Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, хотя нечувствительные скорости ступенчатых роторов современных турбогенераторов при нагрузке, равно­ мерно распределенной по «бочке», лежат выше их рабочей ско­ рости, тенденция к повышению мощности генераторов и связан­ ное с этим снижение изгибной жесткости их роторов может привести к появлению в их рабочих диапазонах нечувствитель­ ных скоростей не только от сосредоточенных, но и от распреде­ ленных грузов. Результаты нашего исследования намечают не­ которые пути для своевременного учета этого обстоятельства и дают возможность выбрать длину участка, на котором уста­ навливаются распределенные грузы так, чтобы избежать появ­ ления в рабочем диапазоне нечувствительных скоростей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев И. В. Справочник по расчету собственных колебаний упругих систем. М., Гостехиздат, 1946.

2.Брановский М. А., Лисицин И. С, Сивков А. П. Исследование и уст­ ранение вибраций турбоагрегатов. М., изд-во «Энергия», 1969.

3.Гусаров А. А. Нечувствительные скорости при уравновешивании гиб­

кого

ротора равномерно распределенными

грузами.

«Машиноведение»,

1968,

№ 2.

 

 

 

 

4. Сусси И. Р., Фридман В. М. Об

условии

балансируемости

гибких ва­

лов двумя грузами. «Машиноведение», 1964, № 4.

 

 

Л. Я. БАНАХ, М. Д. ПЕРМИНОВ, Б. А.

ПЕВЗНЕР

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ

ГИБКОГО

РОТОРА

ПО ЕГО НАПРЯЖЕННОМУ СОСТОЯНИЮ

 

 

Решение задачи о балансировке гибких роторов

включает

в себя два основных этапа: 1) определение расположения и ве­ личины неуравновешенности гибкого ротора, распределенной по его длине; 2) уравновешивание ротора системой уравновешива­ ющих грузов, считая при этом уже известной кривую распре­ деления дисбаланса.

Первая часть задачи еще не достаточно хорошо исследована, и в данной работе ставится задача определения величины и рас­ положения неуравновешенности, распределенной по длине рото­ ра, по характеристикам, снятым со всей его длины.

Предлагается метод определения неуравновешенности гибко­ го ротора путем анализа амплитудно-фазовых характеристик деформации, построенных по показаниям тензодатчиков, накле­ енных на поверхность вала в ряде исследуемых сечений. При этом использованы следующие теоретические предпосылки, из­ ложенные в работе [2]. Для вала, как для системы с распреде­ ленными параметрами, амплитудно-фазовая характеристика пе­ ремещения или деформации при изменении скорости вращения

П*

163


в окрестности какой-либо критической скорости представляет собой фигуру, близкую к окружности, причем момент резонанса (точка D, рис. 3) характеризуется максимумом частотного гра­ диента; резонансный диаметр OD перпендикулярен плоскости, в которой расположен дисбаланс, распределенный по исследуе­ мой форме колебаний, а его величина пропорциональна величи­ не этой неуравновешенности.

Если на поверхность вала в п сечениях параллельно его оси наклеить систему из 4п тензодатчиков, расположенных на кон­ цах взаимно перпендикулярных диаметров / и / / в каждом из исследуемых сечений несбалансированного вала, и по осям ко­

ординат х и

у отложить показания тензодатчиков / и //,

при

изменении

скорости вращения в окрестности критической,

то

в результате мы получим амплитудно-фазовую

характеристику

деформации

[2]. Поскольку резонансный диаметр

OD перпенди­

кулярен плоскости расположения неуравновешенности, то после первого же пуска можно определить осевую плоскость дисба­ ланса, распределенного по данной форме колебаний. Для опре­

деления величины дисбаланса

нужно

произвести второй

пуск

с заранее известным пробным

грузом

то; в результате

будет

получена новая амплитудно-фазовая характеристика с резонанс­ ным диаметром OD\. Если пробный груз распределен по форме собственных колебаний, то

„ _

mor I OD І

(і)

 

\ODl\-\OD\

 

а если он сосредоточен, то

 

т0гФп

| / , 11 OD |

(2)

 

\ODt\-\OD\

 

 

где Ф п ( $ )

п - я форма колебаний;

 

 

г — радиус вала.

 

 

Отсюда

можно определить величину неуравновешенности еп,

распределенной по n-й форме колебаний.

 

Для проверки изложенных выше теоретических исследований

была создана лабораторная

экспериментальная установка

(рис. 1). Исследуемый вал представляет собой модель двухопорного гибкого ротора с распределенной и сосредоточенной не­ уравновешенностью. На вал можно насаживать диски с различ­ ной степенью несбалансированности.

В середине пролета и около подшипников наклеены на по­ верхность вала параллельно его оси по две пары тензодатчиков под углом 90° друг к другу: выводы от них через ртутный токо­ съемник идут на усилитель 8АНЧ-7М, а затем на шлейфовый осциллограф типа МПО-2, где показания тензодатчиков регист­ рируются на фотопленку.

Способ построения амплитудно-фазовой характеристики де­ формации следующий: при работе ротора скорость вращения


щающиеся оси является синусоидой с тем же периодом. Так как сила тяжести вызывает деформацию вала, постоянную по вели­ чине, независимо от числа оборотов, то и амплитуда этой сину­ соиды должна быть постоянной, независимо от скорости враще­ ния, что и подтверждается экспериментом.

Кривая деформации при приближении к частоте основного резонанса представляет собой наложение двух гармоник: с час­ тотой оборотов и с удвоенной частотой, причем амплитуда вто­ рой гармоники, а также сдвиг фазы между этими гармониками

Огц ' 1\Ч7гц ' Щ15гц ' ЩШц ' Щ97гц ' 15,15гц ' 15,17гц 15,67гц

15,71гц

15,79гц

15,97гц

16,05гц 16,1¥гц

Щ№ц

16,16гц

 

Рис. 2. Экспериментальные осциллограммы

 

меняется при изменении со. Наличие гармоники

с удвоенной час­

тотой связано с возникновением обратной прецессии,

поскольку

во вращающейся системе координат составляющая, характери­ зующая обратную прецессию, имеет частоту 2со. Следовательно, с такой же частотой меняется и напряжение а, приведя к уста­ лостным поломкам. Поэтому ввиду усталостных разрушений на­ личие обратной прецессии крайне нежелательно.

Регистрируемые каждым датчиком изменения деформации вала при работе вблизи основного резонанса описываются сле­ дующими выражениями:

для датчика I е, = Л0(со) + At cos(co/ + 1 ^ ) + A2(co)cos(2co/ + ife);

дла датчика II, перпендикулярного датчику I еи = Ло(со) + А\ X X cos(co/ + i|)i) + A2(co)cos(2co/ + ^2)-

Для построения амплитудно-фазовой характеристики дефор­ мации достаточно знать лишь величину постоянных составляю­ щих, поскольку постоянная составляющая представляет собой деформацию волокна от центробежной силы, возникающей из-за дисбаланса, и, следовательно, для построения амплитудно-фазо­ вой характеристики деформации нужно вдоль осей координат отложить величины А0(со) иЛ 0 (со) соответственно.


В дальнейшем п.ри построении амплитудно-фазовых характе­ ристик было бы целесообразно при измерениях деформации от­ фильтровывать переменные составляющие, оставляя лишь посто­ янную, не зависящую от времени.

Для выделения постоянной составляющей на наших осцил­ лограммах был проведен гармонический анализ всех получен­ ных осциллограмм. Амплитудно-фазовые характеристики дефор­

мации, соответствующие случаям 1—3, приведены на

рис. 3. По

осям координат отложены показания датчиков / и //;

в пересче­

те на напряжение единица соответствует 6,35 кг/см2.

Амплитуд­

ам

6)

 

б)

 

Рис. 3. Амплитудно-фазовые характеристики

деформаций

ротора:

а — с естественным

д и с б а л а н с о м ;

б с добавлением дисбаланса

11,41 гсм.;

я —

с добавлением

дисбаланса 15,75

гсм

 

но-фазовые характеристики имеют форму, близкую к окружно­

сти; точка

D соответствует максимуму частотного градиента;

резонансный

диаметр OD в нашем случае

параллелен плоско­

сти датчиков

/.

 

Таким образом, нам известна плоскость

расположения дис­

баланса. Для определения величины неуравновешенности необ­ ходимо произвести второй пуск ротора с заранее известной си­ стемой пробных грузов, расположенной в плоскости дисбаланса. При этом величину дисбаланса определим с помощью формул

(1) или (2). Но в выражение (2) входит форма колебаний, ко­ торая нам не всегда точно известна, особенно если мы рассмат­ риваем ротор на упругих опорах.

Но здесь есть ряд обстоятельств, облегчающих решение этой задачи, так как требуется знание не полной формы колебаний, а лишь значение ее в тех точках ротора, где прикреплена проб­ ная масса. Для балансировки по первой форме достаточно иметь значение Ф п в одной точке, для балансировки по второй фор­ ме — в двух точках и т. д.


Для определения формы колебаний можно снова использо­ вать амплитудно-фазовые характеристики. Действительно, вследствие линейности уравнений получим

 

O D , - 0 £ > = <7<D„(/i),

 

 

где OD — резонансный

диаметр ротора без пробной массы;

ODi — резонансный

диаметр

ротора с

пробной

массой т0;

 

q — коэффициент

пропорциональности;

 

 

1\ — координата прикрепления массы.

 

 

Если затем массу то снять и присоединить в точке с коорди­

натой

12, получим резонансный

диаметр,

пропорциональный

Ф„(/ 2 )

и т. д.

 

резонансного диаметра возра­

Из

рис. 3 видно, что величина

стает

пропорционально

значениям приложенного

дисбаланса.

Эти выводы находятся в полном соответствии с разработанной теорией.

 

Результаты

гармонического

анализа

осциллограмм

ротора

 

 

с естественным

дисбалансом

 

 

Скорост ь

Частота

 

Д а т ч и к

I

 

Д а т ч и к

11

в р а щ е н и и вращения

 

 

 

 

 

 

 

вала

вала

А

 

 

 

•ч

 

 

в об/мин

в v гц

•4,

 

 

 

 

850

14,20

—4

21

 

4

—4

21,5

3,8

870

14,58

—4,5

22

 

4,3

—9,5

21,5

4,8

895

14,95

—8,5

21,5

 

7,5

—19

24,5

8

905

15,11

—11

20,5

 

8,5

—24

19

9,5

915

15,28

—16,5

21

 

10

—30

21,5

11,3

920

15,36

—21,5

21

 

10

—31

25

10,5

930

15,54

—34,7

21

 

14

—34

21

14,5

940

15,65

—48

21,5

 

14,5

—28

24

15,5

945

15,79

—54

21

 

13,5

- 2 6 , 5

23

14,3

955

15,95

—61

22

 

11

—20

23

11,8

960

16,04

—69

23,5

 

11,5

—21

23

12

965

16,1

—81

23

 

8,8

5

23

9,8

970

16,16

—57

22

 

3,5

32

23

3

985

16,41

—53

21,5

 

2,8

32

22

2,8

995

16,6

—50

21,5

 

1,5

31

23

2,5

Результаты гармонического анализа полученных осцилло­ грамм (в качестве примера приведена таблица) позволяют сде­ лать следующие выводы:

1. Амплитуды первой гармоники Аи А[ можно считать прак­ тически постоянными в пределах точности измерений и обработ­ ки результатов, изменение А\ и А[ не превышает 7%. Следова­ тельно, как и предполагалось выше, эта составляющая действи­ тельно вызывает деформацию вала, постоянную по величине не­ зависимо от числа оборотов, и связана с действием силы тя­ жести.