ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 5
л |
|
при |
£ K <G„(co„); |
|
|
|
З |
|
(ь>в) |
|
|
|
|
Т2 : |
|
при £ „ > G „ K ) . |
|
|
||
5Ф |
|
|
|
|
|
|
На рис. 6 изображена |
блок-схема балансировочной машины, |
|||||
построенная на основании |
|
результатов, |
полученных |
для |
опти |
|
|
|
мальных измерителей |
пара |
|||
ХУД | |
|
метров |
сигнала от дисбаланса |
|||
| |
в присутствии помех. |
|
|
|||
|
|
Особенностями схемы |
явля |
|||
J S 3 J |
|
ются: |
|
бесконтактный |
«генера |
|
г |
|
тор» |
(преобразователь) |
опор |
||
|
ного |
сигнала, выполненный на |
||||
|
|
|||||
|
|
базе |
импульсно-фазовой |
авто- |
||
|
|
|
|
5 |
|
|
/4 |
|
|
|
|
|
|
15 13
Ад
12
I |
10 |
|
J
Рис. 6. Блок-схема балансировочной машины:
1, 2 — датчики дисбаланса; 3 — ротор; 4 — фотоэлектри ческий датчик опорного импульса; 5 — импульсно-фазовая автоподстройка частоты; 6 — усилитель-ограничитель; 7 — импульсно-фазовыб детектор; 8 — запоминающее устрой ство; 9 — фильтр нижних частот; 10 — управляющий эле мент; // — подстраиваемый генератор; 12 — фазовраща тель; 13 — фазовый детектор; 14 — блок усилителей, на стройки и эталонирования; 15 — измеритель дисбаланса
подстройки частоты; блок настройки машины, повзоляющий вес ти балансировку по обычной системе отстройки влияния исклю чаемой плоскости и по системе симметричной и кососимметричной составляющих неуравновешенности с возможностью электри ческого эталонирования; предварительные тензоусилители с автоподстройкой режима транзисторов, необходимость которых определяется применением тензодатчиков динамического дав ления.
С помощью построенного измерительного устройства балан сировочной машины была проведена экспериментальная балан-
сировка нескольких роторов турбомашин на рабочей частоте вращения. После проведенных работ по уравновешиванию вер тикальная составляющая вибрации турбомашины снизилась на 26% по сравнению с вибрацией турбомашины, ротор которой был предварительно отбалансирован на низкооборотной балан сировочной машине.
Анализ экспериментальных данных схемы балансировочной машины с оптимальным определением фазы сигнала от дисба ланса показал, что точность измерения фазы с учетом помех,
создаваемых |
в работающей турбомашине, может, |
например, |
оцениваться |
дисперсией 0 ^ = 0,025(2,5 4-3°). Это |
позволяет |
рекомендовать приведенную схему при проектировании и совер
шенствовании |
измерительных |
устройств |
|
балансировочных |
|
машин. |
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
|
|
|
1. Воронин Г. |
И., Федосеев Н. М., |
Блохин Ю. И. |
Высокоскоростные |
||
совмещенные опоры. «Подшипниковая промышленность», |
1964, № |
2. |
|||
2. Блохин Ю. И., Панфилов Е. А., |
Федосеев Н. М. |
Высокоскоростные |
|||
совмещенные опоры. Под ред. Г. И. Воронина. М., |
НИИНавтосельхозмаш, |
||||
1966. |
|
|
|
|
|
3. Шахгильдян |
В. В., Ляховкин А. А. Фазовая автоподстройка частоты. |
||||
М., изд-во «Связь», |
1966. |
|
|
|
|
4. Пугачев В. |
С. Теория случайных |
функций. М., |
Физматгиз, |
1962. |
5.Пестряков В. Б. Фазовые радиотехнические системы. М., изд-во «Со ветское радио», 1968.
6.Самсаев Ю. А., Трунаев Ю. В., Феоктистов П. Н. Автоматическое
устройство для получения |
опорных импульсов. «Механизация и автоматиза |
ция производства», 1971, № |
6. |
А. С. ГОЛЬ ДИН
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЦВМ ПРИ УРАВНОВЕШИВАНИИ ТУРБОАГРЕГАТОВ
Увеличение мощности в энергомашиностроении влечет за со
бой рост материальных потерь при простоях и пусках |
агрегатов |
|||
на холостом |
ходу, |
например, при балансировочных |
работах. |
|
В этих условиях |
целью |
уравновешивания является |
не просто |
|
достижение |
минимальных |
амплитуд вибраций в контролируе |
мых точках, а выполнение данной работы при минимуме мате риальных затрат. Это возможно лишь при всестороннем исполь зовании и углублении существующих теоретических разработок в области уравновешивания систем связанных роторов. В совре менных условиях прогресс в области уравновешивания мощных энергетических турбоагрегатов уже невозможен без применения
ЭЦВМ для балансировочных расчетов. |
Последнее |
приводит |
к необходимости создания специального |
алгоритма |
обработки |
4* |
51 |
соответствующей информации тем более сложного, чем выше требования к окончательному результату.
При внедрении ЭЦВМ в практику уравновешивания необхо димо решить две группы задач:
а) разработка алгоритма и программы балансировочных рас четов, а также методики уравновешивания;
б) создание оперативной, доступной и надежной системы обеспечения балансировочных работ вычислительными сред ствами. Рассмотрим вариант решения этих задач, реализованный в производственных условиях.
Процесс уравновешивания валопровода в собственных под шипниках представляет последовательность балансировочных циклов, каждый из которых включает установку балансировоч ных грузов, пуск агрегата и последующий останов. При пуске производятся замеры вибраций, которые составляют основную
часть исходных данных для расчета. |
Балансировочные |
грузы |
|
устанавливают в доступных плоскостях |
валопровода, |
располо |
|
женных в разных местах вдоль его оси, и варьируют |
по |
массе |
|
и углу установки. |
|
|
|
Выбор обоснованного варианта установки балансировочных грузов для каждого балансировочного цикла составляет содер жание алгоритма балансировочных расчетов. Мы не будем рас
сматривать |
приемы измерений вибрации при |
уравновешивании |
в условиях |
электростанций. Под вибрацией |
ниже понимается |
комплексное (векторное) значение гармонической составляющей вибрации с основной оборотной частотой. Все комплексные ве личины обозначаются знаком вектора, если такой знак отсутст
вует, |
то подразумевается |
или |
модуль комплексной |
величины, |
|||||
или действительная величина. |
|
|
|
|
точках і |
||||
Если |
на валопровод, |
имеющий |
в контролируемых |
||||||
вибрации |
А І |
(і = 1, 2, 3,...,/), |
в |
различных |
балансировочных |
||||
плоскостях k |
установить |
балансировочные |
грузы Pk |
(k = 1, 2, |
|||||
З, |
К, где / ( < / ) , то для новых значений |
вибрации |
|
||||||
|
|
|
б ; = 1 ; + У я д . А , |
|
|
(1) |
|||
|
|
|
|
|
k |
|
|
|
|
здесь aih •— балансировочные чувствительности |
точек I |
к плоско |
|||||||
стям |
k. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Необходимо определить такие значения |
Pk, |
при которых до |
стигаются минимальные значения є*. Идеальным было бы, когда ЄЇ = 0, однако при J < К это недостижимо. Таким образом, не
обходимо сформулировать функцию качества |
Ф, минимизация |
|
которой определит оптимальные значения Ph. |
Весьма |
распро |
страненным является применение метода наименьших |
квадра |
|
тов [2], при этом |
|
|
ф = 2 8 ? - |
|
(2) |
Существуют и другие формулировки функции качества:
Ф = > ? е ? , |
г д е п > 1 , |
(3) |
|
і |
|
|
|
И |
|
і ф т. |
|
Ф = е т , где е.т |
> є, при |
(4) |
|
Очевидно, что при п - > оо выражение |
(3) равносильно |
соот |
ношению (4), таким образом наиболее общей является форму лировка функции (3).
При п = 2 функция Ф определяет энергию колебаний в точ ках і, шум агрегата, в ряде случаев являющийся определяющей характеристикой вибрации. По существующему нормированию для энергоагрегатов определяющим является максимальный ос таточный уровень вибрации, и, казалось бы, в этих условиях сле
дует принять за основу формулировку |
(4). |
Однако она имеет |
|
слабости. Если происходит снижение гт |
за |
счет увеличения |
2є?_ |
то это всегда связано с повышением є* для |
і Ф т, при этом |
но |
вый результат, формально более приемлемый, может фактиче ски означать ухудшение условий работы агрегата. Если значе ние гт превышает допустимую или желательную величину при
Sef= min, то это означает, что использованных балансировоч-
І
ных плоскостей недостаточно для эффективного уравновешива ния валопровода. Ряд других недостатков формулировки (4) обнаруживается при учете погрешностей исходных данных. Тем не менее категорически отвергать эту формулировку не следует. По-видимому, существует целесообразность ее использования в особых случаях или в совокупности с другими формулиров ками.
Принимая во внимание вышесказанное и учитывая, что ис ходные данные могут иметь случайные погрешности, функцию качества формулируем как математическое ожидание суммы квадратов амплитуд вибраций:
І
Таким образом, основное выражение для определения урав новешивающих грузов имеет вид
ф = М 2 |
в? = 2 (в? + Яв,) = min, |
(5) |
|||
|
|
і |
|
|
|
где Dsi — дисперсия є,, являющаяся |
функцией |
дисперсий |
исход |
||
ных данных. |
|
|
|
|
|
Минимизация |
суммы |
квадратов |
амплитуд, |
сложенная с их |
|
дисперсиями, при |
расчетах уравновешивающих |
грузов |
исполь |
зуется достаточно часто. При этом предполагается, что значения a%h известны, а их дисперсии назначаются произвольно.
Допустим, что: а) существует нормальный закон распреде ления погрешностей; б) имеет место круговое распределение
погрешностей; в) центром распределения является аффикс вво димой в расчет комплексной величины; г) погрешностью уста новки грузов Ри можно пренебречь.
Принимая во внимание эти допущения, имеем
Dlt=DAi + ^{p\D^^ |
= DAt + ^ \ { P \ x + Ply)Daik\. |
(6) |
||
|
k |
|
k |
|
Условие минимума Ф: |
|
|
|
|
дФ |
дФ |
= 0 |
(fe = 1, 2, 3,. . ., Л'). |
(7) |
дРкх |
дРку |
|
|
|
Представив комплексные величины в алгебраической форме, произведя соответствующие подстановки и преобразования, из выражений (1), (5), (6) и (7) получим систему линейных урав нений с 2/С неизвестными, т. е.
{[aY[a} |
+ [D]}{P] |
+ [aY[A] = 0, |
(8) |
||
где [а] — матрица балансировочных |
чувствительностей; |
|
|||
[а]т — транспонированная матрица [а]; |
|
||||
[D]— диагональная матрица дисперсий; |
|
||||
[А] — вектор исходных значений |
вибрации; |
|
|||
[Р] — вектор уравновешивающих |
грузов; |
|
|||
fllli |
— вПу |
• |
-й\Кх—О-ХКУ |
|
|
Ч\\уй\\х- |
• |
-й\Куа\Кх |
|
||
[а] = |
|
|
|
|
|
Я/1* — О-Лу |
• -dJKx — CLjKy |
|
|||
.O-llyO-JU- |
• |
CtJKxflJKy |
|
||
[D] = |
|
Do |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
DK D, |
|
|
|
= У |
Dalk; |
|
|
|
A l x |
|
|
~P\x~ |
|
|
|
|
|
Ply |
|
[A] = |
|
; |
[P] |
= |
|
|
A.ix |
|
|
PKx |
|
-Pky -