ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
глубину, меньшую глубины промерзания, или в з л а м ы в а н и е , ко
гда зуб проходит |
мерзлый слой и достает до талого |
грунта. |
К а к показали |
испытания, во втором случае зубья |
не выталки |
ваются из грунта и о т л а м ы в а ю т мерзлый слой большей тол щины, кроме того, лучше реализуется мощность базового трак
тора, за счет чего производительность |
повышается |
примерно |
вдвое. О д н а к о в з л а м ы в а н и е возможно в |
случаях, когда тяговое |
|
усилие трактора превышает 12—13 г, а |
мощность |
двигателя |
130—140 л. с. Послойное рыхление мерзлых грунтов |
т а к ж е це |
лесообразно проводить тракторами, имеющими двигатели мощ
ностью |
180 л. с. и выше . При послойном рыхлении |
требуется |
|||||||
более частая смена наконечников зубьев: на щебеночных |
и гра- |
||||||||
велистых через |
8—12 |
ч, на песчаных |
и супесчаных через |
30— |
|||||
40 ч, на связных |
грунтах через месяц работы . |
|
|
|
|||||
|
|
Техническая характеристика |
рыхлителей |
|
|
||||
|
|
|
|
Д-515С |
Д-711 |
Д-576Б |
РМГ-З |
Д-652АС |
|
Базовый трактор |
. . . |
Т-ЮОМГП |
Т-140 |
Т-180 |
ДЭТ-250 |
ДЭТ-250М |
|||
Мощность |
двигателя, |
|
|
|
|
|
|
||
л. с |
|
|
|
108 |
140 |
180 |
300 |
300 |
|
Максимальное |
тяговое |
11 |
13 |
15 |
22 |
|
25 |
||
|
|
т |
. . . |
|
|||||
Масса машины, |
12 |
15,3 |
18,3 |
26,5 |
|
30 |
|||
Количество зубьев рых |
|
|
|
|
|
|
|||
лителя |
|
|
|
1—3 |
1—3 |
1—3 |
1 |
1—3 |
|
Глубина |
разработки |
|
|
|
|
|
|
||
мерзлого грунта, |
мм: |
|
|
|
|
|
|
||
взламыванием |
. . . |
200 |
300 |
400 |
500—600 |
500—700 |
|||
рыхлением . . . . |
— |
— |
250 |
300—350 |
300—400 |
||||
Д л я |
наиболее эффективного |
проведения |
в з л а м ы в а н и я |
необ |
ходимы мероприятия, п р е д у п р е ж д а ю щ и е глубокое промерзание грунтов.
|
К а к п о к а з а л опыт треста Свердлесстрой, дл я рыхления |
|
грун |
|||
тов |
м о ж н о использовать корчеватели |
агрегата КБК - Д л я |
|
этого |
||
все зубья корчевателя снимают, а в их посадочные места, |
в за |
|||||
висимости |
от |
типа грунтов и глубины их промерзания, |
ставят |
|||
один-три |
зуба |
(рис. 48) рыхлителя толщиной 50 мм, з а к р е п л я я |
||||
их двумя пальцами . При небольшой глубине промерзания |
|
мерз |
||||
лый слой в з л а м ы в а ю т , при большой проводят послойное |
рыхле |
|||||
ние |
п а р а л л е л ь н ы м и ходами со смещением последующего |
хода |
||||
по |
отношению |
к предыдущему или |
пересекающимися ходами |
|||
под углом |
30—90°. |
|
|
|
||
|
При р а з р а б о т к е мерзлых грунтов |
в больших о б ъ е м а х |
весьма |
эффективным |
является взрывной способ. Д л я этого при глубине |
||||
промерзания |
0,6—1,5 м дл я |
в з р ы в а используют шпуровые за |
|||
ряды при диаметре шпуров |
45—50 мм, при промерзании |
1,5— |
|||
2 м диаметр |
шпуров увеличивают |
до 60—70 мм; при |
глубине |
||
промерзания |
более 2 м применяют |
с к в а ж и н н ы е з а р я д ы . |
Глубина |
||
шпуров принимается равной 0,8—0,9 от толщины мерзлого |
слоя. |
91
Д л я равномерного разрыхления грунта |
с к в а ж и н ы |
располагают |
||
в шахматном порядке с расстоянием |
м е ж д у ними, примерно |
|||
равным |
1 —1,2 линии наименьшего |
сопротивления |
(для верти |
|
кальных |
с к в а ж и н от глубины ш п у р о |
в ) . |
|
|
При малой глубине промерзания для бурения шпуров при меняют ручные бурильные инструменты (электрические сверла, пневматические бурильные молотки), при большой — буровые м а ш и н ы типа БТС -60 на базе трактора ДТ - 54 производительно
стью |
18—20 с к в а ж и н |
в час. В |
с к в а ж и н ы , |
предназначенные |
для |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
одновременного |
взрывания, |
з а с ы п а ю т |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
или |
з а к л а д ы в а ю т |
патроны |
взрывчатого |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
вещества |
|
( В В ) . |
В |
|
качестве |
ВВ |
|
ч а щ е |
|||||||||
|
|
|
|
|
всего применяют аммонит . Ориентиро |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
вочный |
|
расход |
аммонита |
|
на |
рыхление |
|||||||||||
|
|
|
|
|
мерзлых |
грунтов |
приведен |
в |
табл . |
16. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
Сыпучие ВВ з а с ы п а ю т |
в с к в а ж и н у |
|
пор |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
циями |
и |
слегка уплотняют |
деревянными |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
забойниками . |
|
В |
последний |
патрон |
|
или |
|||||||||||
|
|
|
|
|
порцию ВВ в с т а в л я ю т детонатор |
|
с |
ог |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
непроводным |
|
шнуром |
или |
электриче |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
ским проводом и з а с ы п а ю т |
грунтом. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
Верхние |
слои |
уплотняют |
|
забойником, |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
увеличивая |
степень |
|
уплотнения |
к |
|
днев |
|||||||||||
|
|
|
|
|
ной |
|
поверхности. |
П о с л е |
этого |
шнуры |
||||||||||||
|
|
|
|
|
или |
провода |
соединяют |
и з а р я д ы |
|
взры |
||||||||||||
Рис. 48. Зуб рыхлителя |
вают. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
для |
корчевателя |
КБК |
Особое |
внимание |
|
перед |
взрывом |
|
сле |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
дует |
|
обратить |
на |
безопасность |
людей |
||||||||||||
и сохранность техники' — они |
|
д о л ж н ы |
находиться |
на |
безопас |
|||||||||||||||||
ном |
расстоянии (не |
менее |
|
300 |
м |
при |
взрывании |
н а к л а д н ы х |
||||||||||||||
з а р я д о в и |
не менее 200 м — ш п у р о в ы х ) . |
Все |
дороги, |
проходя |
||||||||||||||||||
щие |
в |
опасной |
зоне, |
д о л ж н ы |
быть |
перекрыты |
и |
выставлены |
||||||||||||||
посты. |
П о с л е взрыва |
(спустя |
|
15 |
мин) |
|
старший |
подрывник |
про |
|||||||||||||
веряет, |
все |
ли |
з а р я д ы |
р а з о р в а л и с ь , |
и |
только |
после этого |
|
д а е т |
|||||||||||||
разрешение |
на проведение работ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
16 |
|||
|
|
Удельный |
расход |
взрывчатых веществ |
(ВВ) |
на рыхление |
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
мерзлых |
грунтов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расход |
ВВ |
на рыхление 1 M3 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мерзлого |
грунта, |
кг |
|
|
|
||||
|
|
|
|
Грунт |
|
|
|
|
|
|
ь |
|
H |
|
н |
|
Е- |
|
|
H |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
Я |
|
К |
|
Я |
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
X |
|
X |
|
X |
|
|
о о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
1 - |
8 » |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е to |
|
|
|
|
s |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£ |
«о; |
|
|
|
те |
^ |
|
|
|
cq * > |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,36 |
0,40 |
0,48 |
0,40 |
|
0,38 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,45 |
0,50 |
0,60 |
0,50 |
|
0,47 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,54 |
0,60 |
0,72 |
0,60 |
|
0,56 |
92
Если после взрыва образовались крупные глыбы грунта, их взрывают шпуровыми или накладными з а р я д а м и . П р и использо
вании мерзлого грунта |
для нижних |
слоев насыпи |
размер комьев |
|||
не д о л ж е н п р е в ы ш а т ь |
0,15—0,2 м, |
при р а з р а б о т к е |
экскаватором |
|||
взорванного грунта в |
отвал |
размер глыб не |
д о л ж е н |
быть более |
||
30—40% объема ковша . Все |
буровзрывные |
работы |
выполняют |
|||
в строгом соответствии с действующими правилами |
специализи |
|||||
рованными организациями или лицами, имеющими |
разрешение |
и удостоверение на право проведения взрывных |
работ . |
Погрузку грунта в автосамосвалы производят |
бульдозерами |
с эстакады, тракторными погрузчиками или |
э к с к а в а т о р а м и . |
Чтобы предотвратить примерзание талого грунта |
к кузовам, их |
с м а з ы в а ю т 2% - ным раствором хлористого кальция или обору
дуют системой подогрева выхлопными |
газами . |
|
||
При выборе участков д л я отсыпки |
грунта автомобилями - са |
|||
мосвалами, а т а к ж е |
при организации |
работ |
необходимо |
учиты |
вать, что время от |
погрузки до разгрузки |
м а ш и н ы не |
д о л ж н о |
превышать времени смерзаемости грунта, которое ориентиро
вочно |
равно: при —5° С |
90 мин, при |
—10° С 60 |
мин, при —20° С |
||
40 мин |
и при — 30° С 20 |
мин. |
Перед |
отсыпкой |
насыпи основание |
|
при высотах, |
не требующих |
корчевания пней, тщательно очи |
||||
щ а ю т |
от снега, |
при насыпях |
высотой |
менее 0,5 |
м, считая от низа |
дорожной одежды, талый грунт из карьеров отсыпают на рас корчеванное непосредственно перед отсыпкой грунтовое основа
ние. |
К а к |
правило, грунт |
отсыпают по принципу «от себя», при |
|||||||||||||
этом |
ранее отсыпанный |
слой |
уплотняется |
колесами |
автотранс |
|||||||||||
порта. |
Отсыпку |
насыпей |
осуществляют |
слоями |
толщиной |
не |
||||||||||
больше 0,3 м на всю ширину с сопряжением |
отдельных |
участ |
||||||||||||||
ков насыпей м е ж д у собой уступами шириной |
не |
менее |
1 м по |
|||||||||||||
к а ж д о м у |
слою. |
Н а р а з р а в н и в а н и и |
грунта |
используют |
бульдо |
|||||||||||
зеры |
или |
автогрейдеры, |
на уплотнении — пневмошинные |
катки, |
||||||||||||
т р а м б у ю щ и е машины . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
При отсыпке и уплотнении связных |
|
грунтов |
|
температура |
||||||||||||
грунта |
по окончании |
уплотнения д о л ж н а |
быть |
не |
н и ж е |
2° С. |
||||||||||
После |
осадки насыпей |
в |
летний |
период |
при необходимости |
на |
||||||||||
сыпи досыпают до проектных отметок и |
уплотняют, |
выполняют |
||||||||||||||
планировочные, |
отделочные |
и |
укрепительные |
работы, |
устраи |
|||||||||||
вают водоотводные канавы . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Устройство покрытий наиболее целесообразно в летнее время, |
||||||||||||||||
однако при определенных условиях в о з м о ж н о и зимой. |
П р е ж д е |
|||||||||||||||
всего |
|
покрытия |
м о ж н о |
у с т р а и в а т ь |
на |
насыпях, |
|
законченных |
||||||||
строительством |
в летний |
сезон |
(уплотненных, |
спланированных |
||||||||||||
и т. д . ) . Допускается отсыпка |
талых |
песчано-гравийных материа |
||||||||||||||
лов |
без |
примесей льда |
или |
снега |
при |
их |
влажности, |
близкой |
к оптимальной. П р е д в а р и т е л ь н о земляное полотно тщательно
очищают от снега, а после подвозки |
смесей |
р а з р а в н и в а ю т буль |
дозерами и уплотняют. Проведение |
работ при больших снего |
|
падах и метелях, при которых в о з м о ж н о |
попадание снега в |
93
д о р о ж н ую одежду, не допускается . В тех случаях, когда невоз можно выполнить эти условия, песок, гравий, каменные мате риалы завозят в необходимых количествах и ссыпают вдоль до роги, а в летнее время их пускают в дело.
Круглогодовое |
строительство требует |
тщательной |
подготовки |
техники к работе |
в зимних условиях. П р е ж д е всего |
необходимо |
|
предусмотреть и оборудовать места стоянки техники |
средствами |
||
предпускового подогрева (воды, топлива, |
м а с л а ) или |
у с т р а и в а т ь |
|
теплые стоянки. |
|
|
|
Подогревательными средствами могут служить водомасло - |
|||
грейки, пароподогревательные установки |
типа П П У - 3 . Д л я обо |
рудования теплых стоянок пригодны брезентовые палатки на д в а
трактора, |
в |
которых |
у с т а н а в л и в а ю т с я |
печи. Недостаток |
этого |
||||||||||||
метода |
в том, что при большом количестве машин |
необходимо |
|||||||||||||||
устанавливать |
несколько п а л а т о к |
с печами и в |
к а ж д о й поддер |
||||||||||||||
ж и в а т ь |
круглосуточно огонь. Они являются мобильным |
сред |
|||||||||||||||
ством |
и |
при большом темпе строительства могут |
с о п р о в о ж д а т ь |
||||||||||||||
отряд |
и |
избавить м а ш и н ы от длительных переездов. |
|
|
|||||||||||||
Во многих предприятиях д л я обогрева и проведения профи |
|||||||||||||||||
лактического |
|
о б с л у ж и в а н и я |
машин |
с о о р у ж а ю т |
|
теплые |
сто |
||||||||||
янки |
(капониры) |
в виде траншеи |
в грунте, сверху |
которой уст |
|||||||||||||
р а и в а ю т |
н а к а т |
из |
хлыстов и |
з а с ы п а ю т |
землей, |
одна |
торцовая |
||||||||||
сторона |
выполняется |
глухой, |
в |
другой |
д е л а ю т |
ворота |
(деревян |
||||||||||
ные или |
двойные |
брезентовые), |
а |
т а к ж е |
двери д л я прохода лю |
||||||||||||
дей. |
Чтобы |
и з б е ж а т ь |
осыпания |
грунта, |
боковые |
и |
торцовые |
||||||||||
стенки траншей з а д е л ы в а ю т |
необрезной |
доской |
или |
неделовой |
|||||||||||||
древесиной. Такой способ обеспечивает |
постоянную |
готовность |
|||||||||||||||
техники |
к |
работе, |
но |
устраивать |
такие |
стоянки |
целесообразно |
||||||||||
в местах сосредоточенных объемов работ |
(при |
возведении |
высо |
||||||||||||||
ких насыпей |
у |
мостов, |
при р а з р а б о т к е |
крупных |
к а р ь е р о в ) . |
В не |
которых предприятиях теплые стоянки изготовляют из деревян
ных щитов в мастерских леспромхоза . |
Р а м у щита |
выполняют из |
ч е т ы р е х б и т н о г о бруса, и крепят к ней |
доски. |
|
При отсутствии теплых стоянок д л я облегчения |
запуска дви |
гателей при низких температурах могут быть использованы ин дивидуальные средства предпускового подогрева, устанавливае
мые на к а ж д о й |
машине . В частности м о ж н о рекомендовать подо |
||||||||||
греватель П Ж Д - 4 4 |
теплопроизводительностью 40 |
тыс. |
ккал/ч, |
||||||||
в |
котором |
за |
счет |
сгорания жидкого |
топлива |
н а г р е в а е м а я |
|||||
в |
котле р а б о ч а я |
жидкость ( а н т и ф р и з ) , ц и р к у л и р у ю щ а я в системе |
|||||||||
о х л а ж д е н и я |
двигателя, используется |
д л я |
подогрева |
двигателя . |
|||||||
О т р а б о т а н н ы е газы, |
н а п р а в л я е м ы е |
в |
поддон двигателя |
и в |
га |
||||||
зовую р у б а ш к у |
масляного бака, разогревают масло . |
|
|
|
|||||||
|
Особенности |
работы в зимнее |
время |
с к а з ы в а ю т с я |
и |
на |
об |
||||
с л у ж и в а н и и |
м а ш и н ы . Необходимо |
чаще и тщательнее |
просмат |
ривать основные узлы машины, а |
смазку их выполнять не в на |
чале работы, а после прогрева, |
когда смазочные м а т е р и а л ы |
лучше пройдут к трущимся поверхностям.
94