Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а вместе с другими видами управленческих машин — копиро­ вальными, средствами связи и т. д. Чем больше таких машин, чем полнее охватывают они управление, тем более актуальны проблемы их соответствия с ЭВМ по мощности, применяемому коду информации, режимам работы и т.д. Совместная и согласо­ ванная работа машин будет налажена при условии, если все они объединены в единую систему. Такие системы принято называть

информационно-вычислительными центрами (ИВЦ).

Очень важной частью АСУ являются модели и методы, кото­ рые применяются для решения задач управления производством.

Экономико-организационная модель — это система эконо­ мических и организационных принципов, определяющих методы управления, формы организации и воздействия управляющей системы на управляемую систему в процессе производства в це­ лях повышения эффективности последней. Она должна отра­ жать сущность научного процесса управления и его особенности в конкретных условиях.

Важнейшим этапом создания экономико-организационной модели должен быть анализ действующей в строительной орга­ низации системы производства и управления. Эта работа важна, так как она позволяет видеть положительные стороны, которые нужно сохранить, и недостатки, которые следует устранить. Ана­ лиз явится основой для определения мер по рациональной орга­ низации управляемой и управляющей систем.

На стадии формирования экономико-организационной модели происходит определение степени централизации в системе управ­ ления. Это — одна из важнейших закономерностей управления, и она должна быть положена в основу экономической модели уп­ равления. Вопросы централизации и децентрализации для управ ляющей и управляемой системы тщательно изучаются и опреде­ ляются в самом начале создания АСУ, поскольку от этого будут зависеть потоки информации, ее объемы, а значит и количество необходимых для автоматизированной системы технических средств.

Создание экономико-организационной модели включает так­ же определение принципов организационной структуры управ­ ления. На стадии разработки экономико-организационной мо­ дели необходимо подготовить к новым условиям и управляемую систему. Она должна иметь рациональную производственную структуру.

В процессе разработки экономико-организационных моделей нужно решить и принципиальные вопросы оптимизации техни­ ко-экономического планирования как одного из главных эконо­ мических методов управления. Экономико-организационная мо­ дель должна определить критерий оптимальности для планиро­ вания, основу для расчета разных вариантов. Главное здесь — более полное использование материально-технических ресурсов.

Важным разделом экономико-организационной модели яв­

84


ляется определение научных принципов оперативного планиро­ вания как основы оперативного управления и регулирования строительного производства.

После того, как создана экономико-организационая модель, разработчики, используя ее принципы и функциональные связи,

разрабатывают

информационную модель. Главным в этой

мо­

дели является

определение рационального

объема выходной

информация для

каждого звена управления.

Определение

вы­

ходной информации, необходимой для - непосредственного про­ цесса управления, позволит четко рассчитать объемы и потоки всей информации в строительной организации.

Существуют следующие принципы построения информаци­ онной модели:

количество первичных документов и показателей, которые в них отражаются, должны быть оптимальными;

формы документов должны быть унифицированы; каждый исходный показатель должен фиксироваться только

один раз; все показатели должны быть взаимоувязаны;

коэффициент

использования первичной документации дол­

жен быть максимальным;

первичная информация должна широко использоваться

в разных видах

преобразованной информации, необходимой

для управления.

 

Далее разрабатывается математическая модель автоматизи­ рованной системы управления. Это — система алгоритмов, блоксхем и программирования процесса управления и его отдель­ ных частей. В практике решения задач управления применя­ ются математические методы. Подробно эти вопросы рассмот­ рены в курсах «Математическое программирование» и «Вычис­ лительные машины и программирование». Необходимо отметить, что поскольку циклы работ в процессе управления повторяются, повторяются и созданные программы. Следовательно, трудоем­ кий процесс программирования часто является одноразовой зат­ ратой времени. Изменение программы требуется сравнительно редко, и оно, как правило, вызывается совершенствованием либо управления, либо самих программ.

Когда говорят об автоматизированной системе управления строительством, то речь идет прежде всего о проектах таких систем, как и в нашей стране и за рубежом конкретного и завер­ шенного в этой области еще мало.

Министерство сельского строительства СССР намечает раз­ работать в текущем пятилетии автоматизированную систему уп­ равления сельским строительством. Планом предусматривается создание автоматизированных систем для четырех уровней уп­ равления:

первый уровень — Министерство сельского строительст­ ва СССР;

85


второй уровень — министерства сельского строительства со­ юзных республик;

третий уровень — общестроительные и специализированные тресты (управления, объединения) и приравненные к ним орга­ низации, непосредственно подчиненные министерствам сельско­

го строительства союзных республик;

 

 

 

четвертый уровень — первичные строительные организации,

подчиненные трестам (ПМК, СМУ,

управления

механизации,

транспортные хозяйства и т. д.).

предусматриваются

выходы

На каждом уровне управления

во внешние организации; плановые

органы, органы

матери­

ально-технического обеспечения,

финансирования,

организации

заказчиков, субподрядчиков и т. д.

 

 

 

 

Внедрение автоматизированной системы управления позволит

качественно изменить содержание управленческой деятельности,

из

которой будут исключены трудоемкие шаблонные операции

и

повторяющиеся расчеты, устранить параллелизм и дублирова­

ние при выполнении управленческих работ, значительно сокра­ тить документацию и свести ее к ограниченному числу форм;

обеспечить рациональные потоки и повысить коэффициент ис­ пользования информации; повысить оперативность управления; усовершенствовать организационную структуру управления; оптимизировать мнопие стороны производственно-хозяйствен­ ной деятельности строительных организаций и получить макси­ мум продукции при минимуме затрат; повысить общую культуру управления и строительного производства.


Р а з д е л т р е т и й

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

И ПОДГОТОВКА К СТРОИТЕЛЬСТВУ

Г л а в а I

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗЫСКАНИИ

§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО н а з н а ч е н и я

И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Проектирование является одним из важнейших этапов осу­ ществления планов капитального сельского строительства. От качества проекта, глубины его разработки, научной обоснован­ ности технических решений и своевременности выполнения про­ ектных работ в большой мере зависят качество, сроки и эконо­ мичность строительства.

Проектирование объектов сельскохозяйственного назначения осуществляется государственными и колхозными проектными ор­ ганизациями, деятельность которых планируется в соответствии с годовыми и перспективными планами развития сельского хо­ зяйства СССР. Министерства и ведомства на основе перспектив­ ных планов устанавливают проектным и изыскательским орга­ низациям годовые планы по объему и составу работ.

Строительство объектов сельскохозяйственного назначения ведется в настоящее время преимущественно по типовым проек­ там, разрабатываемым специализированными головными и зо­ нальными институтами союзного и республиканского подчине­ ния (рис. 15).

Головные институты помимо типового проектирования зда­ ний и сооружений сельскохозяйственного назначения ведут рабо­ ты по унификации конструктивных и объемно-планировочных решений, выполняют исследовательские и экспериментальные работы, а также разрабатывают нормативные документы, руко­ водящие и методические материалы по проектированию и строи­ тельству объектов сельскохозяйственного назначения.

Привязку типовых проектов к местным условиям строитель­ ства и к конкретной строительной площадке выполняют в основ­ ном республиканские, областные и межколхозные проектные ор­ ганизации. В некоторых случаях при строительстве зданий или комплексов, для которых нет типовых проектов, а также при ре-

87

00

оэ

Госстрой

 

 

 

 

 

Министерство

 

 

 

'Всесоюзное обье-

министерстве

 

Госстрой,

СССР

 

 

 

 

 

сельского

 

 

 

динение„Союз

сельского

 

союзных республик

 

 

 

 

 

хозяйства

 

 

 

сельхозтехника?

строительства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦНИИЗП граж-

Гапрона-

Гипрони~

 

Гипросельхоз-

Гипросельхоз-

Киргизгипро-

Гипропром-

Гипросельстрой-

 

Зональные

дансельстрой

сельхоз

сельпром

 

птицепром

пром

сельхоз

сельстрой

индустрия

 

 

(Москва)

(Москва)

(Орел)

 

(Ростов-на-Дону)

(Владимир)

(Фрунзе)

(Саратов)

( К а л и н и н )

 

 

 

з

р

а

*б о

т

к

 

 

в

ы

д

О

В

К

т

о в

 

Животноводчес­

Теплично-парнико­

 

Мастерские по

 

 

 

 

 

Сельскохозяйствен­

 

кие комплексы

вые хозяйства,

 

Птицеводческие

 

 

Ремонтные

Предприятия

Жилые и

 

ремонту сельхоз­

Овцеводческие

ные комплексы и

и здания.

Овоще-и плодо­

 

заводы и мас­

Обществен-

Склады мин.

хранилища.

 

комплексы

техники.

и коневодчес­

производственной,

здания различного

ные здания

удобрений.

Предприятия пер­

издания.

Склады и другие

кие комплексы

терские сис­

базы сельского

назначения(приме -

 

Предприятия

вичной переработ­

Зернохранилища

здания сельскохо­

а здания

темы В/0„Союз-

строительства

нительно к усло­

 

биологической

ки сельскохозяйст-

 

 

зяйственного

 

 

сельхозтехникаы

 

 

 

виям республики)

 

промышленности

венных продуктов

 

 

назначения

 

 

 

 

 

 

 

 

Межколхозные

Республиканские

проектные

и областные про­

инст ит ут ы

ектные институты

х

Привязка типовых проектов

Рис. 15. Схема организации проектирования объектов сельскохозяйственного назначения и материально-технической ба­ зы сельского строительства


конструкции и расширении существующих зданий проектные ор­ ганизации разрабатывают индивидуальные проекты.

Проектирование производственной базы сельского строитель­ ства осуществляется:

в государственном строительстве — проектными

организаци­

ями министерств и ведомств, осуществляющих

сельское

строи­

тельство (Минсельстрой СССР, минсельстрои союзных

респуб­

лик), а также специализированными проектными

организация­

ми Госстроя СССР и госстроев союзных республик;

 

 

в колхозном

строительстве — проектными

организациями

межколхозстроев

и государственными

специализированными

проектными организациями.

 

 

 

 

Проектная организация, выполняющая основную (технлоги-

ческую) часть проектных

работ, называется

г е н е р а л ь н ы м

п р о е к т и р о в щ и к о м .

Для выполнения

инженерных изыска­

ний, а также разработки отдельных частей проекта генеральный проектировщик на договорных условиях привлекает специализи­ рованные проектные организации (по санитарной технике, элек­ тротехнике и т. п.).

Основным принципом проектирования является комплекс­ ность, которая заключается в том, что в процессе проектирова­ ния должна обеспечиваться необходимая взаимная увязка тех­ нологической, строительной, технико-экономической и других частей проекта.

Расходы на проектирование и изыскательские работы по конкретным объектам несут заказчики за счет средств по плану капитальных вложений, включенные в сводную смету на строи­ тельство. Типовое проектирование ведется за счет средств но государственному бюджету.

Сроки разработки проектно-сметной документации устанав­ ливаются при заключении договоров в соответствии с действую­ щими нормами продолжительности проектирования и строитель­ ства. Типовые проекты разрабатываются в сроки, установлен­ ные планом типового проектирования.

Для сельского строительства заказчиками проектов являют­ ся министерства и ведомства, совхозы и колхозы.

Проектные и изыскательские работы выполняют проектные организации на основании договоров с организациями—заказчи­ ками проектов.

При заключении договора заказчик выдает проектной орга­ низации задание на весь комплекс проектирования с необходи­ мыми для этой цели исходными данными.

89