Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 0
бензина прямой перегонкой в сочетании с платформингом. На 13% увеличиваются и вложения в производственные фонды на прирост одной единицы октанового числа. Для повышения октановой ха рактеристики автомобильных бензинов, таким образом, необходимо рациональное использование и развитие различных процессов.
В текущем пятилетии, когда задача увеличения качества авто бензина решается при относительно сдержанном росте его произ водства, на передний план выдвигается форсированное развитие каталитического риформинга. С ростом потребности в высококаче ственном автотопливе наряду с каталитическим риформингом и изомеризацией важное значение будет иметь дальнейшее развитие каталитического крекинга, гидрокрекинга и других бензинообра зующих процессов.
Повышение детонационной стойкости автобензина улучшает ис |
||
пользование автомобильного парка. Исследования, проведенные |
||
ВНИИ |
НИ, |
показали, что повышение октанового числа бензина |
с 66 до |
85 |
п. при соответствующем совершенствовании двигателя |
увеличивает коэффициент полезного действия двигателя на 15%, а его топливную экономичность на 17—20%. С увеличением октано вого числа бензина на 10 единиц расход горючего снижается на 5—10%. В результате растет техническая скорость и грузоподъем ность автомобилей, увеличивается их производительность, снижа ется себестоимость транспортных перевозок.
Эффективность применения высокооктанового бензина возра стает, если повышение его детонационной стойкости сочетается со снижением в нем содержания серы. Исследования, проведенные НАМИ, показали, что с увеличением содержания серы в бензине от 0,05 до 0,1 и от 0,1 до 0,2% износ двигателя увеличивается в 1,5— 2 раза, а при дальнейшем увеличении содержания серы с 0,2 до 0,3% еще на 30—70%. Наличие серы в бензине влечет за собой падение мощности двигателя на 20% с увеличением содержания серы с 0,05
до 0,6%.
Производство и применение автомобильных бензинов высокого качества обеспечивают значительный экономический эффект. По
расчетам ВНИИ НП, замена автомобилей ЗИЛ-164 |
на |
ЗИЛ-130 |
с переходом с автобензина А-66 на автобензин А-76 |
(в |
сочетании |
с гидрообессериванием бензина) обеспечивает экономию на авто транспорте в расчете на 1 т израсходованного бензина по эксплуа тационным расходам (без затрат на топливо) до 13 руб. и капиталь ным вложениям до 25 руб. При использовании прироста мощности двигателя на увеличение грузоподъемности автомобиля эта эконо мия будет еще больше и составит соответственно 32 и 43 руб. на 1 т бензина. Примерно в таких же размерах обеспечивается экономия при переводе автомобилей с автобензина А-76 на автобензин с окта новым числом 86п. Дополнительные текущие издержки производства автобензина, связанные с повышением его октанового числа и гидро очисткой, перекрываются в 4—8 раз экономией, получаемой авто мобильным транспортом.
134
Повышение качества дизельного топлива
В 1970 г. на долю дизельного топлива с содержанием серы менее 0,5% приходилось 84,3% в общем объеме производства. В текущем пятилетии (1971—1975 гг.) предусматривается в основном произ водство малосернистого дизельного топлива. Увеличивается выпуск топлива с содержанием серы до 0,2%.
Эту задачу наиболее полно и эффективно можно решить путем дальнейшего внедрения процесса гидроочистки — каталитического воздействия на сернистые соединения, содержащиеся в дизельных фракциях, водородом.
Гидроочистка дизельного топлива обеспечивает удаление серы и сернистых соединений из дизельных фракций до любого остаточ ного содержания. Выход обессеренного дизельного топлива после гидроочистки достигает 94—97% от сырья. Эксплуатационные из держки процесса (включая стоимость водорода) на установках мощ ностью 900—1500 тыс. т/год составляют 2—2,5 руб. на 1 т обессерен ного топлива. В результате себестоимость 1 т дизельного топлива прямогонного происхождения по сравнению с себестоимостью сер нистого топлива возрастает на 15—17%. Более чем вдвое увеличи вается фондоемкость производства топлива. Применение обессерен ного дизельного топлива дает народному хозяйству большую эко номию.
Сроки службы новых автомобильных двигателей при работе их на малосернистом топливе в 1,55 раза, а двигателей, побывавших в ремонте, в 2,2 раза превышают сроки службы их с использованием сернистого дизельного топлива. Экономия эксплуатационных затрат, полученная автомобильным транспортом при применении малосер нистого топлива, вместо сернистого, составляет около 5 руб. и при эксплуатации тепловозов около 2,6 руб. на 1 т потребленного то плива. Эксплуатационные затраты нефтеперерабатывающей про мышленности, связанные с гидроочисткой сернистых дизельных фракций, перекрываются в 2 раза экономией, реализуемой авто транспортными хозяйствами.
Повышение качества котельного топлива
Улучшение качества котельного топлива — снижение содержа ния зольных элементов, механических примесей, уменьшение вяз кости — предполагает прежде всего обеспечение более совершенной подготовки нефти. Снижение содержания солей в нефти до 20 мг/л позволяет получить мазут зольностью 0,08—0,05%, что соответ ствует уровню лучших зарубежных стандартов на жидкое котельное топливо. Эту задачу можно решить с наименьшими затратами, широко применив при подготовке нефти неионогенные деэмульгаторы. На Московском нефтеперерабатывающем заводе благодаря более совершенной подготовке нефтей уже в 1962 г. зольность котельного топлива снижена до 0,04—0,1%.
135
Улучшению качества котельного топлива способствует внедрение новых технологических процессов и, в частности, термоконтактного крекинга, гидроочистки, гидрокрекинга, деасфальтизации мазута.
Переработка мазутов сернистых и высокосернистых нефтей по схеме вакуумная перегопка — каталитический крекинг тяжелых дистиллятов — термический крекинг гудрона, которая пока явля ется основной схемой переработки мазутов, не обеспечивает полу чение котельного топлива нужного качества. Мазуты и полученное из них при термическом крекинге котельное топливо характеризу ются высокой температурой застывания, большим содержанием серы (порядка 2,8% при переработке сернистых и свыше 4% при переработке высокосернистых нефтей) и механических примесей.
Процесс термоконтактного крекинга гудрона сернистых и высоко сернистых нефтей позволяет получить котельное топливо с низким содержанием золы (не более 0,03%). Сочетание процесса с гидро очисткой дистиллятных фракций прямой перегонки обеспечивает путем частичного вовлечения этих фракций в котельное топливо получение маловязкого, малозольного топлива с содержанием серы
1-1,5% .
Расчеты, выполненные ВНИИ НП, показали, что включение в схему переработки ромашкинской и арланской нефтей термокон тактного крекинга гудрона и гидроочистки дистиллятных фракций (взамен каталитического и термического крекинга) увеличивает себестоимость 1 т котельного топлива из ромашкинской нефти на 1,2 и 2,9 руб. при снижении, содержания серы до 1,5 и 1% соответ ственно, а из арланской нефти — на 3,2 руб. (при снижении содер жания серы до 1,5%). В 1,7—2 раза возрастают удельные капиталь ные вложения в расчете на 1 т котельного топлива. Дополнитель ные затраты нефтеперерабатывающих заводов, связанные со сни жением содержания серы в котельном топливе, особенно при полу чении его из высокосернистых нефтей, таким образом, весьма зна чительны. Важное значение имеет дальнейшее совершенствование технологии получения котельного топлива.
§ 10. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Планирование технического прогресса — органическая часть плана развития всех отраслей народного хозяйства и предприятий.
Народнохозяйственный план выступает как мощное орудие ускорения научно-теінического прогресса и обеспечения единой технической политики в каждой отрасли промышленности. Все разделы ее формируются при ведущей роли плана развития и вне дрения новой техники.
План развития и внедрения новой техники в нефтяной и газовой промышленности, так же как и в других отраслях, должен отражать главные направления технического прогресса. Он направлен на внедрение наиболее прогрессивных технических мероприятий и исходит из долгосрочных научно-технических прогнозов, предло
136
жений Государственного комитета Совета Министров СССР по на уке и техпике, проектов планов министерств. Планирование научнотехнического прогресса дает возможность предусмотреть оптималь ную структуру общественного производства и повышение его эф фективности.
В состав единого годового народнохозяйственного плана входит как неразрывная его часть план «Научно-исследовательские работы и использование достижений науки и техники в народном хозяйстве», включающий следующие основные разделы:
1) |
научно-исследовательские и опытные работы; |
2) |
освоение новых видов промышленной продукции; |
3) |
внедрение передовой технологии, механизации и автомати |
зации производственных процессов, автоматизированных систем управления;
4) |
внедрение вычислительной техники в народное хозяйство; |
5) |
финансирование научно-исследовательских работ; |
6)подготовка научных и научно-педагогических кадров;
7)внедрение научной организации труда.
План развития и внедрения новой техники связан с производ ственной' программой, планом капитального строительства, планом по труду и заработной плате, планом по рентабельности и себе стоимости и другими разделами отраслевого плана. Эта связь вы ражается в том, что внедрение технических мероприятий влияет, во-первых, на уровень ряда показателей этих планов, а во-вторых, на потребность в материальных и финансовых ресурсах. Так, при менение вторичных методов добычи нефти учитывают в производ ственной программе в связи с приростом добычи нефти, в плане капитального строительства — вследствие сооружения объектов за воднения, в плане по труду — из-за необходимости их обслуживания
ит. д.
Вплане новой техники устанавливают задания по осуществлению различных технических мероприятий, определяют стоимость пла нируемых работ и абсолютную экономическую эффективность от
внедрения этих мероприятий. Абсолютную эффективность при этом рассчитывают по ранее изложенной методике.
Г л а в а VI
РАЗМЕЩЕНИЕ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
§ 1. ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Правильное размещение социалистической промышленности имеет первостепенное значение для развития производительных сил, подъ ема материального благосостояния и культуры народов СССР. От него зависят рациональное использование природных ресурсов страны, развитие экономики и культуры всех союзных республик и экономических районов, обороноспособность Советского государ ства. Правильное размещение производительных сил — необхо димая предпосылка непрерывного подъема производительности об
щественного |
труда. |
промышленности понимается гео |
Под р а з м е щ е н и е м |
||
графическое |
распределение |
действующих и новых предприятий |
иих комплексов по территории страны и ее экономическим районам.
Внефтяной, газовой и нефтехимической промышленности для оценки размещения используют натуральные показатели, определяющие производственную мощность предприятия и объем производства (добыча нефти в тоннах, добыча газа в млн. кубометров, объем переработки нефти в тоннах, производство синтетического каучука в тоннах и др.), и показатели, характеризующие распределение между районами выпуска продукции в денежном выражении.
Размещение промышленности по территории страны определяется характером господствующих производственных отношений. При ка питализме размещение производства подчинено интересам капита-
листов-предпринимателей, осуществляется стихийно, что приводит к огромным растратам общественного труда.
Социалистический способ производства открыл возможности ра ционального размещения промышленности. Общественная собствен ность на средства производства позволяет размещать производи тельные силы планомерно, на научной основе с тем, чтобы были созданы благоприятные условия для развития и повышения эффек тивности общественного производства.
Основные |
п р и н ц и п ы |
размещения социалистической про |
мышленности: |
1) приближение |
промышленности к источникам |
138