Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

го светофора, а также сигнализируется лампочкой максимально1 допустимая скорость движения локомотива.

Оно установлено на накладке лентопротяжного механизма. На скоростемере СЛ-2М поставлен счетчик километров улучшенной конструкции.

§ 128. ДИАГРАММНАЯ ЛЕНТА, ЕЕ РАСШИФРОВКА, ОБСЛУЖИВАНИЕ СКОРОСТЕМЕРА

Диаграммная лента имеет ширину около 80 мм, длину 12 м. Наматывают ее на полый патрон в виде отдельной катушки, ко­ торая рассчитана на запись 2400 км пути.

На верхнем поле ленты (рис. 273) через каждые 5 мм нанесе­ ны горизонтальные линии, на которых имеются цифры: 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30 для записи минут и 0, 4, 8, 12, 16, 20, 24 — для регист­ рации часов. На верхнем поле также регистрируется положение автостопа (включен или выключен) и показания красного, желтокрасного и белого огней светофора автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН).

Нижнее поле ленты имеет горизонтальные линии, обозначен­ ные цифрами 0, 10, 20, 30, 50,... до 150, по которым определяется скорость движения паровоза, записанная на ленте. На нижнем поле производится запись скорости, давления воздуха в тормоз­ ной магистрали, регистрация заднего хода и пройденного пути.

Ввиду того что при движении паровоза лента перемещается горизонтально, а писец — вертикально, запись минут на верхнем поле ленты происходит наклонными линиями. На стоянках, когда лента не движется, запись минут происходит вертикальными ли­ ниями, по длине которых определяют длительность стоянки. Че­ рез каждые 30 мин писец падает вниз, прочерчивая вертикаль­ ные линии.

Скорость движения записывается кривыми линиями, что так­ же является результатом горизонтального перемещения ленты и вертикального перемещения писца. Чем больше скорость движе­ ния, тем выше располагается кривая по отношению к нулевой линии, лежащей на линии нижних проколов. Расстояние между смежными проколами равно 5 мм, что соответствует 1 км прой­ денного пути.

При давлении в тормозной магистрали 6 кГ/см2 писец на лен­ те прочерчивает горизонтальную линию на высоте 25 мм от линии скорости 50 км/ч. При торможении и, следовательно, падении дав­ ления в тормозной магистрали линия давления периодически опу­ скается вниз и изображается в виде зигзагов. Запись торможе­ ния поезда на ленте сдвинута на 20 мм вправо относительно записи скорости и минут, при которых началось торможение. Точно так же сдвинута вправо на 20 мм запись заднего хода.

Снятые с паровоза после поездки диаграммные ленты скоро­ стемера подвергают расшифровке. Расшифровка лент позволяет определить режим ведения поезда машинистом и контролировать


знньошз тнтштго, т тшзпшо зщош

работу паровоза.

Расшифровка

и анализ

скоростемерных

лент

дает

возможность

выявлять

слу­

чаи

превышения

установленной

скорости,

проезда

запрещенного

путевого

сигнала,

проверять со­

блюдение

установленных

попе-

регонных

времен хода и стоянок,

правильность режима торможе­ ния и др. При расшифровке лент проверяют скорость движе­ ния поезда по перегонам, стан­ циям, участкам с предупрежде­ ниями об ограничении скорости, правильность регистрации пара­ метров АЛСН.

На показания указателя ско­ рости и счетчика пробега, а так­ же на запись скорости и число километровых наколов на ленте оказывает влияние степень из­ носа бандажа колеса паровоза, от которого осуществлен привод скоростемера. Колесо с изно­ шенным бандажом, имеющее диаметр меньше альбомного, вра­ щается быстрее и делает на не­ котором участке пути больше оборотов, чем колесо с новым бандажом. Вследствие этого приводной вал скоростемера так­ же будет вращаться быстрее, скоростемер будет показывать и записывать скорость больше фактической, а счетчик покажет больший пробег.

Чтобы уменьшить погреш­ ность показания . скоростемера при изношенных бандажах, ре­ дуктор его рассчитывают не по новому, а по среднеизношенному бандажу. Диаметр колеса, на ко­ торый рассчитывается переда­ точное число редуктора, называ­ ется расчетным диаметром коле­ са. Для паровозов^ Л, ЛВ и ФД, оборудованных скоростемером СЛ-2, расчетный диаметр коле­ са равен 1465 мм (альбомный


1500 мм),

а паровоз

СУ И СО—1287

мм (альбомный

1320 мм).

Однако при

различной

степени износа

бандажей колес

погреш­

ность показания скоростемера все же остается, она колеблется в

пределах + 3 % -

Чтобы

учесть погрешность

от

износа

бандажа,

нужно расчетный диаметр колеса разделить

на фактический диа­

метр. Полученное

число

и определит поправку

на эту

погреш­

ность. Умножая поправку на пробег, записанный на ленте, уста­

навливают действительный пробег.

 

 

 

Чтобы обеспечить

нормальную эксплуатацию

скоростемера,

локомотивная бригада

должна

внимательно

наблюдать за

его

работой и соблюдать

правила

обслуживания.

Перед

выездом

ло­

комотива под поезд скоростемер необходимо заправить лентой и отрегулировать писцы. Заправку и съемку скоростемерных лент

производит

машинист

паровоза,

при

этом

заправку

производят

в случаях,

когда

оставшаяся

часть

ленты

недостаточна

для

обслуживаемого

паровозом

тягового

плеча.

Снимают скоросте-

мерную.

ленту

после

каждой

поездки

и

при

смене

бригад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Машинист должен

ежедневно

заводить

часы скоростемера в

одно и то же время. При заводе часов и переводе стрелок ключ следует вращать только по часовой стрелке. Часы , скоростемера нужно сверять и устанавливать на правильное время, проверять наличие пломбы на крышке контактных устройств и на индика­ торе тормозного давления.

В пути следования машинист обязан следить по

скоростемеру

за скоростью движения поезда, не превышать

установленной

на данном участке скорости и конструкционной скорости паро­ воза.

При заправке скоростемерных лент писцы

следует

вывернуть,

а затем после заправки их закрепить. Писцы нужно

периодиче­

ски заправлять мелкой наждачной бумагой,

снимать

заусеницы

и закруглять острые кромки.

 

 

На снятой ленте машинист должен записать или сообщить дежурному по депо и расшифровщику номер паровоза, дату, но­ мер поезда и свою фамилию..

Необходимо наблюдать за исправностью привода, креплением его на кронштейне, не допуская ослабления болтов, перекосов в соединениях; регулярно смазывать валик прибора, подвинчивать масленку, установленную на скоростемере на четверть оборота в сутки и заправлять ее маслом. Нужно следить за исправностью редуктора: при попадании воды в редуктор — спускать ее отту­ да, а в зимнее время защищать его от замораживания. Не допус­ кать погнутости пальца и кулисы редуктора.

Если в пути следования будет обнаружено наматывание лен­ ты на лентопротяжный барабан, заброс стрелки за деление 150 км, поломка скоростемера или его привода, следует привод скоросте­ мера отключить на первой остановке. Нельзя вскрывать скоро­ стемер и снимать ленту при чистке топки паровоза и наборе топ­ лива.


ж е л т ы й о г о н ь — разрешается движение; на путевом све­ тофоре, к которому приближается поезд, горит один или два жел­ тых огня;

ж е л т ы й о г о н ь с к р а с н ы м — разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь;

к р а с н ы й о г о н ь загорается в случае проезда

путевого све­

тофора с красным огнем;

 

б е л ы й о г о н ь указывает, что локомотивные

устройства

включены, но показания путевых светофоров на локомотивный светофор не передаются и машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров.

Локомотивный светофор также сигнализирует:

з е л е н ы м о г н е м о приближении поезда к путевому свето­ фору с одним желтым мигающим огнем, с одним зеленым мигаю­ щим огнем или с одним зеленым и одним желтым огнями;

ж е л т ы м о г н е м о приближении поезда к путевому свето­ фору с двумя желтыми огнями, из них верхний мигающий, а так­ же с другими огнями, указывающими на следование с отклоне­ нием по стрелочному переводу.

К устройству локомотивной сигнализации придается автостоп, который автоматически останавливает поезд перед закрытым све­ тофором, если машинист не нажмет рукоятки бдительности 2, которая находится под потолком будки машиниста.

Ввиду того что автостоп связан с локомотивным светофором, при изменении показания светофора на более запрещающие (с зе­ леного на желтый, с желтого на желтый с красным или на бе­ лый) электропневматический клапан 3 автостопа издает свисток. В этом случае машинист должен нажать рукоятку бдительности и в зависимости от нового показания локомотивного светофора принять меры к снижению скорости или остановке поезда. Если машинист этого не сделает, то автостоп путем разрядки тормозной магистрали остановит поезд.

Автоматическая локомотивная сигнализация и автостоп дей­ ствуют по следующему принципу. Путевые устройства, связан­ ные с оборудованием автоблокировки, посылают навстречу поез­ да по рельсам переменный электрический ток, который создает вокруг рельсов переменное магнитное поле. При помощи основ­ ного прибора путевых устройств — трансмиттера — ток посыла­ ют в рельсовую цепь в виде сочетания отдельных посылок (им­ пульсов), отделенных друг от друга промежутками (интервала­ ми). Эти условные сочетания импульсов тока, при помощи кото­ рых передаются показания, называют кодом.

Каждое сигнальное показание путевого светофора имеет свое условное число импульсов тока в кодовом цикле: зеленому огню соответствуют три импульса тока, отделенных длинными интер­

валами от трех

следующих импульсов; желтому — два

импуль­

са; желтому с

красным — один импульс. При красном

огне от­

сутствует переменный ток или имеется непрерывный ток.

 


На паровозе, перед первой колесной парой, установлены при­ емные катушки / (рис. 275), обмотки которых пронизываются маг­ нитными линиями, созданными путевыми устройствами. Пере­ менный магнитный поток индуктирует в обмотках приемных кату­ шек электродвижущую силу, вследствие чего в них возникает слабый ток. Этот ток усиливается усилителем 10 и преобразуется дешифратором 7 в сигнальные показания локомотивного свето­ фора 6.

Электрическая часть устройства связывается с тормозной си­ стемой при помощи электропневматического клапана 5 автостопа. Этот клапан имеет электромагнит, который при включенном со­ стоянии находится под током. При смене же показания локомотив­

ного светофора

на более запрещающее (с зеленого на

желтый

и т. д.) ток в

электромагните прекращается, что дает

возмож­

ность открыться удерживаемому им воздушному клапану.

 

При открытии клапана воздух поступает в свисток и издает сигнал. Через 7 сек, если электромагнит не будет возбужден при помощи рукоятки бдительности 9 и не закроет клапан, выход воз­ духа из камеры выдержки электропневматического клапана вы­ зовет сработку системы других клапанов, что повлечет выпуск воздуха из тормозной магистрали 4 и торможение поезда. Пита­ ние током электрической части автостопа производится от тур­ богенератора П.

Описанная локомотивная сигнализация непрерывного типа с автостопом (АЛСН) применяется только на участках, оборудо­ ванных автоматической блокировкой.

На участках с полуавтоматической блокировкой и жезловой системой паровозы оборудуют автоматической локомотивной сиг­ нализацией точечного типа с автостопом (АЛСТ). Такая сигна­ лизация (индуктивно-резонансного типа) предназначена для пе­ редачи и повторения на локомотивном светофоре сигнальных показаний входных светофоров и семафоров. Воздействия на ло­ комотивные устройства автостопа передаются в определенных

точках:

перед

входными путевыми сигналами,

где

 

установлены

 

с- А

^'1 А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

8

Рис.

275.

Схема

устрой­

ства

локомотивной

сиг­

 

 

 

 

нализации

 

и

автостопа:

 

 

 

/ —

приемные

 

катушки;

 

 

2

 

тормозной

 

цилиндр;

 

 

3

— в о з д у х о р а с п р е д е л и т е л ь ;

 

 

4

тормозная

магистраль;

 

 

5

электропневматичес ­

 

 

кий

клапан;

6

локомо ­

 

 

тивный

светофор;

7 —

д е ­

 

 

шифратор;

 

 

8 — скоросте­

 

 

мер;

 

9

рукоятка

б д и ­

 

 

тельности;

 

10

усилитель;

 

 

 

 

/ /

турбогенератор