Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уравнение с несимметричной характеристикой восстанавли­ вающей силы вида F(x) = k\x + k2x2 + къхъ, заменой перемен­ ных у = х Н—— приводится к уравнению вида (1) с правой

3fe3

частью, дополненной постоянным членом. Следовательно, вра­ щение ротора в подвесе с такой характеристикой вызывает его статическое смещение.

При вращении несбалансированного ротора в МП с нелиней­ ной характеристикой восстанавливающей силы могут возник­ нуть вынужденные ультра- и субгармонические колебания. Од­ нако, как показано в работе [1], такие колебания не возникают, если коэффициент демпфирования в системе больше некоторой величины

1024а?

Демпфирование, имеющееся в реальных МП, обычно удов­ летворяет этому условию.

В симметричном МП демпфирование определяется четной функцией положения подвешенного тела. С учетом двух первых членов разложения функции демпфирования по линейной коор­ динате получим одномерное уравнение движения

х + JC(2|3 + fix2) + а{х + аъхг = A sin(co/ + \|)0)-

Определяя для малых х по методу Хейла [4] первое прибли­ жение периодического решения основной частоты, найдем ам­ плитудно-частотную характеристику

 

ш 2 2

= Г(а , - 2р2) + ± { 3 а

з _ 2 № 2 ) х 2 — ^

Цх*

 

+

| /

^-4fi2{a,-fi2)—3K2QazX2-hx2 R ( a i

_ 2 R 2 )

+

+

- J(12a 3 p - 6p 2 p 2 + a,p2)

+ x* A ( 3 o 3 - 2 p p 2 ) + jfi

i | -

 

16

 

64

 

2W

Нетрудно заметить, что четная нелинейность функции демп­ фирования в подвесе приводит к тому, что скелетная ЛИНИЯ (И2 =

= (ai 2 ) + - ^ - (3a 3 — 2pf52 )*2

^ г Р г * 4 ' 0 о б е и х сторон кото­

рой располагается резонансная кривая, является не наклонной к оси абсцисс прямой, а частью параболы (см. рис. 1). При ус­ ловии 2р\р2 > За3 наклон касательной к скелетной линии в точке

пересечения с осью абсцисс становится больше — . Кроме того,

при увеличении коэффициента р2 резко падает амплитуда резо­ нансного пика.

40


Таким образом, при увеличении доли нелинейного демпфи­ рования в МП (увеличении коэффициента р2 ) резонансная кри­ вая подвеса может быть деформирована так, что в момент про­ хождения скорости вращения ротора через резонансную область

подвеса

не возникнут

 

неустойчи-

хг£

 

 

 

вые колебания.

 

 

 

 

 

 

 

 

'

 

 

 

При

исследовании

влияния

 

 

 

 

 

феррорезонанса

на

механические

 

 

 

 

 

колебания

ротора

представим

 

 

 

 

 

кривую

намагничивания

в

виде

 

 

 

 

 

[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J = CXV + С 3

У 3

+ c5v5

+

. . •,

(6)

 

 

 

 

 

где С],

Сз, с5 — коэффициенты, за­

 

 

 

 

 

висящие от материала

и конст­

 

 

 

 

 

рукции

сердечника

электромагни­

 

 

 

 

та;

 

 

ф

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

1. Частотные

характерис­

і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тики

колебаний ротора в маг­

J = —

и V-

Фп

— безразмерные

1, 2

нитном подвесе:

переменные;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— соответственно

при линей­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной и нелинейной восстанавливаю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щих

силах;

3 — при нелинейном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

демпфировании

здесь ф — магнитный

поток

сер­

 

 

 

 

 

дечника;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

w — число потокосцеплений;

 

 

 

 

f

— частота питающего

напряжения.

 

 

В этом случае ток и напряжение в контуре связаны уравне­

нием

d*V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l k * ^

+

i c - I « i C i V

+ c>v3

+ C 5 v 5 + - - - )

=

 

 

 

 

 

 

(2nf

cos 2nft

 

 

 

(7)

где С и R

значения

емкости

конденсатора

и сопротивления

 

 

колебательного

контура.

 

 

 

После замены переменных

 

 

 

 

 

 

dv

2nf

 

dv

 

x=2nft—arctg£

и

k =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dx

 

 

 

 

 

 

 

2nfCR

можно записать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d*v

•k

dv

Иcxv* + c5v5 -f- . . .

= 5 C O S T ,

(8)

 

 

dx*

dx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B

= -

2nf0nw

•V1

+k2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приближенное

 

периодическое

решение будем искать в виде

 

 

 

 

 

 

 

v = я sin т + £cos т.

 

 


Подставим его в уравнение (8), отбросив члены разложения, начиная с третьего, получим

 

- Л : = 0;

 

4

 

(9)

с3

-(х2 + £ 2 ) - 1 + Л; = 0.

Рассматривая малое отклонение v + є от периодического ре­

шения, записываяьіваї уравнение в вариациях и вводя переменную kx

r\ = ее 2 , найдем

+(ci

-k2 + 3c3v2 )ц = 0.

(10)

dx2

V

4

 

Подставляя сюда периодическое решение, определим условие устойчивости

( ш " г 4 ~ 3

r

2 + l ) +

k 2

>

0

или

 

 

^umax

 

 

 

dB*

> 0 :

 

> o ,

(11)

dr2

 

 

dr2

 

 

 

т. е. границей зоны устойчивости является

условие

 

dB2

 

> 0 ,

 

 

(12)

 

dr2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

которое после преобразований приводим к виду

с\ (36с2 —27) = — - — .

(13)

3V

з

/

4 я 2 / 2 С / ?

2

 

При вращении неуравновешенного ротора в МП на него дей­ ствует периодическая возмущающая сила, что соответствует уравнению

 

тх +

+ ахх = М а ф 2

cos ф + Мдц> sin ср.

(14)

Уравнение моментов при этом

будет

 

 

 

Уф + Я(ф) = Ь(ц>) + МдХ sin ф + Mgg

sin ф,

(15)

где Я(ф) —момент сопротивления;

 

 

L(<p) — момент

двигателя.

 

 

 

Следуя общепринятой методике решения этих уравнений ме­

тодом

малого параметра [2], полагая силу

трения

fix, силы

Md<p2

sin ф, Мэф sin ф, моменты Mgx sin ф, Mag sin ф и величину ф

малыми, а — С 1,

— <С 1 и считая, что частота свободных ко-

J т


лебаний близка к частоте вынужденных колебаний, можно по­ лучить уравнение для так называемого эффекта Зоммерфельда

 

N{Q)—E(Q) [-$a>Qx2

= 0,

(16)

где N (й) = L(Q)Q

— мощность источника

вращения;

E(Q) = H(Q)Q

— мощность, расходуемая на

преодоление

вращения;

 

 

=V ^

Ут

Q — усредненная угловая скорость;

х — основная составляющая амплитуды колебаний.

При

этом -^-PCOQA?энергия, затрачиваемая на

колебатель­

ное движение.

 

 

 

 

 

Если

Ei(Q)

представляет собой

резонансную

кривую

/

(рис. 1), для

которой

Е\(£2) = E(Q)

+—-fiaQx2, a

N(Q) — г о ­

ризонтальную

прямую,

то при их пересечении N(£1) — £ i ( Q )

=

= 0. Но это равновесие неустойчиво, так как с увеличением

ско­

рости

 

£ , ( Q ) < t f ( Q )

(17)

и в итоге происходит ее срыв, в то время как в дорезонансной зоне при N(Q) — Ei(Q) разгон ротора может прекратиться во­ все. Большое значение при балансировке ротора имеет условие получения одинаковых резонансных частот при вращении ротора в неодноосном МП . При этом следует учитывать наложение сил подвесов по различным осям вследствие связи магнитных по­ токов.

Если положить коэффициент связи магнитных потоков зави­

сящим от угловой координаты

т. е.

 

X = ^ m a x ^min ,

^-тах ^rnin ^

^

2

2

Ъ

где Хтах ХЩІП коэффициенты

максимальной и минимальной

связей магнитных потоков, то условием равных жесткостей по различным осям будет выра­ жение

Рmax — Fmm Г і

. 1 1

 

 

 

 

 

 

2 p j

 

cos

2

а 0 s i n

2

+

2

1

+-~{^тах

— ^min)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sis- [1 + n ( X m a x

+ ^ m i n )]cosa 0 |rfa 0 =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

: j

(^max — Fmin)

1

+ "y(\iax + ^min)

p cos -ф sin i|j<ii|>, (18)


где

р — радиус ротора;

^ m a x ,

Fmin — максимальная и минимальная силы тяги электро­

 

магнита;

 

•ф, ао угловые координаты.

Для достижения равножесткости электромагниты располага­ ют относительно ротора под углом

1р = аГС tg

2

+

W +

*mln

t

 

' "Ь

2

(^max

^min)

 

Анализируя полученные выше результаты в отношении полу­ чения необходимой механической амплитудной и фазовой час­ тотной характеристик для балансировки на магнитном подвесе можно сделать следующий вывод: при выполнении условий, оп­ ределяемых уравнениями (3), (4), (5), (11), (17), (19), балан­ сировка в МП удобна, легко автоматизируется, может обеспе­ чивать точность до 2 • Ю - 4 гсм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кацнельсон О. Г., Эдельштейн А. С. Магнитная подвеска в приборо­ строении. М., изд-во «Энергия», 1966.

2.Кононенко В. О. Колебательные системы с ограниченным возбужде­ нием. М., изд-во «Наука», 1964.

3.Хаяси Т. Вынужденные колебания в нелинейных системах. М., ИИЛ„

1957.

4. Хейл Д ж . Нелинейная механика. М., изд-во «Мир», 1966.

Ю. А. САМСАЕВ

ИЗМЕРЕНИЕ ФАЗЫ СИГНАЛА ОТ ДИСБАЛАНСА ПРИ НАЛИЧИИ ПОМЕХ

Проблема надежной работы высокоскоростных турбомашин в значительной мере определяется долговечностью конструкции подшипникового узла, на элементы которого в работающей ма­ шине действует достаточно широкий спектр возмущающих сил (рис. 1).

Принципиальные трудности в настоящее время возникают в точности уравновешивания высокоскоростных роторов турбо­ машин с совмещенными опорами [1, 2] из-за многообразия источ­ ников помех, непостоянства скорости вращения балансируемо­ го ротора, жесткого крепления турбомашины в сборе, что пред­ определяется самой конструкцией и условиями работы машины.

В связи с необходимостью применения неподвижных опор и воздушного привода в балансировочной машине, импульсного опорного сигнала от контрастной метки на роторе, дистанцион­ ного измерения параметров сигнала от дисбаланса, электриче-