Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 316
Скачиваний: 0
Обезвоживание и обессоливание нефтей
В последние годы достигнуто снижение содержания солей в неф тях, направляемых на переработку, в 3—5 раз и более при сохра нении и даже снижении затрат на подготовку нефти. Тем не менее состояние подготовки нефти пока не отвечает современным требо ваниям. Поставлена задача снижения содержания солей в пере рабатываемых нефтях до 3—5 мг/л, а вместе с этим и дальнейшее удешевление себестоимости подготовки нефти.
Важное значение в решении этой задачи принадлежит внедрению экономичной технологии подготовки нефти и рациональному соче танию подготовки нефти на нефтепромыслах и нефтезаводах.
Внастоящее время при подготовке нефтей на нефтедобывающих
инефтеперерабатывающих предприятиях в качестве деэмульгато ров вместо нейтрализованного черного контакта (НЧК) широко применяют неионогенные деэмульгаторы. В отличие от НЧК они не приводят к старению нефтяной эмульсии, а, наоборот, способ ствуют ее разрушению. Это позволяет применять на нефтедобыва ющих предприятиях новую технологию подготовки нефти — вну тритрубную деэмульсацию на участках промысловых сборных си стем и нефтепроводов с использованием существующих резервуаров. При этом деэмульгатор подается в поток нефти перед групповой установкой по сбору нефти. Содержание воды в нефти снижается до экономически оправданного предела — 0,5%.
При поставке нефти на нефтезаводы с более высокой обводнен-
нос'гыо затраты на транспортировку балласта, очистку сточных вод и обезвоживание нефти на заводах будут, как правило (исклю чая случаи размещения заводов вблизи промыслов), выше издержек обезвоживания нефти и захоронения сточных вод на промыслах.
Благодаря внутритрубной деэмульсации с помощью неионо генных деэмульгаторов упрощается и процесс промыслового обессо ливания нефти. Становится возможным использовать для этой цели действующие на нефтедобывающих предприятиях термохими ческие обезвоживающие установки. При их отсутствии и наличии резервной пропускной способности трубопроводов обессоливание, как показывает опыт Татарии, может осуществляться и в трубо проводе, находящемся между промысловым парком и головными сооружениями в районе добычи нефти путем подачи в трубопровод горячей промывочной воды.
Глубину обессоливания нефти на нефтепромыслах следует уста навливать с учетом качественных особенностей нефтей и степени минерализации сопутствующих им пластовых вод. В частности, необходимость в промысловом обессоливании западносибирских нефтей (пластовые воды которых слабо минерализованы) вообще отпадает. Промысловую подготовку этих нефтей можно ограничи вать глубоким обезвоживанием (с остаточным содержанием воды до 0,5%) методами внутритрубной деэмульсации с применением не ионогенных деэмульгаторов.
130
При подготовке нефтей на нефтезаводах (которая в сочетании с промысловой подготовкой должна обеспечить получение нефте сырья нужных кондиций) наиболее эффективными аппаратами, как показывает опыт Полоцкого, Рязанского и Киришского нефте перерабатывающих заводов, являются горизонтальные электроде гидраторы типа ЭГ, встроенные в установки первичной перегонки нефти. Применение таких электродегидраторов вместо отдельно стоящей электрообессоливающей установки с шаровыми электро дегидраторами и использование неионогенных деэмульгаторов сни жает капитальные затраты (в расчете на заводскую подготовку 1 т нефти) на 51,9% и эксплуатационные расходы на 44%. Остаточное содержание солей в нефтях, прошедших промысловую и заводскую подготовку, доводится до 5—7 мг/л и ниже. Расчеты показывают, что снижение содержания солей в нефтях с 10—20 до 5 мг/л обеспе чит в 1975 г. экономию 140—150 млн. руб.
Повышение качества автомобильных бензинов
В последние годы на основе внедрения в нефтепереработку со временных вторичных процессов достигнуты существенные сдвиги в улучшении качества автомобильных бензинов. В 1970 г. более 40% их выпускалось с повышенной октановой характеристикой (72 п. и выше). В текущем пятилетии и в более отдаленной перспек тиве должно вырабатываться преимущественно высокооктановое автотопливо.
Наиболее эффективный и дешевый путь улучшения качества автобензина — дальнейшее внедрение и развитие процессов катали тического облагораживания прямогонных бензинов, в первую оче редь, каталитического риформинга. Стоимость единицы повышения октанового числа суммарного заводского автобензина путем катали тического риформирования прямогонной фракции 85—180° С ромашкинской нефти (при мягком режиме облагораживания) в рас чете на 1 т бензина составит 15,9 коп. Это в 1,9 раза дешевле, чем при применении каталитического крекинга, и в 1,4—3,0 раза, чем при сочетании других процессов (см. табл. 10 и рис. 5). Каталити ческий риформинг отличается и наименьшими вложениями в произ водственные фонды. Автомобильный бензин с октановым числом 75 и. (по моторному методу без ТЭС), полученный компаундирова нием прямогонной фракции н. к. —85° С и риформинг-бензинов, — самый дешевый из числа высокооктановых бензинов.
При применении жесткого режима каталитического риформинга фракции 85—180° С, обеспечивающего в сочетании с прямой пере гонкой октановое число заводского автобензина 77 п. стоимость единицы повышения октанового числа повышается до 18,4 коп. на 1 т бензина, но сравнительно с другими процессами остается более низкой. Существенное дальнейшее повышение качества бен зина обеспечивает изомеризация прямогонной фракции н. к. —62° С и рафинатов риформинга.
9* |
131 |
Т а б л и ц а 10
Технико-экономические показатели производства автобензина при различных схемах переработки нефти
Наименование процесса |
Октановоечисло |
вбензиначистом моторный(виде )метод |
|
|
Прямая перегонка (н. к. —180° С) |
. . |
45,5 |
|
Прямая перегонка, каталитический рифор |
|
||
минг фракции 85—180° С .................... |
|
. 75 |
|
Прямая перегонка, каталитический рифор |
|
||
минг фракции 85—180° С (жесткий ре |
77 |
||
жим) ....................................................... |
|
|
|
Прямая перегонка, каталитическій! рифор |
|
||
минг фракции 62—180° С, изомеризация |
|
||
фракции и. к. — 62° С и рафината ри |
84 |
||
форминга ................................................ |
|
|
|
Прямая перегонка, термический крекинг |
53,2 |
||
м а зу т а ........................................................ |
|
|
|
Прямая перегонка, каталитический кре |
54,5 |
||
кинг фракции 350—500° С ................ |
|
||
Прямая перегонка, термоконтактный кре |
|
||
кинг гудрона, каталитический крекинг |
|
||
фракций 350—500° С, алкилирование |
59,5 |
||
оутан-бутиленовой ф ракц и и ................ |
|
||
Прямая перегонка, каталитический рифор |
|
||
минг фракции 62—180° С (жесткий ре |
79 |
||
жим), каталитический крекинг . . . |
|||
Прямая перегонка, каталитический рифор |
|
||
минг фракции 62—180° С, термоконтакт |
|
||
ный крекинг, |
изомеризация фракции |
78 |
|
и. к. — 62° С, |
алкилирование . . . . |
Выход бензина, % на нефть |
Себестоимость 1 т бензина, руб. |
19 |
12,4 |
16,6 |
17,1 |
15,8 |
18,2 |
14,2 |
20,4 |
31,5 |
14,3 |
26,6 |
15,15 |
36,2 |
18,2 |
22,7 |
19,45 |
31,1 |
22,4 |
Производственные фонды на 1 т бензина, руб.
5,3
17,3
18,1
26,0
9,4
10,5
16,8
20,7
27,3
Приведенные затра ты на 1 т бензина, руб.
13,5
20,6
21,8
25,6
16,2
17,3
21,5
23,6
27,8
Каталитический риформинг и изомеризация прямогонных бен зинов, обеспечивая повышение их детонационной стойкости, в то же время сопровождается уменьшением суммарного выхода бензина от нефти. Если задача увеличения октановых чисел бензина соче тается с необходимостью достижения повышенного выхода авто бензина, то каталитического облагораживания прямогонных бен зинов будет недостаточно. В этом случае важное значение приобре тают бензинообразующие процессы: каталитический крекинг, гид рокрекинг, термоконтактный крекинг, алкилирование и др., кото рые в отличие от платформинга и изомеризации являются не мето дами облагораживания бензина, а процессами превращения угле водородов, не входящих в пределы выкипания бензина, в автомо бильное топливо. Внедрение этих процессов увеличивает поэтому общую выработку автотоплива.
132
Однако обеспечивая увеличение выхода автобензина от нефти, а при использовании таких процессов, как каталитический крекинг, гидрокрекинг, алкилирование и выработку высокооктановых бен зинов, бензинообразующие процессы повышают октановое число заводского бензина в ограниченных пределах. Сочетание прямой перегонки нефти (н. к. —180° С) с термоконтактным крекингом гудрона и каталитическим крекингом, например, обеспечивает
Рис. 5. Экономическая эффективность различных путей повышения октановой характеристики автобензина:
а — стоимость единицы повышения октанового числа; б — капитальные вложения на едини цу повышения октанового числа.
1 — прямая перегонка, каталитический риформинг фракции 85—180° С; 2 — прямая пере гонка, каталитический риформинг фракции 85—180° С (жесткий режим); 3 — прямая пере гонка, каталитический риформинг фракции 62—180 °С; 4 — то же, изомеризация фракции н. к .—62° С; 5 — то же и рафината; в — прямая перегонка, термический крекинг мазута;
7 — прямая перегонка, каталитический крекинг фракции 350—500° С; 8 — то же, термиче ский крекинг гудрона и каталитического газойля; 9 — прямая перегонка, термоконтактный крекинг гудрона, каталитический крекинг фракций 350—500° С прямой перегонки и термо контактного крекинга гудрона; 10 — прямая перегонка, термоконтактный крекинг гудрона, каталитический крекинг, полимеризация; 11 — то же, алкилирование (вместо полимери зации); 12 — то же, полимеризация; 13 — прямая перегонка, риформинг фракции 62—180? С
(жесткий режим), |
каталитический крекинг; 14 — то же, термоконтактный крекинг гуд |
рона; 15 — то же, |
алкилирование; 16 — прямая перегонка, риформинг фракции 62—180° С, |
термоконтактный крекинг гудрона, каталитический крекинг, изомеризация фракции н. к. — 62° С; 17 — то же, алкилирование.
октановое число суммарного заводского бензина 57 п. Внедрение только бензинообразующих процессов не может, таким образом, обеспечить массового производства высокооктанового топлива. Ста новится необходимым сочетание бензинообразующих процессов, в первую очередь, каталитического крекинга с каталитическим об лагораживанием низкооктановых бензинов. Сочетание прямой пере гонки нефти, каталитического крекинга и каталитического рифор минга обеспечивает (при переработке ромашкинской нефти) полу чение автобензина с октановым числом порядка 79п. (без ТЭС) и повышает его выход от нефти с 19 до 22,7%. Стоимость единицы повышения октанового числа суммарного автобензина возрастает при этом до 21 коп/т, или на 23% выше, чем при получении авто
133