Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 293

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

 

 

 

wt(s, t) = uu(s,

t) + iu2i(s,

t),

 

i =

Y—l;

 

 

 

 

 

 

<p<=e< + 'Yh Рі = Ри +

іР2і,

R, = Rii +

 

iR2f,

 

 

Mi

=

MH

+ ІМ.2Ї, T)s(s = 1, 2,3) —коэффициенты

сопротивле­

 

 

 

Rhu

Rkj, Mhi(k

 

 

 

ния;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

1, 2) —проекции

силовых

факторов

 

 

 

 

 

 

 

 

с

принятой точностью на не­

 

 

 

 

 

 

 

 

подвижные

 

 

координатные

 

 

 

 

 

 

 

 

плоскости

 

 

и

r\t,.

 

 

 

Дифференциальное

уравнение упругой

линии

i-го

участка

в

комплексной форме,

где отсутствуют

реакции

упругих

опор,

приводится к виду [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

w'Us, t)-tfwt{s,

 

/) =

/ 4 г І

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ =

^

,

 

 

 

 

 

 

 

 

(2)

где Wi(s,

t) — комплексный прогиб на і-м участке;

 

 

 

 

 

 

 

 

G(. = e « i + • • •

 

+mt)g\

 

 

 

 

 

 

 

 

ft(s,

0 =

s ) + . . . +

Pi(li-s)

 

 

+ Rl(sl-s)

 

+ . . . +

 

 

 

 

 

+ Rf(sj—s)

+ Ml

+

•••

 

+MC

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ s[mag(42—<pi)+-.

 

• • +m,g(q>,—<p,)];

 

 

 

 

R\,Rj

— реакции

упругих

опор, лежащих

 

ниже t-ro

уча­

стка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее решение этого уравнения

будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

wt(s,

t) = Bl ch Wt-s)

+ B2

s

h l ^ s )

-

!

^ .

 

(3)

 

Применяя

при исследовании

вынужденных

 

колебаний

под­

становку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^=аеш,

w[(lu

і) + ^=Ьеш

 

 

 

 

 

(4)

и

используя

ее для выражений

(1), а также

полагая

в

урав­

нении

(3) s = 12, получим

значения

основных

 

параметров [1]

в верхнем сечении первого участка с учетом того, что wx(lx,

t) = 0;

 

 

 

w, = >а ^ . s

h e

i

_ A . ^ _ i

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+ ъ (А,— C,)U)2—r|2cot

 

 

 

^

sh6, І +

 

 

+

в . м У ^ - т ь / . о ц ( s h б і _ б і ) | е Ш .


- ^ L ( i _ c h 6 , ) — і + b C h6,

— C,)sh6, +

2л'Ф

І-^АШ

( i _ c h 6 , ) ] e<«";

 

ЄіСО e

 

 

 

 

 

1

a—Tii/jcot + Є)(о e 1 :Je i(o/;

(5)

 

 

 

 

 

Фі = aeimt

 

 

 

 

Г ДЄ б! =

 

h).

 

 

 

 

 

 

 

 

Переходя затем к произвольному і-му участку ротора, запи­

шем выражения

для основных

параметров

 

w. ,

до*',

f * , Q c

в его начале

(при s =

k):

 

 

 

 

 

 

Wi=Wi_r,

 

wi

= до,-_і;

 

 

 

 

 

 

ft =

—rriigWi-x

+

[{A,—

C,)co2

Tj2cof] ш,:_і + f,-_i +

 

 

 

+

[(Л j —

Ct) со2 Tfecof] фі;

 

 

 

(6)

Q*t = (m,co2 ТІ! cot)до,-_,+ Qi_i +

 

 

 

 

+

Щё[

 

) —Лі*<«м

2

 

i(<o(+ii.)

 

1

ф] + Є;СО

Є

Г

»'

 

идо,-,до,',/,-, Q; в его конце (при s = / , + i):

до,- =до*ch б ; -

*'

/*

 

о"

(sh б,— б,-);

 

sh б,- + Ц- (ch б , - 1) +

до,- = —w*i 'Kt shbi

+ w*'chbi

— A,sh6, - | —— (1 ch6,);

J. (7)

fi =

f t + ( h - i i + i ) Q r ,

 

 

 

 

Qt = Ql

 

 

 

 

 

 

 

Г ДЄ

б, =

 

 

 

 

 

 

Если на і-м участке в сечении

с абсциссой

s3- ротор

имеет

промежуточную

упругую опору,

то вместо равенств (6)

имеем

 

 

 

 

Wj =до,-,Wj

= до,;

 

 

 

Q* = ( — k j

+ т;со2)до,- + Qi +

rrij

f s;co2 g -

mi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а формулы

(7) остаются без изменения.

 

 

174


Последовательное применение формул

(6) — (8)

и

гранич­

ные

условия

в

точке

подвеса

ш„(0,

t)

=

О,

 

/ п (0,

t) =

= &[фі + до/(0,

t)]

приводят

к системе

линейных

уравнений

[F3l(<u)—k—F2l(u)]

 

а + [Fa2{<o)-

kF22(o>)] b + Ф3 ,(ю)—£Ф2 1 (со) = ОJ

где /WJ(CO)известные функции угловой скорости

 

 

 

(9)

 

со

и

пара­

метров системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

амплитуды а и

Из

уравнений

(9) определяются

неизвестные

Ь. Это позволяет найти в любом сечении ротора прогибы

w(st),

комплексный угол фь перемещения w(s,

t)

+

5фі,

определяю­

щие дисбаланс,

изгибающий

момент f(s,

t)

+

Qw(s,

 

t)

и другие

характеристики геометрии оси и прочности вала.

 

 

 

 

 

Критические

скорости

ротора находятся

из

условия

обра­

щения в нуль определителя системы

(9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fn((a)

 

 

F1 2 (co)

 

 

 

=

0.

 

 

(10)

 

F3l((u)—k—F2l(<i>)

 

F32((o)—kF22((d)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уравнение (10) позволяет найти критические скорости пря­ мой прецессии при колебаниях гибкого вертикального ротора в поле сил тяжести.

Л И Т Е Р А Т У РА

1. Зейтман М. Ф., Кушуль М. Я. Изгибные колебания вертикальных ро­

торов в гравитационном поле. «Машиноведение», 1968, №

5.

2. Кушуль М. Я. Движение гироскопа с гибкой осью

под действием силы

тяжести и упругих связей при малых углах нутации и устойчивость его вер­ тикального вращения. «Прикладная математика и механика», т. 32, вып. 4, 1968.

3.Ballo I. Kmitanie potrubia pretekaneho a ciastocne ponorehe'ho do kvapaliny. Dynamika strojov, 1963. I I .

4.Ballo I., Chmurny R. Vynutene kmitanie nahonu cerpadiel dlhymi

hriadel'mi. Strojnicky casopis, 1965, X V I .

P. А. ИОНУШАС, P. Ю. БАНСЕВИЧЮС,

M. С. РАНДОМАНСКАС

ОБ ОДНОМ АНАЛИТИЧЕСКОМ РЕШЕНИИ

УРАВНОВЕШИВАНИЯ ГИБКИХ РОТОРОВ

В статье дается

теоретическое

обоснование и приводятся

экспериментальные

данные о возможности балансировки гиб­

кого ротора с произвольно распределенной по длине неуравно­

вешенностью при помощи

измерения

параметров колебаний

опор без использования пробных грузов

или пробных

пусков.

Такое решение

вопроса

представляет

практический

интерес,

так как имеется

возможность максимально приблизить

условия


балансировки

гибких

роторов к

условиям

балансировки

жестких.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим

движение симметричной системы

(рис. 1),

со­

стоящей

из ротора и

двух

упруго-подвешенных

опор,

как

системы

с двумя степенями

свободы,

под действием соответ­

ствующих сил. Считаем, что сечение ротора постоянное и масса

распределена равномерно по длине ротора,

а закон

распределе­

ния неуравновешенности

по

длине ротора

неизвестен.

Кроме

того, примем:

 

 

 

 

 

а) колебательное движение системы

и вращение

ротора

в достаточном отдалении

от

критической скорости

происходит

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема системы с двумя степенями свободы

 

 

при малом трении, т. е. можно считать,

что трение отсутствует;

б)

опоры ротора шарнирные и абсолютно жесткие;

 

 

в)

диапазон рабочих скоростей ротора

находится

в

преде­

лах до второй критической скорости;

 

 

 

 

 

 

г)

ротор

прошел

интегральное

уравновешивание

на

малых

оборотах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приняв

за центр

приведения

сил инерции центр масс си­

стемы

(рис. 1), дифференциальные уравнения составим в виде

уравнений

равновесия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мх + kxx

= Rx

cos т +

R2 cos(x +

a);

 

 

 

 

 

 

 

/ct{? + k3ty = —

[R\ COST R 2 COS(T +

a)],

 

 

(1)

 

 

 

 

 

 

где М,

/ с

— масса и момент инерции системы;

 

 

 

 

л:, -ф — обобщенные координаты;

 

 

 

 

 

 

ks,

k3 — коэффициент жесткости; т =

ті',

 

 

 

 

 

«о — угловая скорость вращения ротора.

 

 

 

 

Решив

систему ( I ) , получим

аналитическую

связь

между

параметрами колебаний системы

и реакциями

в

опорах

рото-

pa [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В этой связи следует отметить, что случай существования «нечувствительных» скоростей [2], при которых на ротор могут действовать большие изгибающие моменты при нулевой дина­ мической реакции на опоре, практически невозможен, так как в качестве первого этапа осуществляется на малых оборотах интегральное уравновешивание с целью компенсации всех сим­ метричных и кососимметричных; составляющих неуравновешен­ ности. Только после этого проводится уравновешивание с уче­ том гибкости ротора.

Таким образом полученные аналитические зависимости не теряют своей ценности и могут быть использованы для опре­ деления параметров уравновешенности гибкого ротора.

В рассматриваемом случае эти зависимости имеют вид

 

 

Rc — —

К;

 

 

 

 

RK

—^~^Ф.

 

 

(2)

 

 

 

лъ1

 

 

 

где Rc,

RK

— симметричная

и кососимметричная составляющие

пи

 

динамической

реакции;

 

 

лз — коэффициенты

динамичности;

 

Хх, Яф

амплитуды поступательных

и угловых

колебаний

 

 

системы.

 

 

 

 

Величину уравновешивающих

грузов

определим

из равен­

ства нулю суммарной реакции от неуравновешенности и урав­ новешивающих грузов:

 

 

Rch

+

Rcy

= 0;

J

 

 

 

R k h

+

RKy~Q-

>

 

Рассмотрим

случай, когда

уравновешивание

симметричной

и кососимметричной

составляющих

неуравновешенности про­

водится двумя

симметричными

и

двумя кососимметричными

уравновешивающими

грузами, установленными

в оптимальных

плоскостях [1]. Тогда удельные массы симметричных и кососим­

метричных уравновешивающих грузов (рис. 2)

определим по

формулам

 

тс = Q A ;

( 4 )

где

 

Qc

 

* , «сe'( K n + * 2 l )

 

2 р 2

 

" З Ч ' ( * Ї ; + К 2 І )

 

12 З а к . 600

1 77