няя положение роликов по отношению к торцовым поверхностям чашек 3 и 7, можно получить плавное изменение чисел оборотов шпинделя между предельными значениями. Прижим чашек к роли кам обеспечивается распорными пружинами.
Гидравлическое бесступенчатое регулирование осуществляется гидравлическими приводами. Наибольшее распространение в ме таллорежущих станках получили гидроприводы возвратно-посту пательного движения (рис. 196, б).
Насос 1 подает масло в распределительное устройство 3 и ци линдр 4 через дроссель, регулирующий количество поступающего
Рис. 196. Приводы бесступенчатого регулирования
масла. При установке устройства 3 в положение, изображенное сплошными линиями, масло направляется в левую полость рабочего цилиндра 4, поршень 5 со штоком и столом перемещается вправо, перегоняя масло из правой части цилиндра в бак. При установке распределительного устройства 3 в положение, показанное пункти ром, масло от насоса поступает в правую полость цилиндра, а из ле
вой вытекает в бак. Избыток масла отводится в бак через перелив ной клапан 2.
Электрическое бесступенчатое регулирование может быть осу ществлено изменением числа оборотов электродвигателя постоя«-) ного тока путем изменения силы тока возбуждения шунтовым реос татом. Бесступенчатый привод обеспечивает получение любого чис ла оборотов шпинделя в минуту в пределах между максимальным
и минимальным значением. Это позволяет производить обработку
снаивыгоднейшей скоростью резания при различных диаметрах об рабатываемых деталей.
Привод с шаговым электродвигателем применяется в станках с программным управлением. Шаговый электродвигатель устроен таким образом, что вал его вращается прерывисто. Это необходимо
в том числе, когда управление приводом подач осуществляется прерывистыми сигналами, отдельными импульсами тока, которые протекают с определенной частотой н в определенном количестве.
Поворот вала шагового электродвигателя на определенный угол (шаг) обеспечивает соответствующее необходимое перемеще ние органа станка. Частота шаговых перемещений определяет ско рость перемещения, а количество — величину перемещения испол нительного органа станка.
Кинематическая схема станка. Современный металлорежущий станок имеет систему разнообразных кинематических звеньев. Зве ном называется деталь механизма, входящая в соприкосновение с другой деталью (зубчатое колесо, винт, гайка, червяк, червячное колесо и т. п.). Совокупность двух звеньев, ограничивающая их от носительное движение, называется кинематической парой. Схемати ческое условное изображение совокупности кинематических пар от двигательного к исполнительному механизму станка называется кинематической цепью. Схематическое условное изображение ки нематических цепей называется кинематической схемой. Кинемати ческая схема позволяет анализировать движение различных орга нов станка.
В табл. 14 приведены основные условные обозначения, приме няемые в кинематических схемах станков.
Передачи, применяемые в станках. Передачей называется ме ханизм, передающий (или преобразующий) движение от одного элемента к другому. Передаточным отношениРм называется отно шение числа оборотов ведомого вала к числу оборотов ведущего. В станках преимущественно применяются следующие передачи: ременнця, зубчатая, цепная, червячная, винтовая и реечная.
Ременная передача (рис. 197, а) осуществляется посредством шкивов и ремней.
Передаточное отношение ременной передачи.
где DI и «1 — диаметр |
и |
число |
оборотов |
ведущего шкива; |
D2 и щ — диаметр |
и |
число |
оборотов |
ведомого шкива; |
$ — коэффициент скольжения |
(<| = 0,01 — 0,02). |
Зубчатая передача (рис. 197, б, в) осуществляется цилиндри ческими и коническими колесами для передачи вращательного дви жения между валами. Передаточное отношение зубчатой передачи
|
■ |
П о |
_ _ |
1 |
|
|
I |
-- »1 |
-- г» |
|
где Z) и ііі — число зубьев |
н число оборотов ведущего колеса; |
z2 и п2— число зубьев и число оборотов ведомого колеса. |
Основные |
достоинства |
зубчатой |
передачи: |
малые габариты, |
высокий к.п.д., |
возможность передачи |
больших |
мощностей. |
Табл. 14. Условные обозначения влементов кинематических пар
1 |
Наименование |
Обозначения |
2 |
3 |
1. |
Вал, |
валик, |
ось, |
стержень, |
шатун и |
Т. |
П. |
|
|
|
|
2. |
Соединение двух |
валов: |
|
|
а) |
глухое |
|
|
|
|
б) глухое |
с предохранением |
от пере |
|
|
грузки |
|
|
|
|
в) |
эластичное |
|
|
|
г) шарнирное |
|
|
|
д) |
телескопическое |
|
3.Соединение детали с валом:
а) свободное для вращения б) подвижное без вращения
в) при помощи вытяжной шпонки г) глухбе '
Подшипники скольжения и качения на валу (без уточнения типа):
а) радиальный б) радиально-упорные:
односторонний
двусторонний в) упорные:
односторонние
двусторонние
Б.Подшипник скольжения радиальный
6. Подшипник качения радиальный (общее
обозначение)
7.Передача плоским ремнем:
а) открытая б) перекрестная
8. Передача клиновидным ремнем
9.Передача цепью
10. Передача зубчатая:
а) цилиндрическими колесами б) коническими колесами в) винтовая
г) червячная с цилиндрическим чер вяком
д) реечная
і
26
2д
І е ю - і ф -
10а
/ГчП Н ~ Г ’ -Ü
Продолжение табл. 1
11.Передача ходовым винтом и гайкой:
а) неразъемная б) разъемная
12.Муфты:
а) кулачковая односторонняя б) конусная односторонняя в) дисковая односторонняя г) обгонная односторонняя
13.Тормоза:
а) конусные б) ленточные в) дисковые
14.Храповой механизм
15.Мальтийский механизм
16.Электродвигатель
Цепная передача (рис. 197, г) осуществляется двумя звездоч ками, соединенными втулочно-роликовой или зубчатой цепью. Пе редаточное отношение цепной передачи
. л2 _ 2t
где |
и 2г — числа зубьев ведущей и ведомой звездочки. |
Рис. 197. Основные передачи, применяемые в станках