Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

материалов (ГСМ). После укладки маслопроводов в траншею трубы и емкости промывают ортофосфорной кислотой и одновременно испытывают маслопровод на прочность и плотность. По окончании испытания маслопровод пассивируют и просушивают горячим воз­ духом, затем заполняют свежим турбинным маслом, которое непре­ рывно прокачивается по маслопроводу и очищается в маслоочисти­ тельной установке.

Вместе с малопроводом системы смазки агрегатов в ту же тран­ шею укладывают маслопровод солярового масла для питания масля­ ных пылеуловителей (если они имеются) и маслопровод веретенного масла для воздушного фильтра на входе в осевой компрессор ГТУ.

На НС при централизованной масляной системе очистку и опрес­ совку маслобаков и масляной обвязки нагнетателей осуществляют одновременно.

Система охлаждения на перекачивающих станциях магистраль­ ных трубопроводов предназначена для отвода тепла от деталей машин, соприкасающихся с горячими газами, и тепла, возникающего вследствие трения деталей машин и воспринимаемого маслом, в не­ которых случаях для отвода тепла от компримируемых газов для создания более выгодных условий работы компрессоров при высо­ ких степенях повышения давления, лучших условий транспорти­ ровки газа по магистральному газопроводу и изоляции газопровода.

В системах охлаждения в качестве рабочих агентов может при­ меняться вода, нефть или воздух. Более прогрессивной является воздушная система охлаждения, более простая в строительстве и эксплуатации и требующая .меньших капитальных вложений. Монтаж системы воздушного охлаждения масла сводится к внеш­

нему осмотру и

ревизии прибывающих с завода крупных узлов

и секций, сборке

воздушных холодильников.

В системах охлаждения масла на КС, а также на отдельных НС с центробежными перекачивающими агрегатами используется вода. Она подается центробежным циркуляционным насосом в маслоохла­ дители, а затем на верх градирни, где, разбрызгиваясь, она охла­ ждается в потоке воздуха, подаваемого вентиляторами. Из водо­ сборника охлажденная вода самотеком поступает к центробежным циркуляционным насосам. Для охлаждения компримируемого газа охлажденная вода поступает в газовые холодильники, через которые подается компримируемый газ.

На большинстве НС для охлаждения масла используют пере­ качиваемые по нефтепроводу нефть пли нефтепродукты, если их температура не превышает + 3 0 С.

Чтобы не замерзали находящиеся на открытом воздухе участки трубопроводов и маслоохладители (на НС), их покрывают тепло­ изоляцией или сопровождают утепляющими спутниками (трубо­ проводами, по которым протекает пар или горячая вода).

При прокладке трубопроводов с охлаждающими жидкостями (водой или нефтью) предусматривают уклон от 2 : 1000 до 10 : 1000 в сторону возможного слива.


Г Л А В А Т Р И Н А Д Ц А Т А Я

МОНТАЖ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ.

ТЕПЛО И ЗВУКОИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ

Монтаж контрольно-измерительных приборов (КИП) и средств автоматизации, а также работы по теплоизоляции и звукоизоляции относятся к специальным работам, и выполняют их специализиро­ ванные организации и бригады. Объем этих работ при сооруже­ нии КС и НС магистральных трубопроводов сравнительно невелик, доля их в общем объеме строительства, например КС с газотурбин­ ным приводом, не превышает 3—4%. Однако сроки и качество вы­ полнения работ по монтажу КИП, средств автоматизации, тепло- и звукоизоляции оказывают очень большое влияние на начало и про­ должительность поузлового и комплексного опробования станции и, следовательно, на сдачу всего объекта в эксплуатацию.

§57. МОНТАЖ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

ИСРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ

Автоматизация современной компрессорной или насосной стан­ ции может быть частичной или полной (комплексной). При частич­ ной автоматизации автоматизированы лишь отдельные технологи­ ческие операции, общее управление процессами осуществляется вручную. При полной автоматизации все операции управления выполняются автоматически, без участия человека.

Дистанционное управление служит для ручного управления на расстоянии отдельными механизмами, запорными или регулирую­ щими органами. Оно применяется при частичной автоматизации и может быть использовано как аварийное устройство при комплекс­ ной автоматизации. Наибольшее распространение получило элек­ трическое управление, которое применяется для передачи на рас­ стояние команд и для получения сигналов от управляющих органов. При дистанционном управлении для каждого сигнала требуется самостоятельная линия (канал) связи.

248

Телеуправление — управление на расстоянии при помощи спе­ циальных устройств, обеспечивающих передачу команд по мини­ мальному числу каналов связи.

Автоматическое управление обеспечивает управление технологи­ ческими процессами при помощи программных устройств и счетно­ решающих механизмов.

Автоматическое регулирование — это изменение производствен­ ного процесса по заранее определенной программе (например, под­ держание неизменным давления компримируемого газа на выходе из компрессорной станции).

Автоматическая защита предохраняет оборудование от аварии, отключает аварийные участки и предупреждает дальнейшее разви­ тие аварии.

Автоматическая блокировка предохраняет оборудование от не­ правильных действий обслуживающего персонала (ошибочные опе­ рации, неправильно понятые команды).

Автоматический (без участия человека) контроль позволяет наблюдать за ходом регулируемого технологического процесса; изменения параметров этого процесса фиксируются самопишущими приборами.

Технологическая сигнализация подразделяется на командную, контрольную, предупредительную н аварийную. Командная сигна­ лизация служит для передачи типовых командных сигналов с одного поста управления ца другой. Контрольная сигнализация исполь­ зуется для извещения о положении запорных органов и о включении или выключении отдельных механизмов. Предупредительная сигна­ лизация предназначается для оповещения обслуживающего персо­ нала о том, что какой-то контролируемый параметр имеет предель­ ное значение (например, температура масла в системе смазки агре­ гатов). Аварийная сигнализация извещает об аварийном отключе­ нии оборудования или об аварийном состоянии на объекте. Обычно контрольную сигнализацию выполняют световой (контрольные лампы), а сигнализацию остальных видов — световой и звуковой (звонок, сирена).

Работы по монтажу приборов и средств автоматизации выпол­ няются в соответствии со СНиП 1П-И.7—67 по специальному проекту производства работ, где предусматривается высокий уровень индустриализации работ, снижения их стоимости, внедрение новой техники.

Полносборным называют монтаж, выполненный методом сборки укрупненных комплектных и в основном унифицированных узлов и блоков, соединительных проводок, щитов и конструкций, поста­ вляемых на монтажную площадку с промышленных предприятий и производственных баз (монтажно-заготовительных участков) в за­ конченном для монтажа виде, с применением прогрессивных мате­ риалов, инструментов и механизмов.

Работы по монтажу приборов и средств автоматизации осу­ ществляются в три периода.

249


В первый, подготовительный, период проверяют закладные де­ тали в строительных конструкциях и элементах зданий, наличие отборных устройств на технологическом оборудовании и трубопро­ водах, производят разметку трасс и установку несущих конструкций для проводок. Одновременно ведут укрупнительную сборку узлов и блоков. Работы первого этапа выполняют одновременно с основными строительно-монтажными работами.

Во второй, основной, период прокладывают по установленным конструкциям трубные и электрические проводки, устанавливают щиты и пульты, а также приборы и средства автоматизации, под­ ключают трубные и электрические проводки к приборам и сред­ ствам автоматизации. Работы второго периода выполняют в про­ изводственных помещениях, как правило, после окончания строительных и отделочных работ одновременно с работами других специализированных монтажных организаций по совмещенному графику.

Работы третьего, пусконаладочного, периода совпадают с рабо­ тами пусконаладочного периода монтажа основного технологиче­ ского оборудования (см. § 28).

Работы основного периода по монтажу трубных проводок выпол­ няются по специальным техническим условиям.

Трубные проводки систем контроля и автоматики представляют собой комплект труб, соединительных и присоединительных устройств, арматуры, крепежных и установочных деталей, узлов и конструкций, проложенных и закрепленных на элементах зданий, сооружений и на технологическом оборудовании. Трубные проводки выполняются из черных и цветных металлов, а также из полимерных

.материалов (полиэтиленовые и полихлорвиниловые трубы). Трубные проводки предназначаются для импульсных и команд­

ных линий связи, питающих, выбросных, обогревных, охлаждающих, вспомогательных и защитных трубопроводов, капилляров мано­ метрических термометров (или манометрических регуляторов тем­ ператур).

Под импульсной (первичной) линией связи понимается трубная проводка, соединяющая отборное устройство или место измерения с первичным измерительным прибором, датчиком или регулятором. Эта линия связи предназначается для передачи воздействия контро­ лируемой или регулируемой среды на чувствительные органы пер­ вичных измерительных приборов, датчиков или регуляторов не­ посредственно или через разделительные среды (жидкости или газ).

Импульсные линии связи, присоединяемые к технологическим трубопроводам, относятся к тем же категориям, что и технологи­ ческие трубопроводы.

Под командной линией связи понимается трубная проводка, соединяющая отдельные элементы или комплектные устройства автоматики (датчики, вторичные измерительные приборы, вычисли­ тельные устройства, преобразователи, регуляторы) и вспомога­ тельные механизмы, предназначенные для передачи командных

250


сигналов (давление воздуха или жидкости) от передающих элементов к приемным.

Питающие трубопроводы, укомплектованные соединительными и присоединительными устройствами и арматурой, предназначаются для подачи жидкости или газа к отдельным элементам или комплект­ ным устройствам автоматики в качестве вспомогательной энергии для передачи командных сигналов.

Выбросные (сливные) трубопроводы служат для отвода отра­ ботавших жидкостей пли газов, конденсата, продуктов продувки трубных проводок и т. п.

По обогревным трубопроводам подводят и отводят теплоносители для обогрева трубных проводок, отборных устройств, приборов,

щитов,

а по

охлаждающим — охлаждающую среду

к отборным

(приемным)

устройствам

и от них.

 

По

вспомогательным

трубопроводам подводятся

инертные ве­

щества к импульсным проводкам для предохранения отборных устройств от засорения или приборов от воздействия измеряемых агрессивных сред, а также создается параллельный проток части продукта из технологического трубопровода для ускорения подачи

проб продукта

к удаленному

от трубопровода прибору (например,

к автоматическому анализатору жидких нефтепродуктов) и др.

Защитные

трубопроводы,

укомплектованные соединительными

и присоединительными устройствами (электрофитннгами, соеди­ нительными и протяжными коробками и другими изделиями), пред­

назначаются для

защиты электрических проводов и

кабелей.

В качестве трубных проводок наиболее широко применяются

следующие трубы:

 

 

(газовые)

 

с условным

прохо­

а)

стальные

водогазопроводные

 

дом 8, 15, 20, 25,

40 и 50 мм;

 

 

 

 

 

 

б) стальные бесшовные холоднотянутые и холоднокатаные из

углеродистых и

легированных сталей с наружным диаметром 8,

10, 14, 16 и 22 мм;

 

 

 

 

 

 

 

 

в)

бесшовные

холоднотянутые, холодно- и теплокатаные из

нержавеющей стали

с

наружным диаметром

6,

8, 10,

14

и

22 мм;

с толщиной стенки

не

менее 1 мм;

 

12 и 14 мм с толщиной

г) медные с наружным диаметром 6, 8, 10,

стенки

не менее

1

мм;

 

 

 

 

 

 

д) полиэтиленовые размерами 6 x 1 ,8 x 1 ,8 x 1 ,6, 10X 1,6 и 10>'2 мм;

е) полихлорвиниловые с внутренним диаметром не

менее 4 мм:

и толщиной стенки 1,6 мм;

диаметром

8 мм

и

толщиной

ж)

резиновые — с

внутренним

стенки

1,25 мм.

командных трубных проводок

в настоящее

время

При монтаже

нашли широкое применение пневмокабелн, обладающие по сравне­ нию с металлическими трубами существенными преимуществами: большой строительной длиной (свыше 150 м), стойкостью к агрес­ сивным средам и вибрациям, невысокой стоимостью, а также про­ стотой выполнения монтажных работ. Пневмокабель представляет

251


собой пучок пластмассовых труб, свитых спирально и заключенных

в общую

оболочку.

должен быть:

Минимальный радиус внутренней кривой изгиба

а) для

стальных труб, изгибаемых в холодном

состоянии, —

не менее четырех наружных диаметров, изгибаемых в горячем со­ стоянии, — не менее трех наружных диаметров;

б) для медных труб, изгибаемых в холодном состоянии, — не менее двух диаметров;

в) для полиэтиленовых труб, изгибаемых в холодном состоя­ нии, — не менее 6—10 наружных диаметров, изгибаемых в горячем состоянии, — не менее трех наружных диаметров.

Соединение трубных проводок выполняют сваркой или при

помощи

ниппелей и

фланцев. Качество сварных

швов про­

веряют в

зависимости

от категории

трубопровода,

как

указано

в гл. 12.

 

прокладывают

в соответствии

с

проектом

Трубные проводки

по кратчайшим расстояниям между соединяемыми приборами, параллельно стенам, перекрытиям и колоннам (на расстоянии 20— 30 мм от них), в местах без резких колебаний температуры окружаю­ щего воздуха, не подверженных сильному нагреванию или охлаж­ дению, как можно дальше от технологических агрегатов, а также от мест, где возможны сотрясения, вибрации или механические повреждения. Трубные проводки одиночные и групповые прокла­ дывают на специальных эстакадах, полиэтиленовые трубы — в ко­ робах или подвешивают на троссах. Направление и уклоны должны быть следующими:

а) линии к манометрам, газоанализаторам и пневматическим регуляторам — 1 : 50;

б) импульсные линии расходомеров жидкости, воздуха и газа, регуляторов уровня, сливные самотечные маслопроводы гидравли­ ческих струнных регуляторов и общие дренажные линии — 1 : 10.

Крепления трубных проводок на прямолинейных участках трассы, а также у соединительных коробок щитов должны быть неподвижными (жесткими, а остальные крепления — свободными и допускать продольное смещение трубных кабелей при изменении их длины от температуры. Нельзя крепить трубные проводки на поворотах.

К несущим конструкциям трубные проводки прикрепляют ско­ бами, хомутами. В местах крепления трубы следует обернуть листо­ вой резиной или другим прокладочным материалом толщиной 1— 1,5 мм.

Все трубные прокладки маркируют. Маркировочные знаки, наносимые на бирки, должны соответствовать маркировке трубных проводок по проекту.

Трубные проводки окрашивают в соответствии с «Указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования промышленных пред­ приятий» (СН 181—61); пластмассовые трубы не окрашивают.

252