Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 282
Скачиваний: 0
управления и планирования, совершенствования их работы с при менением современных технических средств и вычислительной техники, установление круга прав и обязанностей каждого подразде ления и работника, подбор и расстановку кадров, распорядитель ные функции (приказы, постановления, распоряжения, инструкции, положения и т. п.), контроль и проверку исполнения и др.
Важное значение имеют рационализация построения органов управления, переход к трех- и двухзвенной системе управления, внедрение автоматизированных систем управления типа «АСУнефть» и др.
Большую роль играют правильный подбор и расстановка кадров. Все подразделения промышленного производства долншы возглав ляться хозяйственными руководителями, хорошо знающими тех нику, экономику и финансы, способными организовать трудящихся. Важное значение имеет сочетание на руководящей работе старых квалифицированных и молодых хорошо подготовленных, энергичных специалистов.
Задачи совершенствования производства требуют постоянного повышения культурно-технического уровня кадров, их творческой активности. С этой целью развивают многообразные формы повыше ния квалификации руководящих инженерно-технических работни ков и служащих и создают различные общественные органы — тех нико-экономические советы, общественные конструкторские бюро, группы экономического анализа и др.
Наряду с подбором и расстановкой кадров необходимы постоян ный контроль за их работой и проверка исполнения. Контроль и проверка выполнения директив вышестоящих .органов способствуют своевременной реализации решений, улучшению подбора кадров, укреплению государственной дисциплины, усилению ответствен ности и устранению недостатков в системе управления.
Важная роль в области экономики, хозяйственного и культур ного строительства принадлежит органам народного контроля, сочетающим государственный контроль с общественным контролем трудящихся. Эти органы организуют проверку исполнения директив партии и правительства, выполнения планов и заданий, ведут борьбу за выявление и использование резервов повышения эффективности
производства, за соблюдение государственной |
дисциплины и др. |
С о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к и е |
методы управления |
заключаются в изучении и использовании социально-психологиче ских условий труда как резерва роста его производительности.
Труд на современных предприятиях выступает как труд произ водственных коллективов. Взаимодействие участников процесса производства влияет на их психологию, на продуктивность труда. Управление производством неразрывно связано с управлением трудовым коллективом. Данные научной психологии используют при формировании трудовых коллективов, подборе, подготовке и расстановке кадров, научной организации труда, моральном и материальном стимулировании, стиле руководства, использовании
56
современных средств коммуникации (видиотелефон, телетайп, теле граф и т. п.) и др.
Характеристика трудовых коллективов, включающая, например, чувство коллективности, степень сработанности, обмен информацией, коллективная инициатива и т. п., складывается под влиянием со циально-психологических факторов.
Руководитель должен знать мотивы деятельности членов коллек тива, степень удовлетворенности работой, создавать здоровый «психологический климат», выдвигать задачи, раскрывать перспек тивы.
В управлении коллективом велика роль коммунистического воспитания, трудящихся, направленного на всемерное развитие движения за коммунистическое отношение к труду, повышение идейно-политического уровня и квалификации, ответственности за свой участок работы и др. Важное значение имеют разные формы морального воздействия и поощрения. Политико-воспитательную ра боту среди трудящихся широко осуществляют общественные органи зации.
Участие общественных организаций в управлении социалистическим производством
Для управления социалистическим производством характерно участие в нем общественных организаций.
Ведущая роль в организации всестороннего развития всех нефтя ных районов страны принадлежит п а р т и й н ы м организациям. Первичным партийным организациям предприятий, научно-исследо вательских институтов, проектных организаций, связанных с произ водством, Уставом КПСС предоставлено право партийного контроля за деятельностью администрации. Осуществляя это право, партийные организации способствуют развитию творческой инициативы трудя щихся, всемерному использованию резервов нефтегазодобычи, нефте газопереработки и нефтехимии, строжайшему соблюдению государ ственных интересов, подбору и расстановке руководящих кадров.
Большую помощь партийным организациям оказывают комсо мольские организации предприятий. Они организуют молодых рабочих на мобилизацию внутрипроизводственных резервов, вы полнение и перевыполнение плановых заданий, повышение культур но-технического уровня.
Важная роль |
в' хозяйственном руководстве принадлежит |
п р о ф с о ю з н ы м |
организациям. Профессиональные союзы за |
ключают коллективные договоры рабочих и служащих с администра цией, участвуют в регулировании заработной платы, контролируют соблюдение законодательства по охране труда и технике безопас ности, по жилищно-бытовому строительству, организуют социали стическое соревнование за всестороннее развитие производства и др.
Важной формой привлечения рабочих и служащих к управлению производством являются постоянно действующие производственные
57
совещания, на которых обсуждаются актуальные вопросы производ ственно-хозяйственной деятельности — проекты планов, итоги работы и др. Члены этих совещаний избираются общими собраниями ра ботников и общественными организациями. Одной из форм массо вого участия трудящихся в управлении производством является н а р о д н ы й к о н т р о л ь .
Большое развитие получили также различные формы участия общественности в управлении экономикой промышленности — обще ственные бюро, группы и лаборатории экономического анализа, общественные конструкторские бюро, общественные бюро органи зации и нормирования труда и др. Эти общественные организации участвуют в решении важных вопросов техники, технологии, экономики и организации производства, способствуют рациональному использованию всех производственных ресурсов.
Широкое участие трудящихся в управлении промышленным производством — важное условие его совершенствования.
§ 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
Руководство всем народным хозяйством страны осуществляет Совет Министров СССР — высший исполнительный и распоряди тельный орган государственной власти в СССР. В союзных республи ках народным хозяйством руководят советы министров союзных республик. Совет Министров СССР образуется высшим органом государственной власти, осуществляющим законодательную власть в СССР, — Верховным Советом СССР. Верховный Совет СССР
рассматривает вопросы, требующие законодательного утверждения, например: народнохозяйственные планы, государственный бюджет, вопросы построения управления социалистической экономикой.
Важнейшие вопросы развития народного хозяйства рассматри ваются съездами, Пленумами ЦК КПСС и Политбюро ЦК КПСС, определяющими экономическую политику партии и правительства.
В своей работе по руководству промышленностью Совет Мини стров СССР опирается на следующие центральные органы.
Государственный плановый комитет Совета Министров СССР
{Госплан СССР) — союзно-республиканский орган, в котором сосредоточены общегосударственное планирование развития народ ного хозяйства и контроль за выполнением народнохозяйственных планов.
Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике разрабатывает совместно с Академией наук СССР и Гос планом СССР основные направления развития науки и техники, организует и координирует разработку важнейших межотраслевых научно-технических проблем, контролирует внедрение в произ водство важнейших достижений науки и техники, руководит раз работкой и внедрением вычислительной техники и автоматизирован ных систем управления, обеспечением научно-технической информа
58
цией, определяет совместно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР объем ассигнований на научные исследования и ре шает ряд других задач в области развития науки и техники.
Государственный комитет Совета Министров СССР по матери ально-техническому снабжению (Госснаб СССР) — союзно-республи канский орган, организующий реализацию планов материальнотехнического снабжения, обеспечение межотраслевых кооперирован ных поставок, распределение между потребителями продукции, входящей в его номенклатуру, контроль за выполнением планов поставки продукции.
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР) направляет техническую поли тику в строительстве, разрабатывает планы комплексной механиза ции и автоматизации строительных работ, руководит совершенство ванием проектно-сметного дела и технического нормирования в строи тельстве, экспертизой проектов и смет, контролирует качество архитектуры и строительных работ и др.
Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы — общесоюзный орган, разрабатыва ющий вопросы организации труда и заработной платы, общие вопросы материального стимулирования, технического нормирования, а также проекты законов и постановлений в этой области.
Центральное статистическое управление при Совете Министров
СССР (ЦСУ СССР) осуществляет централизованный учет и стати стику в стране. Органы ЦСУ разрабатывают и анализируют данные о работе предприятий, выявляют неиспользованные резервы произ водства и причины невыполнения государственных заданий.
Государственный комитет цен Совета Министров СССР —
союзно-республиканский орган, осуществляющий руководство со вершенствованием планового ценообразования в стране.
В промышленности действуют министерства трех видов: обще союзные, союзно-республиканские и республиканские.
О б щ е с о ю з н ы е министерства руководят порученной им отраслью на всей территории страны непосредственно или через созданные ими органы. К ним относятся, в частности, Министерство нефтяной и Министерство газовой промышленности.
С о ю з н о - р е с п у б л и к а н с к и е министерства СССР осу ществляют руководство через одноименные министерства или управления союзных республик. Союзно-республиканские мини стерства находятся в подчинении как Советов Министров союзных республик, так и соответствующих союзно-республиканских мини стерств СССР и руководствуются положениями, разработанными союзно-республиканскими министерствами СССР.
Р е с п у б л и к а н с к и е министерства осуществляют руко водство предприятиями чисто местного значения.
Министерство СССР несет перед партией, государством и народом ответственность за состояние и дальнейшее развитие отрасли, научно-технический прогресс и технический уровень производства,
59