Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 324
Скачиваний: 0
чивается бесперебойность снабжения сырьем нефтеперерабатыва ющих заводов, сокращаются гіотери его в пути, отпадают отлича ющиеся большой трудоемкостью операции по наливу и сливу, откры ваются возможности широкой механизации и автоматизации транспортного процесса.
Приведенные затраты перекачки нефти по мощным трубопрово дам (диаметром 720 мм и более), удельное значение которых в нефтеперевозках систематически возрастает в расчете на 1 т условного топлива (1 т у. т.), в 2,2—5 раз ниже затрат на нефтеперевозки по электрифицированным железнодорожным магистралям. На пере качку нефти по трубопроводу диаметром 1020 мм на 1000 км тре буется всего 0,9 руб. приведенных затрат на 1 т у. т., что составляет лишь 25% затрат на добычу западносибирской нефти. С увеличением диаметра нефтепровода до 1420 мм приведенные затраты на пере качку нефти снижаются до 0,6 руб/1 т у. т. Уменьшается и доля транспортных затрат в себестоимости добычи и транспорта нефти.
Передача газа по газопроводам, являющимся единственным видом транспорта его в больших объемах, характеризуется по сравнению с трубопроводным транспортом нефти худшими экономическими пока зателями.
Из-за необходимости перемещения больших физических масс (примерно 1000 м3 газа эквивалентна по своей теплотворной способ ности 1 м3 нефти) пропускная способность трубопровода прй пере качке газа сокращается в 4 раза и более. При перекачке газа осо бенно на дальние расстояния возникают большие затраты энергии на компрессию газа. Себестоимость транспорта природного газа по трубопроводам диаметром 1420 мм почти в 7 раз, а удельные капи тальные вложения в 2,3 раза выше, чем при транспорте эквивалент ного количества нефти по трубопроводам того же диаметра. В резуль тате при передаче природного газа, добываемого в Западной Сибири и Средней Азии, в районы европейской части СССР (на расстояние 2000—2500 км) стоимость газа по сравнению с затратами на его добычу увеличивается втрое.
Однако приведенные затраты на перекачку природного газа в 1,4 раза меньше затрат на железнодорожные перевозки каменного угля типа кузнецкого и в 3 раза меньше канско-ачинского. Затраты на добычу природного газа в Сибири и Средней Азии и транспорт его в центральные районы европейской части страны оказываются, как правило, ниже затрат на добычу и ближний транспорт местного угольного топлива. Сжигание газа на месте его добычи для выра ботки электроэнергии и передача ее по проводам характеризуются по сравнению с передачей газа менее благоприятными показателями.
Снижение издержек транспорта нефти и газа на основе развития сети магистральных трубопроводов расширяет возможности вовлече ния в народнохозяйственный оборот отдаленных нефтяных и газовых месторождений, эксплуатация которых сопровождается благоприят ными экономическими показателями. Это в свою очередь вносит изменения в географию нефтегазодобычи.
148
Важнейшие особенности и факторы размещения нефтеперерабатывающей промышленности
На размещение нефтеперерабатывающей промышленности влияют: транспортабельность нефти и продуктов ее переработки, размещение потребителей нефтепродуктов, эффективность использования жидкого котельного топлива в отдельных районах, связь нефтехимических производств с нефтепереработкой, уровень концентрации производ ства, сложившееся размещение нефтеперерабатывающих мощностей. Размещение нефтеперерабатывающих заводов в определенной сте пени зависит и от условий водоснабжения и сброса отработанных вод.
Нефть по сравнению с продуктами ее переработки характери зуется, как правило, более высокой транспортабельностью. По трубопроводу, являющемуся наиболее экономичным видом маги стрального транспорта топлива и энергии, перекачивается вся нефть, а из продуктов ее переработки — преимущественно светлые нефте продукты. Перекачка по продуктопроводу таких нефтепродуктов, как парафины, смазочные масла, битум, мазуты, жидкие газы, на долю которых приходится 35% и более всей товарной продукции нефтеперерабатывающего завода, технически невозможна или пока еще не экономична. Их перевозят железнодорожным и водным транс портом. Издержки железнодорожных перевозок жидкого топлива высоки, превышают затраты на транспортировку высококалорийного угля. Перекачка светлых нефтепродуктов по сравнению с перекачкой нефтей средней вязкости (к которым относится подавляющая часть нефтей, добываемых в СССР) требует дополнительных затрат и обхо дится в расчете на 1 т продукции дороже на 40—60%. Все это при водит к тому, что перевозка нефтесырья обычно экономически выгод нее перевозки продуктов его переработки.
Высокая транспортабельность нефтесырья по сравнению с готовой продукцией и широкое строительство сети магистральных трубо проводов сделали целесообразным приближение нефтеперерабатыва ющей промышленности к центрам потребления нефтепродуктов. В районах добычи нефти размеры переработки должны ограничи ваться потребностями в нефтепродуктах тяготеющих к этим районам зон. Так достигается значительная экономия на транспортных рас ходах и в конечном счете экономия общественного труда.
Следует учитывать, что нефтепродукты, как и нефть, на дальние расстояния обычно транспортируют (либо можно транспортировать) по трубопроводу. Повышенная себестоимость перекачки 1 т светлых по сравнению с себестоимостью перекачки нефти компенсируется меньшим их количеством (по сравнению с нефтесырьем), подлежащим перекачке. Размещение нефтеперерабатывающей промышленности в районе потребления светлых нефтепродуктов не имеет поэтому особых экономических преимуществ по сравнению с размещением ее в районе добычи нефти.
Подавляющую часть нефтепродуктов, которые пока еще техни чески сложно и экономически неэффективно перекачивать на дальние
149
расстояния, представляет жидкое котельное топливо — топочные мазуты. Выход мазута при переработке достигает 30% и более от переработанной нефти. Во многих районах страны топочный мазут экономически предпочтителен по сравнению с другими видами то плива и занимает важное место в топливном балансе промышленности и транспорта. Именно с транспортом мазутов связаны повышенные транспортные издержки, которые необходимо учитывать при выборе района размещения нефтеперерабатывающих мощностей. Поэтому предпочтительно нефтеперерабатывающие заводы особенно с неглу бокой переработкой нефти при прочих равных условиях размещать в первую очередь в районах интенсивного потребления топочных мазутов.
Возрастающее использование сырья нефтяного происхождения, в частности, нефтезаводских газов, низкооктановых бензиновых фракций, в перспективе более тяжелых фракций нефти — характер ная особенность развития современной химической промышленности. Многие из нефтехимических производств отличаются высокой мате- риало-, энерго- и теплоемкостью. Размещение их вблизи от источ ников дешевого сырья и топлива (даже в условиях транспорта гото вой продукции на большие расстояния) обеспечивает значительную экономию.
Помимо затрат на транспорт нефти и нефтепродуктов и роли мазута в топливном балансе района при выборе района размещения нефтеперерабатывающего завода и глубины переработки нефти необходимо учитывать последствия размещения в разных районах нефтехимических производств, неразрывно связанных с нефтепере рабатывающими заводами. В районах страны, располагающих деше вым каменным углем и природным газом (Западная и Восточная Сибирь, Средняя Азия), целесообразно размещать нефтеперераба тывающие заводы, рассчитанные на максимальный выход моторных топлив и нефтехимического сырья с минимальным выходом котель ного топлива.
Для развития нефтеперерабатывающей промышленности харак терна концентрация производства. Крупные нефтезаводы, перераба тывающие 6 млн, т и более нефти в год, занимают в настоящее время главное место в выработке нефтепродуктов. В текущем десяти летии удельное значение крупных предприятий продолжает воз растать. С увеличением размеров нефтезаводов, если оно не соче тается с равнозначным возрастанием плотности потребления нефте
продуктов, возрастают |
район |
потребления |
продукции |
завода |
и дальность перевозки нефтепродуктов, а число нефтезаводов |
отно |
|||
сительно сокращается. |
Вместо |
нескольких |
центров нефтеперера |
ботки в том или ином крупном экономическом районе она сосре доточивается в одном пункте.
При размещении новых мощностей приходится учитывать уже сложившееся размещение нефтеперерабатывающих заводов, возмож ности роста производства, связанные с реконструкцией, расшире нием и техническим перевооружением.
150
Реконструкция действующих заводов позволяет увеличивать про изводственные мощности в более сжатые сроки, чем возведение новых предприятий. Уменьшаются капитальные затраты на единицу прироста продукции, повышается производительность труда, сни жается себестоимость продукции.
Большой экономический эффект, который реализуется путем реконструкции действующих нефтезаводов, возможности увели чить выработку нефтепродуктов в кратчайшие сроки — все это опре делило широкое развитие нефтеперерабатывающей промышленности в таких сложившихся центрах нефтепереработки, как Башкирия, Куйбышевская область, Азербайджан, Чечено-Ингушетия.
Важнейшие особенности и факторы размещения нефтехимической промышленности
На географическое размещение нефтехимической промышлен ности влияют: развитие и размещение нефтегазодобывающей и нефте газоперерабатывающей отраслей промышленности; направление транспорта нефти и газа; материало-, энерго- и теплоемкость нефте химических производств; прогресс техники и технологии химической переработки сырья; транспортабельность сырья, топлива и готовой продукции; эффективность комбинирования химических производств с нефтегазопереработкой; условия водоснабжения и сброса промыш ленных сточных вод; размещение потребителей нефтехимических продуктов; сложившееся размещение нефтехимических производств.
Связь между географией размещения нефтегазодобычи и нефте газопереработки и размещением предприятий нефтехимической про мышленности определяется значительной материало-, энерго- и те плоемкостью большинства нефтехимических производств, высокой эффективностью комбинирования их с нефтегазопереработкой, не транспортабельностью либо сложностью передачи на большие рас стояния отдельных видов углеводородного сырья.
Так, на производство 1 т синтетического каучука расходуется 2—4 т сырья и 10—12 т условного топлива. Затраты на сырье, основ ные и вспомогательные материалы, топливо и энергию превышают 75% всех затрат на производство нефтехимической продукции. Сооружение специальных маломощных трубопроводов для транс порта всех видов углеводородного сырья (сжиженные компоненты попутных и нефтезаводских газов, сероводородсодержащие газы нефтезаводов и др.) нецелесообразно, а поставка этого сырья в же лезнодорожных цистернах либо баллонах обходится очень дорого.
Как показали расчеты, издержки транспорта нефти и газа по трубопроводам большого диаметра совпадают с издержками пере возки химических продуктов по железной дороге лишь в том случае, когда суммарный расход сырья и энергоресурсов не превышает 1,5 т в газовом и 3 т в нефтяном эквиваленте. Размещение производства синтетического каучука, пластмасс и других полимеров, расходу ющих на 1 т готовой продукции свыше 5 т углеводородного сырья,
151