Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

механизации. Особенностью разборных металлических поддонов яв­ ляется также и то, что они допускают штабелирование до 5 ярусов.

При хранении в штабелях можно удалять две противоположные стенки для облегчения доступа к уложенному грузу. Стенки поддонов изготавливаются складными. Высота сложенных поддонов равна V5 их нормальной высоты.

6. Схемы пакетных перевозок грузов

При перевозках и хранении грузов на поддонах работу склада опор­ ной станции можно организовать по нескольким т е х н о л о г и ч е - с к и м с х е м а м.

Одна из схем (рис. 126, а) предусматривает перевозку грузов без поддонов по железным дорогам и автотранспортом (т. е. использование поддонов только внутри склада станции). Грузы, выгруженные из вагона или принятые от грузоотправителя, укладывают вручную па­ кетами на поддоны и в таком виде хранят в штабелях на складе. При подаче транспортных средств под погрузку поддоны с грузом достав­ ляют электропогрузчиком в вагон или к автомобилю. Грузчики сни-

159


мают места, уложенные на поддоне, и укладывают их в транспортное средство. Погрузочно-выгрузочный процесс при такой технологии состоит из шести операций: перекладка грузов вручную из кузова автомобиля на поддон; доставка пакета на поддоне в склад, укладка пакета в штабель; захват погрузчиком пакета из штабеля; доставка пакета к вагону; перекладка грузов вручную с поддона в вагон. Меха­ низированы только четыре операции, а две операции выполняются вручную. Таким образом, применение погрузчика в сочетании с внутрискладским пакетированием устраняет две ручные операции.

В складе прибытия грузов будут выполнены те же операции, но в обратном порядке. Сейчас эта технологическая схема переработки гру­ зов нашла применение как при работе с повагонными, так и мелкими отправками.

Рис, 126. Технологические схемы работы склада тарно-штучных грузов

160

На рис. 126, б приведена технологическая схема работы склада, при которой пакеты груза, сформированные в складе прибытия, пере­ возятся автотранспортом. При такой организации работ механизиро­ вано пять операций технологического процесса и только операция — перекладка грузов из вагона на поддон (склада прибытия), а также гру­ зов с поддонов в вагон (склад отправления) — выполняется вручную. Эта схема механизации по сравнению с рассмотренной выше является более прогрессивной, так как ликвидируется ручная загрузка (раз­ грузка) автомобильного транспорта.

На рис. 126, в приведена наиболее рациональная технологическая схема работы, когда все шесть грузовых операций на складе станции выполняются электропогрузчиками. Эту схему можно расширить вплоть до совмещения с технологией производства продукции на пред­ приятиях и сферой потребления (рис. 127). В ней использование поддонов предусмотрено на всем пути доставки грузов от склада отпра­ вителя до склада получателя. Тарноупаковочные грузы укладывают на складе предприятия-отправителя на поддоны пакетами. На складе отправителя пакеты груза, сформированные на поддонах, устанавли­ вают электропогрузчиками в кузов автомобиля. На грузовом дворе станции автомобиль разгружается электропогрузчиком в склад. Простой автомобиля под разгрузкой в среднем не превышает 6— 10 мин.

Штабелирование пакетов в складе и погрузка их в вагон осуществ­ ляются также электропогрузчиками. В начале погрузчик загружает пакетами часть вагона от торцовой стены до дверного проема, затем пакеты устанавливают у второй торцовой стены. В последнюю оче­ редь загружается междверное пространство. При правильной укладке пакетов на поддонах размером 800 х 1200 мм в-четырехосном вагоне можно разместить 30 поддонов в один ярус. При загрузке вагона па­ кетами в два яруса в каждом четырехосном вагоне размещается 56— 60 пакетов. Четырехзаходные поддоны позволяют загружать механи­

зированным способом и междверное пространство вагона.

 

Схема размещения

пакетов

на универсальных поддонах раз­

мером 800 X 1200 мм

в крытом

четырехосном вагоне

приведена

на рис. 128.

 

 

 

Опыт показывает, что при загрузке вагонов пакетами на

поддонах

целесообразно открывать обе двери вагона. После прибытия на стан­ цию назначения вагон разгружается также электропогрузчиками без применения ручного труда. Выгруженные на станции назначения па­ кеты хранят в складе и, не расформировывая на поддонах, грузят в автомобили. На рис. 129 приведены схемы укладки в кузовах различ­ ных автомобилей пакетов грузов на поддонах размером 800 X 1200 мм.

После доставки на склад получателя пакеты хранят на поддонах и только в пункте реализации расформировывают вручную. Здесь же на освободившихся поддонах формируют пакеты с продукцией, под­ лежащей отправлению. Если такой продукции нет, то поддоны воз­ вращают на железнодорожную станцию в порожнем состоянии н их отправляют (в порядке регулировки) на станцию, где имеется груз Для пакетирования.

^ Зак. 574

Ш1


Правильная укладка пакетов в штабеля и рациональное размеще­ ние штабелей в складе значительно ускоряют погрузочно-разгрузоч­

ные работы.

Наиболее р а ц и о н а л ь н ы е с х е м ы у к л а д к и

п а к е т о в

в с к л а д а х приведены на рис. 130.

При заезде электропогрузчика в вагон и выезде из него на рампу склада, а также во время передвижения в складе водитель вынужден разворачивать погрузчик на угол до 90°. Разворот погрузчика может выполняться по треугольнику с возвратом и без возврата в исходное положение.

Рис. 127. Общая технологическая схема перевозок тарно-штучных грузов паке­ тами на поддонах от склада отправителя до склада получателя:

а — склад грузоотправителя; б

— склад

станции отправления; в — грузосортировочиая плат­

форма; г — склад

станции

назначения; д

склад грузополучателя

162

 

 

 

 

 

 

13000

 

 

 

 

 

 

 

1830

 

13

15

17

19

21

25

28

23

 

 

 

 

 

 

 

29

 

/4

IB

18

20

22

27

30

12

 

 

 

 

 

 

2520

2920

Рис. 128. Схема размещения пакетов с грузом на поддонах в четырехосном кры­ том вагоне

Ш и р и н а п р о е з д о в д л я э л е к т р о п о г р у з ч и к о в любого типа с учетом их разворота при установке поддонов в штабель

или

принятия

из

штабеля определяется

следующим образом

(рис.

131, а):

шириной т ^

 

 

 

для

грузов

26

 

 

 

 

 

 

В = R +

а + I + с;

 

для

грузов шириной т ^

26

 

 

 

 

 

Я - Я + ] / ( o + 0 ’ + ( f - » ) * + c,

где

В — ширина проезда;

 

 

 

 

R — наружный радиус поворота;

 

 

I — длина

пакета;

 

 

 

 

т — ширина пакета;

 

 

 

 

с — минимальное

свободное

пространство

между погрузчиком

иштабелями;

а— расстояние от передней оси погрузчика до вертикальной полки вил;

 

b — расстояние, равное

половине ширины погрузчика

вместе

 

с радиусом поворота R.

 

 

Практически

ширина проездов для погрузчиков составляет 2—4 м.

В ряде случаев

первый ряд

пакетов в штабеле со стороны

захода

погрузчика целесообразно устанавливать

под углом 30—45° к проез­

ду,

ширина которого должна

обеспечить

разворот погрузчика на 90°.

При

такой установке пакетов

(рис. 131, б) погрузчик делает незначи­

тельный разворот для установки поддона

с грузом в штабеле. При

этом ширина проезда также получается меньшей.

 

Если обозначим угол, под которым будут устанавливаться пакеты

в штабель, через а, то необходимая ширина проезда будет 5 Х=

В sin а.

Следовательно, при а =30° минимальная ширина проезда для погрузчи­ ков получается почти в два раза меньшей.

Расположение проездов в складах влияет на степень использова­ ния складской площади. Если обозначим ширину склада через 1СК,


Рис. 129. Схема загрузки автомобилей па­ кетами грузов на поддонах размером
800X1200 мм
(_____ )
I-.....—•>
гм-и
I_____ I
ш

а расстояние между осями дверей склада через /, то, ес­ ли / ^ /ск, лучшее использо­ вание площади склада полу­ чается при продольном рас­ положении проездов с разво­ ротом погрузчиков. Если же / ^ /ск, то лучший вариант достигается при расположе­ нии проездов с разворотом погрузчиков в поперечном на­ правлении склада. Следует также иметь в виду, что

при поперечном расположении проездов погрузчики, въезжая в склад, делают только один поворот при подъезде к штабелю, а при про­ дольном — два поворота. Следовательно, в первом случае требуется меньше поворотов, и пробеги погрузчиков сократятся.

Для улучшения использования емкости склада необходимо забла­ говременно установить схему размещения грузов и способы склади­ рования, принимая во внимание характер грузов, средства механиза­ ции, размеры склада штабелей и допускаемую нагрузку на пол.

О) □ □ □ □ □ □ □ ■ □ □ □ □ □ □ □

 

 

 

 

□ □ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □ □

п п

ПП 1 п п

 

□ □ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □ □

им

□сш>

п п

 

□ □ □ □ □ □ □ : □ □ □ □ □ □ □

 

Ч Н 1

; □□ 1 п п

 

□ □ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □ □

 

о

□ □ □ □ □ □ □ □ 0 □ □ □ □ □ □ □

-4! □□

□□

п п

 

 

ПП ■ п п

 

□ □ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □ □

V п п

 

□ □ □ □ □ □ □ ■ □ □ □ □ □ □ □

: UU i □п

 

□ □ □ □ □ □ □ ; □ □ □ □ □ □ □

! □□

ПП • □□

 

 

□ □ □ □ □ □ □ ! □ □ □ □ □ □ □

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,§> '■0 >

i <С>

MX

:

О

 

 

Ш

 

1% >

! 4

 

: £

 

 

 

 

!

< >

S

$!

 

О

I

х > ! < $ >

!

X

Рис. 130. Рациональные схемы размещения

пакетов в складах: ‘

 

а — штабелирование в блоках прямое и под

углом;

б

штабелирование

в рядах

прямое

и под

углом

 

 

 

 

164


Грузы, имеющие непра­

 

вильную

форму, громоздкие

 

и др. укладывают пакетами

 

на поддонах

только

в один

 

ярус.

Для улучшения исполь­

 

зования емкости склада могут

 

быть

рекомендованы

легкие

 

переносные стеллажи, состоя­

 

щие

из

вертикальных стоек

 

с поперечными

прокладками

 

для установки поддонов. По­

 

перечные

прокладки

могут

 

быть подвижными. Такое хра­

 

нение

улучшает

использова­

 

ние емкости склада на 40%.

 

Ниже

приводятся

некото­

 

рые

наиболее

эффективные

 

схемы комплексной механиза­

 

ции погрузочно-разгрузочных

 

работ с тарно-штучными гру­

 

зами на складах промышлен­

 

ных предприятий.

 

 

На схеме,

приведенной на

Рис. 131. Схема для расчета складских

рис. 132, чушки из фигурного

алюминия поступают из цеха

проездов

на склад

по

рольгангу 1.

 

С рольганга чушки подаются к пакетоформирующей машине 2, где они комплектуются в пакеты. Сформированный пакет подается на стол (или площадку), забирается погрузчиком 3 и доставляется на склад, где укладывается в штабель.

Из штабеля пакеты снимают тем же погрузчиком и подают к погру­ зочной платформе.

При расположении пола склада на уровне рельсов железнодорож­ ного пути применяются платформы 4 высотой 1,2 м. Одновременно на погрузке в вагон работают два погрузчика: погрузчик 3 подает пакеты на платформу 4, а погрузчик 5 ■— с платформы в вагон 6.

Рис. 132. Схема погрузки в вагон пакетированных грузов без поддонов

165