Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 4
с движением поездов — локомотивных бригад, дежурных по стан циям, сигналистов, стрелочников, составительских бригад, осмотр щиков вагонов, дорожных мастеров, бригадиров пути, электроме хаников СЦБ и др. Большое воспитательное значение имеет свое временное предупреждение ошибок и нарушений, допускаемых работниками. Поэтому необходимо, чтобы был организован посто янный контроль за выполнением работниками своих обязанностей. Важно вовремя обнаружить то или иное нарушение или непра вильное действие, вовремя указать на это работнику и не допус тить, чтобы эти нарушения переросли в систему и привели к более серьезным последствиям.
Необходимо, чтобы каждое нарушение, допущенное каким-либо работником, обязательно было разобрано в коллективе предприя тия, где работает нарушитель, с тем, чтобы и сам нарушитель и остальные работники поняли всю опасность совершенного проступ ка и сделали для себя правильные выводы. Правильное сочетание общественных и административных мер воздействия является од ним из наиболее эффективных средств укрепления дисциплины.
Возникшее по инициативе передовых железнодорожников дви жение по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения распространилось на всю сеть железных дорог. Во всех линейных подразделениях, связанных с движением поездов, имеются общественные инспектора по контролю за обес печением безопасности движения. Общественные инспектора вы двигаются из числа передовиков и новаторов производства, участ ников движения за коммунистический труд, являющихся наиболее активными и авторитетными высококвалифицированными работ никами, а также из числа пенсионеров. Общественные инспектора объединяются в группы, создаваемые при местных комитетах профсоюза на отделениях и станциях,' в локомотивных и вагонных депо, пунктах технического осмотра, дистанциях пути, сигнализа ции и связи, на заводах по ремонту подвижного состава, а также на других предприятиях, связанных с движением поездов. Группа ми общественных инспекторов руководят советы общественных инспекторов. В локомотивных депо общественными инспекторами руководят советы колонн. В крупных узлах имеются узловые сове ты, объединяющие советы общественных инспекторов отдельных це хов (станционников, вагонников, путейцев, связистов и др.).
Деятельность общественных инспекторов направляется проф союзными организациями, месткомами, райпрофсожами и дорпрофсожами в тесном контакте с хозяйственными руководителями.
Общественными инспекторами проводится большая работа. Они вовремя предупреждают и поправляют ошибки и нарушения рабо тающих с ними товарищей, прививая им чувство ответственности за обеспечение безопасности движения. На основе систематическо го анализа и изучения причин, вызывающих нарушения безопасно сти в министерстве, управлениях дорог и отделений разрабатыва ются и проводятся в жизнь организационно-технические мероприя тия, направленные на обеспечение безопасности движения.
358
М А Т Е Р И А Л Ь Н О Е Х О З Я Й С Т В О Ж Е Л Е З Н Ы Х Д О Р О Г
Г Л А ВА 34, О Р Г А Н И З А Ц И Я М А Т Е Р И А Л Ь Н О - Т Е Х Н И Ч Е С К О Г О С Н А Б Ж Е Н И Я
Железнодорожный транспорт, являясь одной из ведущих и сложных отраслей народного хозяйства, потребляет значительные количества самой разнообразной продукции. На железнодорожном транспорте отделы материально-технического снабжения обслужи вают огромное число предприятий и организаций крупных и небольших, расположенных на значительном протяжении, выполня ющих совершенно различную работу (эксплуатационные, промыш ленные, ремонтные, строительные, бытовые, культурно-просвети тельные, лечебные и т. д.) и потребляющих поэтому различные материалы и изделия. Сложность материально-технического снаб жения на железнодорожном транспорте заключается и в том, что он работает непрерывно и требует поэтому весьма четкой системы, обеспечивающей заблаговременное бесперебойное снабжение каж дого подразделения необходимыми материалами, запасными час тями, топливом и оборудованием, во избежание остановки всего транспортного процесса.
Руководит материально-техническим снабжением на железно дорожном транспорте Главное управление материально-техниче ского обеспечения Министерства путей сообщения. Задачей этого управления является своевременное и бесперебойное снабжение железных дорог, промышленных, строительных и других пред приятий и организаций транспорта материалами, светлыми нефте продуктами, маслами, оборудованием, инструментом и запасными частями. Снабжением железнодорожного транспорта всеми вида ми твердого топлива (уголь), темными нефтепродуктами и смазоч ными материалами ведает Топливно-теплотехническое управление Главного управления локомотивного хозяйства МПС, а рельсами, шпалами, стрелочными переводами, балластом и камнем — Глав ное управление пути МПС.
Главное управление материально-технического обеспечения планирует материальную потребность железнодорожного транс порта; реализует выделенные транспорту фонды; устанавливает нормы материальных запасов и контролирует их соблюдение; при нимает участие в разработке норм расходования материалов, за пасных частей и оборудования, а также в разработке мер по улуч шению качества поставляемой транспорту продукции.
359
В ведении главка в крупных промышленных центрах страны имеются районные конторы и материальные базы. Районные кон торы реализуют выделенные материальные фонды у поставщиков, находящихся в районе деятельности конторы.
В управлениях железных дорог имеются службы материальнотехнического обеспечения, в отделениях железных дорог — отде лы, а в ряде хозяйственных предприятий, в зависимости от' объема производства, специальные отделы, секторы или группы снабжения.
Железнодорожный транспорт — крупнейший потребитель мно гих материалов, топлива (жидкого и твердого), смазки, проката черных металлов, цветных металлов и сплавов, лесных и строи тельных материалов, кабельных изделий, химических, лакокрасоч ных и синтетических и других материалов, большого количества оборудования, приборов, арматуры, аппаратуры и инструмента. Кроме того, в значительных количествах потребляются и специфи
ческие |
железнодорожные материалы — рельсы, |
шпалы, |
перевод |
ные и |
мостовые брусья, вагонные пиломатериалы |
и т. п. |
Внедре |
ние новой техники и, прежде всего, новых видов тяги, более совер шенных технологических процессов, их механизация и автоматиза ция потребовали значительного расширения поставок современной промышленной продукции, прежде всего, различных изоляционных материалов, трансформаторов, высоковольтной аппаратуры, вычи слительной техники, подъемно-транспортных, 1 путевых и других машин, механизмов и др. Железнодорожный транспорт и сам про изводит часть промышленной продукции — стрелочные переводы, контейнеры, некоторые запасные части для подвижного состава, приборы сигнализации, связи и др.
Правильная организация учета и планирования |
материально- |
|
технического снабжения, организация |
управления |
хозяйством |
в условиях наличия огромного перечня |
материалов |
и оборудова |
ния в народном хозяйстве обеспечивается специальной системати зацией и классификацией продукции, так называемой номенклату рой материалов, под которой понимается классифицированный и нумерованный перечень всей продукции. Классификация представ ляет собой группировку сырья, материалов, изделий и т. д. по классам, подклассам, группам, подгруппам, видам, наименова ниям.
Кроме классификации для удобства пользования установлена и специальная индексация продукции, при которой каждому наи менованию присвоено условное обозначение (индекс). В качестве примера приведем способ образования такого индекса для маги стрального' тепловоза:
42 |
8 |
Группа |
5 |
Вид1 |
Класс |
Подкласс |
Подгруппа |
|
|
Строительно-до- Оборудование |
Локомо |
Теплово |
Тепловозы |
|
рожно.е и ком- |
железнодо- |
тивы |
зы |
магистраль |
мунальное ма- |
рожное |
|
|
ные |
шиностроение |
|
|
|
|
360
Таким образом, индекс магистрального тепловоза будет 428151. К этому индексу можно добавить три знака, предназначенных для обозначения серии тепловоза и других его разновидностей.
На железнодорожном транспорте применяется номенклатурный перечень (справочник) для основных потребляемых материалов, оборудования, запасных частей и т. п. Кроме номенклатурных справочников в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и на железнодорожном транспорте, имеются и номенклатур ные ценники, так называемые прейскуранты, в которых указывает ся отпускная цена продукции.
На важнейшие виды продукции оптовые (так же как и рознич ные) цены устанавливает Государственный Комитет цен Совета Министров СССР.
Отпускная оптовая цена на промышленную продукцию устанав ливается с учетом места, до которого поставщик должен доставить продукцию, с принятием расходов по доставке на себя, например , с доставкой от поставщика до склада потребителя или что условно именуется термином — цена франкосклад потребителя.
На железнодорожном транспорте материалы потребителям от пускаются по утвержденным планам снабжения, разрабатываемым
Главным |
управлением материально-технического |
обеспечения |
МПС. На |
дорогах эти планы разрабатывают по службам и отделе |
ниям дорог; отделы материально-технического снабжения отделе ний дорог •— по каждому хозяйственному подразделению.
Важное значение для снижения себестоимости перевозок имеет экономия материалов. Существенной экономией металлов является уменьшение металлоемкости конструкций подвижного состава, ис кусственных сооружений и других устройств, введение более со вершенных технологических процессов обработки, увеличение сро ков службы конструкций, особенно верхнего строения пути, по вышение качества рельсов, замена черных и, особенно, цветных металлов, синтетическими.
Централизованная, правильная технология распиловки эконо мит до 15% расходование лесных материалов. Исключительное народнохозяйственное значение имеет бережливость и экономия расходования материалов в строительстве, осуществляемом на железных дорогах (цемент, кирпич, кровельные и лесные мате риалы и др.).
Важнейшим средством в борьбе за рациональное и экономное использование материалов, сырья, топлива и электроэнергии явля ется правильное технически обоснованное нормирование их расхо да и определение необходимых запасов, а также рациональное ис пользование оборудования, машин и механизмов.
Большое значение для экономии материалов, запасных частей, оборудования и др. имеет быстрота продвижения их к потребите лю, борьба с так называемым «замораживанием материалов в сво их кладовых», высвобождение их для других предприятий, где они больше в данное время нужны, и т. д. в целях всемерного ускоре ния оборачиваемости оборотных средств железнодорожного тран-
361
спорта. Немаловажное значение в экономии материалов имеет и правильная организация приемки, хранения и отпуска материалов со складов органов снабжения, а также обеспечение сохранности.
Г Л А В А 35 , С К Л А Д С К О Е Х О З Я Й С Т В О
Для хранения и отпуска материалов предназначены материаль ные склады. На железных дорогах складская сеть состоит из мате риальных баз Главного управления материального обеспечения, главиых дорожных материальных складов и материальных скла дов отделений дорог, которые и являются основными складскими единицами на транспорте. Размеры складов и их количество зави сят от установленных норм запаса материалов. По роду хранимых материалов различаются склады универсальные — для хранения разных материалов и специальные для хранения каких-либо опре деленных материалов, например, угля, металлов, цемента, лесных материалов, жидких грузов и т. д.
На главный дорожный склад поступают в основном транзитные грузы, которые затем распределяются по потребителям, прикреп ленным для снабжения к главному складу, и по складам отделе
ний дороги. Последние снабжают материалами, |
оборудованием, |
||
запасными частями |
и др. хозяйственные подразделения, входящие |
||
в отделение дороги. |
Склады отделений могут |
иметь |
филиалы. |
Крупные линейные |
подразделения — локомотивные |
и вагонные |
депо, дистанции пути, сигнализации и связи, стройучастки и др. имеют свои производственные материальные склады (кладовые), непосредственно снабжающие хозяйственные единицы.
Склады в зависимости от конструкции могут быть закрытые, полузакрытые и открытые. Порядок и техника хранения материа лов должны обеспечивать сохранность их качества и количества и зависят от свойств материалов, сроков их хранения и т. п. Хра
нение материалов бывает долгосрочным — в течение |
нескольких |
|
месяцев и лет, что требует специальной консервации |
(постоянство |
|
температуры, влажности воздуха, покрытия защитной смазкой |
и |
|
т. п.) и краткосрочным — на срок до 1,5 — 2 месяцев, |
где требова |
|
ния к условиям хранения более простые. |
|
|
Каждый склад имеет водопровод, канализацию, соответствую |
||
щее противопожарное оборудование, сигнализацию. Отопление |
в |
|
основном центральное. |
|
|
Способ хранения материалов, как уже было сказано, зависит от их свойств — физико-химических, технологических и других. На пример, такие материалы, как рельсы, колесные пары, шпалы, лес круглый, кирпич и т. п., хранятся на открытых платформах и пло щадках, железо листовое, рельсовые скрепления, огнеупорный кир пич, вагонная обшивка и т. п. хранятся в полузакрытых неотапли ваемых помещениях, под навесами, а такие материалы, как инст-
362