Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П ри устройстве водоотводных канав трапецеидального про­ филя м о ж н о использовать канавовосстановитель ДЭ - 9 на базе автогрейдера Д-557 (рис. 46). Он р а з р а б а т ы в а е т канавы глу­ биной 0,6—0,7 м, шириной по дну 0,4—0,5 м с з а л о ж е н и е м от­

косов 1 : 1,5.

 

 

 

 

 

 

 

 

М а ш и н а

ДЭ - 9 состоит из рамы,

рабочего

органа,

системы

гидроуправления

и

гидропривода.

Рабочий

орган

выполнен

в виде пятиковшового

ротора, в р а щ а ю щ е г о с я

вокруг

неподвиж­

ной трубы с фланцами, внутри которой размещен

транспортер,

отбрасывающий

грунт

в сторону от дороги в

перпендикулярном

направлении .

Грунт

из

ковшей, профиль которых

соответствует

поперечному сечению отрываемых канав, поступает на транс ­

портер

через

окно

в

трубе.

Привод

ротора

осуществляется

двумя

гидромоторами,

подъем

и опускание

рабочего

органа—•

гидроцилиндрами . Производительность

машины

130 м3/ч. Обслу­

ж и в а е т

машину

1 человек.

 

 

 

 

 

Д л я

устройства

неглубоких

треугольных

канав

используют

грейдеры, неповоротные бульдозеры с цилиндром перекоса от­

вала, универсальный

бульдозер

ЛД - 1 0 на базе

трактора

Т-130.

Объем работ по устройству

д р е н а ж а на лесовозных

дорогах

весьма незначителен,

поэтому

подробно на нем не будем

оста­

навливаться . Отметим

 

только, что отрывка траншей

может быть

выполнена цепными траншейными экскаваторами типа

ЭТУ-354

и ЭТЦ - 401, роторными траншейными э к с к а в а т о р а м и

типа

ЭР - 7А

и одноковшовыми э к с к а в а т о р а м и .

 

 

 

 

 

Устройству

канав

или траншей д о л ж н а предшествовать под­

готовка трассы: планировка поверхности, разбивка

с

установ­

кой

колышков

по оси к а н а в (траншей) и провешивание.

Вешки

высотой 1,5—2 м на прямых участках у с т а н а в л и в а ю т

через

20—30 м, на кривых

(в зависимости

от радиуса)

через

5—20 м.

Н а вешках или прикрепляемых

к ним дощечках

у к а з ы в а ю т глу­

бину

канавы . Надписи

д о л ж н ы

быть

видны трактористу

из ка­

бины за 5—10 м, чтобы он смог отрегулировать

глубину

копа­

ния.

Отметки

следует

проставлять

н а , основании

материалов

нивелировки. В зависимости от положения водителя по отноше­ нию к оси машины вешки устанавливают по оси к а н а в ы или смещают в сторону так, чтобы он мог в нормальном рабочем положении следить за створом вешек и вовремя исправить воз­

никающие отклонения

оси к а н а в

от проектного

положения .

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Продолжительные,

холодные

зимы,

большое

количество

осадков

в летнее время — х а р а к т е р н а я климатическая

черта ос­

новных

лесозаготовительных районов.

В р е м я

благоприятного

строительного сезона

невелико.

Строители

лесовозных

дорог

сталкиваются и с другими трудностями:

около

30%

лесного

фонда

расположено

на переувлажненных

и

заболоченных

85


грунтах, производство работ на которых осуществляется мед­ ленными темпами при высокой стоимости. Поэтому выполнить годовой объем д о р о ж н ы х работ в летний короткий строительный сезон бывает весьма трудно.

Сезонность дорожного строительства была неизбежна при низкой технической оснащенности дорожно - строительных работ, когда преобладал ручной труд. В настоящее время, когда в лес­ ной промышленности на строительстве лесовозных дорог рабо ­ тают современные тракторы, экскаваторы, автомобили - само ­ свалы, имеется полная возможность расширить строительный сезон и осуществлять строительство в течение года.

Круглогодовое

строительство

позволяет

равномерно

загру­

зить и, следовательно, более полно использовать

дорожно - строи ­

тельную технику,

а т а к ж е уменьшить

парк

машин и число за­

нятых на строительстве рабочих.

 

 

 

 

 

Проведение дорожно - строительных

работ

зимой

связано

с определенными

трудностями,

когда

обычные

технологические

приемы с полным завершением и сдачей в эксплуатацию участ­

ков дороги

не

могут быть выполнены.

В

связи с этим

переходят

к

выборочному выполнению

отдельных

видов

работ. Все

д о р о ж ­

но-строительные работы по

сезонности

их

выполнения

 

могут

быть разбиты

на четыре группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

К

первой

группе относят

работы,

выполнение

которых

воз­

м о ж н о в течение

всего года

по неизменной технологии, а себе­

стоимость работ в зимнее время возрастает незначительно

(по­

стройка деревянных мостов,

земляные

работы

в сухих

песчаных

и

гравелистых

грунтах, р а з р а б о т к а выемок в

скальных

грунтах

и

др.)

или

д а ж е

в отдельных случаях

снижается

(выторфовы ­

вание

болот

с отсыпкой насыпей, транспортировка

строительных

материалов на сырых и заболоченных участках по снежно - ледя ­ ным и ледяным дорогам и переправам и д р . ) .

Вторая группа включает работы, которые могут выполняться зимой при некотором изменении обычной технологии (переход от монолитных конструкций, выполняемых на месте строитель­ ства, к м о н т а ж у изготовляемых на предприятиях сборных эле­ м е н т о в — мостов, покрытий из п л и т ) .

Работы, требующие специальной подготовки объектов, особой технологии их выполнения и специальных м а ш и н , относят к тре­ тьей группе. Себестоимость этих работ в зимнее время значи­ тельно повышается (на 20—30%, а иногда и б о л ь ш е ) , причем при понижении температуры затраты возрастают . К числу этих работ можно отнести р а з р а б о т к у мерзлых грунтов, у к л а д к у до­ рожных покрытий из горячих и теплых асфальтобетонных сме­ сей, строительство монолитных бетонных и железобетонных искусственных сооружений и др .

Работы, которые при отрицательных температурах в настоя­ щее время выполняться не могут (устройство оснований и по­ крытий из грунтов и каменных материалов смешением на дороге

86


с минеральными или органическими в я ж у щ и м и ) , относят к чет­ вертой группе.

При переходе к круглогодовому строительству дорог необхо­ димо тщательно проанализировать состав работ с выявлением возможного времени их проведения имеющимися техническими средствами, составить различные варианты годового выполнения

работ

(только

в летнее время, частичное или полное

пере­

несение отдельных видов на зимний, весенний и осенний

пери­

оды)

и после

технико-экономического их сопоставления

соста­

вить календарный план дорожно - строительных работ предприя­

тия. В

первую очередь

в план

включаются работы первой

группы.

И з числа работ

второй

и третьей групп выбирают та­

кие, у д о р о ж а н и е проведения которых окупается их быстрым

завершением

(более ранними сроками введения дороги в экс­

плуатацию,

созданием

фронта дл я летнего строительства и др . ) .

Р а з р а б о

т к а

выемок

и резервов в сухих песках, гравийно-

галечных и скальных грунтах и возведение насыпей из этих грунтов в зимний период при большом снежном покрове и ма­ лой глубине промерзания производятся без существенного изме­

нения технологии работ .

 

 

 

 

Р а б о т ы начинают с корчевки пней

и

снятия

растительного

слоя. Расчищенный участок д о л ж е н быть

освоен

в эту ж е

смену

(сутки) . Корчуют пни корчевателями,

на удалении раститель­

ного слоя и мерзлого грунта используют

бульдозеры . Сразу же ,

не допуская промерзания грунта, бульдозерами

р а з р а б а т ы в а ю т

выемки и возводят насыпи из боковых

резервов .

 

 

Насыпи зимой следует отсыпать, как правило, талыми

грун­

тами и только в нижней части насыпи

(ниже 1 —1,5 м от

верха

насыпи) допускается у к л а д к а 15—20% мерзлых грунтов на рас ­ стоянии не б л и ж е 1 м от поверхности откоса, при этом р а з м е р мерзлых комьев д о л ж е н быть не более половины толщины уплот­

няемого слоя (при уплотнении

40-тонным пневмошинным кат­

ком — не более 0,15—0,2 м).

 

 

 

Когда трасса дороги проходит по участкам с залеганием

грунтов, непригодных для укладки в земляное

полотно

(мело­

вые, тальковые и трепельные

грунты, торф,

ж и р н ы е

' глины

и др . ) , изыскивают вдоль трассы дороги сосредоточенные ре­ зервы ( к а р ь е р ы ) , из которых берут грунт дл я отсыпки насыпей. П р и расстоянии м е ж д у к а р ь е р а м и 50—200 м для возведения на­

сыпей используют бульдозеры, при больших расстояниях

грунт

подвозят

автосамосвалами

из б л и ж а й ш и х

притрассовых

карь ­

еров.

 

 

 

 

 

 

Д л я

отсыпки

насыпей

необходимо три-пять бульдозеров:

один-два

р а з р а б а т ы в а ю т грунт в резерве

(карьере)

и

подают

его к оси земляного полотна, один-два осуществляют

продоль­

ное перемещение

грунта,

остальные з а н я т ы р а з р а в н и в а н и е м и

предварительным уплотнением грунта в насыпи. Окончательное уплотнение выполняют катками .

87


В некоторых предприятиях на разработке и транспортировке

грунта

успешно

используют скреперы. Д л я предупреждения

про­

м о р а ж и в а н и я с

осени в

грунт

вносят

соль и

перепахивают,

а в зимнее время работу

организуют в три смены, что позволяет

работать всю зиму без рыхления грунта.

 

 

 

К а к

правило, из привозного грунта возводят насыпи

при

пересечении болот

или заболоченных участков,

насыпь

на

кото­

рых целесообразно

отсыпать

хорошо

дренирующими

материа ­

л а м и .

Поэтому

при подвозке

грунта

а в т о с а м о с в а л а м и

особое

внимание уделяется изысканию карьеров и подготовке

карьер ­

ного хозяйства к зиме.

 

 

 

 

 

 

Д о

наступления

морозов уточняют

границы

карьеров на ме­

стности, отмечая их вешками, и проводят подготовительные ра­ боты тремя способами. Первый заключается в предохранении

грунтов

от з а м е р з а н и я

(отеплении,

засолении),

второй — во

вскрытии

мерзлого слоя

(взрывании,

рыхлении, подогреве), тре­

т и й — в организации работы карьера,

исключающей

п р о м о р а ж и ­

вание грунта.

 

 

 

Оттаивание грунта в карьерах, а тем более в резервах не нашло применения в д о р о ж н о м строительстве из-за сложности проведения работ, длительности и большой стоимости. Более прогрессивными методами являются рыхление грунта, отепле­ ние, а в отдельных случаях засоление участка .

Сопоставление

з а т р а т на

подготовку

карьеров

дл я средней

полосы

европейской

части С С С Р

приведено

в табл .

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 14

 

Удельная стоимость

подготовки

карьеров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоимость подготовки

грунта

 

Метод

подготовки

 

 

абсолютная,

относительная

 

 

 

 

 

 

 

Руб-ім"

Взламывание молотом на экскаваторе

Э-505

0,7—0,8

 

4,0—4,5

Взрывание

грунта буро-взрывным

комплек-

0,5—0,7

 

3—4

Рыхление рыхлителем РМТ-3 на тракторе

 

 

 

 

 

 

ДЭТ-250

 

 

 

 

 

0,15—0,18

 

1

Отепление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опилками, стружками

 

 

0,4—0,5

 

2,5

 

 

 

 

 

 

 

1,5—1,7

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

1,0—1,2

 

6—8

 

 

 

 

 

 

0,2—0,3

 

1,3—1,5

Предохранить

грунты от

п р о м о р а ж и в а н и я

м о ж н о

укладкой

теплоизоляционных

материалов,

рыхлением (вспашкой)

грунта,

снегозадержанием,

обработкой солями .

 

 

 

 

 

Д л я укладки утепляющих

слоев

используют

м а т е р и а л ы с низ­

кой теплопроводностью: опилки,

торф, мох, солому,

ш л а к

и др .

88


П р о в о д я т ся опыты с синтетическими

пенообразующими

мате­

р и а л а м и

(пенопласты), наносимыми

на

поверхность

грунта

в ж и д к о м

виде.

 

 

 

При рыхлении грунтов, выполняемом до наступления

моро­

зов на глубину 40—50 см с последующим

боронованием поверх­

ности, образуются воздушные камеры, препятствующие интен­

сивному промерзанию грунтов.

 

 

 

Хорошими

теплоизолирующими свойствами

о б л а д а е т

снег,

своевременное

з а д е р ж а н и е которого

позволяет

предотвратить

глубокое промерзание грунта. С этой

целью на открытых

местах

до снегопада устраивают грунтовые валики, а после выпадения

снега слоем толщиной

свыше

10 см снежные валы, или устанав ­

л и в а ю т

щиты на расстоянии

от

карьера, равном десятикратной

высоте

щитов .

 

 

 

При

недостаточной

толщине

утепляющих средств грунт бу­

дет промерзать, но на меньшую глубину, что в ряде случаев дл я

разработки

грунта позволяет использовать

обычные землерой ­

ные м а ш и н ы

(бульдозеры, скреперы, э к с к а в а т о р ы ) .

 

При обработке грунтов солями исходят из того, что 23% - ный

раствор поваренной соли

(NaCl)

з а м е р з а е т

при —21,2° С,

30%-

ный раствор

хлористого

кальция

(СаСІг) при —55° С. При

соот­

ветствующей обработке грунт остается в талом состоянии в те­

чение всей

зимы.

Грунт о б р а б а т ы

в а ю т сухой солью

или солевым

раствором .

Д л я

этого не позднее

чем за 1 месяц

до наступле­

ния морозов соль подвозят автосамосвалами, р а з г р у ж а ю т и рав ­ номерно планируют бульдозерами . Д л я равномерного засоления (распределения соли в грунте) и предупреждения смыва ее поверхностными водами соль перемешивают с грунтами на глу­

бину 0,2—0,3 м. Неплотные грунты перемешивают

универсаль ­

ным бульдозером, грейдером или фрезами, плотные

грунты пред­

варительно рыхлят рыхлителями или корчевателями

(предпоч­

тительнее типа

К Б К

с большой шириной з а х в а т а ) .

 

 

 

Солевой

раствор

р а з л и в а ю т

перед

наступлением

морозов

д л я

предупреждения

п р о м о р а ж и в а н и я

грунта.

П е р е д

розливом

во

и з б е ж а н и е

стекания

раствора

грунт

р ы х л я т

или

боронуют.

 

Н о р м ы

расхода соли

NaCl, рекомендуемые Ц е н т р а л ь н ы м на­

учно-исследовательским институтом строительства Минтранс -

строя

С С С Р

( Ц Н И И С ) , приведены в табл . 15.

 

 

 

К а р ь е р ы вскрывают непосредственно перед их разработкой

участками, соответствующими сменной или суточной

(при круг­

лосуточной

работе

карьера)

выработке

землеройных м а ш и н

(бульдозеров, э к с к а в а т о р о в ) .

Вскрытие

карьеров

осуществляют

механическим или взрывным

способом.

 

(15—20 см) корку мерз­

При небольшой

глубине промерзания

лого грунта

у д а л я ю т

бульдозером . М е р з л ы й

грунт

толщиной

до

25 см

р а з р а б а т ы в а ю т

экскаватором с

ковшом емкостью 0,65

м3,

до 40 см — ковшом

емкостью

1 —1,25

м3

при работе прямой ло­

патой.

Рыхление

грунтов, промерзших

на

глубину

до 0,6

м,

89