунктах технического осмотра, дистанциях пути, сигнализа­ ции и связи, на заводах по ремонту подвижного состава, а также на других предприятиях, связанных с движением поездов. Группа­ ми общественных инспекторов руководят советы общественных инспекторов. В локомотивных депо общественными инспекторами руководят советы колонн. В крупных узлах имеются узловые сове­ ты, объединяющие советы общественных инспекторов отдельных це­ хов (станционников, вагонников, путейцев, связистов и др.).

Деятельность общественных инспекторов направляется проф­ союзными организациями, месткомами, райпрофсожами и дорпрофсожами в тесном контакте с хозяйственными руководителями.

Общественными инспекторами проводится большая работа. Они вовремя предупреждают и поправляют ошибки и нарушения рабо­ тающих с ними товарищей, прививая им чувство ответственности за обеспечение безопасности движения. На основе систематическо­ го анализа и изучения причин, вызывающих нарушения безопасно­ сти в министерстве, управлениях дорог и отделений разрабатыва­ ются и проводятся в жизнь организационно-технические мероприя­ тия, направленные на обеспечение безопасности движения.

358


М А Т Е Р И А Л Ь Н О Е Х О З Я Й С Т В О Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г

Г Л А ВА 34, О Р Г А Н И З А Ц И Я М А Т Е Р И А Л Ь Н О - Т Е Х Н И Ч Е С К О Г О С Н А Б Ж Е Н И Я

Железнодорожный транспорт, являясь одной из ведущих и сложных отраслей народного хозяйства, потребляет значительные количества самой разнообразной продукции. На железнодорожном транспорте отделы материально-технического снабжения обслужи­ вают огромное число предприятий и организаций крупных и небольших, расположенных на значительном протяжении, выполня­ ющих совершенно различную работу (эксплуатационные, промыш­ ленные, ремонтные, строительные, бытовые, культурно-просвети­ тельные, лечебные и т. д.) и потребляющих поэтому различные материалы и изделия. Сложность материально-технического снаб­ жения на железнодорожном транспорте заключается и в том, что он работает непрерывно и требует поэтому весьма четкой системы, обеспечивающей заблаговременное бесперебойное снабжение каж­ дого подразделения необходимыми материалами, запасными час­ тями, топливом и оборудованием, во избежание остановки всего транспортного процесса.

Руководит материально-техническим снабжением на железно­ дорожном транспорте Главное управление материально-техниче­ ского обеспечения Министерства путей сообщения. Задачей этого управления является своевременное и бесперебойное снабжение железных дорог, промышленных, строительных и других пред­ приятий и организаций транспорта материалами, светлыми нефте­ продуктами, маслами, оборудованием, инструментом и запасными частями. Снабжением железнодорожного транспорта всеми вида­ ми твердого топлива (уголь), темными нефтепродуктами и смазоч­ ными материалами ведает Топливно-теплотехническое управление Главного управления локомотивного хозяйства МПС, а рельсами, шпалами, стрелочными переводами, балластом и камнем — Глав­ ное управление пути МПС.

Главное управление материально-технического обеспечения планирует материальную потребность железнодорожного транс­ порта; реализует выделенные транспорту фонды; устанавливает нормы материальных запасов и контролирует их соблюдение; при­ нимает участие в разработке норм расходования материалов, за­ пасных частей и оборудования, а также в разработке мер по улуч­ шению качества поставляемой транспорту продукции.

359


В ведении главка в крупных промышленных центрах страны имеются районные конторы и материальные базы. Районные кон­ торы реализуют выделенные материальные фонды у поставщиков, находящихся в районе деятельности конторы.

В управлениях железных дорог имеются службы материальнотехнического обеспечения, в отделениях железных дорог — отде­ лы, а в ряде хозяйственных предприятий, в зависимости от' объема производства, специальные отделы, секторы или группы снабжения.

Железнодорожный транспорт — крупнейший потребитель мно­ гих материалов, топлива (жидкого и твердого), смазки, проката черных металлов, цветных металлов и сплавов, лесных и строи­ тельных материалов, кабельных изделий, химических, лакокрасоч­ ных и синтетических и других материалов, большого количества оборудования, приборов, арматуры, аппаратуры и инструмента. Кроме того, в значительных количествах потребляются и специфи­

ческие

железнодорожные материалы — рельсы,

шпалы,

перевод­

ные и

мостовые брусья, вагонные пиломатериалы

и т. п.

Внедре­

ние новой техники и, прежде всего, новых видов тяги, более совер­ шенных технологических процессов, их механизация и автоматиза­ ция потребовали значительного расширения поставок современной промышленной продукции, прежде всего, различных изоляционных материалов, трансформаторов, высоковольтной аппаратуры, вычи­ слительной техники, подъемно-транспортных, 1 путевых и других машин, механизмов и др. Железнодорожный транспорт и сам про­ изводит часть промышленной продукции — стрелочные переводы, контейнеры, некоторые запасные части для подвижного состава, приборы сигнализации, связи и др.

Правильная организация учета и планирования

материально-

технического снабжения, организация

управления

хозяйством

в условиях наличия огромного перечня

материалов

и оборудова­

ния в народном хозяйстве обеспечивается специальной системати­ зацией и классификацией продукции, так называемой номенклату­ рой материалов, под которой понимается классифицированный и нумерованный перечень всей продукции. Классификация представ­ ляет собой группировку сырья, материалов, изделий и т. д. по классам, подклассам, группам, подгруппам, видам, наименова­ ниям.

Кроме классификации для удобства пользования установлена и специальная индексация продукции, при которой каждому наи­ менованию присвоено условное обозначение (индекс). В качестве примера приведем способ образования такого индекса для маги­ стрального' тепловоза:

42

8

Группа

5

Вид1

Класс

Подкласс

Подгруппа

 

Строительно-до- Оборудование

Локомо­

Теплово­

Тепловозы

рожно.е и ком-

железнодо-

тивы

зы

магистраль­

мунальное ма-

рожное

 

 

ные

шиностроение

 

 

 

 

360


Таким образом, индекс магистрального тепловоза будет 428151. К этому индексу можно добавить три знака, предназначенных для обозначения серии тепловоза и других его разновидностей.

На железнодорожном транспорте применяется номенклатурный перечень (справочник) для основных потребляемых материалов, оборудования, запасных частей и т. п. Кроме номенклатурных справочников в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и на железнодорожном транспорте, имеются и номенклатур­ ные ценники, так называемые прейскуранты, в которых указывает­ ся отпускная цена продукции.

На важнейшие виды продукции оптовые (так же как и рознич­ ные) цены устанавливает Государственный Комитет цен Совета Министров СССР.

Отпускная оптовая цена на промышленную продукцию устанав­ ливается с учетом места, до которого поставщик должен доставить продукцию, с принятием расходов по доставке на себя, например , с доставкой от поставщика до склада потребителя или что условно именуется термином — цена франкосклад потребителя.

На железнодорожном транспорте материалы потребителям от­ пускаются по утвержденным планам снабжения, разрабатываемым

Главным

управлением материально-технического

обеспечения

МПС. На

дорогах эти планы разрабатывают по службам и отделе­

ниям дорог; отделы материально-технического снабжения отделе­ ний дорог •— по каждому хозяйственному подразделению.

Важное значение для снижения себестоимости перевозок имеет экономия материалов. Существенной экономией металлов является уменьшение металлоемкости конструкций подвижного состава, ис­ кусственных сооружений и других устройств, введение более со­ вершенных технологических процессов обработки, увеличение сро­ ков службы конструкций, особенно верхнего строения пути, по­ вышение качества рельсов, замена черных и, особенно, цветных металлов, синтетическими.

Централизованная, правильная технология распиловки эконо­ мит до 15% расходование лесных материалов. Исключительное народнохозяйственное значение имеет бережливость и экономия расходования материалов в строительстве, осуществляемом на железных дорогах (цемент, кирпич, кровельные и лесные мате­ риалы и др.).

Важнейшим средством в борьбе за рациональное и экономное использование материалов, сырья, топлива и электроэнергии явля­ ется правильное технически обоснованное нормирование их расхо­ да и определение необходимых запасов, а также рациональное ис­ пользование оборудования, машин и механизмов.

Большое значение для экономии материалов, запасных частей, оборудования и др. имеет быстрота продвижения их к потребите­ лю, борьба с так называемым «замораживанием материалов в сво­ их кладовых», высвобождение их для других предприятий, где они больше в данное время нужны, и т. д. в целях всемерного ускоре­ ния оборачиваемости оборотных средств железнодорожного тран-

361


спорта. Немаловажное значение в экономии материалов имеет и правильная организация приемки, хранения и отпуска материалов со складов органов снабжения, а также обеспечение сохранности.

Г Л А В А 35 , С К Л А Д С К О Е Х О З Я Й С Т В О

Для хранения и отпуска материалов предназначены материаль­ ные склады. На железных дорогах складская сеть состоит из мате­ риальных баз Главного управления материального обеспечения, главиых дорожных материальных складов и материальных скла­ дов отделений дорог, которые и являются основными складскими единицами на транспорте. Размеры складов и их количество зави­ сят от установленных норм запаса материалов. По роду хранимых материалов различаются склады универсальные — для хранения разных материалов и специальные для хранения каких-либо опре­ деленных материалов, например, угля, металлов, цемента, лесных материалов, жидких грузов и т. д.

На главный дорожный склад поступают в основном транзитные грузы, которые затем распределяются по потребителям, прикреп­ ленным для снабжения к главному складу, и по складам отделе­

ний дороги. Последние снабжают материалами,

оборудованием,

запасными частями

и др. хозяйственные подразделения, входящие

в отделение дороги.

Склады отделений могут

иметь

филиалы.

Крупные линейные

подразделения — локомотивные

и вагонные

депо, дистанции пути, сигнализации и связи, стройучастки и др. имеют свои производственные материальные склады (кладовые), непосредственно снабжающие хозяйственные единицы.

Склады в зависимости от конструкции могут быть закрытые, полузакрытые и открытые. Порядок и техника хранения материа­ лов должны обеспечивать сохранность их качества и количества и зависят от свойств материалов, сроков их хранения и т. п. Хра­

нение материалов бывает долгосрочным — в течение

нескольких

месяцев и лет, что требует специальной консервации

(постоянство

температуры, влажности воздуха, покрытия защитной смазкой

и

т. п.) и краткосрочным — на срок до 1,5 — 2 месяцев,

где требова­

ния к условиям хранения более простые.

 

 

Каждый склад имеет водопровод, канализацию, соответствую­

щее противопожарное оборудование, сигнализацию. Отопление

в

основном центральное.

 

 

Способ хранения материалов, как уже было сказано, зависит от их свойств — физико-химических, технологических и других. На­ пример, такие материалы, как рельсы, колесные пары, шпалы, лес круглый, кирпич и т. п., хранятся на открытых платформах и пло­ щадках, железо листовое, рельсовые скрепления, огнеупорный кир­ пич, вагонная обшивка и т. п. хранятся в полузакрытых неотапли­ ваемых помещениях, под навесами, а такие материалы, как инст-

362