Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 283
Скачиваний: 0
качество продукции и удовлетворение потребностей народного хо зяйства в продукции отрасли
К основным задачам министерства относятся: выполнение зада ний государственного плана, повышения эффективности производ ства, проведение единой технической политики, рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффектив ности, своевременный ввод в действие производственных мощностей, внедрение научной организации труда и управления, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся и др.
Министерство выполняет ряд функций в области планирования — изучает потребности в продукции отрасли и планирует ее развитие и размещение, разрабатывает контрольные цифры перспективных и годовых планов и доводит их до объединений и предприятий, организовывает работу по составлению проектов планов предприя тиями отрасли, разрабатывает и утверждает технико-экономические нормативы и нормы, а также в области материально-технического снабжения, кадров, труда и заработной платы, финансов, кредита, учета и отчетности и др.
Министерство возглавляет министр, назначенный Верховным Советом СССР, а в период между сессиями — Президиумом Верхов ного Совета СССР. Заместителей министра назначает Совет Мини стров СССР.
В министерстве создается коллегия, являющаяся совещатель ным органом, обсуждающим важнейшие решения, приказы и вопросы планирования развития отрасли. Члены коллегии — заместители министра, начальник планово-экономического и некоторых других
функциональных и производственных |
отраслевых управлений. |
Н а у ч н о - т е х н и ч е с к и й |
с о в е т обсуждает главные |
научно-технические проблемы развития отрасли, дает рекомендации,
рассматривает особо важные открытия |
и |
изобретения. В |
работе |
совета участвуют крупные ученые и специалисты. |
|
||
В министерствах также создаются главные производственные |
|||
управления и функциональные отделы |
(управления). |
раз |
|
П л а н о в о - э к о н о м и ч е с к о е |
у п р а в л е н и е |
рабатывает перспективные и текущие планы развития экономики отрасли и после их защиты в Госплане СССР и утверждения органи зует доведение их до объединений и предприятий, разрабатывает также вопросы методики планирования и анализирует деятельность во всей системе министерства.
§3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕФТЯНОЙ
ИГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
Управление нефтяной и газовой промышленностью осущест вляется через систему группы министерств — Министерства геоло гии СССР, Министерства нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также Главного упра
«0
вления по транспорту, хранению и распределению нефти и нефте продуктов при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и главнефтеснабов союзных республик. Большую роль в обеспечении развития отраслей играет Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и ряд других министерств.
Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляет общесоюзное Министерство нефтяной промышленности (Миннефтепром). Оно объединяет геологоразведочные, буровые, нефтегазо добывающие предприятия, предприятия по переработке попутного газа, организации по транспорту нефти по магистральным нефте проводам, научно-исследовательские и проектные институты и рас полагает механоремонтными заводами, транспортными предприя тиями и другими подсобно-вспомогательными предприятиями и организациями.
В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехими ческой промышленности СССР (Миннефтехимпром СССР) находятся предприятия по переработке нефти и производству нефтепродуктов, производству продуктов основного органического синтеза (синтети ческие спирты, фенол, ацетон, моющие средства и др.), синтетиче ского каучука, предприятия сажевой и резино-асбестовой промыш ленности, научно-исследовательские и проектные институты и вспо могательные предприятия и организации.
Министерство газовой промышленности (Мингазпром) объеди няет предприятия по добыче газа и газового конденсата, переработке газа, бурению газовых скважин, поискам газовых месторождений, по производству газовой аппаратуры, научно-исследовательские и проектные институты и вспомогательные предприятия и организации.
Главнефтеснаб РСФСР и главнефтеснабы союзных республик осуществляют планирование, оперативное руководство и развитие объектов системы нефтеснабжения (снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т. п.).
Министерство нефтяной промышленности имеет следующие струк турные подразделения.
I. Главные управления — по переработке нефтяного газа, по транспортировке и поставкам нефти, по нефтепромысловой и полевой геофизике, по ремонту нефтепромыслового оборудования и инстру мента и др.
II. Функциональные управления — по технике, технологии и организации добычи нефти и газа; по технике, технологии и органи зации бурения; по капитальному строительству; геологическое управление; планово-экономическое; организации труда, заработной платы и рабочих кадров; финансовое; главного механика; главного энергетика; кадров и учебных заведений; бухгалтерского учета и отчетности и др.
III. Научно-технический совет.
На периодически созываемых активах отраслевых министерств обсуждаются крупные проблемы развития отраслей, пути реализации решений партии и правительства и другие важные вопросы.
61
Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических районов страны.
Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Урало-
Поволжье, Западной |
Сибири, на Северном Кавказе и Украине, |
в Закавказье, Средней |
Азии, на долю которых приходится преобла |
дающая часть продукции нефтедобывающей промышленности. Ве дущее место принадлежит Урало-Поволжью, где сосредоточены крупнейшие нефтегазодобывающие предприятия и нефтеперераба
тывающие заводы страны. На |
первое |
место выдвигается Запад |
ная Сибирь, где добыча нефти |
растет |
исключительно высокими |
темпами. |
|
|
Руководство предприятиями нефтедобывающей, нефтеперераба тывающей, нефтехимической и газовой промышленности в этих райо нах осуществляется преимущественно производственно-территори альными хозрасчетными о б ъ е д и н е н и я м и . Они состоят из самостоятельных предприятий, расположенных в районе сосредо точения запасов сырья, например, объединения Грознефть, Грознефтехимзаводы, Азнефть, Башнефть и др.
Основное |
звено в системе объединения — п р е д п р и я т и е . |
В нефтяной |
и газовой промышленности — это геологопоисковая |
контора, нефтегазодобывающее управление, управление буровыми работами, нефтеперерабатывающий завод и др.
Объединение имеет все необходимые права и материально-техни ческие ресурсы и несет ответственность за развитие своего района, выполнение плана и повышение эффективности производства. Это рациональная форма управления производством, соответствующая требованиям работы в условиях экономической реформы.
Внефтедобывающей промышленности в 1969—1971 гг. реализо ваны крупные, принципиально важные мероприятия по совершен ствованию организации производства и управления. В отрасли осуществлен переход от громоздкой пятизвенной к прогрессивной трехзвенной системе управления: министерство — производственно территориальное объединение — предприятие.
Всовременных условиях при резко возросших масштабах добычи нефти и газа, оснащении нефтедобывающих предприятий новой тех никой, внедрении передовых технологических процессов, предусма
тривающих широкое применение средств автоматики и телемеханики, традиционные формы и методы перестали удовлетворять новым тре бованиям к управлению производством.
Основополагающими принципами перестройки организации про изводства и управления, осуществленного в отрасли к началу теку щей пятилетки, явились:
1)ликвидация многозвенности в системе управления;
2)укрупнение предприятий и их мелких подразделений;
3)специализация основного производства в добыче нефти и газа
ибурении скважин;
4)специализация и концентрация вспомогательного производ
ства;
62
/
5) совершенствование организации труда рабочих и инженерных кадров.
В связи с внедрением новой структуры управления реализовано следующее:
—центральный аппарат Министерства нефтяной промышлен ности СССР перестроен по производственно-функциональному прин ципу;
—упразднены промыслы и бригады (участки) и оперативное руководство осуществляется через центральную и районные инже нерно-технологические службы;
—подсобно-вспомогательные хозяйства концентрируются в базе производственного обслуживания, располагающей ремонтно-монтаж ной техникой и ремонтными кадрами, необходимыми для обеспечения бесперебойной работы механизмов и оборудования;
—ликвидированы буровые тресты, конторы и участки бурения
исозданы управления буровых работ с сетью инженерно-технологи ческих служб и баз производственного обслуживания;
—создана возможность инженерно-техническим работникам со средоточиться на главных вопросах — совершенствовании техноло гии и техники добычи нефти, перспективном планировании, мероприя тиях по повышению эффективности производства.
В |
результате |
перехода |
на |
новую |
организацию |
производства |
и управления ликвидированы |
сотни |
структурных |
подразделений |
|||
(контор бурения, |
нефтепромыслов, подсобно-вспомогательных це |
|||||
хов). |
Полученная |
экономия |
составила |
около 27 млн. руб. в год. |
§4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В НЕФТЯНОЙ
ИГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
XXIV съезд КПСС разработал широкую программу совершен ствования системы управления, рассчитанную на длительную перспективу. Главные направления этой программы следующие:
1)дальнейшее развитие хозяйственной реформы с целью полного использования заключенных в ней возможностей;
2)повышение научного уровня планирования; организация долгосрочного прогнозирования;
3)совершенствование организационной структуры управления народным хозяйством;
4)широкое применение в планировании и управлении экономико математических методов, использование электронно-вычислительной техники и средств связи;
5)совершенствование системы подготовки и повышения квали фикации кадров управления;
6)более широкое участие трудящихся в управлении производ
ством.
Важнейшими направлениями дальнейшего совершенствования организационной структуры управления отраслью промышленности и отдельными предприятиями, в частности, являются: укрупнение
63
действующих предприятий, организаций и цехов, перевод неболь ших предприятий на бесцеховую систему управления, упразднение мелких структурных подразделений в аппарате предприятий, раз витие централизованных форм организации вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств, разработка и совершенствование типо вых структур и штатных нормативов численности работников упра вления предприятий и цехов, механизация и автоматизация управленческого труда.
Коренные изменения организации производства и труда произой дут в связи с предстоящим созданием отраслевых автоматизирован ных систем управления типа «АСУ-нефть».
Автоматизированная система управления нефтяной промышлен ностью «АСУ-нефть» проектируется как органическое единство взаимосвязанных систем: 4) автоматизированной системы планиро вания и управления (АСПУ НП); 2) автоматизированной системы управления технологическими процессами и техникой (АСУТ).
«АСУ-нефть» — научно обоснованная система планирования и управления нефтяным производством на всех уровнях, предста вляющая собой комплекс административных, экономических и мате матических методов, электронно-вычислительной и организационной техники и связи и современных средств автоматизации, создаваемая с целью повышения народнохозяйственной эффективности добычи нефти и газа на основе достижений науки и техники.
Разработка системы «АСУ-нефть» является продолжением работ по созданию и внедрению автоматизированных систем управления технологическими процессами и производствами на основе ком плексной автоматизации и новых принципов организации произ водства, труда и управления.
В целом «АСУ-нефть» действует по принципу «человек — машина». Окончательные решения принимают руководители на основе необ ходимой информации и оптимальных расчетов.
АСПУ НП, в частности, выдает АСУТ критерии оптимизации, определенные требования и ограничения на технико-экономические показатели.
Функционирование системы АСПУ НП предполагает создание:-
1)на предприятии — специализированного подразделения по первичному сбору и обработке информации (СОИ), передаваемой после анализа руководству предприятия и в установленном объеме объединению;
2)в объединении — кустового информационно-вычислительного центра (КИВЦ), обрабатывающего и анализирующего информа цию, поступающую от СОИ, и подготовляющего рекомендации для оптимизации решений и передающего необходимую информацию министерству;
3)в министерстве — Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ), анализирующего информацию, поступающую от КИВЦ, и подготовляющего рекомендации для оптимизации решений по отрасли.
64