Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 321
Скачиваний: 0
этому сводится к вопросу об |
о ч е р е д н о с т и |
в в о д а |
в р а з |
р а б о т к у отдельных месторождений и о темпах их |
развития. |
||
Р а з м е р ы нефтяной и |
газовой залежи, |
заключенные в ней |
з а п а с ы нефти и газа прежде всего определяют, какие из открытых нефтегазовых баз будут введены в разработку в ближайший период и какими темпами они будут развиваться. Освоение и разработка крупных месторождений требуют меньше удельных капитальных вложений. Они обычно высокопродуктивны, себестоимость добычи там в несколько раз ниже, чем на мелких месторождениях. Все это указывает на необходимость первоочередного использования ресурсов, заключенных в крупных месторождениях.
Большое значение при выборе очередности использования тех или иных месторождений имеют п р и р о д н ы е у с л о в и я з а л е г а н и я и д о б ы ч и з а п а с о в э т и х м е с т о р о ж д е - н и й: геолого-физические условия нефтегазоразработки (буримость пород, глубина скважин, режим нефтяного пласта, число продук тивных горизонтов, пластовое давление и др.), естественно-географи ческие условия расположения месторождения. Они в основном опре деляют выбор технических средств бурения и эксплуатации скважин, систему разработки залежи, влияют на сроки ввода месторождений в эксплуатацию, размеры связанных с этим капитальных вложений, экономические показатели разработки.
Один из важнейших природных факторов разработки месторо ждений — глубина скважин. С увеличением глубины скважин скорость проходки обычно снижается, а время сооружения скважин, стоимость бурения, издержки эксплуатации возрастают. В Куйбы шевской области с возрастанием глубины скважин с 1500 до 3000 м коммерческая скорость бурения снижается в 1,9 раза, а время со оружения скважины с 26 дней увеличивается до 3 месяцев. Стоимость скважины возрастает в 4 раза, примерно в 2,0 раза увеличиваются затраты на их эксплуатацию.
Важное природное условие нефтегазоразработки — многопластовость месторождения. При наличии в разрезе месторождения не скольких продуктивных горизонтов в определенных условиях от крывается возможность бурения многорядных скважин (стоимость которых на 20% и более дешевле обычных скважин) и одновременно раздельной эксплуатации нескольких пластов одной скважиной. Это сокращает сроки разработки месторождения и увеличивает текущую добычу нефти и газа. При этом сокращаются капитальные вложения в бурение скважин и промысловые коммуникации, сни жается себестоимость добычи.
Режим пласта отражается на сроках разработки залежи, уровне текущей добычи нефти, степени извлечения ее из недр, экономиче ских показателях разработки. Наибольшей эффективностью отли чаются напорные режимы, особенно водонапорный.
Коэффициент нефтеотдачи при водонапорном режиме достигает 0,5—0,8, в то время как при газонапорном 0,4—0,7, а при режиме растворенного газа 0,15—0,3. Это, а также сокращение общего срока
Ш
разработки залежи при работе на водонапорном режиме обеспечи вают более высокий уровень текущей добычи, сокращение трудовых и материальных затрат.
Значительными особенностями и дополнительными видами затрат отличается разработка морских нефтяных месторождений. Капи тальные вложения и себестоимость добычи на морских промыслах возрастают вследствие использования специальных гидротехниче ских сооружений — морских эстакад или отдельных оснований, из-за особых условий транспортировки людей и грузов. Капиталь ные вложения в разработку морского месторождения Нефтяные Камни в Азербайджане, например, в 1,75 раза больше капитальных вложений на разработку аналогичного месторождения на суше.
Важное значение принадлежит к а ч е с т в у н е ф т и и г а з а . Содержание в нефти светлых, парафинов, серы, смол и др. определяет технологию нефтепереработки, выход отдельных видов продукции, а следовательно, и экономические показатели производства. По этому удельные капитальные затраты и эксплуатационные расходы при переработке нефтей различного качества неодинаковы.
При переработке малосернистых нефтей отпадает необходимость в процессах гидрогенизационного обессеривания моторных топлив, сокращается и объем некоторых других вторичных процессов пере работки. В результате уменьшаются капитальные вложения в строи тельство нефтезаводов и эксплуатационные издержки переработки нефти.
Повышенное содержание в нефти целевых продуктов — светлых, парафина, масел — позволяет вести переработку по относительно более простой схеме. Сокращается для равноценного использования сырья объем ряда процессов. Могут стать ненужными и некоторые процессы, рассчитанные на углубление переработки. Капитальные и эксплуатационные затраты, а в конечном счете и себестоимость нефтепродуктов сокращаются.
Об экономических возможностях, открываемых добычей и пере работкой высококачественных нефтей, дает представление сравнение показателей переработки нефтей различного качества (табл. 11).
При глубокой переработке в топливном направлении по прин ципиально однотипной схеме отбор светлых нефтепродуктов из мало сернистых ставропольской и малгобекской нефтей примерно на 6— 13% выше отбора светлых из сернистой ромашкинской нефти. Число процессов переработки сокращается до 8—9 (вместо 13 при пере работке сернистых нефтей). Капитальные вложения в нефтепере работку сокращаются на 6—25%, а эксплуатационные издержки переработки на 14—29%. На переработке каждой тонны нефти эко номится по сравнению с переработкой сернистых нефтей УралоПоволжья примерно 0,8—1,3 руб. С дальнейшим увеличением содер жания серы в нефти экономические показатели переработки ухуд шаются. При глубокой переработке высокосернистой нефти типа арланской выход светлых составляет 49%. Эксплуатационные из держки переработки в расчете на 1 т светлых нефтепродуктов пре-
144
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
И |
|
Экономические показатели переработки нефтей различного качества |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
Топливное направление переработки нефтей |
|
||||
Наименование |
|
|
Малосернистая |
сернистая нефть |
высоко |
|||||
|
|
нефть |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сернистая |
|
|
|
|
|
|
ставро |
малго- |
ромаш- |
самотлор- |
арлан- |
|
|
|
|
|
|
ская |
|
||||
|
|
|
|
|
польская |
бекская |
кинская |
ская |
нефть |
|
Содержание серы, |
% |
. . . . |
0,11 |
0,20 |
1,62 |
0,89— |
2,84— |
|||
Содержание светлых нефтепро |
|
|
|
0,92 |
3,08 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||||
дуктов, |
выкипающих |
до |
|
|
|
|
|
|
||
350° С, |
% ................................ |
|
|
. . |
52,0 |
59,0 |
46,0 |
63,0 |
41,6 |
■ |
Содержание парафина, % |
18—19 |
7,0 |
4,97 |
2,4—2,8 |
4,7 |
|
||||
Выход нефтепродуктов, |
%: |
|
|
|
|
|
|
|
||
светл ы х ................................ |
|
. . . . |
67,5 |
71,5 |
63,5 |
73,2 |
49,0 |
|
||
масел и парафина |
4,0 |
- _ |
— |
— |
— |
|
||||
котельного топлива |
. . . |
20,6 |
21,7 |
26,6 |
18,6 |
39,8 |
|
|||
Число процессов |
нефтеперера- |
9 |
8 |
13 |
13 |
13 |
|
|||
б о т к и |
........................................капитальные |
вложе |
|
|||||||
Удельные |
|
|
|
|
|
|
||||
ния в нефтепереработку, |
|
16,6 |
12,6 |
16,6 |
17,7 |
18,5 |
|
|||
Р У б /т |
........................................ |
расходы |
пе |
|
||||||
Эксплуатационные |
|
|
|
|
|
|
||||
реработки на 1 т, руб.: |
|
4,62 |
3,72 |
5,38 |
5,42 |
5,82 |
|
|||
нефти .................................... |
|
|
|
|
||||||
светлы х................................ |
|
|
|
6,82 |
5,20 |
8,47 |
7,40 |
11,83 |
вытают уровень аналогичных затрат по сернистым нефтям Урало-
Поволжья на |
40% и малосернистым нефтям |
Северного Кавказа |
в 1,7—2,3 раза. |
характеризуется |
|
Высокими |
экономическими показателями |
переработка нефтей уникального по запасам Самотлорского нефтя ного месторождения. Содержание светлых нефтепродуктов, выкипа ющих в пределах 350° С, в этих нефтях достигает 63%, что значи тельно превышает содержание светлых в урало-волжских нефтях. Благодаря этому при примерно равных (сравнительно с ромашкинской нефтью) капитальных и эксплуатационных затратах пере работки нефти удельные затраты в расчете на 1 т светлых нефте продуктов снижаются соответственно на 8—12,5%.
То или иное месторождение может иметь примерно одинаковые иди даже худшие экономические показатели по сравнению с другими, но зато разработка его в силу высоких качеств нефти может способ ствовать экономии общественного труда на производство нефте продуктов, причем эта экономия может перекрыть дополнительные
10 Заказ 783 |
145 |
затраты на разработку месторождения. Производительность совокуп ного общественного труда, затрачиваемого в добыче и переработке
нефти, тем самым возрастает. |
В таком случае разработка такого |
||
месторождения, |
хотя и |
связанная с повышенными капитальными |
|
и текущими затратами, |
может |
оказаться более экономичной. |
|
Р а з в и т и е |
н а у к и и |
т е х н и к и неуклонно повышает |
эффективность активного воздействия на природные условия нефте газоразработки в целях всемерного использования запасов нефти и газа и наиболее рационального размещения промышленности.
Новая техника бурения дала возможность эффективно разбури вать девонские залежи в районах Волго-Уральской нефтеносной провинции в условиях геологического разреза, состоящего более чем на 90% из твердых и крепких пород, вовлечь в разработку место рождения, расположенные в глубоководной части Каспийского моря, под дном рек и озер, покрытых болотами, горами, либо за строенных промышленными сооружениями.
Внедрение новой технологии разработки нефтяных месторожде ний, предусматривающей поддержание пластовых давлений путем законтурного и внутриконтурного заводнения, увеличивает почти вдвое извлечение природных запасов нефти и равноценно открытию новых нефтяных месторождений. Все это расширяет общие ресурсы нефти и газа, доступные для промышленного использования, вносит большие изменения в географию добычи.
Очередность и темпы разработки месторождений в значительной мере определяются г е о г р а ф и е й п о т р е б л е н и я нефти, нефтепродуктов, газа и условиями транспорта.
Транспортные издержки влияют на формирование стоимости нефти и газа. Себестоимость перевозки 1 т нефти на расстояние 2000 км в зависимости от вида транспорта составляет от 0,4 до 2 руб. Издержки передачи на это расстояние природного газа — 3 руб. В себестоимости добычи и транспорта природного газа на издержки транспорта приходится свыше 80%.
Близость добывающих предприятий к районам нефтегазопотребления исключает дальние пробеги нефтегрузов, позволяет существенно сократить издержки добычи и транспорта.
Величина района потребления нефти и газа, добываемых на отдельных месторождениях, и предельная дальность их перевозки при прочих равных условиях зависят от размера суммарных издер жек добычи и транспорта нефти и газа.
Чем выше издержки добычи, тем ближе к району нефтегазо добычи должна проходить граница их потребительского распростра нения. При относительно низких издержках добычи нефть и газ можно транспортировать на большие расстояния. Район потребления нефти и газа, добытых на месторождениях с наименьшими затратами, возрастает. Становится экономически оправданным разработка таких месторождений более быстрыми темпами.
Чем меньше издержки транспорта нефти и газа, добываемых на том или ином месторождении, тем при прочих равных сравнительно
146
с другими месторождениями условиях (равной себестоимости добычи нефти и газа, одинаковом качестве нефти и газа и т. д.) больше до пустимая дальность перевозки нефти и газа этого месторождения, тем шире район их потребления, тем больше должна быть концен трация добычи на этом месторождении.
Прогресс транспорта обеспечил в последние годы резкое уде шевление транспортирования топлива и энергии, прежде всего нефти
и газа по магистральным |
трубопроводам |
большого |
диаметра |
|
(табл. 12). |
|
|
|
|
Нефтепроводы — наиболее |
экономичный и |
прогрессивный |
вид |
|
магистрального транспорта нефти. При использовании |
их обеспе- |
|||
|
|
Т а б л и ц а |
12 |
Технике-экономические показатели транспорта топлива различными видами транспорта [25] (в пересчете на условное топливо)
Вид транспорта
1
Железные дороги, двух путные обычных ха рактеристик при пе ревозке:
нефти ........................
углей 5000 ккал/кг углей 6500 ккал/кг Сверхмагистраль при
перевозке:
углей 5000 ккал/кг углей 6500 ккал/кг Газопроводы на давле ние 7,5 МПа диамет
ром, мм:
1020 ........................
1420 ........................
Нефте- и нефтепродук топроводы диаметром, мм:
720—820 ................
1200—1400 . . . .
У глепроводы ................
Линии электропередач при напряжении, кВ:
±750(1500) . . . .
±1100(2200) . . .
Экономические показатели |
Технические показатели |
||||
руб. на 1000 т-км |
|
|
|
||
капитальные вложения |
эксплуатацион ные расходы |
приведенные затраты |
пропускная спо собность млн. т у. т. в год |
производитель ность труда, т«км на одного работника |
энергоемкость, %от расхода топлива на 1000 т*км |
2 |
3 |
4 |
5 |
• 6 |
7 |
7,0-14,0 |
1.0 |
2,0 |
-3,1 |
80—100 |
6000—7000 |
0,8—1,0 |
|
14,0—28,0 |
2,5 |
4,0—5,5 |
50-60 |
3000—3500 |
1,6-1,8 |
||
11,0—22,0 |
1,5 |
3,1-3,9 |
65-80 |
4000—4500 |
1,1—1,4 |
||
14,0 |
1,7 |
3,8 |
140—300 |
5000—7000 |
1,6-1,8 |
||
11,0 |
1,3 |
3,0 |
190-280 |
7000—9000 |
1,1-1,4 |
||
7,0-9,0 |
1,6 |
2,7—3,0 |
14-15 |
12 000 |
-15000 |
3 - 4 |
|
5,0—7,0 |
1,4 |
2,2—2,4 |
30-33 |
15 000—20 000 |
3 - 4 |
||
4,0—6,0 |
0,3—0,4 0,9 |
-1,3 |
23-33 |
15 000 |
-25 000 0,6-0,8 |
||
3,0-4,0 |
0,2—0,3 0,6 |
-0,9 |
90—140 25 000 |
-40 000 0,5-0,6 |
|||
— |
— |
2,0—*2,2 |
32-36 |
10 000 |
-12 000 |
6 - 8 |
|
27,8 |
1,4 |
5,56 |
11—13 |
— |
14,7 |
||
19,2 |
0,97 |
3,85 |
28-30 |
7,9 |
10* |
147 |