Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизм часов

Рис.

272.

 

Кинематическая

схема

скоросте

 

 

 

 

мера

СЛ2:

 

 

 

/ —

коромысло; 1

собачка;

3

дисковые

втулки;

4,

6

— конические

шестерни;

5 —

ось

звонка;

7

рычаг; 8 —

храповик;

Р

ключ

ч а с о в ;

10

червяк

звонка;

/ /

— г а й к а ;

12 — ко­

 

 

 

 

 

 

нические

шестерни;

« - п о в о д о к ;

« - ш е с т е р н я ;

15 -

ось;

1 6 -

ф и к с и р у ю щ и й

велик-

17 —

шлицевый

валик;

18

сегмент-

19 — ось- 20 — nenvnmft п

п ™ » .

о/ л ' - " ^ ' и 1 « и и

ролик,

о с ь ;

Я

-

втулка;

23

-

приводной 'вал;

 

 

 

24°ведущаяТатушха?™ле^оК»£Гва"

лик;

25

-

 

писец; 27

-

валик;

28 -

писец; 29 - з у б ч а т а я

рейка- 30 -

рейка

3/

гофри -

р о в а н н а я

т р у б к а ;

32

-

корпус

индикатора

тормозного

д а в л е н и я ;

'зЗ —

сектор- '

34

35

ц и ф е р б л а т ;

36

в е д у щ и й

валик;

37

барабаны

счетчика

 

 

 

писец;

 

 

 

 



сторону, счетчик километров должен только суммировать прой­ денный путь и т. д.

Реверсивное устройство состоит из двух свободно сидящих на приводном валу 23 конических шестерен 4 и 6, имеющих на сту­ пицах храповые вырезы. На этом же валу жестко посажены дис­ ковые втулки 3, к торцам которых закреплены собачки 2, прижа­ тые пружинками к ступицам шестерен 4 и 6.

. При вращении приводного вала по часовой стрелке, соответ­

ствующем переднему ходу паровоза, нижняя коническая

шестер­

ня 4 зацепляется собачкой 2 нижней втулки 3, вращается

вместе

с приводным валом и сообщает вращение горизонтальной оси 21

скоростемера

против часовой стрелки.

Собачка 2 верхней втулки

З в это время

скользит по храповому

вырезу верхней конической

шестерни 6. При вращении приводного вала против часовой стрел­ ки, соответствующем заднему ходу паровоза, верхняя коническая шестерня 6 зацепляется собачкой 2 верхней втулки 3, вращается вместе с валом и сообщает вращение горизонтальной оси 21 так­ же против часовой стрелки.

И з м е р и т е л ь с к о р о с т и . Скоростемер

измеряет

и пока­

зывает среднюю скорость движения паровоза за

каждую

секунду.

Измеритель скорости состоит из сегментного устройства, часово­ го хода измерителя скорости и механизма подзавода.

При помощи сегментного устройства измеряется пройденный путь, а при помощи часового механизма — время, механизм под­ завода и обеспечивается постоянная работа часового хода. Сег­ ментное устройство имеет шлицевый валик 17, по которому неза­ висимо один от другого перемещаются три сегмента 18, имеющих на наружной поверхности нарезку. Шлицевый валик 17 вместе с сегментами получает вращение через пару конических шестерен 12 от часового механизма и вращается с постоянной скоростью — один оборот за 3 сек.

На оси 19 посажен ведущий ролик 20, который через пару зуб­ чатых колес получает вращение от оси 21 прибора со скоростью, пропорциональной скорости движения паровоза. Этот ролик также имеет нарезку и постоянно находится в зацеплении с одним из сегментов. При вращении ведущий ролик поднимает по вертика­ ли сегмент, находящийся с ним в зацеплении. Кроме ведущего ро­ лика 20, имеется фиксирующий ролик 16, который расположен под углом 120° к ведущему и также постоянно находится в зацепле­ нии с одним из сегментов.

Работа сегментного устройства протекает следующим образом: в первую секунду сегмент, находящийся в зацеплении с вращаю­ щимся ведущим роликом 20, поднимается этим роликом на вы­ соту, соответствующую средней скорости движения паровоза. Во вторую секунду в результате поворота шлицевого валика подня­ тый первый сегмент сцепляется с фиксирующим роликом 16, ко­ торый удерживает его в этом положении. Ведущий ролик в это время поднимает второй сегмент. В третью секунду при дальней­ шем повороте валика первый сегмент выходит из зацепления


с фиксирующим роликом и падает, а третий поднимается ведущим роликом. В дальнейшем описанный цикл работы повторяется.

На шлицевом валике, над сегментами, свободно надет пово­ док 13 с зубчатой рейкой, которая находится в зацеплении с шес­ терней 14, посаженной на ось 15, идущую к циферблату 35 ско­ ростемера. На другом конце оси 15 надета стрелка указателя скорости. Когда сегменты поднимаются по шлицевому валику, они поднимают поводок 13 с рейкой, вследствие чего поворачивается ось со стрелкой и указывает на циферблате соответствующую ско­ рость.

От оси 15 указателя скорости через зубчатую передачу полу­ чает движение рейка 30 записи скорости. Для прочерчивания ли­ нии скорости на диаграммной ленте на конце рейки укреплен писец 34.

Часовой ход измерителя скорости предназначен для регули­ рования скорости вращения шлицевого валика. Заводной меха­ низм (механизм подзавода) часового механизма имеет постоянно заведенную пружину и расположен на горизонтальной оси 21 ско­ ростемера, от которого он периодически заводится.

С ч е т ч и к к и л о м е т р о

в

имеет восемь барабанов 37, из

которых пять левых служат

для

показания суммарного пробега

паровоза, а три правых — для показания пробега за сутки, рейс или смену. Барабаны приводятся во вращение от ведущего вали­ ка 36, связанного зубчатой и червячной передачами с главной осью измерителя скорости. На каждом барабане имеется по де­ сяти цифр (от 0 до 9). Счетчик может показывать суммарный пробег до 99 999 км и рейсовый до 999 км. Когда показание счет­ чика суммарного пробега достигнет 99 999 км или рейсового счет­ чика — 999 км, счетчик автоматически перейдет на нуль и начнет новый отсчет. Показания рейсового счетчика можно в любой мо­ мент сбросить на нуль.

Р е г и с т р а т о р н а п р а в л е н и я д в и ж е н и я на при­ водном валу имеет втулку 22 с фиксатором, которая при вращении вала по часовой стрелке неподвижна, а при вращении против ча­ совой стрелки, что соответствует заднему ходу, вращается вместе с приводным валом. На торце втулки 22 расположен зуб, который при вращении втулки отводит палец коромысла 1 один раз при каждом обороте вала. Через систему рычагов колебание коромыс­

ла передается

писцу 28, прочерчивающему в нижней

части

лен­

ты зигзаги, которые сливаются

в сплошную жирную

линию

(по­

лосу) .

 

 

 

 

Ч а с о в о й

м е х а н и з м

указывает время на

циферблате

скоростемера и регистрирует его на диаграммной ленте. Он дей­ ствует независимо от остальных частей скоростемера и получает движение от пружины, которую заводят ключом 9.

Л е н т о п р о т я ж н ы й м е х а н и з м приводится в движение от главной оси измерителя скорости через зубчатую передачу и имеет лентопротяжный валик 25, ведущую катушку 24 и валик 27 ведущей катушки. Лентопротяжный валик имеет три ряда игл,


при помощи которых протягивается диаграммная лента. Наколы игл показывают также пройденный путь в километрах.

Рулон ленты надет на валик 27, протягивается лентопротяж­ ным валиком и наматывается на ведущую катушку. Ленту мож­ но протягивать и от руки, что необходимо при заправке ее и при снятии для расшифровки; для этого под лентопротяжным валиком имеется храповое соединение.

З в о н о к п р е д е л ь н о й с к о р о с т и имеет червяк 10, по­ зволяющий устанавливать гайку 11, посаженную на втулку чер­ вяка, в положение, соответствующее определенной скорости. При достижении скорости, установленной при регулировке звонка, по­ водок 13 поднимает гайку 11 с втулкой и высвобождает рычаг 7, который верхним своим пальцем западает в вырезы трехзубого храповика 8, насаженного на приводной оси. Вследствие этого ось

5 с укрепленным

на ней рычагом 7 и боек звонка

получают вра­

щательное угловое движение и боек

ударяет по чашке звонка.

И н д и к а т о р

т о р м о з н о г о

д а в л е н и я

представляет

собой цилиндрический корпус 32, внутри которого помещена гоф­ рированная трубка 31 с дном. Под действием давления воздуха на дно гофрированная трубка сжимается, а при понижении дав­ ления распрямляется. При помощи зубчатой рейки 29 и сектора 33 изменения высоты гофрированной трубки, связанные с изме­ нением тормозного давления, передаются рычагу, который поса­ жен на одном валике с сектором. К рычагу присоединена тяга, на конце которой укреплен писец 26, записывающий на ленте тор­ мозное давление.

Модернизированный скоростемер СЛ-2М отличается от ско­ ростемера СЛ-2 тем, что на нем дополнительно установлено контактно-регистрирующее устройство, которое позволяет осуществ­ лять периодическую проверку бдительности машиниста и регист­ рировать положение автостопа с АЛСН. Контактно-регистрирую­ щее устройство соединяется с АЛСН при помощи штепсельной вилки и разъема. При помощи контактного устройства осуществ­ ляется автоматический контроль скорости при проследовании по­ ездом путевого светофора с желтым и красным огнями (в установ­ ленном порядке) и появлении желтого с красным и красного огней на локомотивном светофоре, периодически проверяется бди­ тельность машиниста при желтом (после достижения установлен­ ной скорости), желтом с красным и красном огнях локомотивного светофора, а также выключается контроль скорости и периоди­ чески проверяется бдительность машиниста, когда поезд останав­ ливается или следует со скоростью до 10 км/ч.

Контактное устройство помещено на оси указателя скорости с тыльной стороны и закреплено к корпусу скоростемера при по­ мощи кожуха.

Регистрирующее устройство скоростемера СЛ-2М записывает на ленте положения АЛСН с автостопом.'При помощи устройства осуществляется запись периодического нажатия машинистом на рукоятку бдительности, показание сигнальных огней локомотивно-