Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

путевые индукторы. Согласно § 29 Инструкции по сигнализации на железных дорогах на этих участках локомотивные светофоры подают сигналы:

з е л е н ы й

о г о н ь

— входной (проходной)

сигнал

открыт

для приема

поезда на главный

путь станции

(путевого

поста);

выходной сигнал при

полуавтоматической

блокировке

открыт,

при электрожезловой системе жезл на право

занятия следующего

перегона из жезлового

аппарата изъят для вручения машинисту;

ж е л т ы й

о г о н ь

— входной

сигнал открыт

для приема по­

езда на главный путь с остановкой или на боковой путь с готов­ ностью остановиться (в зависимости от показания входного сиг­

нала) ;

 

 

'

ж е л т ы й

о г о н ь

с к р а с н ы м

— входной (проходной)

сигнал, к которому приближается поезд, закрыт;

б е л ы й

о г о н ь

на локомотивном

светофоре указывает, что

устройства включены и готовы к приему показаний с пути. Сигнальные показания перед станцией или путевым постом

передаются на локомотив в двух точках в течение 8 сек в каж­ дой. В остальное время следования машинист руководствуется только показаниями путевых сигналов.

§ 130. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Все современные паровозы оборудованы электрическим осве­ щением, которое служит для обозначения сигналов, освещения паровоза и пути, лежащего впереди.

Оборудование электроосвещения на паровозе состоит из ис­ точника электроэнергии — турбогенератора, электропроводной сети и осветительных приборов, разделяющихся на сигнальные и рабочие. К сигнальным осветительным приборам относятся фо­ нари, устанавливаемые на буферных брусьях паровоза и тендера. К рабочим осветительным приборам относятся лампы для ос­

вещения

арматуры в будке

паровоза,

движущего механизма,

угольного ящика

тендера, машины углеподатчика и прожектор

для освещения пути впереди паровоза.

 

На

рис. 276

показана

схема расположения оборудования

электроосвещения

на паровозе.

 

Электрический ток, вырабатываемый турбогенератором 8, ус­ тановленным на котле паровоза, через предохранитель, рассчи­ танный на 20 в, по проводам направляется к распределительному щиту 6, который расположен в будке. От распределительного щита через предохранители, рассчитанные на 6 а, провода идут: к буферным фонарям 10 паровоза и тендера, к лампам 7, освеща­ ющим арматуру, установленную на котле (водоуказательные стек­

ла; манометры),

к потолочной лампе 3 в

будке, к лампе /, уста­

новленной на

контрбудке и освещающей

угольный ящик тенде­

ра, к лампам

И,

освещающим с двух сторон движущий механизм

паровоза, к штепсельной розетке 5, установленной в будке и слу­ жащей для переносной лампы. На распределительном щите име-



 

Рис.

276.

Схема

электроосвещения

на паровозе:

 

/ — лампа

угольного

ящика;

2 — коробка

ответвления; 3 — потолочная лампа; І — распре ­

делительный щит

прожектора; 5 — штепсельная

розетка;

6 — распределительный

щит;

7 — лампа

арматуры;

« — турбогенератор;

9

— прожектор;

10 — буферный фонарь;

11 —

 

 

 

 

лампа

д в и ж у щ

е г о

м е х а н и з м а

 

 

ются кнопочные выключатели, при помощи которых можно вклю­ чать и выключать лампы.

От расдределительного щита 6 проводка идет также к распре­ делительному щиту 4, от которого направляется к прожектору 9, установленному на фронтонном листе дымовой камеры. Распре­ делительный щит 4 имеет реостат, служащий для изменения силы света прожектора.

При наличии на паровозе механического углеподатчика от проводки, идущей к буферным фонарям тендера, сделано от­ ветвление к машине углеподатчика, где установлена лам­ па.

На паровозах применяют двухпроводную систему питания током. Электропроводка уложена в трубках, закрепленных ско­ бами и болтами. У каждой световой точки установлены штеп­ сельные розетки, в местах разветвления проводки — коробки от­ ветвления 2.

Лампы 7, освещающие арматуру в будке машиниста, имеют мощность 10 вт; остальные лампы, кроме прожектора, — 25 вт. Лобовой прожектор паровоза имеет лампу мощностью 500 вт.

§ 131. ТУРБОГЕНЕРАТОР

 

 

На паровозах устанавливают турбогенераторы

мощностью

1

и 5 кет. При этом турбогенераторы мощностью 5

кет ставят

на

пассажирских паровозах. Помимо освещения, турбогенератор слу­ жит для питания электрическим током автоматической локомо­ тивной сигнализации с автостопом и радиостанции, устанавли­ ваемых на паровозе.


Наиболее совершенным является турбогенератор типа ТГ-1М мощностью 1 кет (рис. 277), который имеет следующую характе­ ристику:

Мощность,

кет

 

 

1

 

Напряжение,

в

 

 

53

Сила тока,

а

 

 

. . . .

20

 

Скорость вращения вала, об/мин

3500

Турбина

 

 

-

 

активная

с двумя

 

 

 

 

 

ступенями расши­

Давление пара,

 

кГ/см2:

 

 

рения

 

 

 

 

 

свежего

 

 

 

 

її"і

на выпуске

 

 

 

 

0,1

Турбогенератор

состоит

из двух

основных

частей

— паровой

и электрической.

 

Паровая

часть турбогенератора

представляет

собой активную паровую турбину, которая установлена на одном валу с генератором постоянного тока и приводит его в движение.

Турбина имеет чугунный корпус 11, закрытый снаружи щи­ том ), в котором расположено рабочее колесо 25 с насаженными по окружности его рабочими лопатками 10. Рабочее колесо

Рис. 277. Турбогенератор типа ТГ-1М:

 

/

щит;

2 —

угольная

ш а й б а ;

3

ф л а н е ц ;

4

— рычаг;

5 — о с ь ;

 

6 — х о м у т и к ;

7

противовес;

8

— корпус

регулятора;

9

паровое

сопло;

10

лопатки;

/ /

корпус

турбины;

12

п о д в о д я щ а я

лопатка;

13

шариковые

подшипники;

14

корпус

генера­

тора;

15 — якорь;

16 — коллектор;

 

17 — щит;

18 — траверса;

 

19

и

22 — к р ы ш к и ;

20

— уплотнение;

21

— вал; 23 — уплотнительное

кольцо;

24 — втулка;

25

— р а б о ч е е

 

колесо;

26

м у ф т а ;

27

п р у ж и н а ;

28 — упорный

диск; 29

регулировочный

винт;

30

— паро ­

распределительная

камера;

31 — втулка;

32

ф и л ь т р у ю щ а я

 

кам«ра;

 

33 —

золотник;

 

 

 

 

 

 

34 — колпак; 35—

пружина;

36—

клеммная

доска

 

 

 

 

 

 

 


установлено на конце вала 21 и закреплено корпусом регулятора 8, поставленным на резьбе на хвостовик вала. По окружности рабо­ чие лопатки укреплены бандажом, а между ними помещены про­ межуточные тела для образования проходов пару.

Подача пара на лопатки рабочего колеса осуществляется следующим образом. Пар от пароразборной колонки проходит через сетку фильтрующей камеры 32, по каналу попадает в паро­ распределительную камеру 30, проходит по кольцевому зазору между втулкой 31 и золотником 33 и поступает в паровое сопло 9, откуда направляется на рабочие лопатки 10.

По мере подхода к соплу давление пара вследствие мятия

снижается.

В сопле пар расширяется и давление

его падает до

1,1 кГ/см2,

тепловая энергия пара превращается в кинетическую

энергию движения, которая приводит во вращение

рабочее коле­

со и вал якоря генератора. После выхода с рабочих лопаток пар попадает на подводящую лопатку 12 и вторично направляется на лопатки колеса, где снова отдает часть кинетической энергии, и затем уходит в паровыпускную трубу.

Для предупреждения пропуска пара в ступице рабочего коле­ са сделаны три проточки, в которые вставлены чугунные раз­ резные уплотнительные кольца 23. Обладая пружинящими свой­ ствами, кольца плотно прилегают к внутренней поверхности втул­ ки 24, запрессованной в корпус.

Во избежание

превышения рабочим

колесом

установленного

предельного числа оборотов (3500 об/мин)

и для

поддержания их

на постоянном

уровне турбогенератор

снабжен

центробежным

регулятором. Два противовеса 7, прижимаемые через муфту 26

цилиндрической пружиной 27,

опираются своими призматически­

ми ножами в пазы корпуса 8

регулятора. В муфту 26,

свободно

сидящую на валу, с торца запрессован упорный диск 28.

Упором

для пружины служит хомутик 6, прикрепленный к корпусу регу­ лятора.

В стенке щита / на оси 5 установлен двуплечий рычаг 4, ниж­ ний конец которого сделан в форме вилки. В вилке рычага под­ вешен фланец 3, к которому болтами прикреплена угольная шай­ ба 2, соприкасающаяся с упорным диском 28 регулятора. В верх­ нем конце рычага установлен регулировочный винт 29, через который рычаг упирается в торец золотника 33. В нормальном по­

ложении золотник 33

отжимается пружиной 35 влево до упора

в регулировочный винт

29.

Когда число оборотов вала превысит установленную норму, противовесы 7 под действием центробежной силы расходятся, поворачиваются на призматических ножах и, преодолевая усилие пружины 27, отжимают влево муфту с упорным диском, который в свою очередь через угольную шайбу и фланец отводит влево нижний конец рычага 4 и, поворачиваясь на оси 5, сдвигает золотник вправо. Вследствие этого уменьшается зазор для про­ хода пара к соплу и снижается число оборотов турбогенера­ тора.