Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А Т Р Е Т Ь Я

ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ КОМПРЕССОРНЫХ И НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ

Здания компрессорного цеха на КС и главной насосной (насос­ ного цеха) на НС являются основными. В этих зданиях размещается оборудование, осуществляющее главную задачу КС или НС — пере­ качку продукта по магистральному трубопроводу. Другие здания хотя и выполняют большую роль в обеспечении работы КС и НС, тем не менее имеют вспомогательное назначение; в них размещается оборудование, обеспечивающее работу главных цехов.

Особо следует сказать о резервуарных парках на НС. Типы резер­ вуаров, их конструкции и технология строительства рассматри­ ваются в курсе «Сооружение нефтебаз и газохранилищ», поэтому здесь подробно на них останавливаться не будем.

§ 10. КОМПОНОВКА ЗДАНИЙ КОМПРЕССОРНЫХ И НАСОСНЫХ ЦЕХОВ

Компоновка компрессорных и насосных цехов и их объемные решения диктуются прежде всего назначением здания, количеством и видом оборудования, которое будет размещено внутри здания, характером оборудования, противопожарными и санитарно-техни­ ческими требованиями. Причем геометрическая схема здания должна быть простой, допускающей применение унифицированных узлов и деталей. Сами узлы и детали должны воспринимать и в течение всего срока эксплуатации КС и НС нести нагрузки от работающего оборудования. Кроме того, при компоновке зданий следует учиты­ вать требования эксплуатационного характера, в частности, необ­ ходимость периодического ремонта двигателей и перекачивающего оборудования без остановки перекачки.

Особое внимание при проектировании компрессорных и насосных цехов необходимо уделять вопросам обеспечения противопожарной безопасности и надежной вентиляции. В зданиях компрессорпых

38

и насосных цехов устанавливают мощные приточно-вытяжные вен­ тиляционные системы, устраивают специальные противопожарные перегородки и стены.

Внастоящее время в промышленном строительстве, в том числе

ипри сооружении объектов нефтяной и газовой промышленности, получили широкое распространение крупноблочные элементы в ос­ новном из железобетона.

Крупноблочное строительство основано на применении типовых конструкций, деталей и изделий, изготовляемых серийно специали­ зированными предприятиями.

Как указывалось выше, начато соо­ ружение перекачивающих станций в блоч­ но-комплектном исполнении.

 

Т а б л и ц а

9

Пролет 1,

Высота,

м

 

м

h,

 

 

hi

 

12

3,8

2,2

 

12

5,0

2,2

 

18

8,5

4,1

 

18

10,3

4,1

Рис. 17. Габаритная схема

 

 

 

зданий НС и КС

В связи с этим основные размеры конструкций должны опреде­ ляться при планировке зданий с учетом унификации (единообразия) объемно-планировочных размеров зданий.

Для многих отраслей промышленности разработаны так называ­ емые габаритные схемы — типовые объемно-планировочные решения промышленных зданий. В этих схемах унифицированы основные, параметры зданий: пролеты, шаги колонн, высоты помещений и др. В одноэтажных зданиях пролеты размером до 18 м кратны модулю

3000 мм (6, 9, 12, 15, 18 м),

пролеты более 18 м — модулю 0000 мм

(18, 24, 30, 36 м). Высота

от пола до низа несущей конструкции

покрытия или перекрытия кратна модулю 600 мм при высоте от 3,6 до 4,8 м, удвоенному модулю (1200 мм) при высоте от 4,8 до 10,8 м и утроенному модулю (1800 мм) при высоте более 10,8 м.

На рис. 17 показана габаритная схема, применяемая при объемно­ планировочных разработках по компрессорным и насосным цехам; значения пролетов и высот приведены в табл. 9.

Рассмотрим подробно компоновку зданий компрессорных и на­

сосных цехов.

 

Компрессорный цех. Как уже отмечалось,

на КС используют

в качестве привода Г ГУ или электродвигатели,

а в качестве нагне­

тателей — центробежные нагнетатели или поршневые компрессоры. В соответствии с типом намеченного к установке оборудования производится и планировка здания.

В здании с газотурбинным приводом необходимо предусмотреть два зала: зал нагнетателей ( и л и специально устраиваемой пристройки

39


о

Г?(^ППП

— --------- ----

I - --

\------

\------

1-------------

1------

Г”

Рис. 18. Компоновка компрессорного цеха с газотурбинным приводом:

о — разрез; б — план; „ т., т 1 — ремонтная мастерская; 2 — мастерская КИП; 3 — лаборатория КИИ


Рис. 19. Компоновка

компрессорного цеха с электроприводом:

а — разрез; б — план;

1— электролаборатория;

2— электромастерская;

3

— мастерская

КИП;

4

— лаборатория

КИП;

5

— служебное помеще­

ние;

6 — вентиляцион­

ная

камера; ^ — щито­

вая;

8 — комната

на­

чальника цеха; 9 — ком­ ната для приема пищи; 10 — гардероб

для нагнетателей) и зал газотурбинных установок. Залы разделяют газонепроницаемой монолитной стеной из кирпича или замоноличенных железобетонных панелей. Размеры залов зависят от разме­ ров нагнетателей и ГТУ. Для нагнетателей требуется зал в 2—3 раза меньше, чем для ГТУ. Длина компрессорного цеха зависит от числа устанавливаемых агрегатов.

Так, например, здание компрессорного цеха с газотурбинным приводом, где будет установлено пять машин ГТН-9-750 (рис. 18), должно быть двухпролетным, одноэтажным, каркасного типа. Ши­ рина зала ГТУ — 18 м, зала нагнетателей — 6 м; длина цеха 126 м. Основу каркаса здания составляют колонны с консолями для под­ крановых балок, подкрановые балки, фермы перекрытия и обвязоч­ ные балки. Высота здания 16 м (считая от отметки 0,0); этот размер определен высотой ГТУ, мостового крана, формой перекрытия и свободным пространством, необходимым для переноса оборудования вдоль цеха при монтаже и ремонте Г'ГУ. Ниже отметки 0,0 устра­ ивают для каждой турбины отдельно мощные газоотводы, по которым отработавшие газы выбрасываются через трубу в атмосферу.

В зале ГТУ устанавливают мостовой кран, необходимый для монтажных и ремонтных работ (грузоподъемность 20 т), а в зале нагнетателей — подвесной кран на 5 т. Стены здания компрессор­ ного цеха навесные из специальных панелей.

Таким образом, практически все детали описанного здания могут быть доставлены к месту сооружения КС, что очень важно, по­ скольку КС очень часто строят в отдаленных от баз строительной индустрии местах.

Если в качестве привода используют электродвигатели, здание компонуют также с двумя залами, разделяемыми газонепроницаемой монолитной стеной, полностью изолирующей взрывобезопасное оборудование (электродвигателей) от взрывоопасного (нагнета­ телей).

Рассмотрим компоновку компрессорного цеха с электроприводом (рис. 19). Прежде всего размеры этого цеха по сравнению с разме­ рами компрессорного цеха ГТУ несколько меньше. Это объясняется большей компактностью электропривода. Отсутствуют газоходы и трубы. Длина пролета зала электродвигателей 9 м, общая высота здания 13 м, а общая длина 106 м.

В стене, разделяющей зал электродвигателей и нагнетателей, устраивается механическая диафрагма, прикрепляемая к специаль­ ному фланцу на корпусе агрегата. Для удобства монтажа и центровки редуктора и нагнетателя редуктор устанавливают в зале нагнета­ телей. Благодаря тому, что расстояние между двигателями соста­ вляет 12 м, под ними размещают необходимые коммуникации, обору­ дование системы воздушного охлаждения, маслохозяйство и т. п.

Перекрытие в местах установки систем маслохозяйства и воз­ душного охлаждения выполняется съемным. Это позволяет исполь­ зовать мостовой кран при монтаже и ремонте оборудования, разме­ щаемого ниже перекрытия иа фундаментах.

43


Мостовой кран устанавливают в зале электродвигателей, грузо­ подъемность его должна обеспечивать переноску и установку самой тяжелой детали (обычно статора электродвигателя).

Помещение нагнетателей делят по высоте на две части на уровне перекрытия пола в зале электродвигателей. Нагнетатели и редукторы

Рис. 20. План насосного цеха

1 — операторная; 2 — приточная камера; 3 — щитовая; 4 — трансформатор­

ная;

S — кран-балка;

в — насосный агрегат; 7 — площадка

обслужива­

ния;

8 — электроприводная задвижка; 9 — обратный клапан;

10— вытяж­

ная камера; 11 — канал

для трубопровода от маслоохладителей; 12 — место

 

для компрессорной установки; 13 — вентиляторная.

 

размещают в верхней части, а газопроводы всасывания и нагнета­ ния — в нижней. Для монтажа нагнетателей и редукторов в верхней части устанавливают подвесную кран-балку грузоподъемностью, обеспечивающей подъем и транспортировку оборудования (2—5 т).

Как и в здании компрессорного цеха с ГТУ, каркас состоит из колонн, подкрановых и обвязочных балок и двускатных железобе­ тонных балок покрытия. Применение железобетонных балок покры­

44

Подпорная насосная. Такие насосные сооружают на перекачива­ ющих станциях, имеющих резервуарный парк. Поскольку для нор­ мальной работы основных насосов требуется подпор 3—5 кгс/см2,

Рис. 22. Компоновка насосного цеха с раздельными поме­ щениями для насосов и электродвигателей

1 — зал электродвигателей; г — насосный вал; 3 — распределительное устройство; 4 — подстанция; 5 — помещение конденсаторов; в — щитовая

а резервуары часто располагаются ниже уровня основных насосов, то для перекачки нефти из резервуаров к основным насосам и созда­ ния необходимого подпора требуется подпорная насосная. Особен­ ность такой насосной в том, что подпорные насосы размещаются

40


на такой отметке, при которой возможен забор нефти и нефтепро­ дукта из резервуаров при самом низком уровне находящегося в нем продукта. Разрез подпорной насосной показан на рис. 23, на котором видно, что здание на половину высоты заглублено в грунт. Это предъ­ являет соответствующие требования к прочности стен, восприни­ мающих боковое давление грунта, и к защите здания от заполнения грунтовыми водами.

Следует отметить, что здания как компрессорных цехов, так и насосных отличаются интенсивной насыщенностью подземных ком­ муникаций (трубопроводов, воздуховодов, кабелей и др.). Поэтому планировке подземных частей таких зданий, особенно с точки зре­ ния прочности сооружений и компактного и рационального разме­ щения коммуникаций, следует уделять большое внимание.

§11. ОСНОВНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Вкачестве основных материалов на строительстве НС и КС ис­ пользуют бетон и железобетон.

Бетон — это искусственный камень, получаемый при затверде­

нии смеси из вяжущего компонента, воды и заполнителей. До отвер­ дения эта смесь называется бетонной. Различают следующие виды бетонов по объемному весу:

особо тяжелый бетон, содержащий в качестве заполнителей стальные опилки, стружки, барит, тяжелый шпат;

тяжелый бетон, содержащий обычные заполнители (песок, щебень из плотных каменных пород);

облегченный бетон (с кирпичным щебнем, беспесчаный); легкий бетон (заполнители — шлак, пемза, туф); особо легкий бетон (пенобетон, газобетон).

Кроме того, бетоны различают по целевому назначению: обыч­ ный — для железобетонных конструкций; гидротехнический — бе­ тон для гидросооружений; бетон для водопроводно-канализацион­ ных сооружений; бетон для стен зданий (легкий); бетон для дорож­ ных и аэродорожных покрытий; бетоны специального назначения.

В качестве заполнителей, называемых инертными материалами, для приготовления бетона применяют песок, гравий или щебень. Пески должны быть с крупностью зерен до 5 мм и представлять естественные смеси или (иногда) искусственные. Те и другие являются продуктами твердых каменных пород. Содержание примесей в песках не должно превышать значений, определяемых стандартом. Различ­ ные примеси в песке уменьшают прочность бетона и вызывают нерав­ номерную его усадку, что ведет к трещинообразованию. Поэтому перед употреблением пески обязательно промывают на пескомойках.

Для приготовления бетона пригоден в основном крупный песок, однако поры между частицами такого песка должны быть заполнены более мелким песком, иначе потребуется больший расход цемента. Следует заметить, что и применение мелкого песка вызывает повы­ шенный расход цемента, так как пористость такого песка значительно

47