Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
а вместе с другими видами управленческих машин — копиро вальными, средствами связи и т. д. Чем больше таких машин, чем полнее охватывают они управление, тем более актуальны проблемы их соответствия с ЭВМ по мощности, применяемому коду информации, режимам работы и т.д. Совместная и согласо ванная работа машин будет налажена при условии, если все они объединены в единую систему. Такие системы принято называть
информационно-вычислительными центрами (ИВЦ).
Очень важной частью АСУ являются модели и методы, кото рые применяются для решения задач управления производством.
Экономико-организационная модель — это система эконо мических и организационных принципов, определяющих методы управления, формы организации и воздействия управляющей системы на управляемую систему в процессе производства в це лях повышения эффективности последней. Она должна отра жать сущность научного процесса управления и его особенности в конкретных условиях.
Важнейшим этапом создания экономико-организационной модели должен быть анализ действующей в строительной орга низации системы производства и управления. Эта работа важна, так как она позволяет видеть положительные стороны, которые нужно сохранить, и недостатки, которые следует устранить. Ана лиз явится основой для определения мер по рациональной орга низации управляемой и управляющей систем.
На стадии формирования экономико-организационной модели происходит определение степени централизации в системе управ ления. Это — одна из важнейших закономерностей управления, и она должна быть положена в основу экономической модели уп равления. Вопросы централизации и децентрализации для управ ляющей и управляемой системы тщательно изучаются и опреде ляются в самом начале создания АСУ, поскольку от этого будут зависеть потоки информации, ее объемы, а значит и количество необходимых для автоматизированной системы технических средств.
Создание экономико-организационной модели включает так же определение принципов организационной структуры управ ления. На стадии разработки экономико-организационной мо дели необходимо подготовить к новым условиям и управляемую систему. Она должна иметь рациональную производственную структуру.
В процессе разработки экономико-организационных моделей нужно решить и принципиальные вопросы оптимизации техни ко-экономического планирования как одного из главных эконо мических методов управления. Экономико-организационная мо дель должна определить критерий оптимальности для планиро вания, основу для расчета разных вариантов. Главное здесь — более полное использование материально-технических ресурсов.
Важным разделом экономико-организационной модели яв
84
ляется определение научных принципов оперативного планиро вания как основы оперативного управления и регулирования строительного производства.
После того, как создана экономико-организационая модель, разработчики, используя ее принципы и функциональные связи,
разрабатывают |
информационную модель. Главным в этой |
мо |
|
дели является |
определение рационального |
объема выходной |
|
информация для |
каждого звена управления. |
Определение |
вы |
ходной информации, необходимой для - непосредственного про цесса управления, позволит четко рассчитать объемы и потоки всей информации в строительной организации.
Существуют следующие принципы построения информаци онной модели:
количество первичных документов и показателей, которые в них отражаются, должны быть оптимальными;
формы документов должны быть унифицированы; каждый исходный показатель должен фиксироваться только
один раз; все показатели должны быть взаимоувязаны;
коэффициент |
использования первичной документации дол |
жен быть максимальным; |
|
первичная информация должна широко использоваться |
|
в разных видах |
преобразованной информации, необходимой |
для управления. |
|
Далее разрабатывается математическая модель автоматизи рованной системы управления. Это — система алгоритмов, блоксхем и программирования процесса управления и его отдель ных частей. В практике решения задач управления применя ются математические методы. Подробно эти вопросы рассмот рены в курсах «Математическое программирование» и «Вычис лительные машины и программирование». Необходимо отметить, что поскольку циклы работ в процессе управления повторяются, повторяются и созданные программы. Следовательно, трудоем кий процесс программирования часто является одноразовой зат ратой времени. Изменение программы требуется сравнительно редко, и оно, как правило, вызывается совершенствованием либо управления, либо самих программ.
Когда говорят об автоматизированной системе управления строительством, то речь идет прежде всего о проектах таких систем, как и в нашей стране и за рубежом конкретного и завер шенного в этой области еще мало.
Министерство сельского строительства СССР намечает раз работать в текущем пятилетии автоматизированную систему уп равления сельским строительством. Планом предусматривается создание автоматизированных систем для четырех уровней уп равления:
первый уровень — Министерство сельского строительст ва СССР;
85
второй уровень — министерства сельского строительства со юзных республик;
третий уровень — общестроительные и специализированные тресты (управления, объединения) и приравненные к ним орга низации, непосредственно подчиненные министерствам сельско
го строительства союзных республик; |
|
|
|
|
четвертый уровень — первичные строительные организации, |
||||
подчиненные трестам (ПМК, СМУ, |
управления |
механизации, |
||
транспортные хозяйства и т. д.). |
предусматриваются |
выходы |
||
На каждом уровне управления |
||||
во внешние организации; плановые |
органы, органы |
матери |
||
ально-технического обеспечения, |
финансирования, |
организации |
||
заказчиков, субподрядчиков и т. д. |
|
|
|
|
Внедрение автоматизированной системы управления позволит |
качественно изменить содержание управленческой деятельности,
из |
которой будут исключены трудоемкие шаблонные операции |
и |
повторяющиеся расчеты, устранить параллелизм и дублирова |
ние при выполнении управленческих работ, значительно сокра тить документацию и свести ее к ограниченному числу форм;
обеспечить рациональные потоки и повысить коэффициент ис пользования информации; повысить оперативность управления; усовершенствовать организационную структуру управления; оптимизировать мнопие стороны производственно-хозяйствен ной деятельности строительных организаций и получить макси мум продукции при минимуме затрат; повысить общую культуру управления и строительного производства.
Р а з д е л т р е т и й
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ПОДГОТОВКА К СТРОИТЕЛЬСТВУ
Г л а в а I
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗЫСКАНИИ
§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО н а з н а ч е н и я
И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Проектирование является одним из важнейших этапов осу ществления планов капитального сельского строительства. От качества проекта, глубины его разработки, научной обоснован ности технических решений и своевременности выполнения про ектных работ в большой мере зависят качество, сроки и эконо мичность строительства.
Проектирование объектов сельскохозяйственного назначения осуществляется государственными и колхозными проектными ор ганизациями, деятельность которых планируется в соответствии с годовыми и перспективными планами развития сельского хо зяйства СССР. Министерства и ведомства на основе перспектив ных планов устанавливают проектным и изыскательским орга низациям годовые планы по объему и составу работ.
Строительство объектов сельскохозяйственного назначения ведется в настоящее время преимущественно по типовым проек там, разрабатываемым специализированными головными и зо нальными институтами союзного и республиканского подчине ния (рис. 15).
Головные институты помимо типового проектирования зда ний и сооружений сельскохозяйственного назначения ведут рабо ты по унификации конструктивных и объемно-планировочных решений, выполняют исследовательские и экспериментальные работы, а также разрабатывают нормативные документы, руко водящие и методические материалы по проектированию и строи тельству объектов сельскохозяйственного назначения.
Привязку типовых проектов к местным условиям строитель ства и к конкретной строительной площадке выполняют в основ ном республиканские, областные и межколхозные проектные ор ганизации. В некоторых случаях при строительстве зданий или комплексов, для которых нет типовых проектов, а также при ре-
87
00
оэ
Госстрой |
|
|
|
|
|
Министерство |
|
|
|
'Всесоюзное обье- |
министерстве |
|
Госстрой, |
||
СССР |
|
|
|
|
|
сельского |
|
|
|
динение„Союз |
сельского |
|
союзных республик |
||
|
|
|
|
|
хозяйства |
|
|
|
сельхозтехника? |
строительства |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ЦНИИЗП граж- |
Гапрона- |
Гипрони~ |
|
Гипросельхоз- |
Гипросельхоз- |
Киргизгипро- |
Гипропром- |
Гипросельстрой- |
|
Зональные |
|||||
дансельстрой |
сельхоз |
сельпром |
|
птицепром |
пром |
сельхоз |
сельстрой |
индустрия |
|
|
|||||
(Москва) |
(Москва) |
(Орел) |
|
(Ростов-на-Дону) |
(Владимир) |
(Фрунзе) |
(Саратов) |
( К а л и н и н ) |
|
|
|
||||
з |
р |
а |
*б о |
т |
к |
|
|
в |
ы |
д |
О |
В |
К |
т |
о в |
|
Животноводчес |
Теплично-парнико |
|
Мастерские по |
|
|
|
|
|
Сельскохозяйствен |
|||||
|
кие комплексы |
вые хозяйства, |
|
Птицеводческие |
|
|
Ремонтные |
Предприятия |
|||||||
Жилые и |
|
ремонту сельхоз |
Овцеводческие |
ные комплексы и |
|||||||||||
и здания. |
Овоще-и плодо |
|
заводы и мас |
||||||||||||
Обществен- |
Склады мин. |
хранилища. |
|
комплексы |
техники. |
и коневодчес |
производственной, |
здания различного |
|||||||
ные здания |
удобрений. |
Предприятия пер |
издания. |
Склады и другие |
кие комплексы |
терские сис |
базы сельского |
назначения(приме - |
|||||||
|
Предприятия |
вичной переработ |
Зернохранилища |
здания сельскохо |
а здания |
темы В/0„Союз- |
строительства |
нительно к усло |
|||||||
|
биологической |
ки сельскохозяйст- |
|
|
зяйственного |
|
|
сельхозтехникаы |
|
|
|
виям республики) |
|||
|
промышленности |
венных продуктов |
|
|
назначения |
|
|
|
|
|
|
|
|
Межколхозные |
Республиканские |
проектные |
и областные про |
инст ит ут ы |
ектные институты |
х
Привязка типовых проектов
Рис. 15. Схема организации проектирования объектов сельскохозяйственного назначения и материально-технической ба зы сельского строительства
конструкции и расширении существующих зданий проектные ор ганизации разрабатывают индивидуальные проекты.
Проектирование производственной базы сельского строитель ства осуществляется:
в государственном строительстве — проектными |
организаци |
|||||
ями министерств и ведомств, осуществляющих |
сельское |
строи |
||||
тельство (Минсельстрой СССР, минсельстрои союзных |
респуб |
|||||
лик), а также специализированными проектными |
организация |
|||||
ми Госстроя СССР и госстроев союзных республик; |
|
|
||||
в колхозном |
строительстве — проектными |
организациями |
||||
межколхозстроев |
и государственными |
специализированными |
||||
проектными организациями. |
|
|
|
|
||
Проектная организация, выполняющая основную (технлоги- |
||||||
ческую) часть проектных |
работ, называется |
г е н е р а л ь н ы м |
||||
п р о е к т и р о в щ и к о м . |
Для выполнения |
инженерных изыска |
ний, а также разработки отдельных частей проекта генеральный проектировщик на договорных условиях привлекает специализи рованные проектные организации (по санитарной технике, элек тротехнике и т. п.).
Основным принципом проектирования является комплекс ность, которая заключается в том, что в процессе проектирова ния должна обеспечиваться необходимая взаимная увязка тех нологической, строительной, технико-экономической и других частей проекта.
Расходы на проектирование и изыскательские работы по конкретным объектам несут заказчики за счет средств по плану капитальных вложений, включенные в сводную смету на строи тельство. Типовое проектирование ведется за счет средств но государственному бюджету.
Сроки разработки проектно-сметной документации устанав ливаются при заключении договоров в соответствии с действую щими нормами продолжительности проектирования и строитель ства. Типовые проекты разрабатываются в сроки, установлен ные планом типового проектирования.
Для сельского строительства заказчиками проектов являют ся министерства и ведомства, совхозы и колхозы.
Проектные и изыскательские работы выполняют проектные организации на основании договоров с организациями—заказчи ками проектов.
При заключении договора заказчик выдает проектной орга низации задание на весь комплекс проектирования с необходи мыми для этой цели исходными данными.
89