Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
путевые индукторы. Согласно § 29 Инструкции по сигнализации на железных дорогах на этих участках локомотивные светофоры подают сигналы:
з е л е н ы й |
о г о н ь |
— входной (проходной) |
сигнал |
открыт |
||
для приема |
поезда на главный |
путь станции |
(путевого |
поста); |
||
выходной сигнал при |
полуавтоматической |
блокировке |
открыт, |
|||
при электрожезловой системе жезл на право |
занятия следующего |
|||||
перегона из жезлового |
аппарата изъят для вручения машинисту; |
|||||
ж е л т ы й |
о г о н ь |
— входной |
сигнал открыт |
для приема по |
езда на главный путь с остановкой или на боковой путь с готов ностью остановиться (в зависимости от показания входного сиг
нала) ; |
|
|
' |
ж е л т ы й |
о г о н ь |
с к р а с н ы м |
— входной (проходной) |
сигнал, к которому приближается поезд, закрыт; |
|||
б е л ы й |
о г о н ь |
на локомотивном |
светофоре указывает, что |
устройства включены и готовы к приему показаний с пути. Сигнальные показания перед станцией или путевым постом
передаются на локомотив в двух точках в течение 8 сек в каж дой. В остальное время следования машинист руководствуется только показаниями путевых сигналов.
§ 130. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Все современные паровозы оборудованы электрическим осве щением, которое служит для обозначения сигналов, освещения паровоза и пути, лежащего впереди.
Оборудование электроосвещения на паровозе состоит из ис точника электроэнергии — турбогенератора, электропроводной сети и осветительных приборов, разделяющихся на сигнальные и рабочие. К сигнальным осветительным приборам относятся фо нари, устанавливаемые на буферных брусьях паровоза и тендера. К рабочим осветительным приборам относятся лампы для ос
вещения |
арматуры в будке |
паровоза, |
движущего механизма, |
|
угольного ящика |
тендера, машины углеподатчика и прожектор |
|||
для освещения пути впереди паровоза. |
|
|||
На |
рис. 276 |
показана |
схема расположения оборудования |
|
электроосвещения |
на паровозе. |
|
Электрический ток, вырабатываемый турбогенератором 8, ус тановленным на котле паровоза, через предохранитель, рассчи танный на 20 в, по проводам направляется к распределительному щиту 6, который расположен в будке. От распределительного щита через предохранители, рассчитанные на 6 а, провода идут: к буферным фонарям 10 паровоза и тендера, к лампам 7, освеща ющим арматуру, установленную на котле (водоуказательные стек
ла; манометры), |
к потолочной лампе 3 в |
будке, к лампе /, уста |
|
новленной на |
контрбудке и освещающей |
угольный ящик тенде |
|
ра, к лампам |
И, |
освещающим с двух сторон движущий механизм |
паровоза, к штепсельной розетке 5, установленной в будке и слу жащей для переносной лампы. На распределительном щите име-
|
Рис. |
276. |
Схема |
электроосвещения |
на паровозе: |
|
||||
/ — лампа |
угольного |
ящика; |
2 — коробка |
ответвления; 3 — потолочная лампа; І — распре |
||||||
делительный щит |
прожектора; 5 — штепсельная |
розетка; |
6 — распределительный |
щит; |
||||||
7 — лампа |
арматуры; |
« — турбогенератор; |
9 |
— прожектор; |
10 — буферный фонарь; |
11 — |
||||
|
|
|
|
лампа |
д в и ж у щ |
е г о |
м е х а н и з м а |
|
|
ются кнопочные выключатели, при помощи которых можно вклю чать и выключать лампы.
От расдределительного щита 6 проводка идет также к распре делительному щиту 4, от которого направляется к прожектору 9, установленному на фронтонном листе дымовой камеры. Распре делительный щит 4 имеет реостат, служащий для изменения силы света прожектора.
При наличии на паровозе механического углеподатчика от проводки, идущей к буферным фонарям тендера, сделано от ветвление к машине углеподатчика, где установлена лам па.
На паровозах применяют двухпроводную систему питания током. Электропроводка уложена в трубках, закрепленных ско бами и болтами. У каждой световой точки установлены штеп сельные розетки, в местах разветвления проводки — коробки от ветвления 2.
Лампы 7, освещающие арматуру в будке машиниста, имеют мощность 10 вт; остальные лампы, кроме прожектора, — 25 вт. Лобовой прожектор паровоза имеет лампу мощностью 500 вт.
§ 131. ТУРБОГЕНЕРАТОР |
|
|
На паровозах устанавливают турбогенераторы |
мощностью |
1 |
и 5 кет. При этом турбогенераторы мощностью 5 |
кет ставят |
на |
пассажирских паровозах. Помимо освещения, турбогенератор слу жит для питания электрическим током автоматической локомо тивной сигнализации с автостопом и радиостанции, устанавли ваемых на паровозе.
Наиболее совершенным является турбогенератор типа ТГ-1М мощностью 1 кет (рис. 277), который имеет следующую характе ристику:
Мощность, |
кет |
|
|
1 |
|
|
Напряжение, |
в |
|
|
53 |
||
Сила тока, |
а |
|
|
. . . . |
20 |
|
Скорость вращения вала, об/мин |
3500 |
|||||
Турбина |
|
|
- |
|
активная |
с двумя |
|
|
|
|
|
ступенями расши |
|
Давление пара, |
|
кГ/см2: |
|
|
рения |
|
|
|
|
|
|
||
свежего |
|
|
|
|
її"і |
|
на выпуске |
|
|
|
|
0,1 |
|
Турбогенератор |
состоит |
из двух |
основных |
частей |
— паровой |
|
и электрической. |
|
Паровая |
часть турбогенератора |
представляет |
собой активную паровую турбину, которая установлена на одном валу с генератором постоянного тока и приводит его в движение.
Турбина имеет чугунный корпус 11, закрытый снаружи щи том ), в котором расположено рабочее колесо 25 с насаженными по окружности его рабочими лопатками 10. Рабочее колесо
Рис. 277. Турбогенератор типа ТГ-1М:
|
/ |
— |
щит; |
2 — |
угольная |
ш а й б а ; |
3 |
— |
ф л а н е ц ; |
4 |
— рычаг; |
5 — о с ь ; |
|
6 — х о м у т и к ; |
||||||||
7 |
— |
противовес; |
8 |
— корпус |
регулятора; |
9 |
— |
паровое |
сопло; |
10 |
— |
лопатки; |
/ / |
— |
корпус |
|||||||
турбины; |
12 — |
п о д в о д я щ а я |
лопатка; |
13 |
— |
шариковые |
подшипники; |
14 |
— |
корпус |
генера |
|||||||||||
тора; |
15 — якорь; |
16 — коллектор; |
|
17 — щит; |
18 — траверса; |
|
19 |
и |
22 — к р ы ш к и ; |
|||||||||||||
20 |
— уплотнение; |
21 |
— вал; 23 — уплотнительное |
кольцо; |
24 — втулка; |
25 |
— р а б о ч е е |
|
колесо; |
|||||||||||||
26 |
— |
м у ф т а ; |
27 |
— |
п р у ж и н а ; |
28 — упорный |
диск; 29 |
— |
регулировочный |
винт; |
30 |
— паро |
||||||||||
распределительная |
камера; |
31 — втулка; |
32 |
— ф и л ь т р у ю щ а я |
|
кам«ра; |
|
33 — |
золотник; |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
34 — колпак; 35— |
пружина; |
36— |
клеммная |
доска |
|
|
|
|
|
|
|
установлено на конце вала 21 и закреплено корпусом регулятора 8, поставленным на резьбе на хвостовик вала. По окружности рабо чие лопатки укреплены бандажом, а между ними помещены про межуточные тела для образования проходов пару.
Подача пара на лопатки рабочего колеса осуществляется следующим образом. Пар от пароразборной колонки проходит через сетку фильтрующей камеры 32, по каналу попадает в паро распределительную камеру 30, проходит по кольцевому зазору между втулкой 31 и золотником 33 и поступает в паровое сопло 9, откуда направляется на рабочие лопатки 10.
По мере подхода к соплу давление пара вследствие мятия
снижается. |
В сопле пар расширяется и давление |
его падает до |
1,1 кГ/см2, |
тепловая энергия пара превращается в кинетическую |
|
энергию движения, которая приводит во вращение |
рабочее коле |
со и вал якоря генератора. После выхода с рабочих лопаток пар попадает на подводящую лопатку 12 и вторично направляется на лопатки колеса, где снова отдает часть кинетической энергии, и затем уходит в паровыпускную трубу.
Для предупреждения пропуска пара в ступице рабочего коле са сделаны три проточки, в которые вставлены чугунные раз резные уплотнительные кольца 23. Обладая пружинящими свой ствами, кольца плотно прилегают к внутренней поверхности втул ки 24, запрессованной в корпус.
Во избежание |
превышения рабочим |
колесом |
установленного |
предельного числа оборотов (3500 об/мин) |
и для |
поддержания их |
|
на постоянном |
уровне турбогенератор |
снабжен |
центробежным |
регулятором. Два противовеса 7, прижимаемые через муфту 26
цилиндрической пружиной 27, |
опираются своими призматически |
|
ми ножами в пазы корпуса 8 |
регулятора. В муфту 26, |
свободно |
сидящую на валу, с торца запрессован упорный диск 28. |
Упором |
для пружины служит хомутик 6, прикрепленный к корпусу регу лятора.
В стенке щита / на оси 5 установлен двуплечий рычаг 4, ниж ний конец которого сделан в форме вилки. В вилке рычага под вешен фланец 3, к которому болтами прикреплена угольная шай ба 2, соприкасающаяся с упорным диском 28 регулятора. В верх нем конце рычага установлен регулировочный винт 29, через который рычаг упирается в торец золотника 33. В нормальном по
ложении золотник 33 |
отжимается пружиной 35 влево до упора |
в регулировочный винт |
29. |
Когда число оборотов вала превысит установленную норму, противовесы 7 под действием центробежной силы расходятся, поворачиваются на призматических ножах и, преодолевая усилие пружины 27, отжимают влево муфту с упорным диском, который в свою очередь через угольную шайбу и фланец отводит влево нижний конец рычага 4 и, поворачиваясь на оси 5, сдвигает золотник вправо. Вследствие этого уменьшается зазор для про хода пара к соплу и снижается число оборотов турбогенера тора.