Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чивается бесперебойность снабжения сырьем нефтеперерабатыва­ ющих заводов, сокращаются гіотери его в пути, отпадают отлича­ ющиеся большой трудоемкостью операции по наливу и сливу, откры­ ваются возможности широкой механизации и автоматизации транспортного процесса.

Приведенные затраты перекачки нефти по мощным трубопрово­ дам (диаметром 720 мм и более), удельное значение которых в нефтеперевозках систематически возрастает в расчете на 1 т условного топлива (1 т у. т.), в 2,2—5 раз ниже затрат на нефтеперевозки по электрифицированным железнодорожным магистралям. На пере­ качку нефти по трубопроводу диаметром 1020 мм на 1000 км тре­ буется всего 0,9 руб. приведенных затрат на 1 т у. т., что составляет лишь 25% затрат на добычу западносибирской нефти. С увеличением диаметра нефтепровода до 1420 мм приведенные затраты на пере­ качку нефти снижаются до 0,6 руб/1 т у. т. Уменьшается и доля транспортных затрат в себестоимости добычи и транспорта нефти.

Передача газа по газопроводам, являющимся единственным видом транспорта его в больших объемах, характеризуется по сравнению с трубопроводным транспортом нефти худшими экономическими пока­ зателями.

Из-за необходимости перемещения больших физических масс (примерно 1000 м3 газа эквивалентна по своей теплотворной способ­ ности 1 м3 нефти) пропускная способность трубопровода прй пере­ качке газа сокращается в 4 раза и более. При перекачке газа осо­ бенно на дальние расстояния возникают большие затраты энергии на компрессию газа. Себестоимость транспорта природного газа по трубопроводам диаметром 1420 мм почти в 7 раз, а удельные капи­ тальные вложения в 2,3 раза выше, чем при транспорте эквивалент­ ного количества нефти по трубопроводам того же диаметра. В резуль­ тате при передаче природного газа, добываемого в Западной Сибири и Средней Азии, в районы европейской части СССР (на расстояние 2000—2500 км) стоимость газа по сравнению с затратами на его добычу увеличивается втрое.

Однако приведенные затраты на перекачку природного газа в 1,4 раза меньше затрат на железнодорожные перевозки каменного угля типа кузнецкого и в 3 раза меньше канско-ачинского. Затраты на добычу природного газа в Сибири и Средней Азии и транспорт его в центральные районы европейской части страны оказываются, как правило, ниже затрат на добычу и ближний транспорт местного угольного топлива. Сжигание газа на месте его добычи для выра­ ботки электроэнергии и передача ее по проводам характеризуются по сравнению с передачей газа менее благоприятными показателями.

Снижение издержек транспорта нефти и газа на основе развития сети магистральных трубопроводов расширяет возможности вовлече­ ния в народнохозяйственный оборот отдаленных нефтяных и газовых месторождений, эксплуатация которых сопровождается благоприят­ ными экономическими показателями. Это в свою очередь вносит изменения в географию нефтегазодобычи.

148


Важнейшие особенности и факторы размещения нефтеперерабатывающей промышленности

На размещение нефтеперерабатывающей промышленности влияют: транспортабельность нефти и продуктов ее переработки, размещение потребителей нефтепродуктов, эффективность использования жидкого котельного топлива в отдельных районах, связь нефтехимических производств с нефтепереработкой, уровень концентрации производ­ ства, сложившееся размещение нефтеперерабатывающих мощностей. Размещение нефтеперерабатывающих заводов в определенной сте­ пени зависит и от условий водоснабжения и сброса отработанных вод.

Нефть по сравнению с продуктами ее переработки характери­ зуется, как правило, более высокой транспортабельностью. По трубопроводу, являющемуся наиболее экономичным видом маги­ стрального транспорта топлива и энергии, перекачивается вся нефть, а из продуктов ее переработки — преимущественно светлые нефте­ продукты. Перекачка по продуктопроводу таких нефтепродуктов, как парафины, смазочные масла, битум, мазуты, жидкие газы, на долю которых приходится 35% и более всей товарной продукции нефтеперерабатывающего завода, технически невозможна или пока еще не экономична. Их перевозят железнодорожным и водным транс­ портом. Издержки железнодорожных перевозок жидкого топлива высоки, превышают затраты на транспортировку высококалорийного угля. Перекачка светлых нефтепродуктов по сравнению с перекачкой нефтей средней вязкости (к которым относится подавляющая часть нефтей, добываемых в СССР) требует дополнительных затрат и обхо­ дится в расчете на 1 т продукции дороже на 40—60%. Все это при­ водит к тому, что перевозка нефтесырья обычно экономически выгод­ нее перевозки продуктов его переработки.

Высокая транспортабельность нефтесырья по сравнению с готовой продукцией и широкое строительство сети магистральных трубо­ проводов сделали целесообразным приближение нефтеперерабатыва­ ющей промышленности к центрам потребления нефтепродуктов. В районах добычи нефти размеры переработки должны ограничи­ ваться потребностями в нефтепродуктах тяготеющих к этим районам зон. Так достигается значительная экономия на транспортных рас­ ходах и в конечном счете экономия общественного труда.

Следует учитывать, что нефтепродукты, как и нефть, на дальние расстояния обычно транспортируют (либо можно транспортировать) по трубопроводу. Повышенная себестоимость перекачки 1 т светлых по сравнению с себестоимостью перекачки нефти компенсируется меньшим их количеством (по сравнению с нефтесырьем), подлежащим перекачке. Размещение нефтеперерабатывающей промышленности в районе потребления светлых нефтепродуктов не имеет поэтому особых экономических преимуществ по сравнению с размещением ее в районе добычи нефти.

Подавляющую часть нефтепродуктов, которые пока еще техни­ чески сложно и экономически неэффективно перекачивать на дальние

149



расстояния, представляет жидкое котельное топливо — топочные мазуты. Выход мазута при переработке достигает 30% и более от переработанной нефти. Во многих районах страны топочный мазут экономически предпочтителен по сравнению с другими видами то­ плива и занимает важное место в топливном балансе промышленности и транспорта. Именно с транспортом мазутов связаны повышенные транспортные издержки, которые необходимо учитывать при выборе района размещения нефтеперерабатывающих мощностей. Поэтому предпочтительно нефтеперерабатывающие заводы особенно с неглу­ бокой переработкой нефти при прочих равных условиях размещать в первую очередь в районах интенсивного потребления топочных мазутов.

Возрастающее использование сырья нефтяного происхождения, в частности, нефтезаводских газов, низкооктановых бензиновых фракций, в перспективе более тяжелых фракций нефти — характер­ ная особенность развития современной химической промышленности. Многие из нефтехимических производств отличаются высокой мате- риало-, энерго- и теплоемкостью. Размещение их вблизи от источ­ ников дешевого сырья и топлива (даже в условиях транспорта гото­ вой продукции на большие расстояния) обеспечивает значительную экономию.

Помимо затрат на транспорт нефти и нефтепродуктов и роли мазута в топливном балансе района при выборе района размещения нефтеперерабатывающего завода и глубины переработки нефти необходимо учитывать последствия размещения в разных районах нефтехимических производств, неразрывно связанных с нефтепере­ рабатывающими заводами. В районах страны, располагающих деше­ вым каменным углем и природным газом (Западная и Восточная Сибирь, Средняя Азия), целесообразно размещать нефтеперераба­ тывающие заводы, рассчитанные на максимальный выход моторных топлив и нефтехимического сырья с минимальным выходом котель­ ного топлива.

Для развития нефтеперерабатывающей промышленности харак­ терна концентрация производства. Крупные нефтезаводы, перераба­ тывающие 6 млн, т и более нефти в год, занимают в настоящее время главное место в выработке нефтепродуктов. В текущем десяти­ летии удельное значение крупных предприятий продолжает воз­ растать. С увеличением размеров нефтезаводов, если оно не соче­ тается с равнозначным возрастанием плотности потребления нефте­

продуктов, возрастают

район

потребления

продукции

завода

и дальность перевозки нефтепродуктов, а число нефтезаводов

отно­

сительно сокращается.

Вместо

нескольких

центров нефтеперера­

ботки в том или ином крупном экономическом районе она сосре­ доточивается в одном пункте.

При размещении новых мощностей приходится учитывать уже сложившееся размещение нефтеперерабатывающих заводов, возмож­ ности роста производства, связанные с реконструкцией, расшире­ нием и техническим перевооружением.

150


Реконструкция действующих заводов позволяет увеличивать про­ изводственные мощности в более сжатые сроки, чем возведение новых предприятий. Уменьшаются капитальные затраты на единицу прироста продукции, повышается производительность труда, сни­ жается себестоимость продукции.

Большой экономический эффект, который реализуется путем реконструкции действующих нефтезаводов, возможности увели­ чить выработку нефтепродуктов в кратчайшие сроки — все это опре­ делило широкое развитие нефтеперерабатывающей промышленности в таких сложившихся центрах нефтепереработки, как Башкирия, Куйбышевская область, Азербайджан, Чечено-Ингушетия.

Важнейшие особенности и факторы размещения нефтехимической промышленности

На географическое размещение нефтехимической промышлен­ ности влияют: развитие и размещение нефтегазодобывающей и нефте­ газоперерабатывающей отраслей промышленности; направление транспорта нефти и газа; материало-, энерго- и теплоемкость нефте­ химических производств; прогресс техники и технологии химической переработки сырья; транспортабельность сырья, топлива и готовой продукции; эффективность комбинирования химических производств с нефтегазопереработкой; условия водоснабжения и сброса промыш­ ленных сточных вод; размещение потребителей нефтехимических продуктов; сложившееся размещение нефтехимических производств.

Связь между географией размещения нефтегазодобычи и нефте­ газопереработки и размещением предприятий нефтехимической про­ мышленности определяется значительной материало-, энерго- и те­ плоемкостью большинства нефтехимических производств, высокой эффективностью комбинирования их с нефтегазопереработкой, не­ транспортабельностью либо сложностью передачи на большие рас­ стояния отдельных видов углеводородного сырья.

Так, на производство 1 т синтетического каучука расходуется 2—4 т сырья и 10—12 т условного топлива. Затраты на сырье, основ­ ные и вспомогательные материалы, топливо и энергию превышают 75% всех затрат на производство нефтехимической продукции. Сооружение специальных маломощных трубопроводов для транс­ порта всех видов углеводородного сырья (сжиженные компоненты попутных и нефтезаводских газов, сероводородсодержащие газы нефтезаводов и др.) нецелесообразно, а поставка этого сырья в же­ лезнодорожных цистернах либо баллонах обходится очень дорого.

Как показали расчеты, издержки транспорта нефти и газа по трубопроводам большого диаметра совпадают с издержками пере­ возки химических продуктов по железной дороге лишь в том случае, когда суммарный расход сырья и энергоресурсов не превышает 1,5 т в газовом и 3 т в нефтяном эквиваленте. Размещение производства синтетического каучука, пластмасс и других полимеров, расходу­ ющих на 1 т готовой продукции свыше 5 т углеводородного сырья,

151