Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
|
|
ся выпрямиться и через передаточный |
||||||||
|
|
механизм |
поворачивает |
стрелку, |
ко |
|||||
|
|
торая |
на |
градуированном |
циферблате |
|||||
|
|
показывает |
соответствующее |
давле |
||||||
|
|
ние. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Манометр |
должен |
иметь |
на |
ци |
||||
|
|
ферблате |
красную |
черту, |
показываю |
|||||
|
|
щую |
наивысшее допускаемое давление |
|||||||
|
|
пара в котле. Для лучшей види |
||||||||
|
|
мости показаний на некоторых паро |
||||||||
|
|
возах |
установлены |
манометры, |
имею |
|||||
|
|
щие два |
циферблата, |
расположенные |
||||||
|
|
с двух сторон корпуса. Принцип дей |
||||||||
|
|
ствия такого манометра не отличается |
||||||||
|
|
от описанного одинарного. |
Манометр |
|||||||
|
|
должен быть запломбирован. Согласно |
||||||||
|
|
правилам надзора за паровыми кот |
||||||||
Рис. 70. |
Манометр: |
лами и воздушными резервуарами про |
||||||||
7 — т р у б к а ; |
2 — к о р п у с ; 3 — тя |
верку |
манометров |
производят |
|
один |
||||
га; 4 — д е р ж а т е л ь ; 5—штуцер; |
раз в год |
с разборкой |
и ремонтом и |
|||||||
6 — зубчатый сектор |
||||||||||
|
|
через каждые три месяца, а также не |
||||||||
|
|
зависимо |
от |
срока — каждый раз |
при |
возникновении сомнений в правильности его показаний. После про верки на внешней стороне стекла манометра наносится дата этой проверки.
§ 39. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ КЛАПАНЫ
Предохранительный клапан предназначен для автоматического выпуска излишка пара, когда давление в котле превысит предель но допустимое. Устанавливают клапан на кожухе топки и на сухопарнике, а иногда и на цилиндрической части котла. Со
гласно |
§ 42 |
Правил |
ЦТ, ЦВ/2146 котел каждого |
паровоза |
|||
должен |
иметь |
не |
менее двух предохранительных |
клапанов |
с |
||
приспособлениями, |
не |
допускающими изменения |
нагрузки |
на |
|||
клапан. |
|
|
|
|
|
|
|
Все |
предохранительные клапаны паровозных котлов |
устроены |
с пружинами, размеры которых определяются расчетом. Наиболее простым является предохранительный клапан рычажного типа, который сохранился на некоторых паровозах. В стальном корпусе-
седле, обычно помещенном на сухопарнике, |
установлен бронзо |
вый клапан, который прижимается к своему |
посадочному месту |
при, помощи рычага и одной, или двух пружин. |
|
В результате проведенной унификации для всех паровозов был принят единый предохранительный клапан, за основу которого взят клапан паровозов ФД, СО и Л. При ремонте паровозов дру гие типы предохранительных клапанов в настоящее время не из готовляют и при необходимости смены их вследствие износа уста-
навливают |
унифицированный клапан |
|
|
|
|
|
|||||||||
(рис. 71), |
имеющий штуцер |
1, |
в |
ко |
|
|
|
|
|
||||||
тором установлено |
седло |
2 |
с |
прити |
|
|
|
|
|
||||||
рочной |
поверхностью |
для |
посадки |
|
|
|
|
|
|||||||
клапана 5. На седло навинчено регу |
|
|
|
|
|
||||||||||
лировочное кольцо 4. На штуцер 1 |
|
|
|
|
|
||||||||||
навернут |
стальной |
литой |
корпус |
3, |
|
|
|
|
|
||||||
в котором |
|
размещена |
пружина |
8. |
|
|
|
|
|
||||||
Корпус |
служит |
направлением |
|
для |
|
|
|
|
|
||||||
клапана. Пружина |
установлена |
меж |
|
|
|
|
|
||||||||
ду двумя опорными шайбами 7; дав |
|
|
|
|
|
||||||||||
ление на клапан и нажимной винт 9 |
|
|
|
|
|
||||||||||
передается через шарики 6. Нажимной |
|
|
|
|
|
||||||||||
винт 9, ввернутый в корпус, служит |
|
|
|
|
|
||||||||||
для регулировки силы нажатия пру |
|
|
|
|
|
||||||||||
жины, В седле 2 сделано |
|
отверстие |
|
|
|
|
|
||||||||
для прохода |
пара. |
|
После |
подъема |
|
|
|
|
|
||||||
клапана пар выходит в атмосферу че |
|
|
|
|
|
||||||||||
рез отверстия в корпусе. Седло, кла |
|
|
|
|
|
||||||||||
пан и нажимной винт изготовлены из |
|
|
|
|
|
||||||||||
нержавеющей стали марки 2X13, кор |
|
|
|
|
|
||||||||||
пус отлит из углеродистой стали. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Предохранительный клапан |
котла |
|
|
|
|
|
|||||||||
действует следующим |
образом. Отвер |
Рис. 71. |
Унифицированный |
||||||||||||
стие диаметром 36 мм в седле 2, через |
предохранительный |
клапан: |
|||||||||||||
КОТОрОе |
МОЖЄТ В Ы Х О Д И Т Ь Нар И З |
КОТЛа, |
/ — штуцер; |
2 — с е д л о : |
3 — кор- |
||||||||||
закрыто |
клапаном |
5, |
прижимаемым |
7-\~Г?- |
|
шарики~; |
7 — опор - |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к о л ь ц |
; |
ПРУЖИНОЙ 8. |
Давление ПруЖИНЫ На К Л З - |
™ « ш я |
й б |
^ _ п р у ж и н а ^ 9 - |
на- |
||||||||||
ПЭН раССЧИТаНО |
Т а к , |
Ч Т О б ы |
П р и |
НОр- |
втулка; |
12 — установочный винт |
|||||||||
мальном |
котловом |
давлении |
|
клапан |
|
|
|
|
|
||||||
был прижат |
к седлу |
и |
пар не |
мог |
|
|
|
|
|
выйти из котла. Если же давление в котле повысится и преодолеет усилие пружины, клапан приподнимется и выпустит некоторое ко личество пара в атмосферу. В дальнейшем вследствие того, что
часть пара выпущена наружу, давление в котле |
понизится |
до |
нормального, клапан под действием пружины сядет |
на свое место |
|
и закроет проходное отверстие. |
|
|
По правилам надзора за паровыми котлами и воздушными |
ре |
зервуарами нагрузка предохранительных клапановдолжна быть отрегулирована: у первого клапана на 0,2 кГ/см2, а у второго и третьего на 0,4 кГ/см2 выше установленного рабочего давления пара в котле. Регулировку предохранительного клапана на уста новленное давление производят нажимным винтом 9. Кольцом 4 регулируют величину подъема клапана и чувствительность его посадки на седло. После окончательной установки нажимного вин та 9 закрепляют гайку 10, ставят втулку И и пломбируют винт и втулку. Для предупреждения самопроизвольного поворачивания регулировочного кольца зажимают установочный винт 12.
|
|
§ 40. ПАРОРАЗБОРНАЯ КОЛОНКА |
На |
потолке |
кожуха топки в будке машиниста паровоза, а |
иногда |
и за ее |
пределами устанавливают пароразборную колонку. |
На современном, паровозе от пароразборной колонки отбирается пар для инжекторов, машины углеподатчика, турбогенератора, сифона, водоподогревателя, прогрева, отопления будки и т. д.
Пароразборная колонка представляет собой пустотелую сталь ную отливку, на которой установлен ряд вентилей (рис. 72); она поставлена на прокладном кольце и прикреплена к фланцу на кожухе топки при помощи шпилек и гаек. Пар к колонке подво дится из сухопарника по специальной трубе, проложенной в котле (см. рис. 84). Пароразборная колонка имеет главный запорный вентиль, при помощи которого камера колонки разобщается с котлом на случай смены или ремонта вентилей, расположенных на ней (см. рис. 65).
На паровозах ФД, П36, кроме того, имеется еще пароразбор
ная колонка перегретого пара. Установлена она: у паровоза |
ФД |
на камере перегретого пара коллектора пароперегревателя |
(от |
этой колонки имеются отводы к машине углеподатчика, сифону, тормозному насосу и пресс-масленке), а на паровозе П36 — на дымовой камере впереди регулятора и от нее отбирают пар к си фону и тормозному насосу.
Рис. 72. Пароразборная колонка паровоза ФД
§ 41. СПУСКНЫЕ КРАНЫ И ПРОДУВКА КОТЛА
Краны предназначены для спуска воды и шлама из котла при промывке и для продувки котла. При промывке котла к кранам присоединяют рукава от циркуляционных насосов.
Спускной кран улучшенной конструкции (рис. 73) имеет сталь ной литой корпус ), закрытый стальной крышкой 5, которая при креплена к корпусу семью болтами. Корпус имеет фланец для прикрепления его к котлу. Внутри крана установлен рычаг за слонки 3, соединенный со стержнем 8, пропущенным через отвер стие в крышке 5. Со стороны крышки установлена заслонка 4. Между рычагом и заслонкой поставлена пружина 10, прижима ющая рычаг заслонки к притирочной поверхности корпуса, а за слонку — к притирочной поверхности крышки. Таким образом за крывается проходное отверстие в корпусе и крышке.
Для предотвращения пропуска |
пара в месте |
прохода |
стержня |
||
8 через крышку 5 поставлен уплотняющий сальник |
9, состоящий |
||||
из резинового и |
паронитового колец, которые |
постоянно |
зажаты |
||
в выточке крышки бортом стержня и пружиной 2. |
На наружный |
||||
конец стержня надет рычаг 7 привода крана. Для |
присоединения |
||||
трубы или рукава в крышку ввернут переходной штуцер 6. |
|
||||
Отличительной |
особенностью |
улучшенного |
крана |
является |
конструкция рычага заслонки (рис. 74), который выполнен уши ренным книзу и в нем сделано отверстие симметрично притироч-
А |
Разрез по АОБ |
Разрез по АОВ |
к корпусу |
к |
корпусу |
Рис. 74. Рычаг заслонки спускного крана
ной плоскости рычага. В открытом положении отверстие рычага располагается против проходного отверстия и отделяет его от полости крана.
Таким образом, в полость крана не могут попасть посторонние предметы (куски электродов, связей, твердой накипи и т. д.), ко торые не позволили бы закрыть заслонку. Диаметр проходного от верстия крана 45 мм.
На некоторых паровозах еще установлены спускные краны так
же с проходным отверстием диаметром 45 мм, |
но |
отличающиеся |
|
от описанного конструкцией рычага заслонки |
(не |
уширенный и |
|
без отверстия), стержня привода и его уплотнения. На части |
па |
||
ровозов ФД поставлены краны такого же типа с проходным |
от |
||
верстием диаметром 50 мм. |
|
|
|
По предложению группы рационализаторов на паровозах (главным образом имеющих спускные краны с не уширенным ры чагом заслонки) устанавливают предохранительный клапан, пре дупреждающий потушку паровоза при незакрытии спускного крана.
Патрубок, укрепляемый на спускном кране при помощи на кидной гайки, имеет отросток с крышкой, в котором находится шар, удерживаемый в отростке штырем. В случае невозможности закрытия крана штырь вынимают и шар выпадает из отростка в патрубок. Струей воды шар прижимается к конической поверх ности патрубка и закрывает выход воды из котла. Для предупре ждения самопроизвольного выхода штыря из отростка его плом бируют.
На паровозах устанавливают до шести спускных кранов в за висимости от размеров топки. Для возможности производства продувки котла на ходу спускные краны имеют приводы. У спуск-