В ценной передаче отсутствует проскальзывание.
Червячная передача (рис. 197, д) состоит из червяка и червяч ного колеса. Она позволяет получать малые передаточные отноше ния, но ее к. п. д. низок по сравнению с к. п. д. зубчатой передачи. Передаточное отношение червячной передачи
|
|
■ _ п 2 |
_ _ |
k |
|
|
~~ |
nt |
~~ |
г ' |
где k — число |
заходов |
червяка; |
|
|
|
z — число |
зубьев |
червячного |
колеса. |
Винтовая передача (рис. 197, е) обычно применяется для пре вращения вращательного движения в поступательное. Основные достоинства ее - простота получения медленных перемещений и высокая их точность, малые габариты и возможность передачи
больших усилий. К недостаткам следует отнести большие потери на трение и низкий к. и. д.
Для уменьшения трения в резьбе с целью обеспечения плав ных и равномерных перемещений в станках стали применять вин товые пары качения. На теле винта и гайки выполняются винтовые канавки, профиль которых очерчивается дугами окружностей. Эти канавки служат дорожками качения для шариков (рис. 197, ж). Шарики перемещаются по замкнутой траектории в гайке.. Выкаты ваясь из резьбы, они возвращаются в исходное положение по об водному каналу. За п оборотов винта с шагом t гайка пройдет путь
S = in.
Реечная передача (рис. 197, з) состоит из рейки и зубчатого ко леса или рейки и червяка и служит для преобразования вращатель ного движения в поступательное. Для передачи рейка — зубчатое колесо путь S , пройденный рейкой, равен
S = izn = г. mzn,
где |
/ — шаг рейки; |
|
m — модуль зацепления; |
z |
и п — число зубьев и число -оборотов зубчатого колеса. |
Основные механизмы станков. В станках применяются зубча тые коробки в виде коробок скоростей и подач, состоящих из ком бинаций элементарных механизмов. Основными из них являются: 1) механизм с передвижными зубчатыми колесами; 2) механизм с муфтами; 3) механизм шестеренного конуса со скользящим и на кидным зубчатым колесом (коробка Нортона).
Коробка скоростей предназначена для регулирования чисёл оборотов шпинделя и передачи мощности от двигателя к шпинде лю. Кинематическая схема коробки скоростей (рис. 198, а) вклю
чает механизм с передвижными колесами (Л) и механизм с муф той (Б),
От электродвигателя через ременную передачу движение пе редается валу /, имеющему постоянное число оборотов. На валу / закреплены неподвижно зубчатые колеса г и z3 и z5. Вал // имеет шлицевый участок, вдоль которого перемещается блок колес z2, г4