Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

качество продукции и удовлетворение потребностей народного хо­ зяйства в продукции отрасли

К основным задачам министерства относятся: выполнение зада­ ний государственного плана, повышения эффективности производ­ ства, проведение единой технической политики, рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффектив­ ности, своевременный ввод в действие производственных мощностей, внедрение научной организации труда и управления, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся и др.

Министерство выполняет ряд функций в области планирования — изучает потребности в продукции отрасли и планирует ее развитие и размещение, разрабатывает контрольные цифры перспективных и годовых планов и доводит их до объединений и предприятий, организовывает работу по составлению проектов планов предприя­ тиями отрасли, разрабатывает и утверждает технико-экономические нормативы и нормы, а также в области материально-технического снабжения, кадров, труда и заработной платы, финансов, кредита, учета и отчетности и др.

Министерство возглавляет министр, назначенный Верховным Советом СССР, а в период между сессиями — Президиумом Верхов­ ного Совета СССР. Заместителей министра назначает Совет Мини­ стров СССР.

В министерстве создается коллегия, являющаяся совещатель­ ным органом, обсуждающим важнейшие решения, приказы и вопросы планирования развития отрасли. Члены коллегии — заместители министра, начальник планово-экономического и некоторых других

функциональных и производственных

отраслевых управлений.

Н а у ч н о - т е х н и ч е с к и й

с о в е т обсуждает главные

научно-технические проблемы развития отрасли, дает рекомендации,

рассматривает особо важные открытия

и

изобретения. В

работе

совета участвуют крупные ученые и специалисты.

 

В министерствах также создаются главные производственные

управления и функциональные отделы

(управления).

раз­

П л а н о в о - э к о н о м и ч е с к о е

у п р а в л е н и е

рабатывает перспективные и текущие планы развития экономики отрасли и после их защиты в Госплане СССР и утверждения органи­ зует доведение их до объединений и предприятий, разрабатывает также вопросы методики планирования и анализирует деятельность во всей системе министерства.

§3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕФТЯНОЙ

ИГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

Управление нефтяной и газовой промышленностью осущест­ вляется через систему группы министерств — Министерства геоло­ гии СССР, Министерства нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также Главного упра­

«0


вления по транспорту, хранению и распределению нефти и нефте­ продуктов при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и главнефтеснабов союзных республик. Большую роль в обеспечении развития отраслей играет Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и ряд других министерств.

Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляет общесоюзное Министерство нефтяной промышленности (Миннефтепром). Оно объединяет геологоразведочные, буровые, нефтегазо­ добывающие предприятия, предприятия по переработке попутного газа, организации по транспорту нефти по магистральным нефте­ проводам, научно-исследовательские и проектные институты и рас­ полагает механоремонтными заводами, транспортными предприя­ тиями и другими подсобно-вспомогательными предприятиями и организациями.

В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехими­ ческой промышленности СССР (Миннефтехимпром СССР) находятся предприятия по переработке нефти и производству нефтепродуктов, производству продуктов основного органического синтеза (синтети­ ческие спирты, фенол, ацетон, моющие средства и др.), синтетиче­ ского каучука, предприятия сажевой и резино-асбестовой промыш­ ленности, научно-исследовательские и проектные институты и вспо­ могательные предприятия и организации.

Министерство газовой промышленности (Мингазпром) объеди­ няет предприятия по добыче газа и газового конденсата, переработке газа, бурению газовых скважин, поискам газовых месторождений, по производству газовой аппаратуры, научно-исследовательские и проектные институты и вспомогательные предприятия и организации.

Главнефтеснаб РСФСР и главнефтеснабы союзных республик осуществляют планирование, оперативное руководство и развитие объектов системы нефтеснабжения (снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т. п.).

Министерство нефтяной промышленности имеет следующие струк­ турные подразделения.

I. Главные управления — по переработке нефтяного газа, по транспортировке и поставкам нефти, по нефтепромысловой и полевой геофизике, по ремонту нефтепромыслового оборудования и инстру­ мента и др.

II. Функциональные управления — по технике, технологии и организации добычи нефти и газа; по технике, технологии и органи­ зации бурения; по капитальному строительству; геологическое управление; планово-экономическое; организации труда, заработной платы и рабочих кадров; финансовое; главного механика; главного энергетика; кадров и учебных заведений; бухгалтерского учета и отчетности и др.

III. Научно-технический совет.

На периодически созываемых активах отраслевых министерств обсуждаются крупные проблемы развития отраслей, пути реализации решений партии и правительства и другие важные вопросы.

61


Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических районов страны.

Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Урало-

Поволжье, Западной

Сибири, на Северном Кавказе и Украине,

в Закавказье, Средней

Азии, на долю которых приходится преобла­

дающая часть продукции нефтедобывающей промышленности. Ве­ дущее место принадлежит Урало-Поволжью, где сосредоточены крупнейшие нефтегазодобывающие предприятия и нефтеперераба­

тывающие заводы страны. На

первое

место выдвигается Запад­

ная Сибирь, где добыча нефти

растет

исключительно высокими

темпами.

 

 

Руководство предприятиями нефтедобывающей, нефтеперераба­ тывающей, нефтехимической и газовой промышленности в этих райо­ нах осуществляется преимущественно производственно-территори­ альными хозрасчетными о б ъ е д и н е н и я м и . Они состоят из самостоятельных предприятий, расположенных в районе сосредо­ точения запасов сырья, например, объединения Грознефть, Грознефтехимзаводы, Азнефть, Башнефть и др.

Основное

звено в системе объединения — п р е д п р и я т и е .

В нефтяной

и газовой промышленности — это геологопоисковая

контора, нефтегазодобывающее управление, управление буровыми работами, нефтеперерабатывающий завод и др.

Объединение имеет все необходимые права и материально-техни­ ческие ресурсы и несет ответственность за развитие своего района, выполнение плана и повышение эффективности производства. Это рациональная форма управления производством, соответствующая требованиям работы в условиях экономической реформы.

Внефтедобывающей промышленности в 1969—1971 гг. реализо­ ваны крупные, принципиально важные мероприятия по совершен­ ствованию организации производства и управления. В отрасли осуществлен переход от громоздкой пятизвенной к прогрессивной трехзвенной системе управления: министерство — производственно­ территориальное объединение — предприятие.

Всовременных условиях при резко возросших масштабах добычи нефти и газа, оснащении нефтедобывающих предприятий новой тех­ никой, внедрении передовых технологических процессов, предусма­

тривающих широкое применение средств автоматики и телемеханики, традиционные формы и методы перестали удовлетворять новым тре­ бованиям к управлению производством.

Основополагающими принципами перестройки организации про­ изводства и управления, осуществленного в отрасли к началу теку­ щей пятилетки, явились:

1)ликвидация многозвенности в системе управления;

2)укрупнение предприятий и их мелких подразделений;

3)специализация основного производства в добыче нефти и газа

ибурении скважин;

4)специализация и концентрация вспомогательного производ­

ства;

62

/


5) совершенствование организации труда рабочих и инженерных кадров.

В связи с внедрением новой структуры управления реализовано следующее:

центральный аппарат Министерства нефтяной промышлен­ ности СССР перестроен по производственно-функциональному прин­ ципу;

упразднены промыслы и бригады (участки) и оперативное руководство осуществляется через центральную и районные инже­ нерно-технологические службы;

подсобно-вспомогательные хозяйства концентрируются в базе производственного обслуживания, располагающей ремонтно-монтаж­ ной техникой и ремонтными кадрами, необходимыми для обеспечения бесперебойной работы механизмов и оборудования;

ликвидированы буровые тресты, конторы и участки бурения

исозданы управления буровых работ с сетью инженерно-технологи­ ческих служб и баз производственного обслуживания;

создана возможность инженерно-техническим работникам со­ средоточиться на главных вопросах — совершенствовании техноло­ гии и техники добычи нефти, перспективном планировании, мероприя­ тиях по повышению эффективности производства.

В

результате

перехода

на

новую

организацию

производства

и управления ликвидированы

сотни

структурных

подразделений

(контор бурения,

нефтепромыслов, подсобно-вспомогательных це­

хов).

Полученная

экономия

составила

около 27 млн. руб. в год.

§4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В НЕФТЯНОЙ

ИГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

XXIV съезд КПСС разработал широкую программу совершен­ ствования системы управления, рассчитанную на длительную перспективу. Главные направления этой программы следующие:

1)дальнейшее развитие хозяйственной реформы с целью полного использования заключенных в ней возможностей;

2)повышение научного уровня планирования; организация долгосрочного прогнозирования;

3)совершенствование организационной структуры управления народным хозяйством;

4)широкое применение в планировании и управлении экономико­ математических методов, использование электронно-вычислительной техники и средств связи;

5)совершенствование системы подготовки и повышения квали­ фикации кадров управления;

6)более широкое участие трудящихся в управлении производ­

ством.

Важнейшими направлениями дальнейшего совершенствования организационной структуры управления отраслью промышленности и отдельными предприятиями, в частности, являются: укрупнение

63


действующих предприятий, организаций и цехов, перевод неболь­ ших предприятий на бесцеховую систему управления, упразднение мелких структурных подразделений в аппарате предприятий, раз­ витие централизованных форм организации вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств, разработка и совершенствование типо­ вых структур и штатных нормативов численности работников упра­ вления предприятий и цехов, механизация и автоматизация управленческого труда.

Коренные изменения организации производства и труда произой­ дут в связи с предстоящим созданием отраслевых автоматизирован­ ных систем управления типа «АСУ-нефть».

Автоматизированная система управления нефтяной промышлен­ ностью «АСУ-нефть» проектируется как органическое единство взаимосвязанных систем: 4) автоматизированной системы планиро­ вания и управления (АСПУ НП); 2) автоматизированной системы управления технологическими процессами и техникой (АСУТ).

«АСУ-нефть» — научно обоснованная система планирования и управления нефтяным производством на всех уровнях, предста­ вляющая собой комплекс административных, экономических и мате­ матических методов, электронно-вычислительной и организационной техники и связи и современных средств автоматизации, создаваемая с целью повышения народнохозяйственной эффективности добычи нефти и газа на основе достижений науки и техники.

Разработка системы «АСУ-нефть» является продолжением работ по созданию и внедрению автоматизированных систем управления технологическими процессами и производствами на основе ком­ плексной автоматизации и новых принципов организации произ­ водства, труда и управления.

В целом «АСУ-нефть» действует по принципу «человек — машина». Окончательные решения принимают руководители на основе необ­ ходимой информации и оптимальных расчетов.

АСПУ НП, в частности, выдает АСУТ критерии оптимизации, определенные требования и ограничения на технико-экономические показатели.

Функционирование системы АСПУ НП предполагает создание:-

1)на предприятии — специализированного подразделения по первичному сбору и обработке информации (СОИ), передаваемой после анализа руководству предприятия и в установленном объеме объединению;

2)в объединении — кустового информационно-вычислительного центра (КИВЦ), обрабатывающего и анализирующего информа­ цию, поступающую от СОИ, и подготовляющего рекомендации для оптимизации решений и передающего необходимую информацию министерству;

3)в министерстве — Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ), анализирующего информацию, поступающую от КИВЦ, и подготовляющего рекомендации для оптимизации решений по отрасли.

64