Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

глубину, меньшую глубины промерзания, или в з л а м ы в а н и е , ко­

гда зуб проходит

мерзлый слой и достает до талого

грунта.

К а к показали

испытания, во втором случае зубья

не выталки ­

ваются из грунта и о т л а м ы в а ю т мерзлый слой большей тол­ щины, кроме того, лучше реализуется мощность базового трак­

тора, за счет чего производительность

повышается

примерно

вдвое. О д н а к о в з л а м ы в а н и е возможно в

случаях, когда тяговое

усилие трактора превышает 12—13 г, а

мощность

двигателя

130—140 л. с. Послойное рыхление мерзлых грунтов

т а к ж е це­

лесообразно проводить тракторами, имеющими двигатели мощ­

ностью

180 л. с. и выше . При послойном рыхлении

требуется

более частая смена наконечников зубьев: на щебеночных

и гра-

велистых через

8—12

ч, на песчаных

и супесчаных через

30—

40 ч, на связных

грунтах через месяц работы .

 

 

 

 

 

Техническая характеристика

рыхлителей

 

 

 

 

 

 

Д-515С

Д-711

Д-576Б

РМГ-З

Д-652АС

Базовый трактор

. . .

Т-ЮОМГП

Т-140

Т-180

ДЭТ-250

ДЭТ-250М

Мощность

двигателя,

 

 

 

 

 

 

л. с

 

 

 

108

140

180

300

300

Максимальное

тяговое

11

13

15

22

 

25

 

 

т

. . .

 

Масса машины,

12

15,3

18,3

26,5

 

30

Количество зубьев рых­

 

 

 

 

 

 

лителя

 

 

 

1—3

1—3

1—3

1

1—3

Глубина

разработки

 

 

 

 

 

 

мерзлого грунта,

мм:

 

 

 

 

 

 

взламыванием

. . .

200

300

400

500—600

500—700

рыхлением . . . .

250

300—350

300—400

Д л я

наиболее эффективного

проведения

в з л а м ы в а н и я

необ­

ходимы мероприятия, п р е д у п р е ж д а ю щ и е глубокое промерзание грунтов.

 

К а к п о к а з а л опыт треста Свердлесстрой, дл я рыхления

 

грун­

тов

м о ж н о использовать корчеватели

агрегата КБК - Д л я

 

этого

все зубья корчевателя снимают, а в их посадочные места,

в за ­

висимости

от

типа грунтов и глубины их промерзания,

ставят

один-три

зуба

(рис. 48) рыхлителя толщиной 50 мм, з а к р е п л я я

их двумя пальцами . При небольшой глубине промерзания

 

мерз ­

лый слой в з л а м ы в а ю т , при большой проводят послойное

рыхле­

ние

п а р а л л е л ь н ы м и ходами со смещением последующего

хода

по

отношению

к предыдущему или

пересекающимися ходами

под углом

30—90°.

 

 

 

 

При р а з р а б о т к е мерзлых грунтов

в больших о б ъ е м а х

весьма

эффективным

является взрывной способ. Д л я этого при глубине

промерзания

0,6—1,5 м дл я

в з р ы в а используют шпуровые за­

ряды при диаметре шпуров

45—50 мм, при промерзании

1,5—

2 м диаметр

шпуров увеличивают

до 60—70 мм; при

глубине

промерзания

более 2 м применяют

с к в а ж и н н ы е з а р я д ы .

Глубина

шпуров принимается равной 0,8—0,9 от толщины мерзлого

слоя.

91


Д л я равномерного разрыхления грунта

с к в а ж и н ы

располагают

в шахматном порядке с расстоянием

м е ж д у ними, примерно

равным

1 —1,2 линии наименьшего

сопротивления

(для верти­

кальных

с к в а ж и н от глубины ш п у р о

в ) .

 

 

При малой глубине промерзания для бурения шпуров при­ меняют ручные бурильные инструменты (электрические сверла, пневматические бурильные молотки), при большой — буровые м а ш и н ы типа БТС -60 на базе трактора ДТ - 54 производительно­

стью

18—20 с к в а ж и н

в час. В

с к в а ж и н ы ,

предназначенные

для

 

 

 

 

 

одновременного

взрывания,

з а с ы п а ю т

 

 

 

 

 

или

з а к л а д ы в а ю т

патроны

взрывчатого

 

 

 

 

 

вещества

 

( В В ) .

В

 

качестве

ВВ

 

ч а щ е

 

 

 

 

 

всего применяют аммонит . Ориентиро­

 

 

 

 

 

вочный

 

расход

аммонита

 

на

рыхление

 

 

 

 

 

мерзлых

грунтов

приведен

в

табл .

16.

 

 

 

 

 

Сыпучие ВВ з а с ы п а ю т

в с к в а ж и н у

 

пор­

 

 

 

 

 

циями

и

слегка уплотняют

деревянными

 

 

 

 

 

забойниками .

 

В

последний

патрон

 

или

 

 

 

 

 

порцию ВВ в с т а в л я ю т детонатор

 

с

ог­

 

 

 

 

 

непроводным

 

шнуром

или

электриче ­

 

 

 

 

 

ским проводом и з а с ы п а ю т

грунтом.

 

 

 

 

 

Верхние

слои

уплотняют

 

забойником,

 

 

 

 

 

увеличивая

степень

 

уплотнения

к

 

днев­

 

 

 

 

 

ной

 

поверхности.

П о с л е

этого

шнуры

 

 

 

 

 

или

провода

соединяют

и з а р я д ы

 

взры ­

Рис. 48. Зуб рыхлителя

вают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для

корчевателя

КБК

Особое

внимание

 

перед

взрывом

 

сле­

 

 

 

 

 

дует

 

обратить

на

безопасность

людей

и сохранность техники' — они

 

д о л ж н ы

находиться

на

безопас­

ном

расстоянии (не

менее

 

300

м

при

взрывании

н а к л а д н ы х

з а р я д о в и

не менее 200 м — ш п у р о в ы х ) .

Все

дороги,

проходя ­

щие

в

опасной

зоне,

д о л ж н ы

быть

перекрыты

и

выставлены

посты.

П о с л е взрыва

(спустя

 

15

мин)

 

старший

подрывник

про­

веряет,

все

ли

з а р я д ы

р а з о р в а л и с ь ,

и

только

после этого

 

д а е т

разрешение

на проведение работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

16

 

 

Удельный

расход

взрывчатых веществ

(ВВ)

на рыхление

 

 

 

 

 

 

 

 

мерзлых

грунтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расход

ВВ

на рыхление 1 M3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мерзлого

грунта,

кг

 

 

 

 

 

 

 

Грунт

 

 

 

 

 

 

ь

 

H

 

н

 

Е-

 

 

H

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

Я

 

К

 

Я

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

X

 

X

 

X

 

 

о о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

1 -

8 »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е to

 

 

 

 

s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£

«о;

 

 

 

те

^

 

 

 

cq * >

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,36

0,40

0,48

0,40

 

0,38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,45

0,50

0,60

0,50

 

0,47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,54

0,60

0,72

0,60

 

0,56

92


Если после взрыва образовались крупные глыбы грунта, их взрывают шпуровыми или накладными з а р я д а м и . П р и использо­

вании мерзлого грунта

для нижних

слоев насыпи

размер комьев

не д о л ж е н п р е в ы ш а т ь

0,15—0,2 м,

при р а з р а б о т к е

экскаватором

взорванного грунта в

отвал

размер глыб не

д о л ж е н

быть более

30—40% объема ковша . Все

буровзрывные

работы

выполняют

в строгом соответствии с действующими правилами

специализи­

рованными организациями или лицами, имеющими

разрешение

и удостоверение на право проведения взрывных

работ .

Погрузку грунта в автосамосвалы производят

бульдозерами

с эстакады, тракторными погрузчиками или

э к с к а в а т о р а м и .

Чтобы предотвратить примерзание талого грунта

к кузовам, их

с м а з ы в а ю т 2% - ным раствором хлористого кальция или обору­

дуют системой подогрева выхлопными

газами .

 

При выборе участков д л я отсыпки

грунта автомобилями - са ­

мосвалами, а т а к ж е

при организации

работ

необходимо

учиты­

вать, что время от

погрузки до разгрузки

м а ш и н ы не

д о л ж н о

превышать времени смерзаемости грунта, которое ориентиро­

вочно

равно: при 5° С

90 мин, при

10° С 60

мин, при 20° С

40 мин

и при 30° С 20

мин.

Перед

отсыпкой

насыпи основание

при высотах,

не требующих

корчевания пней, тщательно очи­

щ а ю т

от снега,

при насыпях

высотой

менее 0,5

м, считая от низа

дорожной одежды, талый грунт из карьеров отсыпают на рас ­ корчеванное непосредственно перед отсыпкой грунтовое основа­

ние.

К а к

правило, грунт

отсыпают по принципу «от себя», при

этом

ранее отсыпанный

слой

уплотняется

колесами

автотранс ­

порта.

Отсыпку

насыпей

осуществляют

слоями

толщиной

не

больше 0,3 м на всю ширину с сопряжением

отдельных

участ­

ков насыпей м е ж д у собой уступами шириной

не

менее

1 м по

к а ж д о м у

слою.

Н а р а з р а в н и в а н и и

грунта

используют

бульдо­

зеры

или

автогрейдеры,

на уплотнении — пневмошинные

катки,

т р а м б у ю щ и е машины .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При отсыпке и уплотнении связных

 

грунтов

 

температура

грунта

по окончании

уплотнения д о л ж н а

быть

не

н и ж е

2° С.

После

осадки насыпей

в

летний

период

при необходимости

на­

сыпи досыпают до проектных отметок и

уплотняют,

выполняют

планировочные,

отделочные

и

укрепительные

работы,

устраи­

вают водоотводные канавы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устройство покрытий наиболее целесообразно в летнее время,

однако при определенных условиях в о з м о ж н о и зимой.

П р е ж д е

всего

 

покрытия

м о ж н о

у с т р а и в а т ь

на

насыпях,

 

законченных

строительством

в летний

сезон

(уплотненных,

спланированных

и т. д . ) . Допускается отсыпка

талых

песчано-гравийных материа ­

лов

без

примесей льда

или

снега

при

их

влажности,

близкой

к оптимальной. П р е д в а р и т е л ь н о земляное полотно тщательно

очищают от снега, а после подвозки

смесей

р а з р а в н и в а ю т буль­

дозерами и уплотняют. Проведение

работ при больших снего­

падах и метелях, при которых в о з м о ж н о

попадание снега в

93


д о р о ж н ую одежду, не допускается . В тех случаях, когда невоз­ можно выполнить эти условия, песок, гравий, каменные мате­ риалы завозят в необходимых количествах и ссыпают вдоль до­ роги, а в летнее время их пускают в дело.

Круглогодовое

строительство требует

тщательной

подготовки

техники к работе

в зимних условиях. П р е ж д е всего

необходимо

предусмотреть и оборудовать места стоянки техники

средствами

предпускового подогрева (воды, топлива,

м а с л а ) или

у с т р а и в а т ь

теплые стоянки.

 

 

 

Подогревательными средствами могут служить водомасло -

грейки, пароподогревательные установки

типа П П У - 3 . Д л я обо­

рудования теплых стоянок пригодны брезентовые палатки на д в а

трактора,

в

которых

у с т а н а в л и в а ю т с я

печи. Недостаток

этого

метода

в том, что при большом количестве машин

необходимо

устанавливать

несколько п а л а т о к

с печами и в

к а ж д о й поддер­

ж и в а т ь

круглосуточно огонь. Они являются мобильным

сред­

ством

и

при большом темпе строительства могут

с о п р о в о ж д а т ь

отряд

и

избавить м а ш и н ы от длительных переездов.

 

 

Во многих предприятиях д л я обогрева и проведения профи ­

лактического

 

о б с л у ж и в а н и я

машин

с о о р у ж а ю т

 

теплые

сто­

янки

(капониры)

в виде траншеи

в грунте, сверху

которой уст­

р а и в а ю т

н а к а т

из

хлыстов и

з а с ы п а ю т

землей,

одна

торцовая

сторона

выполняется

глухой,

в

другой

д е л а ю т

ворота

(деревян­

ные или

двойные

брезентовые),

а

т а к ж е

двери д л я прохода лю ­

дей.

Чтобы

и з б е ж а т ь

осыпания

грунта,

боковые

и

торцовые

стенки траншей з а д е л ы в а ю т

необрезной

доской

или

неделовой

древесиной. Такой способ обеспечивает

постоянную

готовность

техники

к

работе,

но

устраивать

такие

стоянки

целесообразно

в местах сосредоточенных объемов работ

(при

возведении

высо­

ких насыпей

у

мостов,

при р а з р а б о т к е

крупных

к а р ь е р о в ) .

В не­

которых предприятиях теплые стоянки изготовляют из деревян ­

ных щитов в мастерских леспромхоза .

Р а м у щита

выполняют из

ч е т ы р е х б и т н о г о бруса, и крепят к ней

доски.

 

При отсутствии теплых стоянок д л я облегчения

запуска дви­

гателей при низких температурах могут быть использованы ин­ дивидуальные средства предпускового подогрева, устанавливае ­

мые на к а ж д о й

машине . В частности м о ж н о рекомендовать подо­

греватель П Ж Д - 4 4

теплопроизводительностью 40

тыс.

ккал/ч,

в

котором

за

счет

сгорания жидкого

топлива

н а г р е в а е м а я

в

котле р а б о ч а я

жидкость ( а н т и ф р и з ) , ц и р к у л и р у ю щ а я в системе

о х л а ж д е н и я

двигателя, используется

д л я

подогрева

двигателя .

О т р а б о т а н н ы е газы,

н а п р а в л я е м ы е

в

поддон двигателя

и в

га­

зовую р у б а ш к у

масляного бака, разогревают масло .

 

 

 

 

Особенности

работы в зимнее

время

с к а з ы в а ю т с я

и

на

об­

с л у ж и в а н и и

м а ш и н ы . Необходимо

чаще и тщательнее

просмат ­

ривать основные узлы машины, а

смазку их выполнять не в на­

чале работы, а после прогрева,

когда смазочные м а т е р и а л ы

лучше пройдут к трущимся поверхностям.

94