ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
П ри устройстве водоотводных канав трапецеидального про филя м о ж н о использовать канавовосстановитель ДЭ - 9 на базе автогрейдера Д-557 (рис. 46). Он р а з р а б а т ы в а е т канавы глу биной 0,6—0,7 м, шириной по дну 0,4—0,5 м с з а л о ж е н и е м от
косов 1 : 1,5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
М а ш и н а |
ДЭ - 9 состоит из рамы, |
рабочего |
органа, |
системы |
||||
гидроуправления |
и |
гидропривода. |
Рабочий |
орган |
выполнен |
|||
в виде пятиковшового |
ротора, в р а щ а ю щ е г о с я |
вокруг |
неподвиж |
|||||
ной трубы с фланцами, внутри которой размещен |
транспортер, |
|||||||
отбрасывающий |
грунт |
в сторону от дороги в |
перпендикулярном |
|||||
направлении . |
Грунт |
из |
ковшей, профиль которых |
соответствует |
поперечному сечению отрываемых канав, поступает на транс
портер |
через |
окно |
в |
трубе. |
Привод |
ротора |
осуществляется |
||
двумя |
гидромоторами, |
подъем |
и опускание |
рабочего |
органа—• |
||||
гидроцилиндрами . Производительность |
машины |
130 м3/ч. Обслу |
|||||||
ж и в а е т |
машину |
1 человек. |
|
|
|
|
|
||
Д л я |
устройства |
неглубоких |
треугольных |
канав |
используют |
грейдеры, неповоротные бульдозеры с цилиндром перекоса от
вала, универсальный |
бульдозер |
ЛД - 1 0 на базе |
трактора |
Т-130. |
||||||
Объем работ по устройству |
д р е н а ж а на лесовозных |
дорогах |
||||||||
весьма незначителен, |
поэтому |
подробно на нем не будем |
оста |
|||||||
навливаться . Отметим |
|
только, что отрывка траншей |
может быть |
|||||||
выполнена цепными траншейными экскаваторами типа |
ЭТУ-354 |
|||||||||
и ЭТЦ - 401, роторными траншейными э к с к а в а т о р а м и |
типа |
ЭР - 7А |
||||||||
и одноковшовыми э к с к а в а т о р а м и . |
|
|
|
|
|
|||||
Устройству |
канав |
или траншей д о л ж н а предшествовать под |
||||||||
готовка трассы: планировка поверхности, разбивка |
с |
установ |
||||||||
кой |
колышков |
по оси к а н а в (траншей) и провешивание. |
Вешки |
|||||||
высотой 1,5—2 м на прямых участках у с т а н а в л и в а ю т |
через |
|||||||||
20—30 м, на кривых |
(в зависимости |
от радиуса) |
через |
5—20 м. |
||||||
Н а вешках или прикрепляемых |
к ним дощечках |
у к а з ы в а ю т глу |
||||||||
бину |
канавы . Надписи |
д о л ж н ы |
быть |
видны трактористу |
из ка |
|||||
бины за 5—10 м, чтобы он смог отрегулировать |
глубину |
копа |
||||||||
ния. |
Отметки |
следует |
проставлять |
н а , основании |
материалов |
нивелировки. В зависимости от положения водителя по отноше нию к оси машины вешки устанавливают по оси к а н а в ы или смещают в сторону так, чтобы он мог в нормальном рабочем положении следить за створом вешек и вовремя исправить воз
никающие отклонения |
оси к а н а в |
от проектного |
положения . |
|||||
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ |
||||||||
Продолжительные, |
холодные |
зимы, |
большое |
количество |
||||
осадков |
в летнее время — х а р а к т е р н а я климатическая |
черта ос |
||||||
новных |
лесозаготовительных районов. |
В р е м я |
благоприятного |
|||||
строительного сезона |
невелико. |
Строители |
лесовозных |
дорог |
||||
сталкиваются и с другими трудностями: |
около |
30% |
лесного |
|||||
фонда |
расположено |
на переувлажненных |
и |
заболоченных |
85
грунтах, производство работ на которых осуществляется мед ленными темпами при высокой стоимости. Поэтому выполнить годовой объем д о р о ж н ы х работ в летний короткий строительный сезон бывает весьма трудно.
Сезонность дорожного строительства была неизбежна при низкой технической оснащенности дорожно - строительных работ, когда преобладал ручной труд. В настоящее время, когда в лес ной промышленности на строительстве лесовозных дорог рабо тают современные тракторы, экскаваторы, автомобили - само свалы, имеется полная возможность расширить строительный сезон и осуществлять строительство в течение года.
Круглогодовое |
строительство |
позволяет |
равномерно |
загру |
||
зить и, следовательно, более полно использовать |
дорожно - строи |
|||||
тельную технику, |
а т а к ж е уменьшить |
парк |
машин и число за |
|||
нятых на строительстве рабочих. |
|
|
|
|
|
|
Проведение дорожно - строительных |
работ |
зимой |
связано |
|||
с определенными |
трудностями, |
когда |
обычные |
технологические |
приемы с полным завершением и сдачей в эксплуатацию участ
ков дороги |
не |
могут быть выполнены. |
В |
связи с этим |
переходят |
||||||||
к |
выборочному выполнению |
отдельных |
видов |
работ. Все |
д о р о ж |
||||||||
но-строительные работы по |
сезонности |
их |
выполнения |
|
могут |
||||||||
быть разбиты |
на четыре группы. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
К |
первой |
группе относят |
работы, |
выполнение |
которых |
воз |
||||||
м о ж н о в течение |
всего года |
по неизменной технологии, а себе |
|||||||||||
стоимость работ в зимнее время возрастает незначительно |
(по |
||||||||||||
стройка деревянных мостов, |
земляные |
работы |
в сухих |
песчаных |
|||||||||
и |
гравелистых |
грунтах, р а з р а б о т к а выемок в |
скальных |
грунтах |
|||||||||
и |
др.) |
или |
д а ж е |
в отдельных случаях |
снижается |
(выторфовы |
|||||||
вание |
болот |
с отсыпкой насыпей, транспортировка |
строительных |
материалов на сырых и заболоченных участках по снежно - ледя ным и ледяным дорогам и переправам и д р . ) .
Вторая группа включает работы, которые могут выполняться зимой при некотором изменении обычной технологии (переход от монолитных конструкций, выполняемых на месте строитель ства, к м о н т а ж у изготовляемых на предприятиях сборных эле м е н т о в — мостов, покрытий из п л и т ) .
Работы, требующие специальной подготовки объектов, особой технологии их выполнения и специальных м а ш и н , относят к тре тьей группе. Себестоимость этих работ в зимнее время значи тельно повышается (на 20—30%, а иногда и б о л ь ш е ) , причем при понижении температуры затраты возрастают . К числу этих работ можно отнести р а з р а б о т к у мерзлых грунтов, у к л а д к у до рожных покрытий из горячих и теплых асфальтобетонных сме сей, строительство монолитных бетонных и железобетонных искусственных сооружений и др .
Работы, которые при отрицательных температурах в настоя щее время выполняться не могут (устройство оснований и по крытий из грунтов и каменных материалов смешением на дороге
86
с минеральными или органическими в я ж у щ и м и ) , относят к чет вертой группе.
При переходе к круглогодовому строительству дорог необхо димо тщательно проанализировать состав работ с выявлением возможного времени их проведения имеющимися техническими средствами, составить различные варианты годового выполнения
работ |
(только |
в летнее время, частичное или полное |
пере |
несение отдельных видов на зимний, весенний и осенний |
пери |
||
оды) |
и после |
технико-экономического их сопоставления |
соста |
вить календарный план дорожно - строительных работ предприя
тия. В |
первую очередь |
в план |
включаются работы первой |
группы. |
И з числа работ |
второй |
и третьей групп выбирают та |
кие, у д о р о ж а н и е проведения которых окупается их быстрым
завершением |
(более ранними сроками введения дороги в экс |
||
плуатацию, |
созданием |
фронта дл я летнего строительства и др . ) . |
|
Р а з р а б о |
т к а |
выемок |
и резервов в сухих песках, гравийно- |
галечных и скальных грунтах и возведение насыпей из этих грунтов в зимний период при большом снежном покрове и ма лой глубине промерзания производятся без существенного изме
нения технологии работ . |
|
|
|
|
Р а б о т ы начинают с корчевки пней |
и |
снятия |
растительного |
|
слоя. Расчищенный участок д о л ж е н быть |
освоен |
в эту ж е |
смену |
|
(сутки) . Корчуют пни корчевателями, |
на удалении раститель |
|||
ного слоя и мерзлого грунта используют |
бульдозеры . Сразу же , |
|||
не допуская промерзания грунта, бульдозерами |
р а з р а б а т ы в а ю т |
|||
выемки и возводят насыпи из боковых |
резервов . |
|
|
|
Насыпи зимой следует отсыпать, как правило, талыми |
грун |
|||
тами и только в нижней части насыпи |
(ниже 1 —1,5 м от |
верха |
насыпи) допускается у к л а д к а 15—20% мерзлых грунтов на рас стоянии не б л и ж е 1 м от поверхности откоса, при этом р а з м е р мерзлых комьев д о л ж е н быть не более половины толщины уплот
няемого слоя (при уплотнении |
40-тонным пневмошинным кат |
||
ком — не более 0,15—0,2 м). |
|
|
|
Когда трасса дороги проходит по участкам с залеганием |
|||
грунтов, непригодных для укладки в земляное |
полотно |
(мело |
|
вые, тальковые и трепельные |
грунты, торф, |
ж и р н ы е |
' глины |
и др . ) , изыскивают вдоль трассы дороги сосредоточенные ре зервы ( к а р ь е р ы ) , из которых берут грунт дл я отсыпки насыпей. П р и расстоянии м е ж д у к а р ь е р а м и 50—200 м для возведения на
сыпей используют бульдозеры, при больших расстояниях |
грунт |
|||||
подвозят |
автосамосвалами |
из б л и ж а й ш и х |
притрассовых |
карь |
||
еров. |
|
|
|
|
|
|
Д л я |
отсыпки |
насыпей |
необходимо три-пять бульдозеров: |
|||
один-два |
р а з р а б а т ы в а ю т грунт в резерве |
(карьере) |
и |
подают |
||
его к оси земляного полотна, один-два осуществляют |
продоль |
|||||
ное перемещение |
грунта, |
остальные з а н я т ы р а з р а в н и в а н и е м и |
предварительным уплотнением грунта в насыпи. Окончательное уплотнение выполняют катками .
87
В некоторых предприятиях на разработке и транспортировке
грунта |
успешно |
используют скреперы. Д л я предупреждения |
про |
||||||
м о р а ж и в а н и я с |
осени в |
грунт |
вносят |
соль и |
перепахивают, |
||||
а в зимнее время работу |
организуют в три смены, что позволяет |
||||||||
работать всю зиму без рыхления грунта. |
|
|
|
||||||
К а к |
правило, из привозного грунта возводят насыпи |
при |
|||||||
пересечении болот |
или заболоченных участков, |
насыпь |
на |
кото |
|||||
рых целесообразно |
отсыпать |
хорошо |
дренирующими |
материа |
|||||
л а м и . |
Поэтому |
при подвозке |
грунта |
а в т о с а м о с в а л а м и |
особое |
||||
внимание уделяется изысканию карьеров и подготовке |
карьер |
||||||||
ного хозяйства к зиме. |
|
|
|
|
|
|
|||
Д о |
наступления |
морозов уточняют |
границы |
карьеров на ме |
стности, отмечая их вешками, и проводят подготовительные ра боты тремя способами. Первый заключается в предохранении
грунтов |
от з а м е р з а н и я |
(отеплении, |
засолении), |
второй — во |
вскрытии |
мерзлого слоя |
(взрывании, |
рыхлении, подогреве), тре |
|
т и й — в организации работы карьера, |
исключающей |
п р о м о р а ж и |
||
вание грунта. |
|
|
|
Оттаивание грунта в карьерах, а тем более в резервах не нашло применения в д о р о ж н о м строительстве из-за сложности проведения работ, длительности и большой стоимости. Более прогрессивными методами являются рыхление грунта, отепле ние, а в отдельных случаях засоление участка .
Сопоставление |
з а т р а т на |
подготовку |
карьеров |
дл я средней |
|||||||
полосы |
европейской |
части С С С Р |
приведено |
в табл . |
14. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 14 |
|
|
Удельная стоимость |
подготовки |
карьеров |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Стоимость подготовки |
грунта |
||||
|
Метод |
подготовки |
|
|
абсолютная, |
относительная |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Руб-ім" |
||||
Взламывание молотом на экскаваторе |
Э-505 |
0,7—0,8 |
|
4,0—4,5 |
|||||||
Взрывание |
грунта буро-взрывным |
комплек- |
0,5—0,7 |
|
3—4 |
||||||
Рыхление рыхлителем РМТ-3 на тракторе |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
ДЭТ-250 |
|
|
|
|
|
0,15—0,18 |
|
1 |
|||
Отепление: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
опилками, стружками |
|
|
0,4—0,5 |
|
2,5 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
1,5—1,7 |
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,0—1,2 |
|
6—8 |
||
|
|
|
|
|
|
0,2—0,3 |
|
1,3—1,5 |
|||
Предохранить |
грунты от |
п р о м о р а ж и в а н и я |
м о ж н о |
укладкой |
|||||||
теплоизоляционных |
материалов, |
рыхлением (вспашкой) |
грунта, |
||||||||
снегозадержанием, |
обработкой солями . |
|
|
|
|
|
|||||
Д л я укладки утепляющих |
слоев |
используют |
м а т е р и а л ы с низ |
||||||||
кой теплопроводностью: опилки, |
торф, мох, солому, |
ш л а к |
и др . |
88
П р о в о д я т ся опыты с синтетическими |
пенообразующими |
мате |
||
р и а л а м и |
(пенопласты), наносимыми |
на |
поверхность |
грунта |
в ж и д к о м |
виде. |
|
|
|
При рыхлении грунтов, выполняемом до наступления |
моро |
|||
зов на глубину 40—50 см с последующим |
боронованием поверх |
ности, образуются воздушные камеры, препятствующие интен
сивному промерзанию грунтов. |
|
|
|
|
Хорошими |
теплоизолирующими свойствами |
о б л а д а е т |
снег, |
|
своевременное |
з а д е р ж а н и е которого |
позволяет |
предотвратить |
|
глубокое промерзание грунта. С этой |
целью на открытых |
местах |
до снегопада устраивают грунтовые валики, а после выпадения
снега слоем толщиной |
свыше |
10 см снежные валы, или устанав |
||
л и в а ю т |
щиты на расстоянии |
от |
карьера, равном десятикратной |
|
высоте |
щитов . |
|
|
|
При |
недостаточной |
толщине |
утепляющих средств грунт бу |
дет промерзать, но на меньшую глубину, что в ряде случаев дл я
разработки |
грунта позволяет использовать |
обычные землерой |
|||
ные м а ш и н ы |
(бульдозеры, скреперы, э к с к а в а т о р ы ) . |
|
|||
При обработке грунтов солями исходят из того, что 23% - ный |
|||||
раствор поваренной соли |
(NaCl) |
з а м е р з а е т |
при —21,2° С, |
30%- |
|
ный раствор |
хлористого |
кальция |
(СаСІг) при —55° С. При |
соот |
ветствующей обработке грунт остается в талом состоянии в те
чение всей |
зимы. |
Грунт о б р а б а т ы |
в а ю т сухой солью |
или солевым |
раствором . |
Д л я |
этого не позднее |
чем за 1 месяц |
до наступле |
ния морозов соль подвозят автосамосвалами, р а з г р у ж а ю т и рав номерно планируют бульдозерами . Д л я равномерного засоления (распределения соли в грунте) и предупреждения смыва ее поверхностными водами соль перемешивают с грунтами на глу
бину 0,2—0,3 м. Неплотные грунты перемешивают |
универсаль |
|||||||||
ным бульдозером, грейдером или фрезами, плотные |
грунты пред |
|||||||||
варительно рыхлят рыхлителями или корчевателями |
(предпоч |
|||||||||
тительнее типа |
К Б К |
с большой шириной з а х в а т а ) . |
|
|
||||||
|
Солевой |
раствор |
р а з л и в а ю т |
перед |
наступлением |
морозов |
||||
д л я |
предупреждения |
п р о м о р а ж и в а н и я |
грунта. |
П е р е д |
розливом |
|||||
во |
и з б е ж а н и е |
стекания |
раствора |
грунт |
р ы х л я т |
или |
боронуют. |
|||
|
Н о р м ы |
расхода соли |
NaCl, рекомендуемые Ц е н т р а л ь н ы м на |
учно-исследовательским институтом строительства Минтранс -
строя |
С С С Р |
( Ц Н И И С ) , приведены в табл . 15. |
|
|
|
||||||
К а р ь е р ы вскрывают непосредственно перед их разработкой |
|||||||||||
участками, соответствующими сменной или суточной |
(при круг |
||||||||||
лосуточной |
работе |
карьера) |
выработке |
землеройных м а ш и н |
|||||||
(бульдозеров, э к с к а в а т о р о в ) . |
Вскрытие |
карьеров |
осуществляют |
||||||||
механическим или взрывным |
способом. |
|
(15—20 см) корку мерз |
||||||||
При небольшой |
глубине промерзания |
||||||||||
лого грунта |
у д а л я ю т |
бульдозером . М е р з л ы й |
грунт |
толщиной |
до |
||||||
25 см |
р а з р а б а т ы в а ю т |
экскаватором с |
ковшом емкостью 0,65 |
м3, |
|||||||
до 40 см — ковшом |
емкостью |
1 —1,25 |
м3 |
при работе прямой ло |
|||||||
патой. |
Рыхление |
грунтов, промерзших |
на |
глубину |
до 0,6 |
м, |
89