Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
го светофора, а также сигнализируется лампочкой максимально1 допустимая скорость движения локомотива.
Оно установлено на накладке лентопротяжного механизма. На скоростемере СЛ-2М поставлен счетчик километров улучшенной конструкции.
§ 128. ДИАГРАММНАЯ ЛЕНТА, ЕЕ РАСШИФРОВКА, ОБСЛУЖИВАНИЕ СКОРОСТЕМЕРА
Диаграммная лента имеет ширину около 80 мм, длину 12 м. Наматывают ее на полый патрон в виде отдельной катушки, ко торая рассчитана на запись 2400 км пути.
На верхнем поле ленты (рис. 273) через каждые 5 мм нанесе ны горизонтальные линии, на которых имеются цифры: 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30 для записи минут и 0, 4, 8, 12, 16, 20, 24 — для регист рации часов. На верхнем поле также регистрируется положение автостопа (включен или выключен) и показания красного, желтокрасного и белого огней светофора автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН).
Нижнее поле ленты имеет горизонтальные линии, обозначен ные цифрами 0, 10, 20, 30, 50,... до 150, по которым определяется скорость движения паровоза, записанная на ленте. На нижнем поле производится запись скорости, давления воздуха в тормоз ной магистрали, регистрация заднего хода и пройденного пути.
Ввиду того что при движении паровоза лента перемещается горизонтально, а писец — вертикально, запись минут на верхнем поле ленты происходит наклонными линиями. На стоянках, когда лента не движется, запись минут происходит вертикальными ли ниями, по длине которых определяют длительность стоянки. Че рез каждые 30 мин писец падает вниз, прочерчивая вертикаль ные линии.
Скорость движения записывается кривыми линиями, что так же является результатом горизонтального перемещения ленты и вертикального перемещения писца. Чем больше скорость движе ния, тем выше располагается кривая по отношению к нулевой линии, лежащей на линии нижних проколов. Расстояние между смежными проколами равно 5 мм, что соответствует 1 км прой денного пути.
При давлении в тормозной магистрали 6 кГ/см2 писец на лен те прочерчивает горизонтальную линию на высоте 25 мм от линии скорости 50 км/ч. При торможении и, следовательно, падении дав ления в тормозной магистрали линия давления периодически опу скается вниз и изображается в виде зигзагов. Запись торможе ния поезда на ленте сдвинута на 20 мм вправо относительно записи скорости и минут, при которых началось торможение. Точно так же сдвинута вправо на 20 мм запись заднего хода.
Снятые с паровоза после поездки диаграммные ленты скоро стемера подвергают расшифровке. Расшифровка лент позволяет определить режим ведения поезда машинистом и контролировать
знньошз тнтштго, т тшзпшо зщош
работу паровоза. |
Расшифровка |
|||
и анализ |
скоростемерных |
лент |
||
дает |
возможность |
выявлять |
слу |
|
чаи |
превышения |
установленной |
||
скорости, |
проезда |
запрещенного |
||
путевого |
сигнала, |
проверять со |
||
блюдение |
установленных |
попе- |
||
регонных |
времен хода и стоянок, |
правильность режима торможе ния и др. При расшифровке лент проверяют скорость движе ния поезда по перегонам, стан циям, участкам с предупрежде ниями об ограничении скорости, правильность регистрации пара метров АЛСН.
На показания указателя ско рости и счетчика пробега, а так же на запись скорости и число километровых наколов на ленте оказывает влияние степень из носа бандажа колеса паровоза, от которого осуществлен привод скоростемера. Колесо с изно шенным бандажом, имеющее диаметр меньше альбомного, вра щается быстрее и делает на не котором участке пути больше оборотов, чем колесо с новым бандажом. Вследствие этого приводной вал скоростемера так же будет вращаться быстрее, скоростемер будет показывать и записывать скорость больше фактической, а счетчик покажет больший пробег.
Чтобы уменьшить погреш ность показания . скоростемера при изношенных бандажах, ре дуктор его рассчитывают не по новому, а по среднеизношенному бандажу. Диаметр колеса, на ко торый рассчитывается переда точное число редуктора, называ ется расчетным диаметром коле са. Для паровозов^ Л, ЛВ и ФД, оборудованных скоростемером СЛ-2, расчетный диаметр коле са равен 1465 мм (альбомный
1500 мм), |
а паровоз |
СУ И СО—1287 |
мм (альбомный |
1320 мм). |
Однако при |
различной |
степени износа |
бандажей колес |
погреш |
ность показания скоростемера все же остается, она колеблется в
пределах + 3 % - |
Чтобы |
учесть погрешность |
от |
износа |
бандажа, |
нужно расчетный диаметр колеса разделить |
на фактический диа |
||||
метр. Полученное |
число |
и определит поправку |
на эту |
погреш |
ность. Умножая поправку на пробег, записанный на ленте, уста
навливают действительный пробег. |
|
|
|
||
Чтобы обеспечить |
нормальную эксплуатацию |
скоростемера, |
|||
локомотивная бригада |
должна |
внимательно |
наблюдать за |
его |
|
работой и соблюдать |
правила |
обслуживания. |
Перед |
выездом |
ло |
комотива под поезд скоростемер необходимо заправить лентой и отрегулировать писцы. Заправку и съемку скоростемерных лент
производит |
машинист |
паровоза, |
при |
этом |
заправку |
производят |
||||
в случаях, |
когда |
оставшаяся |
часть |
ленты |
недостаточна |
для |
||||
обслуживаемого |
паровозом |
тягового |
плеча. |
Снимают скоросте- |
||||||
мерную. |
ленту |
после |
каждой |
поездки |
и |
при |
смене |
|||
бригад. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Машинист должен |
ежедневно |
заводить |
часы скоростемера в |
одно и то же время. При заводе часов и переводе стрелок ключ следует вращать только по часовой стрелке. Часы , скоростемера нужно сверять и устанавливать на правильное время, проверять наличие пломбы на крышке контактных устройств и на индика торе тормозного давления.
В пути следования машинист обязан следить по |
скоростемеру |
за скоростью движения поезда, не превышать |
установленной |
на данном участке скорости и конструкционной скорости паро воза.
При заправке скоростемерных лент писцы |
следует |
вывернуть, |
а затем после заправки их закрепить. Писцы нужно |
периодиче |
|
ски заправлять мелкой наждачной бумагой, |
снимать |
заусеницы |
и закруглять острые кромки. |
|
|
На снятой ленте машинист должен записать или сообщить дежурному по депо и расшифровщику номер паровоза, дату, но мер поезда и свою фамилию..
Необходимо наблюдать за исправностью привода, креплением его на кронштейне, не допуская ослабления болтов, перекосов в соединениях; регулярно смазывать валик прибора, подвинчивать масленку, установленную на скоростемере на четверть оборота в сутки и заправлять ее маслом. Нужно следить за исправностью редуктора: при попадании воды в редуктор — спускать ее отту да, а в зимнее время защищать его от замораживания. Не допус кать погнутости пальца и кулисы редуктора.
Если в пути следования будет обнаружено наматывание лен ты на лентопротяжный барабан, заброс стрелки за деление 150 км, поломка скоростемера или его привода, следует привод скоросте мера отключить на первой остановке. Нельзя вскрывать скоро стемер и снимать ленту при чистке топки паровоза и наборе топ лива.
ж е л т ы й о г о н ь — разрешается движение; на путевом све тофоре, к которому приближается поезд, горит один или два жел тых огня;
ж е л т ы й о г о н ь с к р а с н ы м — разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь;
к р а с н ы й о г о н ь загорается в случае проезда |
путевого све |
тофора с красным огнем; |
|
б е л ы й о г о н ь указывает, что локомотивные |
устройства |
включены, но показания путевых светофоров на локомотивный светофор не передаются и машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров.
Локомотивный светофор также сигнализирует:
з е л е н ы м о г н е м о приближении поезда к путевому свето фору с одним желтым мигающим огнем, с одним зеленым мигаю щим огнем или с одним зеленым и одним желтым огнями;
ж е л т ы м о г н е м о приближении поезда к путевому свето фору с двумя желтыми огнями, из них верхний мигающий, а так же с другими огнями, указывающими на следование с отклоне нием по стрелочному переводу.
К устройству локомотивной сигнализации придается автостоп, который автоматически останавливает поезд перед закрытым све тофором, если машинист не нажмет рукоятки бдительности 2, которая находится под потолком будки машиниста.
Ввиду того что автостоп связан с локомотивным светофором, при изменении показания светофора на более запрещающие (с зе леного на желтый, с желтого на желтый с красным или на бе лый) электропневматический клапан 3 автостопа издает свисток. В этом случае машинист должен нажать рукоятку бдительности и в зависимости от нового показания локомотивного светофора принять меры к снижению скорости или остановке поезда. Если машинист этого не сделает, то автостоп путем разрядки тормозной магистрали остановит поезд.
Автоматическая локомотивная сигнализация и автостоп дей ствуют по следующему принципу. Путевые устройства, связан ные с оборудованием автоблокировки, посылают навстречу поез да по рельсам переменный электрический ток, который создает вокруг рельсов переменное магнитное поле. При помощи основ ного прибора путевых устройств — трансмиттера — ток посыла ют в рельсовую цепь в виде сочетания отдельных посылок (им пульсов), отделенных друг от друга промежутками (интервала ми). Эти условные сочетания импульсов тока, при помощи кото рых передаются показания, называют кодом.
Каждое сигнальное показание путевого светофора имеет свое условное число импульсов тока в кодовом цикле: зеленому огню соответствуют три импульса тока, отделенных длинными интер
валами от трех |
следующих импульсов; желтому — два |
импуль |
са; желтому с |
красным — один импульс. При красном |
огне от |
сутствует переменный ток или имеется непрерывный ток. |
|
На паровозе, перед первой колесной парой, установлены при емные катушки / (рис. 275), обмотки которых пронизываются маг нитными линиями, созданными путевыми устройствами. Пере менный магнитный поток индуктирует в обмотках приемных кату шек электродвижущую силу, вследствие чего в них возникает слабый ток. Этот ток усиливается усилителем 10 и преобразуется дешифратором 7 в сигнальные показания локомотивного свето фора 6.
Электрическая часть устройства связывается с тормозной си стемой при помощи электропневматического клапана 5 автостопа. Этот клапан имеет электромагнит, который при включенном со стоянии находится под током. При смене же показания локомотив
ного светофора |
на более запрещающее (с зеленого на |
желтый |
и т. д.) ток в |
электромагните прекращается, что дает |
возмож |
ность открыться удерживаемому им воздушному клапану. |
|
При открытии клапана воздух поступает в свисток и издает сигнал. Через 7 сек, если электромагнит не будет возбужден при помощи рукоятки бдительности 9 и не закроет клапан, выход воз духа из камеры выдержки электропневматического клапана вы зовет сработку системы других клапанов, что повлечет выпуск воздуха из тормозной магистрали 4 и торможение поезда. Пита ние током электрической части автостопа производится от тур богенератора П.
Описанная локомотивная сигнализация непрерывного типа с автостопом (АЛСН) применяется только на участках, оборудо ванных автоматической блокировкой.
На участках с полуавтоматической блокировкой и жезловой системой паровозы оборудуют автоматической локомотивной сиг нализацией точечного типа с автостопом (АЛСТ). Такая сигна лизация (индуктивно-резонансного типа) предназначена для пе редачи и повторения на локомотивном светофоре сигнальных показаний входных светофоров и семафоров. Воздействия на ло комотивные устройства автостопа передаются в определенных
точках: |
перед |
входными путевыми сигналами, |
где |
|
установлены |
|||||||
|
с- А |
^'1 А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ф |
8 |
Рис. |
275. |
Схема |
устрой |
|||||||
ства |
локомотивной |
сиг |
||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
нализации |
|
и |
автостопа: |
|||||||
|
|
|
/ — |
приемные |
|
катушки; |
||||||
|
|
2 |
— |
|
тормозной |
|
цилиндр; |
|||||
|
|
3 |
— в о з д у х о р а с п р е д е л и т е л ь ; |
|||||||||
|
|
4 |
— |
тормозная |
магистраль; |
|||||||
|
|
5 |
— |
электропневматичес |
||||||||
|
|
кий |
клапан; |
6 |
— |
локомо |
||||||
|
|
тивный |
светофор; |
7 — |
д е |
|||||||
|
|
шифратор; |
|
|
8 — скоросте |
|||||||
|
|
мер; |
|
9 |
— |
рукоятка |
б д и |
|||||
|
|
тельности; |
|
10 |
— |
усилитель; |
||||||
|
|
|
|
/ / |
— |
турбогенератор |
|