Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

ся выпрямиться и через передаточный

 

 

механизм

поворачивает

стрелку,

ко­

 

 

торая

на

градуированном

циферблате

 

 

показывает

соответствующее

давле­

 

 

ние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Манометр

должен

иметь

на

ци­

 

 

ферблате

красную

черту,

показываю­

 

 

щую

наивысшее допускаемое давление

 

 

пара в котле. Для лучшей види­

 

 

мости показаний на некоторых паро­

 

 

возах

установлены

манометры,

имею­

 

 

щие два

циферблата,

расположенные

 

 

с двух сторон корпуса. Принцип дей­

 

 

ствия такого манометра не отличается

 

 

от описанного одинарного.

Манометр

 

 

должен быть запломбирован. Согласно

 

 

правилам надзора за паровыми кот­

Рис. 70.

Манометр:

лами и воздушными резервуарами про­

7 т р у б к а ;

2 — к о р п у с ; 3 тя­

верку

манометров

производят

 

один

га; 4 — д е р ж а т е л ь ; 5—штуцер;

раз в год

с разборкой

и ремонтом и

6 — зубчатый сектор

 

 

через каждые три месяца, а также не­

 

 

зависимо

от

срока — каждый раз

при

возникновении сомнений в правильности его показаний. После про­ верки на внешней стороне стекла манометра наносится дата этой проверки.

§ 39. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ КЛАПАНЫ

Предохранительный клапан предназначен для автоматического выпуска излишка пара, когда давление в котле превысит предель­ но допустимое. Устанавливают клапан на кожухе топки и на сухопарнике, а иногда и на цилиндрической части котла. Со­

гласно

§ 42

Правил

ЦТ, ЦВ/2146 котел каждого

паровоза

должен

иметь

не

менее двух предохранительных

клапанов

с

приспособлениями,

не

допускающими изменения

нагрузки

на

клапан.

 

 

 

 

 

 

 

Все

предохранительные клапаны паровозных котлов

устроены

с пружинами, размеры которых определяются расчетом. Наиболее простым является предохранительный клапан рычажного типа, который сохранился на некоторых паровозах. В стальном корпусе-

седле, обычно помещенном на сухопарнике,

установлен бронзо­

вый клапан, который прижимается к своему

посадочному месту

при, помощи рычага и одной, или двух пружин.

 

В результате проведенной унификации для всех паровозов был принят единый предохранительный клапан, за основу которого взят клапан паровозов ФД, СО и Л. При ремонте паровозов дру­ гие типы предохранительных клапанов в настоящее время не из­ готовляют и при необходимости смены их вследствие износа уста-


навливают

унифицированный клапан

 

 

 

 

 

(рис. 71),

имеющий штуцер

1,

в

ко­

 

 

 

 

 

тором установлено

седло

2

с

прити­

 

 

 

 

 

рочной

поверхностью

для

посадки

 

 

 

 

 

клапана 5. На седло навинчено регу­

 

 

 

 

 

лировочное кольцо 4. На штуцер 1

 

 

 

 

 

навернут

стальной

литой

корпус

3,

 

 

 

 

 

в котором

 

размещена

пружина

8.

 

 

 

 

 

Корпус

служит

направлением

 

для

 

 

 

 

 

клапана. Пружина

установлена

меж­

 

 

 

 

 

ду двумя опорными шайбами 7; дав­

 

 

 

 

 

ление на клапан и нажимной винт 9

 

 

 

 

 

передается через шарики 6. Нажимной

 

 

 

 

 

винт 9, ввернутый в корпус, служит

 

 

 

 

 

для регулировки силы нажатия пру­

 

 

 

 

 

жины, В седле 2 сделано

 

отверстие

 

 

 

 

 

для прохода

пара.

 

После

подъема

 

 

 

 

 

клапана пар выходит в атмосферу че­

 

 

 

 

 

рез отверстия в корпусе. Седло, кла­

 

 

 

 

 

пан и нажимной винт изготовлены из

 

 

 

 

 

нержавеющей стали марки 2X13, кор­

 

 

 

 

 

пус отлит из углеродистой стали.

 

 

 

 

 

 

Предохранительный клапан

котла

 

 

 

 

 

действует следующим

образом. Отвер­

Рис. 71.

Унифицированный

стие диаметром 36 мм в седле 2, через

предохранительный

клапан:

КОТОрОе

МОЖЄТ В Ы Х О Д И Т Ь Нар И З

КОТЛа,

/ штуцер;

2 — с е д л о :

3 кор-

закрыто

клапаном

5,

прижимаемым

7-\~Г?-

 

шарики~;

7 — опор -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к о л ь ц

;

ПРУЖИНОЙ 8.

Давление ПруЖИНЫ На К Л З -

™ « ш я

й б

^ _ п р у ж и н а ^ 9 -

на-

ПЭН раССЧИТаНО

Т а к ,

Ч Т О б ы

П р и

НОр-

втулка;

12 установочный винт

мальном

котловом

давлении

 

клапан

 

 

 

 

 

был прижат

к седлу

и

пар не

мог

 

 

 

 

 

выйти из котла. Если же давление в котле повысится и преодолеет усилие пружины, клапан приподнимется и выпустит некоторое ко­ личество пара в атмосферу. В дальнейшем вследствие того, что

часть пара выпущена наружу, давление в котле

понизится

до

нормального, клапан под действием пружины сядет

на свое место

и закроет проходное отверстие.

 

 

По правилам надзора за паровыми котлами и воздушными

ре­

зервуарами нагрузка предохранительных клапановдолжна быть отрегулирована: у первого клапана на 0,2 кГ/см2, а у второго и третьего на 0,4 кГ/см2 выше установленного рабочего давления пара в котле. Регулировку предохранительного клапана на уста­ новленное давление производят нажимным винтом 9. Кольцом 4 регулируют величину подъема клапана и чувствительность его посадки на седло. После окончательной установки нажимного вин­ та 9 закрепляют гайку 10, ставят втулку И и пломбируют винт и втулку. Для предупреждения самопроизвольного поворачивания регулировочного кольца зажимают установочный винт 12.


 

 

§ 40. ПАРОРАЗБОРНАЯ КОЛОНКА

На

потолке

кожуха топки в будке машиниста паровоза, а

иногда

и за ее

пределами устанавливают пароразборную колонку.

На современном, паровозе от пароразборной колонки отбирается пар для инжекторов, машины углеподатчика, турбогенератора, сифона, водоподогревателя, прогрева, отопления будки и т. д.

Пароразборная колонка представляет собой пустотелую сталь­ ную отливку, на которой установлен ряд вентилей (рис. 72); она поставлена на прокладном кольце и прикреплена к фланцу на кожухе топки при помощи шпилек и гаек. Пар к колонке подво­ дится из сухопарника по специальной трубе, проложенной в котле (см. рис. 84). Пароразборная колонка имеет главный запорный вентиль, при помощи которого камера колонки разобщается с котлом на случай смены или ремонта вентилей, расположенных на ней (см. рис. 65).

На паровозах ФД, П36, кроме того, имеется еще пароразбор­

ная колонка перегретого пара. Установлена она: у паровоза

ФД

на камере перегретого пара коллектора пароперегревателя

(от

этой колонки имеются отводы к машине углеподатчика, сифону, тормозному насосу и пресс-масленке), а на паровозе П36 — на дымовой камере впереди регулятора и от нее отбирают пар к си­ фону и тормозному насосу.

Рис. 72. Пароразборная колонка паровоза ФД

§ 41. СПУСКНЫЕ КРАНЫ И ПРОДУВКА КОТЛА

Краны предназначены для спуска воды и шлама из котла при промывке и для продувки котла. При промывке котла к кранам присоединяют рукава от циркуляционных насосов.

Спускной кран улучшенной конструкции (рис. 73) имеет сталь­ ной литой корпус ), закрытый стальной крышкой 5, которая при­ креплена к корпусу семью болтами. Корпус имеет фланец для прикрепления его к котлу. Внутри крана установлен рычаг за­ слонки 3, соединенный со стержнем 8, пропущенным через отвер­ стие в крышке 5. Со стороны крышки установлена заслонка 4. Между рычагом и заслонкой поставлена пружина 10, прижима­ ющая рычаг заслонки к притирочной поверхности корпуса, а за­ слонку — к притирочной поверхности крышки. Таким образом за­ крывается проходное отверстие в корпусе и крышке.

Для предотвращения пропуска

пара в месте

прохода

стержня

8 через крышку 5 поставлен уплотняющий сальник

9, состоящий

из резинового и

паронитового колец, которые

постоянно

зажаты

в выточке крышки бортом стержня и пружиной 2.

На наружный

конец стержня надет рычаг 7 привода крана. Для

присоединения

трубы или рукава в крышку ввернут переходной штуцер 6.

 

Отличительной

особенностью

улучшенного

крана

является

конструкция рычага заслонки (рис. 74), который выполнен уши­ ренным книзу и в нем сделано отверстие симметрично притироч-


А

Разрез по АОБ

Разрез по АОВ

к корпусу

к

корпусу

Рис. 74. Рычаг заслонки спускного крана

ной плоскости рычага. В открытом положении отверстие рычага располагается против проходного отверстия и отделяет его от полости крана.

Таким образом, в полость крана не могут попасть посторонние предметы (куски электродов, связей, твердой накипи и т. д.), ко­ торые не позволили бы закрыть заслонку. Диаметр проходного от­ верстия крана 45 мм.

На некоторых паровозах еще установлены спускные краны так­

же с проходным отверстием диаметром 45 мм,

но

отличающиеся

от описанного конструкцией рычага заслонки

(не

уширенный и

без отверстия), стержня привода и его уплотнения. На части

па­

ровозов ФД поставлены краны такого же типа с проходным

от­

верстием диаметром 50 мм.

 

 

 

По предложению группы рационализаторов на паровозах (главным образом имеющих спускные краны с не уширенным ры­ чагом заслонки) устанавливают предохранительный клапан, пре­ дупреждающий потушку паровоза при незакрытии спускного крана.

Патрубок, укрепляемый на спускном кране при помощи на­ кидной гайки, имеет отросток с крышкой, в котором находится шар, удерживаемый в отростке штырем. В случае невозможности закрытия крана штырь вынимают и шар выпадает из отростка в патрубок. Струей воды шар прижимается к конической поверх­ ности патрубка и закрывает выход воды из котла. Для предупре­ ждения самопроизвольного выхода штыря из отростка его плом­ бируют.

На паровозах устанавливают до шести спускных кранов в за­ висимости от размеров топки. Для возможности производства продувки котла на ходу спускные краны имеют приводы. У спуск-