Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

элемент опирается на внутрен­ нюю стенку жаровой трубы. Кон­ цы трубок элемента со стороны огневой коробки соединены кол­ пачками /.

Для свободной и правильной установки элемента в коллекто­ ре нажимная скоба 11 сделана незамкнутой, с прорезями. Это исключает перекос и парение элементов, что имело место при колодке, охватывавшей трубки элемента. Изготовляют скобу Штамповкой или механической обработкой из стали марки Ст. 5.

Вследствие того что болты, укрепляющие элементы к кол­ лектору, работают на растяже­ ние в условиях высокой темпе­

ратуры, их изготовляют из жаростойкой легированной стали. На паровозах с перегревом пара до 350°С можно изготовлять эти болты из стали Ст5.

На паровозах ФД, Л, Е \ ЛВ, П36 применено шаровое соеди­ нение элементов с коллектором. Конец трубки элемента выштампован в виде шаровой головки (рис. 59). Отверстия їв коллекторе под шаровую головку элемента сделаны коническими с углом 90°. Нижней шаровой поверхностью головка элемента опирается на шайбу, в которой сделано углубление по шару. При помощи на­ жимной скобы, натяжного болта и гайки шайбы прижимают ша­ ровые головки к коническим отверстиям коллектора. Такое соеди­ нение благодаря наличию шаровой головки даже при небольшом перекосе в постановке обеспечивает необходимую плотность. Од­ нако в изготовлении оно более сложно, чем соединение на втул­ ках Рязанцева.

Колпачки 1 элементов (см. рис. 58) делают цельноштампованными или штампованными с вварной вставкой. К трубкам эле­ мента колпачок приварен газовой сваркой.

На паровозе П36 элементы двухоборотного пароперегревате­ ля имеют трубки диаметром 38X3,5 мм, которые установлены в жаровых трубах размером 152X4,5 мм.

Широкотрубный

пароперегреватель

Л-40 имеет

однооборот-

ные элементы (рис. 60). Диаметр трубок

элемента 29X3 мм. Эле­

менты установлены

в жаровых трубах

размером

152X4,5 мм.

С коллектором элементы соединены при ломощи шаровых голо­ вок, выштампованных на концах трубок. Для установки в жаро­ вых трубах элементы имеют поддержки такого же типа, как уни­ фицированные элементы. Элементы мелкотрубного пароперегре­

вателя

расположены в четырех жаровых трубах диаметром

89X3,5

мм и изготовлены из трубок размером 29X3 мм. Для



Рис. 60. Элемент широкотрубного пароперегревателя Л-40

защиты от механического износа (изгари) на паровозах Л, Е а , ЛВ, П36 в дымовой камере на элементы ставят со стороны трубной решетки предохранительные щитки.

§ 34. КОЛЛЕКТОРЫ

Коллектор (рис. 61) жаротрубного пароперегревателя пред­ ставляет собой чугунную или стальную отливку или сварную конструкцию, которая перегородками разделена на две камеры — насыщенного и перегретого пара. Как видно из рис. 61, полости камеры насыщенного пара перемежаются с полостями камеры пе­ регретого пара. Это необходимо для установки элементов, кото­ рые одним концом присоединяют к камере насыщенного пара, а другим — к камере перегретого пара. В связи с этим коллектор имеет сложную конфигурацию с большим количеством перего­ родок.

Камера

насыщенного

пара

литого коллектора

паровоза Э у

имеет фланец для соединения с регуляторной

трубой,

а

камера

перегретого

пара — два

фланца

для

присоединения

паровпуск­

ных труб. Нижняя

стенка

(плита) коллектора

имеет

значитель­

 

Насыщенный,

 

 

 

ную толщину

(30—50

мм) и

 

 

 

 

в

ней сделаны

отверстия для

 

пар

 

 

 

установки

элементов и проре­

 

І I

Камера насыщенного

зи

в форме

ласточкина хвос­

 

 

 

 

 

та

для головок

болтов.

 

 

 

 

 

 

Большое

распространение

 

 

 

 

 

в

последнее

время

получили

 

 

 

 

 

сварные коллекторы; ими обо­

 

 

 

 

 

рудованы паровозы

Э м , ЭУ, С у

 

 

 

 

 

и

др. Сварной

коллектор лег­

 

 

 

 

 

че

литого. Коллектор

парово­

 

д ™ . . V j

{камера.пс-

за

Л (рис. 62)

имеет

также

 

 

регретого

пара

сварную конструкцию.

Он из­

Рис. 61. Схема коллектора

паропере­

готовлен

из

листовой

стали

 

гревателя

 

 

толщиной

10—8 мм,

нижняя


плита его имеет толщину 30 мм. Плоские стенки коллектора ук­ реплены вварными связями. Соединительные каналы через один сообщены с камерами насыщенного и перегретого пара; к ним снизу присоединены элементы пароперегревателя.

Паровозы ЛВ, как и паровозы Л, оборудованы цельносвар­ ным коллектором. В отличие от паровоза Л, у которых камеры насыщенного и перегретого пара имеют прямоугольную форму с плоскими стенками, укрепленными связями, на паровозе ЛВ обе камеры изготовлены из стальных труб размером 194X7 мм. Это избавляет от необходимости установки связей, что позволило сни­ зить вес коллектора и повысить его надежность.

Цельносварной коллектор паровоза П36 по конструкции похож на коллектор паровоза Л. Коллекторы сваривают электродами типа Э-42.

Коллектор

паровоза ФД (см. рис. 51)

отлит из

стали

заодно

с корпусом

многоклапанного

регулятора.

Особую

конструкцию

имеет коллектор паровоза Э р

постройки 1949 г. с усиленным

паро­

перегревателем. Он состоит из двух самостоятельных стальных отливок — камер насыщенного и перегретого пара, которые соеди­ нены вместе при помощи болтов.

Рис. 62. Сварной коллектор паровоза Л:

/ — патрубок

насыщенного

пара;

2 — камера

насыщенного

пара;

3 —плита; 4 связи;

5 — фланцы

парорабочих

труб;

б—камера

перегретого

пара;

7 — соединительные

 

 

 

каналы

 

 


•at

Рис. 63. Пирометр:

/ — гальванометр; 2— провод; 3 — соединительная коробка; 4— термопара

Для измерения температуры перегретого пара на паровозе ус­ танавливают пирометр (рис. 63), который состоит из термопары 4, гальванометра /, соединительного провода 2 и соединительной ко­ робки 3. Термопару устанавливают в отверстие, сделанное в кол­ лекторе пароперегревателя или в золотниковой коробке цилиндра. Гальванометр помещают в будке машиниста. Термопара 4 пред­ ставляет собой спай никелевого и медно-никелевого сплавов (хромеля и копеля). Если концы спаянных кусков металла включить в цепь и нагревать спай, то в цепи возникнет электродвижущая си­ ла, пропорциональная температуре нагрева, которая регистриру­ ется гальванометром; на шкале его указывается температура в гра­ дусах.

Несмотря на полезность пирометра для локомотивной брига­ ды (его устанавливали при постройке паровозов, включая и ЛВ), этот прибор в последнее время с паровозов снимают.

§ 35. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПРОМЫВКИ ЭЛЕМЕНТОВ ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЯ

Отложение солей в трубках элементов пароперегревателя, име­ ющих сравнительно небольшой диаметр, приводит к быстрому за­ растанию их. Это ухудшает теплопередачу и снижает перегрев па­ ра. Кроме того, отложение солей в колпачках элементов вызыва­ ет их перегрев и прогорание. Во время промывочного ремонта производят промывку элементов. Однако после небольшого про-

бега элементы снова загрязняются и перегрев пара снижается. Поэтому делают также межпоездную промывку элементов спосо­

бом

кипячения

на горячем паровозе. Устройство для межпоезд­

ной

промывки

элементов (рис. 64)

на паровозах с

регулятором,

расположенным

за элементами

пароперегревателя

(паровозы

П36, ФД), заключается в следующем.

 

На спускной кран или кран верхней продувки 12, расположен­ ный на цилиндрической части котла, устанавливают патрубок //, на конец которого навинчена глухая гайка 10. К патрубку прива­ рена труба 8, соединяющая его с вентилем 3, установленным на колонке перегретого пара /. На камере насыщенного пара коллек­ тора пароперегревателя устанавливают штуцер 7, который трубой 13 соединен с вентилем 4, расположенным снаружи дымовой каме­ ры. От вентиля 4 проведена сливная труба 9 под боковую пло­ щадку. Перед промывкой элементов продувают котел через спуск­ ной кран 12.

Горячую промывку элементов производят в следующем поряд­ ке. Закрывают главный запорный вентиль котла, отключая его от пароперегревателя, и открывают вентиль 5, вследствие чего пар из пароперегревателя выходит в атмосферу. Затем открывают вен­ тиль 3, а на патрубок И навинчивают гайку 10. Вентиль 2 пароразборной колонки должен быть закрыт.

После этого на небольшую величину открывают спускной кран 12 и по трубе 8 через колонку перегретого пара и трубу, идущую к коллектору, заполняют пароперегреватель водой до тех пор, по­ ка струя воды и пара не выйдет в сливную трубу, после чегоспуск-

Рис. 64. Устройство для межпоездной промывки элементов:

/ — колонка перегретого пара; 2,

3, 4 и 6 — вентили; 5, 8, 9 и

13 — трубы; 7 —штуцер;

10 — гайка;

// — патрубок; /2 —спускной

кран