Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этому сводится к вопросу об

о ч е р е д н о с т и

в в о д а

в р а з ­

р а б о т к у отдельных месторождений и о темпах их

развития.

Р а з м е р ы нефтяной и

газовой залежи,

заключенные в ней

з а п а с ы нефти и газа прежде всего определяют, какие из открытых нефтегазовых баз будут введены в разработку в ближайший период и какими темпами они будут развиваться. Освоение и разработка крупных месторождений требуют меньше удельных капитальных вложений. Они обычно высокопродуктивны, себестоимость добычи там в несколько раз ниже, чем на мелких месторождениях. Все это указывает на необходимость первоочередного использования ресурсов, заключенных в крупных месторождениях.

Большое значение при выборе очередности использования тех или иных месторождений имеют п р и р о д н ы е у с л о в и я з а ­ л е г а н и я и д о б ы ч и з а п а с о в э т и х м е с т о р о ж д е - н и й: геолого-физические условия нефтегазоразработки (буримость пород, глубина скважин, режим нефтяного пласта, число продук­ тивных горизонтов, пластовое давление и др.), естественно-географи­ ческие условия расположения месторождения. Они в основном опре­ деляют выбор технических средств бурения и эксплуатации скважин, систему разработки залежи, влияют на сроки ввода месторождений в эксплуатацию, размеры связанных с этим капитальных вложений, экономические показатели разработки.

Один из важнейших природных факторов разработки месторо­ ждений — глубина скважин. С увеличением глубины скважин скорость проходки обычно снижается, а время сооружения скважин, стоимость бурения, издержки эксплуатации возрастают. В Куйбы­ шевской области с возрастанием глубины скважин с 1500 до 3000 м коммерческая скорость бурения снижается в 1,9 раза, а время со­ оружения скважины с 26 дней увеличивается до 3 месяцев. Стоимость скважины возрастает в 4 раза, примерно в 2,0 раза увеличиваются затраты на их эксплуатацию.

Важное природное условие нефтегазоразработки — многопластовость месторождения. При наличии в разрезе месторождения не­ скольких продуктивных горизонтов в определенных условиях от­ крывается возможность бурения многорядных скважин (стоимость которых на 20% и более дешевле обычных скважин) и одновременно­ раздельной эксплуатации нескольких пластов одной скважиной. Это сокращает сроки разработки месторождения и увеличивает текущую добычу нефти и газа. При этом сокращаются капитальные вложения в бурение скважин и промысловые коммуникации, сни­ жается себестоимость добычи.

Режим пласта отражается на сроках разработки залежи, уровне текущей добычи нефти, степени извлечения ее из недр, экономиче­ ских показателях разработки. Наибольшей эффективностью отли­ чаются напорные режимы, особенно водонапорный.

Коэффициент нефтеотдачи при водонапорном режиме достигает 0,5—0,8, в то время как при газонапорном 0,4—0,7, а при режиме растворенного газа 0,15—0,3. Это, а также сокращение общего срока

Ш


разработки залежи при работе на водонапорном режиме обеспечи­ вают более высокий уровень текущей добычи, сокращение трудовых и материальных затрат.

Значительными особенностями и дополнительными видами затрат отличается разработка морских нефтяных месторождений. Капи­ тальные вложения и себестоимость добычи на морских промыслах возрастают вследствие использования специальных гидротехниче­ ских сооружений — морских эстакад или отдельных оснований, из-за особых условий транспортировки людей и грузов. Капиталь­ ные вложения в разработку морского месторождения Нефтяные Камни в Азербайджане, например, в 1,75 раза больше капитальных вложений на разработку аналогичного месторождения на суше.

Важное значение принадлежит к а ч е с т в у н е ф т и и г а з а . Содержание в нефти светлых, парафинов, серы, смол и др. определяет технологию нефтепереработки, выход отдельных видов продукции, а следовательно, и экономические показатели производства. По­ этому удельные капитальные затраты и эксплуатационные расходы при переработке нефтей различного качества неодинаковы.

При переработке малосернистых нефтей отпадает необходимость в процессах гидрогенизационного обессеривания моторных топлив, сокращается и объем некоторых других вторичных процессов пере­ работки. В результате уменьшаются капитальные вложения в строи­ тельство нефтезаводов и эксплуатационные издержки переработки нефти.

Повышенное содержание в нефти целевых продуктов — светлых, парафина, масел — позволяет вести переработку по относительно более простой схеме. Сокращается для равноценного использования сырья объем ряда процессов. Могут стать ненужными и некоторые процессы, рассчитанные на углубление переработки. Капитальные и эксплуатационные затраты, а в конечном счете и себестоимость нефтепродуктов сокращаются.

Об экономических возможностях, открываемых добычей и пере работкой высококачественных нефтей, дает представление сравнение показателей переработки нефтей различного качества (табл. 11).

При глубокой переработке в топливном направлении по прин­ ципиально однотипной схеме отбор светлых нефтепродуктов из мало­ сернистых ставропольской и малгобекской нефтей примерно на 6— 13% выше отбора светлых из сернистой ромашкинской нефти. Число процессов переработки сокращается до 8—9 (вместо 13 при пере­ работке сернистых нефтей). Капитальные вложения в нефтепере­ работку сокращаются на 6—25%, а эксплуатационные издержки переработки на 14—29%. На переработке каждой тонны нефти эко­ номится по сравнению с переработкой сернистых нефтей УралоПоволжья примерно 0,8—1,3 руб. С дальнейшим увеличением содер­ жания серы в нефти экономические показатели переработки ухуд­ шаются. При глубокой переработке высокосернистой нефти типа арланской выход светлых составляет 49%. Эксплуатационные из­ держки переработки в расчете на 1 т светлых нефтепродуктов пре-

144


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

И

Экономические показатели переработки нефтей различного качества

 

 

 

 

 

 

Топливное направление переработки нефтей

 

Наименование

 

 

Малосернистая

сернистая нефть

высоко­

 

 

нефть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сернистая

 

 

 

 

 

ставро­

малго-

ромаш-

самотлор-

арлан-

 

 

 

 

 

ская

 

 

 

 

 

 

польская

бекская

кинская

ская

нефть

Содержание серы,

%

. . . .

0,11

0,20

1,62

0,89—

2,84—

Содержание светлых нефтепро­

 

 

 

0,92

3,08

 

 

 

 

 

 

 

дуктов,

выкипающих

до

 

 

 

 

 

 

350° С,

% ................................

 

 

. .

52,0

59,0

46,0

63,0

41,6

Содержание парафина, %

18—19

7,0

4,97

2,4—2,8

4,7

 

Выход нефтепродуктов,

%:

 

 

 

 

 

 

 

светл ы х ................................

 

. . . .

67,5

71,5

63,5

73,2

49,0

 

масел и парафина

4,0

- _

 

котельного топлива

. . .

20,6

21,7

26,6

18,6

39,8

 

Число процессов

нефтеперера-

9

8

13

13

13

 

б о т к и

........................................капитальные

вложе­

 

Удельные

 

 

 

 

 

 

ния в нефтепереработку,

 

16,6

12,6

16,6

17,7

18,5

 

Р У б /т

........................................

расходы

пе­

 

Эксплуатационные

 

 

 

 

 

 

реработки на 1 т, руб.:

 

4,62

3,72

5,38

5,42

5,82

 

нефти ....................................

 

 

 

 

светлы х................................

 

 

 

6,82

5,20

8,47

7,40

11,83

вытают уровень аналогичных затрат по сернистым нефтям Урало-

Поволжья на

40% и малосернистым нефтям

Северного Кавказа

в 1,7—2,3 раза.

характеризуется

Высокими

экономическими показателями

переработка нефтей уникального по запасам Самотлорского нефтя­ ного месторождения. Содержание светлых нефтепродуктов, выкипа­ ющих в пределах 350° С, в этих нефтях достигает 63%, что значи­ тельно превышает содержание светлых в урало-волжских нефтях. Благодаря этому при примерно равных (сравнительно с ромашкинской нефтью) капитальных и эксплуатационных затратах пере­ работки нефти удельные затраты в расчете на 1 т светлых нефте­ продуктов снижаются соответственно на 8—12,5%.

То или иное месторождение может иметь примерно одинаковые иди даже худшие экономические показатели по сравнению с другими, но зато разработка его в силу высоких качеств нефти может способ­ ствовать экономии общественного труда на производство нефте­ продуктов, причем эта экономия может перекрыть дополнительные

10 Заказ 783

145


затраты на разработку месторождения. Производительность совокуп­ ного общественного труда, затрачиваемого в добыче и переработке

нефти, тем самым возрастает.

В таком случае разработка такого

месторождения,

хотя и

связанная с повышенными капитальными

и текущими затратами,

может

оказаться более экономичной.

Р а з в и т и е

н а у к и и

т е х н и к и неуклонно повышает

эффективность активного воздействия на природные условия нефте­ газоразработки в целях всемерного использования запасов нефти и газа и наиболее рационального размещения промышленности.

Новая техника бурения дала возможность эффективно разбури­ вать девонские залежи в районах Волго-Уральской нефтеносной провинции в условиях геологического разреза, состоящего более чем на 90% из твердых и крепких пород, вовлечь в разработку место­ рождения, расположенные в глубоководной части Каспийского моря, под дном рек и озер, покрытых болотами, горами, либо за­ строенных промышленными сооружениями.

Внедрение новой технологии разработки нефтяных месторожде­ ний, предусматривающей поддержание пластовых давлений путем законтурного и внутриконтурного заводнения, увеличивает почти вдвое извлечение природных запасов нефти и равноценно открытию новых нефтяных месторождений. Все это расширяет общие ресурсы нефти и газа, доступные для промышленного использования, вносит большие изменения в географию добычи.

Очередность и темпы разработки месторождений в значительной мере определяются г е о г р а ф и е й п о т р е б л е н и я нефти, нефтепродуктов, газа и условиями транспорта.

Транспортные издержки влияют на формирование стоимости нефти и газа. Себестоимость перевозки 1 т нефти на расстояние 2000 км в зависимости от вида транспорта составляет от 0,4 до 2 руб. Издержки передачи на это расстояние природного газа — 3 руб. В себестоимости добычи и транспорта природного газа на издержки транспорта приходится свыше 80%.

Близость добывающих предприятий к районам нефтегазопотребления исключает дальние пробеги нефтегрузов, позволяет существенно сократить издержки добычи и транспорта.

Величина района потребления нефти и газа, добываемых на отдельных месторождениях, и предельная дальность их перевозки при прочих равных условиях зависят от размера суммарных издер­ жек добычи и транспорта нефти и газа.

Чем выше издержки добычи, тем ближе к району нефтегазо­ добычи должна проходить граница их потребительского распростра­ нения. При относительно низких издержках добычи нефть и газ можно транспортировать на большие расстояния. Район потребления нефти и газа, добытых на месторождениях с наименьшими затратами, возрастает. Становится экономически оправданным разработка таких месторождений более быстрыми темпами.

Чем меньше издержки транспорта нефти и газа, добываемых на том или ином месторождении, тем при прочих равных сравнительно

146


с другими месторождениями условиях (равной себестоимости добычи нефти и газа, одинаковом качестве нефти и газа и т. д.) больше до­ пустимая дальность перевозки нефти и газа этого месторождения, тем шире район их потребления, тем больше должна быть концен­ трация добычи на этом месторождении.

Прогресс транспорта обеспечил в последние годы резкое уде­ шевление транспортирования топлива и энергии, прежде всего нефти

и газа по магистральным

трубопроводам

большого

диаметра

(табл. 12).

 

 

 

 

Нефтепроводы — наиболее

экономичный и

прогрессивный

вид

магистрального транспорта нефти. При использовании

их обеспе-

 

 

Т а б л и ц а

12

Технике-экономические показатели транспорта топлива различными видами транспорта [25] (в пересчете на условное топливо)

Вид транспорта

1

Железные дороги, двух­ путные обычных ха­ рактеристик при пе­ ревозке:

нефти ........................

углей 5000 ккал/кг углей 6500 ккал/кг Сверхмагистраль при

перевозке:

углей 5000 ккал/кг углей 6500 ккал/кг Газопроводы на давле­ ние 7,5 МПа диамет­

ром, мм:

1020 ........................

1420 ........................

Нефте- и нефтепродук­ топроводы диаметром, мм:

720—820 ................

1200—1400 . . . .

У глепроводы ................

Линии электропередач при напряжении, кВ:

±750(1500) . . . .

±1100(2200) . . .

Экономические показатели

Технические показатели

руб. на 1000 т-км

 

 

 

капитальные вложения

эксплуатацион­ ные расходы

приведенные затраты

пропускная спо­ собность млн. т у. т. в год

производитель­ ность труда, т«км на одного работника

энергоемкость, %от расхода топлива на 1000 т*км

2

3

4

5

• 6

7

7,0-14,0

1.0

2,0

-3,1

80—100

6000—7000

0,8—1,0

14,0—28,0

2,5

4,0—5,5

50-60

3000—3500

1,6-1,8

11,0—22,0

1,5

3,1-3,9

65-80

4000—4500

1,1—1,4

14,0

1,7

3,8

140—300

5000—7000

1,6-1,8

11,0

1,3

3,0

190-280

7000—9000

1,1-1,4

7,0-9,0

1,6

2,7—3,0

14-15

12 000

-15000

3 - 4

5,0—7,0

1,4

2,2—2,4

30-33

15 000—20 000

3 - 4

4,0—6,0

0,3—0,4 0,9

-1,3

23-33

15 000

-25 000 0,6-0,8

3,0-4,0

0,2—0,3 0,6

-0,9

90—140 25 000

-40 000 0,5-0,6

2,0—*2,2

32-36

10 000

-12 000

6 - 8

27,8

1,4

5,56

11—13

14,7

19,2

0,97

3,85

28-30

7,9

10*

147