Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на прочность под давлением на 25% выше рабочего, но не менее Рряб + 3 кгс/см2. Испытание проводят в течение 5 мин. Резуль­

таты испытаний оформляют актом.

Очистку внутренних полостей трубопроводов производят водой (водо- и паропроводы), воздухом (газо- и воздухопроводы) и ортофосфорной кислотой (маслопроводы). Трубопроводы большого диа­ метра после продувки осматривают.

Трубопроводы, укладываемые в грунт, изолируют снаружи. Изоляционные материалы выбирают в зависимости от температуры стенки трубопровода при рабочем режиме. Трубопроводы, идущие по поверхности, грунтуют и окрашивают в соответствующие цвета.

Перед изоляцией и грунтовкой наружную поверхность трубо­

проводов

тщательно

очищают от ржавчины, грязи и масла.

§ 54.

МОНТАЖ

ГАЗО- И НЕФТЕПРОВОДОВ НА КС И НС

Система газопроводов КС состоит из трубопроводов комприми­ руемого газа и газа низкого давления на собственные нужды (к по­ селку при КС, котельную в системе теплоснабжения КС), а также трубопроводов топливного и пускового газа (на КС с приводом от газотурбинных установок).

Газопровод компримируемого газа включает в себя подключе­ ния КС к газопроводу, подводящие трубопроводы, обвязочные трубопроводы пылеуловителей и обвязочные трубопроводы нагне­ тателей.

Узел подключения (рис. 139) монтируется в собранном виде при помощи трубоукладчиков. При врезке узла подключения в ма­ гистральный газопровод производят сварку лишь четырех монтаж­ ных швов — двух крайних захлестов и патрубка в середине узла, что позволяет резко сократить время производства работ. Перед испытанием газопровода проводят его засыпку.

Подводящие трубопроводы монтируют из трубных секций дли­ ной 36 м. Секции размещают вдоль оси траншеи на расстоянии 2 м от нее и сваривают в плеть. По окончании изоляционных работ трубопровод опускают в траншею, причем вначале укладывают шлейфы высокого давления, которые проходят под всасывающими шлейфами в местах их пересечения. Трубы с различной толщиной стенки узла подключения и пылеуловителей соединяют переход­ ными кольцами или путем подрезки фаски у трубы с большей тол­ щиной стенки. Разностенные трубы диаметром 1020 мм и более в местах сочленения подваривают изнутри.

Обвязочные трубопроводы пылеуловителей (рис. 140) монтируют после установки последнего на фундаменты. Вблизи площадки пылеуловителей изготовляют коллекторы с тройниками и проводят ревизию узлов обвязочных трубопроводов, полученных в собранном виде со специализированных производств. Перед укладкой коллек­ торов тщательно подготовляют основание траншеи, чтобы предупре­ дить возникновение напряжений в соединениях и трубопроводах.

240


J - r

U ООО

2 ‘>00

- 4 0 Ш -

Рис. 140. Обвязочные трубо­ проводы пылеуловителей:

а — коллекторы подвода и отвода газа; б — узлы обвязочных трубо­ проводов; 1 — заглушка временная

300 мм; 2 — труба 325 X 12 мм;

3 — воротник 325 мм; 4 — тройник равнопроходный 700 мм; 5 — за­ глушка временная 100 мм; 6 — угольник 325 X 11 мм; 1 — фланец 300 мм; S — кран со смазкой

16 Заказ 718

Коллекторы укладывают в траншеи при помощи монтажных меха­ низмов (автокрана с удлиненной стрелой, трубоукладчиков и др.). Эти же механизмы йспользуют при монтаже узлов обвязочных тру­ бопроводов на пылеуловителях.

Обвязочные трубопроводы нагнетателей (рис. 141) монтируют из трубных заготовок, поставляемых специализированными произ­ водствами или изготовляемых на площадке укрупиительной сборки

Рис. 141. Обвязочные трубопроводы нагнетателей: 1 — тройник; 2 — угольник

монтажного участка. Перед установкой на место трубные узлы с арматурой собирают и свардвают, сборку производят в кондукторах.

Узлы устанавливают на фундаменты трубоукладчиками, выве­ ряют на опорах и относительно осей патрубков нагнетателей, затем соединяют перемычками. При монтаже обвязочного трубопровода, проходящего внутри помещения (при подводе к нагнетателям), до укладки узлов устанавливают неподвижные опоры под патрубками нагнетателя.

Установив все узлы и закрепив опоры, сваривают последние стыки у патрубков нагнетателей. Контролируют ход сварки двумя индикаторами часового типа, измеряя расцентровку роторов нагне­

242

тателя и приводного двигателя в горизонтальной и вертикальной плоскости. Расцентровку роторов, вызывающуюся неравномерными тепловыми деформациями при сварке патрубков, устраняют измене­ нием режима работы сварщиков (на сварке патрубков одновременно работают по два сварщика, см. рис. 138). Расцентровка роторов при сварке не должна превышать 0,02—0,04 мм.

По окончании монтажа трубопровода тщательно осматривают внутренние его полости и полости корпусов нагнетателей.

Продувают обвязочные трубопроводы нагнетателей с соблюде­ нием всех правил предосторожности (см. § 28) через нагнетатель. Для этого удаляют из корпуса нагнетателя ротор, отверстие выхода

Рис. 142. Обвязочные нефтепроводы НС:

1 — насосы; 2 — электродвигатели; 3 — нагнетательный трубопровод; 4 — всасывающий трубопровод; 5 — задвижка с электроприводом; б — задвижка с ручнымприводом; 7 — регу­ лирующий клапан с пневматическим мембранным приводом; S — основной коллектор; 9 —

обратный клапан; № 1—№ 7 — типы монтажных заготовок

ротора в машинное отделение герметически заглушают. На корпус устанавливают крышку нагнетателя и плотно обтягивают ее болтами.

Под

давлением,

равным давлению в магистральном газопроводе,

по

обвязочным

трубопроводам подают газ последовательно через

все нагнетатели. Для выпуска продувочного газа за последним на­ гнетателем устраивают свечу.

После продувки осматривают внутренние полости корпусов нагне­ тателей и укладывают роторы на место. Место выпуска газа через свечу заваривают.

Газопроводы топливного и пускового газа монтируют из секций и узлов. Для монтажа подводящих трубопроводов используют авто­ мобильный кран с удлиненной стрелой. Участок трубопровода пу­ скового газа после турбодетандера, монтируемый внутри турбинного отделения компрессорного цеха, покрывают теплоизоляцией, чтобы предотвратить обмораживание рук у обслуживающего персонала при пуске агрегатов.

16!

243


Обвязочные нефтепроводы на НС магистральных нефтепроводов в принципе не отличаются от обвязочных газопроводов на КС; они также выполняются в виде крупных узлов (рис. 142), монтируе­ мых при помощи трубоукладчиков. Особенность монтажа нефте­ проводов состоит в том, что их укладывают с уклоном в одном на­ правлении. В среднем принимают уклон от 5 : 1000 до 10 : 1000. Не допускают местных подъемов и опусканий, так как они являются причиной образования воздушных мешков, которые могут вызвать ненормальную работу насосов и трубопроводов (кавитацию и гидра­ влические удары).

§55. МОНТАЖ ГАЗОВОЗДУХОВОДОВ НА КС

СГАЗОТУРБИННЫМ ПРИВОДОМ

Система газовоздуховодов на КС с газотурбинным приводом вы­ полняется по двум технологическим схемам: для ГТУ с регенера­ цией тепла и ГТУ без регенерации тепла.

В схеме с регенерацией тепла воздух, засасываемый через воз­ душный фильтр, прежде чем попасть в камеру сгорания после осе­ вого компрессора, нагревается в регенераторе. В соответствии с этим имеется воздуховод холодного и воздуховод горячего воздуха. Отработавшие в турбине горячие газы отдают свое тепло воздуху в регенераторе и воде в утилизаторе тепла, расположенном у основа­ ния дымовой трубы. Воздуховоды, как правило, выполняются из труб круглого сечения, а газоходы — коробчатого сечения.

До начала монтажа газовоздуховодов производят укрупнительную сборку узлов, их сварку, очистку и изоляцию. Это позволяет сократить общую продолжительность строительства КС, поскольку указанные работы, как правило, лежат на «критическом пути» строительства. Проверяют устройство фундаментов.

К началу монтажа газовоздуховодов должны быть смонтированы мостовой кран в турбинном отделении и регенераторы. Монтаж газо­ воздуховодов производят в три очереди:

1)монтаж воздуховодов холодного воздуха от компрессора к ре­ генератору (прокладываемых внутри цеха);

2)монтаж газоходов и воздуховодов горячего воздуха от регене­ ратора к компрессору (прокладываемых внутри цеха);

3)монтаж узлов, соединяющих воздуховоды с регенератором, газоходы с выхлопными коробами (верхним и нижним); монтаж вса­ сывающего воздуховода с воздухозаборной камерой.

Воздуховоды холодного воздуха (первая очередь) монтируют в следующем порядке. Узлы воздуховодов подают в зону действия мостового крана. Подача узлов в цех через проем в торце цеха произ­ водится при помощи трубоукладчика.

Затем узел поднимают и транспортируют мостовым краном до места установки. Чтобы узел при транспортировке занимал поло­ жение, параллельное оси А компрессорного цеха, применяют от­

тяжки из пенькового каната. Разворачивают узел на 90° при помощи

244


двух оттяжек и закрепляют на временных опорах (одним концом на треноге, выполненной из труб соответственной высоты, другим — в проеме для данного трубопровода).

До начала монтажа газоходов и воздуховодов горячего воздуха (вторая очередь) должны быть установлены и закреплены на вре­ менных опорах воздуховоды холодного воздуха, установлена в про­ ектное положение и подлита бетоном камера сгорания для ГТУ, установлена на фундамент турбогруппа. Узлы газовоздуховодов подают в цех через торцовый проем.

Рис. 143. Узлы газовоздуховодов газотурбпнпой установки с реге­ нерацией тепла

Монтаж начинают с крепления узла воздуховода горячего воз­ духа к выхлопному патрубку осевого компрессора (рис. 143, а).

Узел газохода внутри цеха (рис. 143, б) устанавливают на временные опоры: наружный конец газохода опирают в проеме, предусмотрен­ ном для этого газохода, а внутренний конец — па опору, выпол­ ненную из труб в виде треноги. Затем подают узел (в), соединяющий

узел (б) с выхлопным патрубком турбины. Крепится узел фланцевым соединением. Узлы (б) и (в) соединяют посредством гибкого компен­

сатора. После этого на обводной линии воздуховода холодного воздуха устанавливают клапан.

Центруют клапан с обводной линией при помощи мостового крана, приваривают ручной электродуговой сваркой. Для удобства ведения сварочных работ пользуются лестницей длиной 4 м. Па высоте свар­ щик работает в предохранительном поясе, закрепленном за напо-

244

движную часть трубопровода. Узлы воздуховода горячего воздуха (г) подают в цех и крепят к камере сгорания фланцевым соединением. Наружный конец воздуховода устанавливают на временную опору, выполненную в виде сварной рамы из угловой стали и приваренную к балке на отметке обслуживания. На обводной линии воздуховода холодного воздуха устанавливают продувочную свечу, изготовлен­ ную на участке укрупнительной сборки. Центруют свечу с обводной линией при помощи автокрана с удлиненной стрелой.

До начала монтажа узлов третьей очереди, соединяющих возду­ ховоды с регенераторами (узел е), газоходы с выхлопными коробами (верхним и нижним: узлы д, ж) и всасывающий воздуховод (узел з)

с приемной частью, должна быть установлена в проектное положе­ ние выхлопная труба и подготовлена площадка перед компрессор­ ным цехом. Перед началом монтажа узлов этой очереди монтируют площадки (постаменты) под регенераторы и устанавливают регене­ раторы (см. §50). Остальные узлы газовоздуховодов собирают и мон­ тируют в порядке, указанном выше.

Окончив монтаж газовоздуховодов, их испытывают на плот­ ность. Воздуховоды вместе с регенераторами испытывают на плот­ ность воздухом. Для этого отсоединяют воздуховоды от камеры сгорания и осевого компрессора и заглушают специальными за­ глушками. Стыки воздуховодов обмазывают мыльным раствором.

Сварные соединения, выполненные при монтаже газоходов, испытывают на плотность так называемой керосиновой пробой. Стыки снаружи обмазывают разведенным в воде порошком мела, а изнутри — керосином, обладающим исключительно высокой те­ кучестью, обеспечивающей проникновение его в мельчайшие тре­ щины и поры. Пятна на меловом покрытии свидетельствуют о не­ плотности сварных соединений.

По окончании испытаний, результаты которых оформляют ак­ тами, производят окраску, термо- и звукоизоляцию газовоздуховодов.

§ 56. МОНТАЖ СТАНЦИОННЫХ ТРУБОПРОВОДОВ СИСТЕМ МАСЛОХОЗЯЙСТВА И ОХЛАЖДЕНИЯ

Основные агрегаты компрессорных и насосных станций имеют, как правило, индивидуальную замкнутую масляную систему, пред­ назначенную для смазки подшипников, для работы систем уплотне­ ния, регулирования и защиты агрегатов. Индивидуальные маслосистемы агрегатов объединены в вбщестанционную систему масля­ ного хозяйства, в которую входят также емкости свежего и отрабо­ тавшего масла, насосные установки для подачи масла из емкостей в индивидуальные маслобаки агрегатов и установка для очистки масла (сепараторы и фильтр-прессы).

Особенность монтажа станционных маслопроводов состоит в том, что трубопроводы после сварки покрывают снаружи защитным слоем мастики, предохраняющей металл труб от почвенной корро­ зии. .Трубопроводы укладывают в траншею с уклоном 5 : 1000 в сто­ рону емкостей масла, расположенных в складе горюче-смазочных

246