Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

надежности оборудования) мощность агрегатов возрастает вдвое, возникает соответствующий выигрыш также и в массе этих турбомашин .

Перспективно применение компрессора с двигателем, помещенным

непосредственно в трубопроводе. В

период строительства

газовых

и нефтяных трубопроводов больших

диаметров основными

на КС

и НС являются крупные центробежные машины (компрессор или насос) с приводом от турбомашины (газовой турбины, обладающей автономностью, или электродвигателя). Позже, когда будут строиться отводы от магистралей, доминирующей будет небольшая по мощности и производительности наиболее подходящая для этой цели поршне­ вая машина. Общие тенденции в компоновочных решениях компрес­

сорных и насосных цехов показаны на рис. 12.

Так, схемы компрес­

сорного цеха

в обычном исполнении изображены

на

рис. 12, о,

а на других

схемах показано, что изменено

в них

по

сравнению

с обычной: на рис. 12, б — нагнетатели находятся на открытой пло­ щадке, на рис. 12, в — бесподвальная схема установки основных

агрегатов, что позволяет существенно уменьшить высоту здания цеха;

на рис.

12, г — каждый

агрегат расположен в отдельном укрытии,

здание

компрессорного

цеха не сооружается;

на

рис. 12, д —

схема КС с установкой авиационных ГТУ; на рис.

12,

е — компрес­

сорный

агрегат устанавливается в трубопроводе.

 

 

Осуществление приведенных схем компоновки в натуре позво­ лит существенно уменьшить затраты на строительство КС и упростить процесс монтажа агрегатов.

Проявляется также тенденция к снижению массы сооружений и конструкций, применяемых во вспомогательных (обслуживающих) технологических процессах.

Намечается увеличение доли основного оборудования КС и НС. что проявляется прежде всего в уменьшении размеров зданий, со­ оружений и конструкций, предназначаемых для вспомогательных и обслуживающих технологических процессов. Так, например, применяется открытое, полуоткрытое и блочное размещение обо­ рудования. Для нормальной работы большей части оборудования КС и НС не требуется положительная температура и оно может размещаться на открытом воздухе. Детали и коммуникации техноло­ гических установок, требующие для своей работы положительной температуры, могут быть помещены в индивидуальные обогреваемые укрытия или снабжены специальными теплоспутниками. Примене­ ние открытых компоновочных решений на КС позволяет на 70% уменьшить массу строительных конструкций компрессорного цеха. В сложных климатических условиях (низкие температуры окружа­ ющего воздуха, запыленность) для создания микроклимата основное оборудование помещают в индивидуальные укрытия. При необхо­ димости внутри укрытия создается небольшое избыточное давление воздуха, препятствующее проникновению пыли.

Проявлением тенденции к увеличению доли основного оборудо­ вания является организация так называемого агрегатно-узлового

25


а

В

г

Т

 

i

c t М

Рис. 12. Компоновочные решения компрессорных и насосных цехов

ремонта. При этом капитальные ремонты и некоторые виды текущих ремонтов оборудования выполняются не на КС или НС, а на спе­ циализированных ремонтных предприятиях. На станции лишь заменяют изношенные агрегаты или узлы ранее отремонтированными. В результате сокращается число мастерских, уменьшается их пло­ щадь и площадь жилищных и культурно-бытовых помещений для ремонтного персонала. Переход к агрегатно-узловому ремонту дает возможность отказаться от содержания на станциях кранового обо­ рудования большой грузоподъемности, так как доставляется отре­ монтированное оборудование крановыми средствами, а смена изно­ шенного и установка отремонтированного агрегата или узла вы­ полняется такелажными способами (приспособлениями).

Тенденция к увеличению доли основного оборудования про­ является также в вахтенном и безвахтенном способах эксплуатации оборудования. При вахтенном способе на КС или НС находится только эксплуатационный персонал. Семьи работников эксплуата­ ционных служб и сами эксплуатационники в период, свободный от вахты, проживают в городах и поселках, находящихся в отдалении от КС и НС, в районах с более высоким культурно-бытовым укладом жизни. На КС и НС вахты эксплуатационников доставляются име­ ющимися видами транспорта (вертолетами, самолетами, вездеходами) на определенный срок. При вахтенном способе можно сократить раз­ меры поселка при КС и НС и в среднем на 80—90% решить вопросы трудоустройства семей эксплуатационников.

При полной автоматизации технологических процессов, обусло­ вленной повышением надежности оборудования и установок, отпа­ дает необходимость содержать на КС или НС эксплуатационный персонал, т. е. возникает возможность перейти к безвахтенному способу эксплуатации. В результате исключается необходимость строить при станции не только жилищный и культурно-бытовой комплекс для эксплуатационников, но и помещения для эксплуата­ ционного и управленческого персонала на территории самой станции.

Г Л А В А В Т О Р А Я

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ НАСОСНЫХ И КОМПРЕССОРНЫХ СТАНЦИЙ

В расчетных точках трассы, в которых намечается сооружение перекачивающих станций, выбирают площадку. Размеры ее опре­ деляют из условия размещения всех сооружений и объектов, входя­ щих в состав перекачивающих станций. При этом стремятся к тому, чтобы рельеф площадки был спокойным, грунты обладали хорошей несущей способностью, уровень грунтовых вод был низким; жела­ тельно наличие вблизи площадки естественных водоемов. Наилучшего сочетания всех факторов при строительстве перекачивающих станций в четко фиксированных по трассе пунктах достичь удается не всегда. Особенно трудно подобрать необходимые условия для сооружения НС или КС в районах Крайнего Севера и Сибири, территория которых сложена в основном вечномерзлыми грунтами и болотами. Здесь трудно найти площадку, отвечающую даже не­ скольким из приведенных требований. Кроме того, в эти районы усложняется доставка материалов и оборудования, необходимого для сооружения НС и КС.

Все это следует учитывать при составлении генеральных планов перекачивающих станций и объемно-планировочных решений отдель­ ных зданий и сооружений как в обычном, так и блочно-комплектном исполнении.

§8. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ

Застройка территории НС и КС должна проектироваться ком­ пактной, с наиболее полным использованием территории. При этом следует руководствоваться нормами отвода земельных участков под строительство объектов нефтяной и газовой промышленности. Расстояния между зданиями и сооружениями должны обеспечивать достаточный уровень безопасности соседних зданий в случае аварии в одном из них. Минимальные расстояния между объектами компрес­ сорной станции приведены в табл. 8.

28


Т а б л и ц а 8

Здания и

 

Расстояния между зданиями и сооружениями КС, м

 

сооружения

УОч

УОс

ГРСП

Град

ГСМ |

РММ

КС

КЦ

КЦ

10

10

10

10

20

30

30

10

 

 

 

 

 

 

 

УОЧ

10

10

10

10

20

20

30

10

 

 

 

 

 

 

 

УОс

10

10

10

10

20

20

ЗО

10

 

 

 

 

 

 

 

ГРСП

10

10

10

10

20

30

30

 

10

10

10

10 '

20

20

15

Град

20

20

20

20

15

20

20

20

 

 

 

 

 

 

 

ГСМ

30

20

20

30

20

24

20

 

 

 

 

 

 

 

РММ

30

30

30

30

20

24

10

15

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и я .

1. В таблице приняты

следующие

сокращения: КЦ —компрессор­

ные цехи;

УОч—установки очистки

газа от

пыли (открытые);

УОс—установки осушки

газа (открытые); ГРСП—газораспределительные станции (пункты); Град—градирни, вен­ тиляторные; ГСМ—склады масел и горючих жидкостей вместимостью до 1000 м* (назем­ ные); РММ—ремонтно-механические и авторемонтные мастерские, гаражи, склады мате­ риалов и оборудования, вспомогательные здания и другие аналогичные здания I и II сте­ пени огнестойкости с производствами категорий Д.

2. В дробных показателях в числителе—расстояние от газораспределительных стан­ ций, в знаменателе — расстояние от газораспределительных пунктов.

Необходимый уровень безопасности достигается не только при

удалении сооружений одного от другого, но и при заглублении их

в грунт. В последнем случае существенно уменьшается

общая пло­

щадь застройки. Такой эффект достигается, например,

при строи­

тельстве насосных станций, резервуарные парки которых оборудо­

ваны подземными резервуарами.

Все сооружения компрессорной или насосной станции, как пра­ вило, размещают по одну сторону от магистрального трубопровода. При решении вертикальной планировки следует учитывать возмож­ ность поднятия уровня воды, если КС или НС сооружаются вблизи реки. Причем планировочные отметки надо поднимать не менее чем на 0,5 м от наивысшего уровня воды.

При вертикальной планировке насосных станций необходимо учитывать также возможность разлива нефти в случае аварии на НС. Кроме специально устраиваемых для каждого резервуара или группы резервуаров обвалования, сооружения необходимо располагать та­ ким образом, чтобы ущерб, наносимый разлившимся продуктом,

29


был наименьшим. Места открытых выпусков для ливневых вод про­ ектируют так, чтобы в случае аварии нефть не попадала по водостокам на территории соседних населенных пунктов и предприятий.

Инженерные сети и коммуникации обычно проектируют как еди­ ную систему в специально отводимых для этого технических полосах.

Прокладку трубопроводов для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа по территории площадки НС и КС следует проектировать подземную. Расстояние от верха трубы до поверхности грунта должно быть не менее 0,8 м.

При проектировании НС очистные объекты следует предусматри­ вать на расстоянии не менее чем 30 м от основных, вспомогательных зданий и сооружений.

§ 9. УСТРОЙСТВО И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ КС И НС

ВБЛОЧНОМ ИСПОЛНЕНИИ

Вближайшие годы в строительстве компрессорных и насосных станций найдут применение новые конструктивно-компоновочные решения. Взамен существующих зданий и сооружений будут приме­

няться блочно-комплектные автоматизированные компрессорные и на­ сосные станции (БК КС и БК НС).

Главное отличие БК КС и БК НС в том, что на территории стан­ ции не будет ни одного капитального здания; все оборудование, технологические установки и аппаратура, входящие в состав функ­ циональных блоков, скомпонованы в виде транспортабельных мон­ тажных блоков, блок-боксов и блок-контейнеров.

Монтажные блоки — это технологическое оборудование, собран­ ное вместе с трубопроводами, контрольно-измерительными приборами и средствами автоматизации на общей раме. Блок-боксы предста­ вляют собой транспортабельные здания, внутри которых могут размещаться либо технологические установки, либо инвентарное оборудование. Блок-боксы предназначены для длительного пребыва­ ния в них эксплуатационного персонала (например, для работы в опе­ раторных или щитовых; их можно использовать как помещения для отдыха). Блок-контейнеры — это технологические установки с индивидуальными укрытиями, внутри которых создается микро­ климат, необходимый для нормальной работы оборудования. Блокконтейнеры предназначены для кратковременного пребывания в них эксплуатационного персонала (во время ремонта), причем персонал имеет возможность входить лишь в те отсеки, где расположены части технологического оборудования или агрегатов, требующие более частого наблюдения и ремонта (например, подшипники, уплотне­ ния и др.).

На рис. 13 показан генеральный план блочно-комплектной авто­ матизированной промежуточной насосной станции, оббрудовянной насосами с пропускной способностью 10/7 тыс. м3/ч и приводом от электродвигателей (БК НС-10/7). Эта НС выполнена в виде четырех блок-контейнеров насосных агрегатов, 28 блок-боксов, 12 блоков и

30