Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 4
механизации. Особенностью разборных металлических поддонов яв ляется также и то, что они допускают штабелирование до 5 ярусов.
При хранении в штабелях можно удалять две противоположные стенки для облегчения доступа к уложенному грузу. Стенки поддонов изготавливаются складными. Высота сложенных поддонов равна V5 их нормальной высоты.
6. Схемы пакетных перевозок грузов
При перевозках и хранении грузов на поддонах работу склада опор ной станции можно организовать по нескольким т е х н о л о г и ч е - с к и м с х е м а м.
Одна из схем (рис. 126, а) предусматривает перевозку грузов без поддонов по железным дорогам и автотранспортом (т. е. использование поддонов только внутри склада станции). Грузы, выгруженные из вагона или принятые от грузоотправителя, укладывают вручную па кетами на поддоны и в таком виде хранят в штабелях на складе. При подаче транспортных средств под погрузку поддоны с грузом достав ляют электропогрузчиком в вагон или к автомобилю. Грузчики сни-
159
мают места, уложенные на поддоне, и укладывают их в транспортное средство. Погрузочно-выгрузочный процесс при такой технологии состоит из шести операций: перекладка грузов вручную из кузова автомобиля на поддон; доставка пакета на поддоне в склад, укладка пакета в штабель; захват погрузчиком пакета из штабеля; доставка пакета к вагону; перекладка грузов вручную с поддона в вагон. Меха низированы только четыре операции, а две операции выполняются вручную. Таким образом, применение погрузчика в сочетании с внутрискладским пакетированием устраняет две ручные операции.
В складе прибытия грузов будут выполнены те же операции, но в обратном порядке. Сейчас эта технологическая схема переработки гру зов нашла применение как при работе с повагонными, так и мелкими отправками.
Рис, 126. Технологические схемы работы склада тарно-штучных грузов
160
На рис. 126, б приведена технологическая схема работы склада, при которой пакеты груза, сформированные в складе прибытия, пере возятся автотранспортом. При такой организации работ механизиро вано пять операций технологического процесса и только операция — перекладка грузов из вагона на поддон (склада прибытия), а также гру зов с поддонов в вагон (склад отправления) — выполняется вручную. Эта схема механизации по сравнению с рассмотренной выше является более прогрессивной, так как ликвидируется ручная загрузка (раз грузка) автомобильного транспорта.
На рис. 126, в приведена наиболее рациональная технологическая схема работы, когда все шесть грузовых операций на складе станции выполняются электропогрузчиками. Эту схему можно расширить вплоть до совмещения с технологией производства продукции на пред приятиях и сферой потребления (рис. 127). В ней использование поддонов предусмотрено на всем пути доставки грузов от склада отпра вителя до склада получателя. Тарноупаковочные грузы укладывают на складе предприятия-отправителя на поддоны пакетами. На складе отправителя пакеты груза, сформированные на поддонах, устанавли вают электропогрузчиками в кузов автомобиля. На грузовом дворе станции автомобиль разгружается электропогрузчиком в склад. Простой автомобиля под разгрузкой в среднем не превышает 6— 10 мин.
Штабелирование пакетов в складе и погрузка их в вагон осуществ ляются также электропогрузчиками. В начале погрузчик загружает пакетами часть вагона от торцовой стены до дверного проема, затем пакеты устанавливают у второй торцовой стены. В последнюю оче редь загружается междверное пространство. При правильной укладке пакетов на поддонах размером 800 х 1200 мм в-четырехосном вагоне можно разместить 30 поддонов в один ярус. При загрузке вагона па кетами в два яруса в каждом четырехосном вагоне размещается 56— 60 пакетов. Четырехзаходные поддоны позволяют загружать механи
зированным способом и междверное пространство вагона. |
|
||
Схема размещения |
пакетов |
на универсальных поддонах раз |
|
мером 800 X 1200 мм |
в крытом |
четырехосном вагоне |
приведена |
на рис. 128. |
|
|
|
Опыт показывает, что при загрузке вагонов пакетами на |
поддонах |
целесообразно открывать обе двери вагона. После прибытия на стан цию назначения вагон разгружается также электропогрузчиками без применения ручного труда. Выгруженные на станции назначения па кеты хранят в складе и, не расформировывая на поддонах, грузят в автомобили. На рис. 129 приведены схемы укладки в кузовах различ ных автомобилей пакетов грузов на поддонах размером 800 X 1200 мм.
После доставки на склад получателя пакеты хранят на поддонах и только в пункте реализации расформировывают вручную. Здесь же на освободившихся поддонах формируют пакеты с продукцией, под лежащей отправлению. Если такой продукции нет, то поддоны воз вращают на железнодорожную станцию в порожнем состоянии н их отправляют (в порядке регулировки) на станцию, где имеется груз Для пакетирования.
^ Зак. 574 |
Ш1 |
Правильная укладка пакетов в штабеля и рациональное размеще ние штабелей в складе значительно ускоряют погрузочно-разгрузоч
ные работы. |
Наиболее р а ц и о н а л ь н ы е с х е м ы у к л а д к и |
п а к е т о в |
в с к л а д а х приведены на рис. 130. |
При заезде электропогрузчика в вагон и выезде из него на рампу склада, а также во время передвижения в складе водитель вынужден разворачивать погрузчик на угол до 90°. Разворот погрузчика может выполняться по треугольнику с возвратом и без возврата в исходное положение.
Рис. 127. Общая технологическая схема перевозок тарно-штучных грузов паке тами на поддонах от склада отправителя до склада получателя:
а — склад грузоотправителя; б |
— склад |
станции отправления; в — грузосортировочиая плат |
|
форма; г — склад |
станции |
назначения; д |
склад грузополучателя |
162
|
|
|
|
|
|
13000 |
|
|
|
|
|
|
|
1830 |
|
13 |
15 |
17 |
19 |
21 |
25 |
28 |
23 |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
2В |
29 |
|
/4 |
IB |
18 |
20 |
22 |
27 |
30 |
12 |
|
|
|
|
|
|
2520
2920
Рис. 128. Схема размещения пакетов с грузом на поддонах в четырехосном кры том вагоне
Ш и р и н а п р о е з д о в д л я э л е к т р о п о г р у з ч и к о в любого типа с учетом их разворота при установке поддонов в штабель
или |
принятия |
из |
штабеля определяется |
следующим образом |
|||
(рис. |
131, а): |
шириной т ^ |
|
|
|
||
для |
грузов |
26 |
|
|
|||
|
|
|
|
В = R + |
а + I + с; |
|
|
для |
грузов шириной т ^ |
26 |
|
|
|||
|
|
|
Я - Я + ] / ( o + 0 ’ + ( f - » ) * + c, |
||||
где |
В — ширина проезда; |
|
|
|
|||
|
R — наружный радиус поворота; |
|
|||||
|
I — длина |
пакета; |
|
|
|
||
|
т — ширина пакета; |
|
|
|
|||
|
с — минимальное |
свободное |
пространство |
между погрузчиком |
иштабелями;
а— расстояние от передней оси погрузчика до вертикальной полки вил;
|
b — расстояние, равное |
половине ширины погрузчика |
вместе |
||
|
с радиусом поворота R. |
|
|
||
Практически |
ширина проездов для погрузчиков составляет 2—4 м. |
||||
В ряде случаев |
первый ряд |
пакетов в штабеле со стороны |
захода |
||
погрузчика целесообразно устанавливать |
под углом 30—45° к проез |
||||
ду, |
ширина которого должна |
обеспечить |
разворот погрузчика на 90°. |
||
При |
такой установке пакетов |
(рис. 131, б) погрузчик делает незначи |
|||
тельный разворот для установки поддона |
с грузом в штабеле. При |
||||
этом ширина проезда также получается меньшей. |
|
||||
Если обозначим угол, под которым будут устанавливаться пакеты |
|||||
в штабель, через а, то необходимая ширина проезда будет 5 Х= |
В sin а. |
Следовательно, при а =30° минимальная ширина проезда для погрузчи ков получается почти в два раза меньшей.
Расположение проездов в складах влияет на степень использова ния складской площади. Если обозначим ширину склада через 1СК,
а расстояние между осями дверей склада через /, то, ес ли / ^ /ск, лучшее использо вание площади склада полу чается при продольном рас положении проездов с разво ротом погрузчиков. Если же / ^ /ск, то лучший вариант достигается при расположе нии проездов с разворотом погрузчиков в поперечном на правлении склада. Следует также иметь в виду, что
при поперечном расположении проездов погрузчики, въезжая в склад, делают только один поворот при подъезде к штабелю, а при про дольном — два поворота. Следовательно, в первом случае требуется меньше поворотов, и пробеги погрузчиков сократятся.
Для улучшения использования емкости склада необходимо забла говременно установить схему размещения грузов и способы склади рования, принимая во внимание характер грузов, средства механиза ции, размеры склада штабелей и допускаемую нагрузку на пол.
О) □ □ □ □ □ □ □ ■ □ □ □ □ □ □ □ |
□ |
|
|
|
|
□ |
|
□ □ □ □ □ □ □ |
□ □ □ □ □ □ □ |
□ |
п п |
ПП 1 п п |
|
□ |
|
□ □ □ □ □ □ □ |
□ □ □ □ □ □ □ |
□ |
им |
□сш> |
п п |
|
□ |
□ □ □ □ □ □ □ : □ □ □ □ □ □ □ |
□ |
|
□ |
||||
Ч Н 1 |
; □□ 1 п п |
|
|||||
□ □ □ □ □ □ □ |
□ □ □ □ □ □ □ |
|
о |
||||
□ □ □ □ □ □ □ □ 0 □ □ □ □ □ □ □ |
□ |
-4! □□ |
□□ |
п п |
|
||
□ |
|
ПП ■ п п |
|
□ |
|||
□ □ □ □ □ □ □ |
□ □ □ □ □ □ □ |
□ |
V п п |
|
□ |
||
□ □ □ □ □ □ □ ■ □ □ □ □ □ □ □ |
: UU i □п |
|
|||||
□ □ □ □ □ □ □ ; □ □ □ □ □ □ □ |
□ |
! □□ |
ПП • □□ |
|
□ |
||
□ |
|
□ |
|||||
□ □ □ □ □ □ □ ! □ □ □ □ □ □ □ |
□ |
|
|
|
|
□ |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
,§> '■0 > |
i <С> |
MX |
: |
О |
|
|
|
Ш |
|
1% > |
! 4 |
|
: £ |
|
|
|
|
! |
< > |
S |
$! |
|
О |
I |
х > ! < $ > |
! |
X |
Рис. 130. Рациональные схемы размещения |
пакетов в складах: ‘ |
|
|||
а — штабелирование в блоках прямое и под |
углом; |
б |
штабелирование |
в рядах |
прямое |
и под |
углом |
|
|
|
|
164
Грузы, имеющие непра |
|
|||||
вильную |
форму, громоздкие |
|
||||
и др. укладывают пакетами |
|
|||||
на поддонах |
только |
в один |
|
|||
ярус. |
Для улучшения исполь |
|
||||
зования емкости склада могут |
|
|||||
быть |
рекомендованы |
легкие |
|
|||
переносные стеллажи, состоя |
|
|||||
щие |
из |
вертикальных стоек |
|
|||
с поперечными |
прокладками |
|
||||
для установки поддонов. По |
|
|||||
перечные |
прокладки |
могут |
|
|||
быть подвижными. Такое хра |
|
|||||
нение |
улучшает |
использова |
|
|||
ние емкости склада на 40%. |
|
|||||
Ниже |
приводятся |
некото |
|
|||
рые |
наиболее |
эффективные |
|
|||
схемы комплексной механиза |
|
|||||
ции погрузочно-разгрузочных |
|
|||||
работ с тарно-штучными гру |
|
|||||
зами на складах промышлен |
|
|||||
ных предприятий. |
|
|
||||
На схеме, |
приведенной на |
Рис. 131. Схема для расчета складских |
||||
рис. 132, чушки из фигурного |
||||||
алюминия поступают из цеха |
проездов |
|||||
на склад |
по |
рольгангу 1. |
|
С рольганга чушки подаются к пакетоформирующей машине 2, где они комплектуются в пакеты. Сформированный пакет подается на стол (или площадку), забирается погрузчиком 3 и доставляется на склад, где укладывается в штабель.
Из штабеля пакеты снимают тем же погрузчиком и подают к погру зочной платформе.
При расположении пола склада на уровне рельсов железнодорож ного пути применяются платформы 4 высотой 1,2 м. Одновременно на погрузке в вагон работают два погрузчика: погрузчик 3 подает пакеты на платформу 4, а погрузчик 5 ■— с платформы в вагон 6.
Рис. 132. Схема погрузки в вагон пакетированных грузов без поддонов
165