Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
элемент опирается на внутрен нюю стенку жаровой трубы. Кон цы трубок элемента со стороны огневой коробки соединены кол пачками /.
Для свободной и правильной установки элемента в коллекто ре нажимная скоба 11 сделана незамкнутой, с прорезями. Это исключает перекос и парение элементов, что имело место при колодке, охватывавшей трубки элемента. Изготовляют скобу Штамповкой или механической обработкой из стали марки Ст. 5.
Вследствие того что болты, укрепляющие элементы к кол лектору, работают на растяже ние в условиях высокой темпе
ратуры, их изготовляют из жаростойкой легированной стали. На паровозах с перегревом пара до 350°С можно изготовлять эти болты из стали Ст5.
На паровозах ФД, Л, Е \ ЛВ, П36 применено шаровое соеди нение элементов с коллектором. Конец трубки элемента выштампован в виде шаровой головки (рис. 59). Отверстия їв коллекторе под шаровую головку элемента сделаны коническими с углом 90°. Нижней шаровой поверхностью головка элемента опирается на шайбу, в которой сделано углубление по шару. При помощи на жимной скобы, натяжного болта и гайки шайбы прижимают ша ровые головки к коническим отверстиям коллектора. Такое соеди нение благодаря наличию шаровой головки даже при небольшом перекосе в постановке обеспечивает необходимую плотность. Од нако в изготовлении оно более сложно, чем соединение на втул ках Рязанцева.
Колпачки 1 элементов (см. рис. 58) делают цельноштампованными или штампованными с вварной вставкой. К трубкам эле мента колпачок приварен газовой сваркой.
На паровозе П36 элементы двухоборотного пароперегревате ля имеют трубки диаметром 38X3,5 мм, которые установлены в жаровых трубах размером 152X4,5 мм.
Широкотрубный |
пароперегреватель |
Л-40 имеет |
однооборот- |
ные элементы (рис. 60). Диаметр трубок |
элемента 29X3 мм. Эле |
||
менты установлены |
в жаровых трубах |
размером |
152X4,5 мм. |
С коллектором элементы соединены при ломощи шаровых голо вок, выштампованных на концах трубок. Для установки в жаро вых трубах элементы имеют поддержки такого же типа, как уни фицированные элементы. Элементы мелкотрубного пароперегре
вателя |
расположены в четырех жаровых трубах диаметром |
89X3,5 |
мм и изготовлены из трубок размером 29X3 мм. Для |
Рис. 60. Элемент широкотрубного пароперегревателя Л-40
защиты от механического износа (изгари) на паровозах Л, Е а , ЛВ, П36 в дымовой камере на элементы ставят со стороны трубной решетки предохранительные щитки.
§ 34. КОЛЛЕКТОРЫ
Коллектор (рис. 61) жаротрубного пароперегревателя пред ставляет собой чугунную или стальную отливку или сварную конструкцию, которая перегородками разделена на две камеры — насыщенного и перегретого пара. Как видно из рис. 61, полости камеры насыщенного пара перемежаются с полостями камеры пе регретого пара. Это необходимо для установки элементов, кото рые одним концом присоединяют к камере насыщенного пара, а другим — к камере перегретого пара. В связи с этим коллектор имеет сложную конфигурацию с большим количеством перего родок.
Камера |
насыщенного |
пара |
литого коллектора |
паровоза Э у |
|||||||
имеет фланец для соединения с регуляторной |
трубой, |
а |
камера |
||||||||
перегретого |
пара — два |
фланца |
для |
присоединения |
паровпуск |
||||||
ных труб. Нижняя |
стенка |
(плита) коллектора |
имеет |
значитель |
|||||||
|
Насыщенный, |
|
|
|
ную толщину |
(30—50 |
мм) и |
||||
|
|
|
|
в |
ней сделаны |
отверстия для |
|||||
|
пар |
|
|
|
установки |
элементов и проре |
|||||
|
І I |
Камера насыщенного |
зи |
в форме |
ласточкина хвос |
||||||
|
|
|
|
|
та |
для головок |
болтов. |
||||
|
|
|
|
|
|
Большое |
распространение |
||||
|
|
|
|
|
в |
последнее |
время |
получили |
|||
|
|
|
|
|
сварные коллекторы; ими обо |
||||||
|
|
|
|
|
рудованы паровозы |
Э м , ЭУ, С у |
|||||
|
|
|
|
|
и |
др. Сварной |
коллектор лег |
||||
|
|
|
|
|
че |
литого. Коллектор |
парово |
||||
|
д ™ . . V j |
{камера.пс- |
за |
Л (рис. 62) |
имеет |
также |
|||||
|
|
регретого |
пара |
сварную конструкцию. |
Он из |
||||||
Рис. 61. Схема коллектора |
паропере |
готовлен |
из |
листовой |
стали |
||||||
|
гревателя |
|
|
толщиной |
10—8 мм, |
нижняя |
плита его имеет толщину 30 мм. Плоские стенки коллектора ук реплены вварными связями. Соединительные каналы через один сообщены с камерами насыщенного и перегретого пара; к ним снизу присоединены элементы пароперегревателя.
Паровозы ЛВ, как и паровозы Л, оборудованы цельносвар ным коллектором. В отличие от паровоза Л, у которых камеры насыщенного и перегретого пара имеют прямоугольную форму с плоскими стенками, укрепленными связями, на паровозе ЛВ обе камеры изготовлены из стальных труб размером 194X7 мм. Это избавляет от необходимости установки связей, что позволило сни зить вес коллектора и повысить его надежность.
Цельносварной коллектор паровоза П36 по конструкции похож на коллектор паровоза Л. Коллекторы сваривают электродами типа Э-42.
Коллектор |
паровоза ФД (см. рис. 51) |
отлит из |
стали |
заодно |
|
с корпусом |
многоклапанного |
регулятора. |
Особую |
конструкцию |
|
имеет коллектор паровоза Э р |
постройки 1949 г. с усиленным |
паро |
перегревателем. Он состоит из двух самостоятельных стальных отливок — камер насыщенного и перегретого пара, которые соеди нены вместе при помощи болтов.
Рис. 62. Сварной коллектор паровоза Л:
/ — патрубок |
насыщенного |
пара; |
2 — камера |
насыщенного |
пара; |
3 —плита; 4 — связи; |
5 — фланцы |
парорабочих |
труб; |
б—камера |
перегретого |
пара; |
7 — соединительные |
|
|
|
каналы |
|
|
•at
Рис. 63. Пирометр:
/ — гальванометр; 2— провод; 3 — соединительная коробка; 4— термопара
Для измерения температуры перегретого пара на паровозе ус танавливают пирометр (рис. 63), который состоит из термопары 4, гальванометра /, соединительного провода 2 и соединительной ко робки 3. Термопару устанавливают в отверстие, сделанное в кол лекторе пароперегревателя или в золотниковой коробке цилиндра. Гальванометр помещают в будке машиниста. Термопара 4 пред ставляет собой спай никелевого и медно-никелевого сплавов (хромеля и копеля). Если концы спаянных кусков металла включить в цепь и нагревать спай, то в цепи возникнет электродвижущая си ла, пропорциональная температуре нагрева, которая регистриру ется гальванометром; на шкале его указывается температура в гра дусах.
Несмотря на полезность пирометра для локомотивной брига ды (его устанавливали при постройке паровозов, включая и ЛВ), этот прибор в последнее время с паровозов снимают.
§ 35. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПРОМЫВКИ ЭЛЕМЕНТОВ ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЯ
Отложение солей в трубках элементов пароперегревателя, име ющих сравнительно небольшой диаметр, приводит к быстрому за растанию их. Это ухудшает теплопередачу и снижает перегрев па ра. Кроме того, отложение солей в колпачках элементов вызыва ет их перегрев и прогорание. Во время промывочного ремонта производят промывку элементов. Однако после небольшого про-
бега элементы снова загрязняются и перегрев пара снижается. Поэтому делают также межпоездную промывку элементов спосо
бом |
кипячения |
на горячем паровозе. Устройство для межпоезд |
||
ной |
промывки |
элементов (рис. 64) |
на паровозах с |
регулятором, |
расположенным |
за элементами |
пароперегревателя |
(паровозы |
|
П36, ФД), заключается в следующем. |
|
На спускной кран или кран верхней продувки 12, расположен ный на цилиндрической части котла, устанавливают патрубок //, на конец которого навинчена глухая гайка 10. К патрубку прива рена труба 8, соединяющая его с вентилем 3, установленным на колонке перегретого пара /. На камере насыщенного пара коллек тора пароперегревателя устанавливают штуцер 7, который трубой 13 соединен с вентилем 4, расположенным снаружи дымовой каме ры. От вентиля 4 проведена сливная труба 9 под боковую пло щадку. Перед промывкой элементов продувают котел через спуск ной кран 12.
Горячую промывку элементов производят в следующем поряд ке. Закрывают главный запорный вентиль котла, отключая его от пароперегревателя, и открывают вентиль 5, вследствие чего пар из пароперегревателя выходит в атмосферу. Затем открывают вен тиль 3, а на патрубок И навинчивают гайку 10. Вентиль 2 пароразборной колонки должен быть закрыт.
После этого на небольшую величину открывают спускной кран 12 и по трубе 8 через колонку перегретого пара и трубу, идущую к коллектору, заполняют пароперегреватель водой до тех пор, по ка струя воды и пара не выйдет в сливную трубу, после чегоспуск-
Рис. 64. Устройство для межпоездной промывки элементов:
/ — колонка перегретого пара; 2, |
3, 4 и 6 — вентили; 5, 8, 9 и |
13 — трубы; 7 —штуцер; |
10 — гайка; |
// — патрубок; /2 —спускной |
кран |