Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а 6

Точность у рае новвшиваная роторов

А. А. ШУБИН

УДАРНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ПОДШИПНИКОВ В СЛУЧАЕ ГИБКОГО РОТОРА

При вращении неуравновешенного гибкого ротора на его цапфы действуют динамические силы, вызываемые неуравнове­ шенностью и изгибом ротора. Эти силы, воздействуя на подшип­ ники, создают повышенный износ их, а при неблагоприятных условиях приводят к разрушению подшипников.

Наиболее опасным является ударный режим работы под­ шипников, который возникает вследствие отрыва цапфы от под­ шипника. Это приводит к быстрому выходу подшипника из строя. Отрыв цапфы от подшипника происходит при определен­ ной критической скорости, величина которой зависит от геомет­ рических и массовых параметров подшипника и ротора. Поэто­ му основным критерием плавной и надежной работы машины является такая скорость вращения ротора, которая по величине должна быть меньше критической скорости, возникающей при отрыве цапфы от подшипника.

Данному вопросу в настоящее время посвящено достаточно много работ, в которых рассматривается движение цапфы как плоская задача, но без учета гибкости ротора. Решение этой за­ дачи связано с громоздкими и сложными выкладками, так как движение цапфы в подшипнике рассматривается как колебания маятника при больших амплитудах, что приводит к нелинейной задаче с параметрическим возбуждением. Учет же гибкости ро­ тора делает решение задачи в такой постановке малопригодной для практики, так как еще в большей степени затрудняется ана­ лиз основных факторов, влияющих на характер движения цап­ фы в подшипнике.

В настоящей работе дано новое решение этой задачи с учетом гибкости ротора при любой его неуравновешенности.

Для того чтобы лучше понять метод решения данной задачи, рассмотрим самую простую систему в виде гибкого ротора с од­ ним круглым диском, установленным посередине между опора­ ми и имеющим малый эксцентриситет е относительно оси ротора (рис. 1).


При вращении ротора вследствие его неуравновешенности, определяемой эксцентриситетом диска е, ротор прогнется под действием центробежной силы.

Пренебрегая пока весом рото­ ра, который будет учтен до­ полнительно при рассмотрении величины давления на под­ шипник, получим из условия равновесия выражение

™-(y+e)^

= ky.

(1)

Рис.

1. Схема вращающегося

гибкого

 

ротора

 

8

 

 

 

 

 

 

 

Решая это

уравнение

относительно величины прогиба

рото­

ра,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО \ 2

 

 

 

 

 

у

( 0 „

 

(2)

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со„

 

 

где

 

2G — масса ротора;

 

 

 

 

 

8 со

угловая скорость

ротора;

 

 

 

У

- величина прогиба ротора;

 

 

У

_k_

- жесткость

ротора;

 

 

га,

kg

угловая частота

свободных колебаний ротора.

 

 

2G

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимая во внимание выражение

(2), получим

 

 

 

 

у + е = -

 

у

(3)

 

 

 

 

 

to

 

Если ротор вращается с угловой скоростью со и в некоторый момент времени цапфа занимает в подшипнике положение, ука­ занное на рис. 2, на нее действуют: опорная реакция от веса ро­ тора 2G, центробежная сила от движения цапфы в подшипнике

G

G

—гр2 Д,

тангенциальная сила инерции —фА, центробежная си-

8

8

 

Q

ла от изгиба и неуравновешенности ротора —ю'2 (у + е) cos (со/—

 

 

8

 

— а), сила трения F и реакция Р на подшипник.

 

Из условия равновесия

имеем

 

G

Ф2А Ч

G

(4)

Р = G cos а Ч

со2(# Ч- e)cos(co.y — а);

8

 

8

 

G

G

со2(г/ Ч-e)sin(co/ — a) + F,

(5)

— грА = — GsinoH

 

351


где

g — ускорение силы тяжести;

 

 

 

•ф •скорость движения цапфы по подшипнику;

 

 

а — угловое перемещение цапфы

от вертикального положе­

 

ния равновесия.

 

 

 

Уравнение движения цапфы (5)

объединяем с

граничным

условием при отрыве цапфы от подшипника, т. е. с

равенством

(4)

при Р = 0.

 

 

 

Для этого дифференцируем выражение (5) по а

 

Д — i | j = Gcos a

— ю2 (і/ + e)cos(ci)^—- a) +

du L S

J

 

£

da

и, складывая

равенство

(4) с выражением

(6), получим

 

d

+

p = A A r

+ d L ,

 

da

 

g

g

da

тогда

(6)

(7)

 

 

 

rf-ф

 

^f2 da.

(8)

 

 

 

~dT

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умножая

обе части

уравне­

 

ния

(8) на

 

получим

 

 

djl

_гіф_

= гЬ2

dtb,

 

 

dt

dt

 

 

 

 

dt

 

 

или

 

 

 

2 = ±d(r\

Рис. 2. Схема вращающейся

цапфы

• d

dt

 

 

 

 

 

 

4

 

в подшипнике

где

da заменено через tf>.

dt

Таким образом, окончательно будем иметь следующее диф­ ференциальное уравнение движения цапфы в подшипнике:

 

 

dt

V2

Y

 

(9)

 

 

 

 

 

 

 

^

 

 

 

Разделяя переменные и интегрируя

выражение

(9), находим

 

 

 

 

t

+

c

(10)

 

 

ф

У 2

 

 

 

Постоянную

С\ найдем

из начального условия. Дл я этого

предположим,

что в начальный

момент

(t = 0) цапфа при от­

рыве от подшипника

имеет

угловое

перемещение

от вертикаль­

ного положения, равное сю.

 

 

 

 

 

Это может

иметь

место

только в том случае,

если скорость

ф в данный момент

времени — очень

большая величина. Поэто­

му при t = 0 -ф = со. Подставляя эти значения для начальных


условий в равенство (10), получим су = 0. Следовательно, выра­ жение для скорости x[i примет вид

Ф = І І І Х

( ї ї )

Из выражения (11) можно заключить, что для определения угла а оно не может быть непосредственно проинтегрировано, так как функция а при t = 0 разрывна. Однако это затруднение легко обойти, если воспользоваться дельта-функцией Дирака.

Действительно, в рассматриваемом случае производная в точ­ ке разрыва, как известно, равна дельта-функции Дирака, сле­ довательно, можем написать

 

_ ' о т р

_

%mp = ±V2

f b(t)dt = ±V2,

(12)

 

6

 

где аотр — угол отрыва цапфы от подшипника.

Таким образом, функция угла а при любом времени t боль­

ше нуля равна ± ] / 2.

Из выражения (4) видно, что отрыв цапфы = 0) вообще возможен лишь тогда, когда последний член выражения (4), зависящий от неуравновешенности ротора, становится отрица­ тельной величиной, т. е. при

- f L < ( ( B / _ a ) < J ? L .

2

2

Поэтому наименьшее значение неуравновешенности, при ко­ торой происходит отрыв цапфы от подшипника, соответствует

®кр^отр

аотр ~ П>

Р — 0,

 

отсюда, учитывая равенство (12), получим

 

<*кр=

'

(13)

 

 

f o m p

 

 

Подставляя эти значения

для

сок р

в равенство

(4), находим

/

^ V W i y ^ - U

( 1 4 )

'g cos у 2

Зная теперь время отрыва цапфы от подшипника, можем оп­

ределить критическую

скорость.

Действительно,

подставив

в равенство (13)

выражение

(14), найдем

 

сок

= (я +

1/2)

| /

.

(15)

23 Зак . 600

353


Подставляя в это значение для критической скорости кр выражение (3), после соответствующих преобразований получим

т ) 2 - Г

+

 

( < c

o s V

2

+ •

+

 

I

ті

(л + V2)2

= 0.

 

 

 

\ы1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(16)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решая последнее

уравнение относительно

т), найдем

 

 

Г| =

(

я

+ у

! ) 2

/

и ,

 

 

 

 

+

1

 

 

 

 

 

 

 

^-cos 1/2 + —

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

,2

 

 

 

А

 

 

 

 

± v 4

( я + У 2 ) 2

/ а .- C O S / 2 + — | + 1

 

 

 

Д

 

 

 

 

2

 

 

Д

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(17)

где

 

 

со:

и круговая

частота

маятниковых

колебаний

 

 

 

и,

 

 

Любое значение т), находящееся в пределах 0

=S; г) ^

1, является

решением

данной

задачи,

т. е. указывает на

отрыв

цапфы

от подшипника

при критической скорости.

 

 

 

 

 

 

 

сокр

=

< О р 1 Л — Т | .

 

 

 

 

(18)

Все д р у г и е

з н а ч е н и я

для т) показывают н а

отсутствие

ударов

цапфы по подшипнику, т . е. в этом случае цапфа

все время со­

прикасается с подшипником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угловое

п о л о ж е н и е цапфы

п р и ее отрыве

от

подшипника

О п р е д е л я е т с я

ПО формуле (12) И раВНО

П р и б л и з и т е л ь н о

Окр =

= 80°.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае абсолютно жесткого ротора

критическая скорость

Ыкр м о ж е т

б ы т ь п о л у ч е н а ,

если воспользоваться

выражениями

(13) и (14). Полагая

в этих выражениях

у =

0, находим

 

 

 

 

 

 

 

(K +

V2)VCQS

 

V2

 

 

 

 

(19)

 

 

 

 

 

 

 

 

V2f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗ

ЭТОГО

В Ы р а ж е Н И Я

ВИДНО, ЧТО, ЄСЛИ

=

—;

 

-=Г7Г

зна­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

( я + у

2 ) 2

 

чение

для критической

скорости

стремится

к

бесконечности,

т. е. обеспечивается

при любой скорости

вращения

соприкосно­

вение цапфы с подшипником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим теперь общий

случай

определения

 

критической

скорости отрыва цапфы от подшипника для случая гибкого ро-

354