Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где m 4 и _/4 — масса и момент инерции звена 4; ар — вектор ускорения точки С;

е4 — вектор углового ускорения звена 4.

Для уравновешивания силы РИ требуется, чтобы центр масс механизма оставался неподвижным [1]. Как видно из рис. 2, это условие будет выдержано в том случае, если центр масс будет находиться в точке К.

С этой целью следует на продолжении звена СК установить противовес тп,, соблюдая равенство

 

т41ск

=

mnjKs,

(15)

откуда

 

 

 

 

 

»Ч =

" Ч - Г ^ ,

(16)

 

 

 

lKS

 

где 1ск — длина звена

СК;

 

 

 

IKS — расстояние

от точки

К

до центра тяжести

противове­

са m„t .

Рассмотрим случай, когда масса звена 4 находится не в точ­

ке С, а в точке Z

(рис. 2).

И в этом случае

механизм

может

быть уравновешен при помощи поводка CKS

с

противовесом

тПі,

если его присоединить

к звену 4 в точке Z,

а к

стойке

в точке К'

 

 

 

 

 

 

 

Расчетные формулы (15),

(16)

будут иметь вид

 

 

 

 

т41гк-

= mnilK-s-;

 

 

(17)

 

 

тПі

=

т П

і - ^ .

 

 

(18)

 

 

 

 

 

lK'S'

 

 

 

При

этом прямая

линия

ZS'

проводится

параллельно СК

(рис.2).

 

 

 

 

 

 

 

И, наконец, при случае, когда массами звеньев 2 и 3 прене­ брегают, то аналогично изложенному выше проводится кинема­ тический анализ данных механизмов, а уравновешивание их следует производить способом, предложенным В. А. Щепетильниковым [3].

Л И Т Е Р А Т У РА

 

 

 

 

 

 

1.

Артоболевский

И. И. Теория механизмов. М.,

изд-во

«Наука»,

1967.

2.

Лучинский Н. Д. К вопросу об

инерционных

силах

сельскохозяйствен­

ных машин. Сб. «Теория, конструкция

и производство

сельскохозяйственных

машин». Т. 1. Под ред. В. П. Горячкина,

1935.

 

 

 

 

3.

Щепетильников

В. А. Определение центра масс

механизмов в

связи

с задачей их уравновешивания. Труды МИИТ. Вып. 92/11. М., Трансжелдориздат, 1957.

346


Т. Т. ГАППОЕВ,

Э. К. МРИКАЕВ, М. С. САЛАМОВ

 

УРАВНОВЕШИВАНИЕ НЕКОТОРЫХ

МЕХАНИЗМОВ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

 

В сельскохозяйственных машинах часто приходится уравно­

вешивать шарнирные

четырехзвенные

механизмы.

Например,

в настоящее

время в

Горском сельскохозяйственном

институте

создан режущий аппарат уборочных машин в виде, шарнирного

параллелограмма

(рис. 1), работающий

на высоких

скоростях

и требующий точной уравновешенности.

 

 

Как известно,

механизмы клавишных

соломотрясов пред­

ставляют собой ряд последовательно соединенных

шарнирных

четырехзвенников.

Например, на

 

 

рис. 2 показана

схема четырех-

 

 

Рис.

1. Параллелограммный

меха­

Рис.

2. Схема четырехклавишного со­

низм

режущего

аппарата убороч­

 

ломотряса

 

ной

машины

 

 

 

клавишного соломотряса,

состоящего

из ряда последовательно

соединенных между собой шарнирных параллелограммов. Дан­ ный механизм самоуравновешен расположением кривошипов на коленчатых валах попарно под углом 180° относительно друг

друга. Но при этом уравновешиваются только

силы инерции,

моменты же от них остаются неуравновешенными:

Mr = Pua;

(1)

MB = Pue,

(2)

где Мв и Мг — неуравновешенные моменты в

вертикальной и

 

 

горизонтальной плоскостях;

 

 

 

 

 

Pu — модуль главного вектора инерционных сил ме­

 

 

ханизма шарнирного

параллелограмма;

 

 

а

и в — расстояние между центрами

клавиш.

 

 

 

Очевидно, силы Ри равны и противоположно направлены

па­

раллельно друг другу, поэтому представляют

собой

пары

сил

Мг

и Мв,

которые дают суммарный неуравновешенный

момент

 

 

М==Мг + Мв-

 

 

 

(3)

 

Момент М является переменным вектором, и задача сводит­

ся

к его

уравновешиванию. Очевидно,

если

уравновесить каж-


дый отдельно взятый шарнирный параллелограмм, то в целом весь механизм будет уравновешен. Поэтому рассмотрим отдель­

но взятый шарнирный параллелограмм

(рис. 1).

 

 

 

 

Массы

звеньев

сосредоточим в их центрах

тяжести SU S2,

5 3

и угловую скорость кривошипа сої

примем

постоянной.

 

 

Для данного механизма передаточное отношение от первого

звена к третьему t'i3 равно

единице,

поэтому

угловые

скорости

звеньев / и 3 равны

(сої = соз).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инерционная нагрузка каждого звена состоит в общем слу­

чае из силы инерции Рц.

и момента

Ми.

и определяется

из сле­

дующих

равенств:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рщ

= —mxas:,

Мщ

= — У ^ ь

 

 

 

(4)

 

 

Ры2 = —m2aSl;

MU2

= — J2e2;

 

 

 

 

(5)

 

 

Pu3=—mzas3;

 

М Ц з = — У 3 є 3 ,

:

 

 

 

(6)

где as,;

 

« s 2 ; Qss

—ускорения

центров

тяжестей

 

Si;

S2;

S3

 

 

Ши т2; тъ

звеньев

/ ; 2; 3;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— массы звеньев 1; 2; 3.

 

 

 

 

 

Так

как toi = (о3 =

const,

то єі =

е3

=

0.

Следовательно,

из

равенств

(4), (6) имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как

 

 

 

М„, = 0 и

МИг

=

0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то

 

 

 

 

 

 

е2 = 0,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким

образом,

следует

уравновесить

только силы инерции

Ри, '. Ри2 ; Ри„ . Дл я этого

массу

шатуна т2 примем сосредото­

ченной

в

точке S2

и осуществим

 

статический

разнос

массы

т2

по центрам шарниров В и С, соблюдая

равенства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т2*=т2с

+ т;

 

 

 

 

 

 

 

(8)

 

 

 

 

 

m2BlBs

= m2clcs,

 

 

 

 

 

 

 

(9)

где IBS — длина звена BS, a les — длина звена CS.

т.\\ т;

т3;

После этого уравновесим вращательные массы

fn2c установкой двух

противовесов

на продолжении

звеньев

АВ

и DC.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая то, что конструкция

сельскохозяйственных

машин

позволяет

уменьшить

межцентровое

расстояние A D и допускает

равномерное распределение

массы шатуна

по всей его длине

ВС

(например, в механизме

режущего

аппарата),

уравновешивание

производят следующим образом. Сначала находят центры тя­ жести первой половины В' и второй половины С шатуна, в каж­ дом из которых сосредоточена масса — (рис. 1), и в этих точ-


ках располагают шарниры так, как по­ казано на рис. 3.

Затем уравновешивают вращатель-

то

т ,

и т 3

установ­

ные массы —

и гП{,—^

кой противовесов тп, и тПъ на про­ должении звеньев АВ и DC (рис. 3), соблюдая следующие равенства:

2г.

B J - Ш -

W

S,fm, Szjm}

yt

 

 

 

 

 

 

 

 

(10)

 

Рис. 3. Схема

уравновешива­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния механизма режущего

 

 

3 / C S a +

- ~ ' c C ,

 

(11)

 

аппарата

уборочной

 

m n * l r . S . = m

 

 

машины

где

lAS>

 

и l D S ,

—расстояние

от точек

А и D

до центров

 

 

 

 

 

тяжести

S [

и

S з

противовесов т

 

ІАВ'

 

 

и

mlt,;

 

 

 

 

 

 

 

и 1ЕС — длины звеньев АВ и DC;

 

 

Ust

и Irs, — расстояние

от точек

А и D

до центров

Из

равенств

(10) и

тяжести S] и 53 .

 

противовесов:

(11)

определяют

массы

 

 

 

 

~

 

LAS,

 

,

 

1АВ'

 

(12)

 

 

 

 

тПі

= тп—- + т2-

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

AS

 

 

 

AS,

 

 

 

 

 

 

 

DS,

,

« 2

 

DC

 

(13)

 

 

 

тПз

= m3

-t%- + —-

 

 

 

 

 

 

 

 

Такой способ создает возможность полного уравновешивания механизмов с любым числом кривошипов и при любом их рас­ положении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артоболевский И. И. Теория механизмов. М., изд-во «Наука», 1967.