Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
Механизм часов
Рис. |
272. |
|
Кинематическая |
схема |
скоросте |
||||
|
|
|
|
мера |
СЛ2: |
|
|
|
|
/ — |
коромысло; 1 — |
собачка; |
3 — |
дисковые |
|||||
втулки; |
4, |
6 |
— конические |
шестерни; |
5 — |
ось |
|||
звонка; |
7 |
— |
рычаг; 8 — |
храповик; |
Р — |
ключ |
ч а с о в ; |
10 |
— |
червяк |
звонка; |
/ / |
— г а й к а ; |
12 — ко |
|
|
|
|
|
|
||||||
нические |
шестерни; |
« - п о в о д о к ; |
« - ш е с т е р н я ; |
15 - |
ось; |
1 6 - |
ф и к с и р у ю щ и й |
велик- |
|||||||||||
17 — |
шлицевый |
валик; |
18 |
— |
сегмент- |
19 — ось- 20 — nenvnmft п |
п ™ » . |
о/ л ' - " ^ ' и 1 « и и |
ролик, |
||||||||||
о с ь ; |
Я |
- |
втулка; |
23 |
- |
приводной 'вал; |
|
|
|
24°ведущаяТатушха?™ле^оК»£Гва" |
|||||||||
лик; |
25 |
- |
|
писец; 27 |
- |
валик; |
28 - |
писец; 29 - з у б ч а т а я |
рейка- 30 - |
рейка |
3/ |
гофри - |
|||||||
р о в а н н а я |
т р у б к а ; |
32 |
- |
корпус |
индикатора |
тормозного |
д а в л е н и я ; |
'зЗ — |
сектор- ' |
34 |
|||||||||
35 — |
ц и ф е р б л а т ; |
36 |
в е д у щ и й |
валик; |
37 |
— |
барабаны |
счетчика |
|
|
|
писец; |
|||||||
|
|
|
|
сторону, счетчик километров должен только суммировать прой денный путь и т. д.
Реверсивное устройство состоит из двух свободно сидящих на приводном валу 23 конических шестерен 4 и 6, имеющих на сту пицах храповые вырезы. На этом же валу жестко посажены дис ковые втулки 3, к торцам которых закреплены собачки 2, прижа тые пружинками к ступицам шестерен 4 и 6.
. При вращении приводного вала по часовой стрелке, соответ
ствующем переднему ходу паровоза, нижняя коническая |
шестер |
ня 4 зацепляется собачкой 2 нижней втулки 3, вращается |
вместе |
с приводным валом и сообщает вращение горизонтальной оси 21
скоростемера |
против часовой стрелки. |
Собачка 2 верхней втулки |
З в это время |
скользит по храповому |
вырезу верхней конической |
шестерни 6. При вращении приводного вала против часовой стрел ки, соответствующем заднему ходу паровоза, верхняя коническая шестерня 6 зацепляется собачкой 2 верхней втулки 3, вращается вместе с валом и сообщает вращение горизонтальной оси 21 так же против часовой стрелки.
И з м е р и т е л ь с к о р о с т и . Скоростемер |
измеряет |
и пока |
зывает среднюю скорость движения паровоза за |
каждую |
секунду. |
Измеритель скорости состоит из сегментного устройства, часово го хода измерителя скорости и механизма подзавода.
При помощи сегментного устройства измеряется пройденный путь, а при помощи часового механизма — время, механизм под завода и обеспечивается постоянная работа часового хода. Сег ментное устройство имеет шлицевый валик 17, по которому неза висимо один от другого перемещаются три сегмента 18, имеющих на наружной поверхности нарезку. Шлицевый валик 17 вместе с сегментами получает вращение через пару конических шестерен 12 от часового механизма и вращается с постоянной скоростью — один оборот за 3 сек.
На оси 19 посажен ведущий ролик 20, который через пару зуб чатых колес получает вращение от оси 21 прибора со скоростью, пропорциональной скорости движения паровоза. Этот ролик также имеет нарезку и постоянно находится в зацеплении с одним из сегментов. При вращении ведущий ролик поднимает по вертика ли сегмент, находящийся с ним в зацеплении. Кроме ведущего ро лика 20, имеется фиксирующий ролик 16, который расположен под углом 120° к ведущему и также постоянно находится в зацепле нии с одним из сегментов.
Работа сегментного устройства протекает следующим образом: в первую секунду сегмент, находящийся в зацеплении с вращаю щимся ведущим роликом 20, поднимается этим роликом на вы соту, соответствующую средней скорости движения паровоза. Во вторую секунду в результате поворота шлицевого валика подня тый первый сегмент сцепляется с фиксирующим роликом 16, ко торый удерживает его в этом положении. Ведущий ролик в это время поднимает второй сегмент. В третью секунду при дальней шем повороте валика первый сегмент выходит из зацепления
с фиксирующим роликом и падает, а третий поднимается ведущим роликом. В дальнейшем описанный цикл работы повторяется.
На шлицевом валике, над сегментами, свободно надет пово док 13 с зубчатой рейкой, которая находится в зацеплении с шес терней 14, посаженной на ось 15, идущую к циферблату 35 ско ростемера. На другом конце оси 15 надета стрелка указателя скорости. Когда сегменты поднимаются по шлицевому валику, они поднимают поводок 13 с рейкой, вследствие чего поворачивается ось со стрелкой и указывает на циферблате соответствующую ско рость.
От оси 15 указателя скорости через зубчатую передачу полу чает движение рейка 30 записи скорости. Для прочерчивания ли нии скорости на диаграммной ленте на конце рейки укреплен писец 34.
Часовой ход измерителя скорости предназначен для регули рования скорости вращения шлицевого валика. Заводной меха низм (механизм подзавода) часового механизма имеет постоянно заведенную пружину и расположен на горизонтальной оси 21 ско ростемера, от которого он периодически заводится.
С ч е т ч и к к и л о м е т р о |
в |
имеет восемь барабанов 37, из |
которых пять левых служат |
для |
показания суммарного пробега |
паровоза, а три правых — для показания пробега за сутки, рейс или смену. Барабаны приводятся во вращение от ведущего вали ка 36, связанного зубчатой и червячной передачами с главной осью измерителя скорости. На каждом барабане имеется по де сяти цифр (от 0 до 9). Счетчик может показывать суммарный пробег до 99 999 км и рейсовый до 999 км. Когда показание счет чика суммарного пробега достигнет 99 999 км или рейсового счет чика — 999 км, счетчик автоматически перейдет на нуль и начнет новый отсчет. Показания рейсового счетчика можно в любой мо мент сбросить на нуль.
Р е г и с т р а т о р н а п р а в л е н и я д в и ж е н и я на при водном валу имеет втулку 22 с фиксатором, которая при вращении вала по часовой стрелке неподвижна, а при вращении против ча совой стрелки, что соответствует заднему ходу, вращается вместе с приводным валом. На торце втулки 22 расположен зуб, который при вращении втулки отводит палец коромысла 1 один раз при каждом обороте вала. Через систему рычагов колебание коромыс
ла передается |
писцу 28, прочерчивающему в нижней |
части |
лен |
|
ты зигзаги, которые сливаются |
в сплошную жирную |
линию |
(по |
|
лосу) . |
|
|
|
|
Ч а с о в о й |
м е х а н и з м |
указывает время на |
циферблате |
скоростемера и регистрирует его на диаграммной ленте. Он дей ствует независимо от остальных частей скоростемера и получает движение от пружины, которую заводят ключом 9.
Л е н т о п р о т я ж н ы й м е х а н и з м приводится в движение от главной оси измерителя скорости через зубчатую передачу и имеет лентопротяжный валик 25, ведущую катушку 24 и валик 27 ведущей катушки. Лентопротяжный валик имеет три ряда игл,
при помощи которых протягивается диаграммная лента. Наколы игл показывают также пройденный путь в километрах.
Рулон ленты надет на валик 27, протягивается лентопротяж ным валиком и наматывается на ведущую катушку. Ленту мож но протягивать и от руки, что необходимо при заправке ее и при снятии для расшифровки; для этого под лентопротяжным валиком имеется храповое соединение.
З в о н о к п р е д е л ь н о й с к о р о с т и имеет червяк 10, по зволяющий устанавливать гайку 11, посаженную на втулку чер вяка, в положение, соответствующее определенной скорости. При достижении скорости, установленной при регулировке звонка, по водок 13 поднимает гайку 11 с втулкой и высвобождает рычаг 7, который верхним своим пальцем западает в вырезы трехзубого храповика 8, насаженного на приводной оси. Вследствие этого ось
5 с укрепленным |
на ней рычагом 7 и боек звонка |
получают вра |
|
щательное угловое движение и боек |
ударяет по чашке звонка. |
||
И н д и к а т о р |
т о р м о з н о г о |
д а в л е н и я |
представляет |
собой цилиндрический корпус 32, внутри которого помещена гоф рированная трубка 31 с дном. Под действием давления воздуха на дно гофрированная трубка сжимается, а при понижении дав ления распрямляется. При помощи зубчатой рейки 29 и сектора 33 изменения высоты гофрированной трубки, связанные с изме нением тормозного давления, передаются рычагу, который поса жен на одном валике с сектором. К рычагу присоединена тяга, на конце которой укреплен писец 26, записывающий на ленте тор мозное давление.
Модернизированный скоростемер СЛ-2М отличается от ско ростемера СЛ-2 тем, что на нем дополнительно установлено контактно-регистрирующее устройство, которое позволяет осуществ лять периодическую проверку бдительности машиниста и регист рировать положение автостопа с АЛСН. Контактно-регистрирую щее устройство соединяется с АЛСН при помощи штепсельной вилки и разъема. При помощи контактного устройства осуществ ляется автоматический контроль скорости при проследовании по ездом путевого светофора с желтым и красным огнями (в установ ленном порядке) и появлении желтого с красным и красного огней на локомотивном светофоре, периодически проверяется бди тельность машиниста при желтом (после достижения установлен ной скорости), желтом с красным и красном огнях локомотивного светофора, а также выключается контроль скорости и периоди чески проверяется бдительность машиниста, когда поезд останав ливается или следует со скоростью до 10 км/ч.
Контактное устройство помещено на оси указателя скорости с тыльной стороны и закреплено к корпусу скоростемера при по мощи кожуха.
Регистрирующее устройство скоростемера СЛ-2М записывает на ленте положения АЛСН с автостопом.'При помощи устройства осуществляется запись периодического нажатия машинистом на рукоятку бдительности, показание сигнальных огней локомотивно-