Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14 — блоки-контейнеры основного насосного агрегата; 5—8 — узел обвязки магистрального

насосного

агрегата; 9 — блок

сбора утечек

нефти; 10 — блок охлаждения масла;

П — блок маслосистсмы; 12 — блок-бокс

регуляторов

давления;

13 — блок

фильтров-грязеулови­

телей; 14 — блок гашения ударной волны; 15 — блок охлаждения антифриза;

— склад масел;

17,

18 — бокеы

щитов

управления;

19 — бокс трансформаторов низкого

давления; 2 0 — станция управления синхронными электродвигателями; г г — бокс распределительного

устройства;

22 — компрессорная;

23 — резервная

дизельная электростанция;

24 — склад

материалов; 25 — блок-бокс

операторной

и обогрева

вахтенного персонала;

— узел связи;

27 — мастерская; 29 — подземный резервуар

для

запаса воды; 30, 31 — жилье для

вахтенного

персонала; 32 — септик;

33 — колодец-отстойник канализационный;

34 — площадка для ремонтного блока; 35 — кабельная

 

 

 

эстакада; 36 — прожекторная мачта.

 

 

 

 

 


отдельных единиц оборудования, трубных узлов, сборных железо­ бетонных и металлических конструкций.

Блок-контейнер насосного агрегата представляет собой насос вместе с электродвигателем мощностью 6,3 (или 5) тыс. кВт, уста­ новленный на единой раме и закрытый индивидуальным укрытием (кожухом). Масса блок-контейнера 60 т, длина 12 м, ширина 3,25 м, высота 4 м. Жесткая сталежелезобетонная рама позволяет транс­ портировать электроприводной насосный агрегат в отцентрованном виде и пускать его в эксплуатацию без разборки на месте эксплуата­ ции. В некоторых случаях (при прочных грунтах) рама может заме­ нить фундамент.

Виндивидуальном укрытии (контейнере) имеются проемы (двери

иворота), через которые оператор может входить в отсеки, где рас­ положены подшипники, уплотнения, муфты агрегатов, осматривать эти узлы и производить мелкий ремонт. Крупный капитальный

ремонт насоса или электродвигателя производится на центральном ремонтно-механическом заводе (ЦРМЗ). Поэтому в блок-контейнере предусмотрены лишь устройства для разборки разъемных соедине­ ний и грузоподъемные средства для удаления крупных деталей и узлов из блок-контейнера. Удаляемые детали и узлы погружают на транспортное средство и отправляют на ЦРМЗ.

Поскольку помещение, где расположен насос, является взрыво­

опасным (возможно выделение паров

нефти),

а электродвигатель

и особенно возбудитель, выполненные

не во

взрывозащищенном

исполнении, могут искрить, оба помещения разделяются герметич­ ной перегородкой. Для предотвращения взрыва при случайном обра­ зовании взрывоопасной смеси в блок-контейнере имеется газоана­ лизатор, который автоматически включает систему вентиляции или выключает подачу электроэнергии. Кроме того, блок-контейнер оснащен специальной автоматической установкой химического пожа­ ротушения, состоящей из баллонов с углекислотой (или фреоном) и трубопроводов со спринклерными головками. При возникновении загорания углекислота может быть подана либо в помещения насоса или электродвигателя, либо в зазор между статором и ротором элек­ тродвигателя (при замыкании обмотки).

Для нормальной работы агрегатов блок-контейнер снабжен си­ стемой вентиляции, освещения и теплоснабжения. Взрывобезопас­ ное электрическое отопление (нагретым воздухом) позволяет держать агрегаты в горячем резерве в таких условиях, что и в обычных капи­ тальных зданиях.

Блок-боксы, в которых размещено оборудование без непрерывно и быстро движущихся частей большой массы, имеют нежесткое основание — стальную раму. Для уменьшения размера и массы рамы часть приходящейся на нее нагрузки воспринимает каркас этого транспортабельного здания (как фермы мостов). Внутри блокбокса созданы все условия для постоянного присутствия человека, его работы с оборудованием, проживания. На рис. 14 и 15 показаны блок операторной и план жилого блока. Блок-боксы могут быть оди-

32


ночными (моноблоками) или соединяться на месте монтажа в единое помещение. Чтобы избежать большого объема сборочных работ, на месте монтажа блок-боксы соединяют либо по короткой стороне (где обеспечена жесткость каркаса транспортабельного здания), либо посредством переходного тамбура.

Монтажные блоки, блок-боксы и блок-контейнеры собирают на машиностроительных заводах или сборочно-комплектовочных базах

ники; 7 — щит средств пожаротушения; 8 — распределительный пункт

строительных организаций; там их испытывают и в полностью собран­ ном виде доставляют на строительные площадки. Перевозят блоки любыми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным или воздушным.

Чтобы обеспечить беспрепятственную транспортировку, блочные конструкции изготовляют соответствующих размеров (габаритов). Благодаря этому значительно уменьшается площадь 11С или КС. Так, площадь БК IIC-10/7 (включая поселок вахтенного персонала) составляет 1,2 га, в то время как площадь КС в обычном исполне­ нии (без поселка) — 5 га.

Уменьшению площади станций способствует также сокращение противопожарных разрывов между блоками, блок-боксами и блокконтейнерами. Как указывалось, для предотвращения загорания пролитой при разрывах трубопроводов нефти на БК НС-10/7 имеется

3 Заказ 716

33

противопожарная установка многократного ценообразования; в блокконтейнерах (например, насосного агрегата) и в блок-боксе регуля­ торов давления предусмотрено химическое пожаротушение. На НС и КС в блочном исполнении расстояния между конструкциями определяются лишь возможностью производства монтажных работ и удобством выполнения ремонтов во время эксплуатации.

Рис. 15. План жилого блока

3 — жилая комната; 2 — душевая; з — туалет; 4 — котельная; S — кладовая; в — кухня; 7 — общая комната

Естественно, что если уменьшаются размеры блоков, блокбоксов, блок-контейнеров и узлов, то уменьшается и общая масса материалов, расходуемых на создание станций. Так, масса материа­ лов, расходуемых на создание обычной насосной станции, составляет примерно 10 тыс. т, а общая масса блочно-комплектной станции —

1,3 тыс. т.

С целью уменьшения объемов весьма трудоемких строительномонтажных работ по подготовке так называемого «нулевого цикла» — фундаментов и подземных коммуникаций проектом блочно-комплект­ ной насосной станции предусмотрена преимущественно наземная

34


прокладка межблочных соединительных коммуникаций. Значитель­ ная часть блоков и блок-боксов устанавливается без фундаментов, на песчано-гравийную подсыпку. Для блок-контейнеров, имеющих жесткое основание и связанных жесткими трубопроводами больших диаметров, предусматривается в зависимости от несущей способ­ ности грунта устройство сборных или свайных фундаментов. В связи с этим при сооружении БК НС-10/7 трудоемкость строительно­ монтажных работ сокращается почти в 10 раз по сравнению с трудо­ емкостью работ по строительству и монтажу обычных насосных стан­ ций. Последнее дает возможность значительно уменьшить продол­ жительность наименее производительного периода строительства — периода организационно-технической подготовки к строительству. Прежде всего, это выражается в возможности применения вахтенного способа строительства, когда вблизи строительной площадки не требуется возводить здания и сооружения для большого числа людей (обслуживающего персонала, семей строителей и монтажни­ ков). Не требуются склады для хранения материалов, поступающих на строительную площадку, поскольку материалы и детали, не во­ шедшие в блоки, блок-боксы, блок-контейнеры и узлы, поступают упакованными в собственные склады — контейнеры.

Все эти совершенствования проектных и технологических реше­ ний позволят сократить сроки строительства насосных станций до четырех месяцев, в то время как для строительства НС в обычном исполнении необходимо 24 месяца.

Блочно-комплектные автоматизированные компрессорные стан­ ции выполняются так же, как и БК НС; в составе БК КС и БК НС одни и те же функциональные блоки. Только в функциональном тех­ нологическом блоке БК КС имеются специальные установки по очистке компримируемого и топливного газа, обеспечивающие на­ дежную работу нагнетателя и самой газовой турбины.

На рис. 16 приведен генеральный план проектируемой БК КС

сприводом от стационарных газотурбинных установок.

Вблок-контейнере газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц-6,3 размещается модернизированная авиационная газовая турбина НК-12ст мощностью 6,3 тыс. кВт и газовый компрессор (нагнетатель)

сдвойной по сравнению с обычными нагнетателями степенью сжа­ тия. Масса блок-контейнера 38 т. Для ремонта нагнетателя (удале­ ния крышки) в отсеке блок-контейнера имеются грузоподъемные устройства.

Основанием блок-контейнера служит жесткая железобетонная плита, благодаря чему его можно устанавливать на относительно нежестком основании. К блок-контейнеру на месте монтажа присо­ единяют блок камеры всасывания циклового воздуха с устройством шумоглушения и блок-бокс местных щитов управления. На блок-

контейнер устанавливают блок воздушных маслоохладителей и вы­ хлопную трубу.

Блочно-комплектная автоматизированная компрессорная станция со стационарной газотурбинной установкой ГТН-6 и нагнетателем

3*

35


Рис. 16. Генплан БК КС-6

1 — газоперекачивающий агрегат; 2 -

- передвижная

мастерская; 3 — блок емкости

масел; 4 — резервуар для воды;

5 — насосная нуле

вого подъема; в — насосная масел; 7

- _операторная'

8 — узел связи; 9 — электрощитовая и аккумуляторная; ю — объемная трансформа

торная подстанция; и — ПАЭС-1250;

12 — материальный склад;

13 — ремонтная

мастерская; 14 — перекачивающая

насосная станция

 

блок-бокс редуцирования

газа; 16 — установка очистки газа

 

Н-6-56-2 имеет

несколько большие размеры

и

массу, чем Б К КС

с авиационной

газотурбинной установкой.

Это

объясняется тем,

что сама стационарная газотурбинная установка имеет массу при­ мерно 60 т, а масса НК-12ст составляет лишь 3 т. Однако моторе­ сурс стационарной газотурбинной установки значительно превосхо­ дит моторесурс авиационной газотурбинной установки.

Стационарная газотурбинная установка в комплекте с нагнета­ телем размещается в индивидуальном укрытии (контейнере) или в индивидуальном здании. Если газотурбинная установка разме­ щена в контейнере, ремонт ее производится в специальной пере­ движной кабине, которая стыкуется с блок-контейнером ремонти­ руемого агрегата.

Применение блок-контейнеров и индивидуальных зданий для газотурбинных компрессорных установок с эксплуатационной и строительной точек зрения дает следующие преимущества перед использованием общего здания компрессорного цеха:

лучшие условия ремонта агрегатов в период эксплуатации (боль­ шая безопасность, меньшие шум и температура благодаря отсут­ ствию работающих рядом агрегатов);

меньшие строительные объемы и площади цеха, приходящиеся на один агрегат.

Всоставе БК КС предусматривается передвижная ремонтная кабина', которая может стыковаться с любым индивидуальным зда­ нием или блок-контейнером. В этой кабине, передвигающейся по рельсам, имеется грузоподъемное устройство для перенесения круп­ ных частей агрегата из блок-контейнера. Кабина оснащена ремонт­ ным инвентарем, отоплением, освещением.

Всостав БК КС входит газоредуцирующий пункт (ГРП) для подготовки газа (топливного и пускового) на собственные нужды КС.

Весьма сложным является обеспечение бесперебойного снабжения компрессорных станций электрической энергией. На КС в тради­

ционном проектном исполнении для строительства электростанций собственных нужд требуется почти 30% трудовых затрат, расходу­ емых на сооружение основного элемента КС — компрессорного цеха.

На БК КС электростанция собственных нужд

выполняется

на ос­

нове

авиационной газотурбинной установки

мощностью

1250 —

1600

кВт. Две такие установки размещаются

в двух блок-боксах.

В этих же блок-боксах располагаются распределительные устрой­ ства и щиты управления. В дальнейшем на БК КС вместо этих элек­ тростанций намечается другая система электрообеспечення. Для этого на роторе газовой турбины делают устройство для отбора мощности, посредством которого приводится во вращение специаль­ ный электрический генератор. Такой генератор может быть устано­ влен на каждой газовой турбине; он будет обеспечивать электроэнер­ гией собственных потребителей (насосы, вентиляторы воздушного охлаждения масла и др.).