Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
|
2000 |
|
|
|
Рис. |
206. |
Схема |
генераль |
||||||
|
|
|
|
|
ного |
плана |
участка |
школы |
||||||
|
|
|
|
|
на |
32 |
класса |
(с |
интернатом |
|||||
|
|
|
|
|
на |
50% |
учащихся) |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
/ — здание |
школы |
(три |
этажа); |
||||||
|
|
|
|
|
2 — спальный |
|
корпус |
(четыре |
||||||
|
|
|
|
|
этажа); |
3— учебно-опытная |
|
зо |
||||||
|
|
|
|
|
на: |
А — площадка |
|
для |
занятий |
|||||
|
|
|
|
|
на |
|
воздухе; |
Б — |
|
метеорологиче |
||||
|
|
|
|
|
ская |
площадка; |
|
В — |
зоологиче |
|||||
|
|
|
|
|
ская |
|
площадка; |
|
Г — |
парники; |
||||
|
|
|
|
|
Д — теплица; |
В — участок |
по |
|||||||
|
|
|
|
|
левых |
и |
овощных |
|
культур; |
|||||
|
|
|
|
|
Ж |
— участок |
начальных |
классов; |
||||||
|
|
|
|
|
И — |
|
коллекционно-селекционный |
|||||||
|
|
|
|
|
участок; |
П — питомник |
плодо |
|||||||
|
|
|
|
|
во-ягодных |
|
и |
|
декоративных |
|||||
|
|
|
|
|
культур; |
К — плодовый |
сад |
и |
||||||
|
|
|
|
|
ягодник; |
4 — спортивная |
зона: |
|||||||
|
|
|
|
|
Л |
— легкоатлетическая |
|
площад |
||||||
|
|
|
|
|
ка; |
М — гимнастическая |
|
пло |
||||||
|
|
|
|
|
щадка; |
Н — |
|
баскетбольно-волей- |
||||||
|
|
|
|
|
болькые площадки |
|
младших |
|||||||
|
|
|
|
|
классов; |
5 — зона |
отдыха: |
Р—ти |
||||||
|
|
|
|
|
хого; |
|
С — подвижного; |
6 — хо |
||||||
|
Б йг-тт» 11 |
|
|
|
зяйственный |
двор; |
|
7 — |
проезды; |
|||||
Ъгкт- |
|
|
|
8 — ветрозащитная |
|
зона |
|
|
||||||
Со стороны |
магистрали зеленую зону желательно увеличить до блі. |
|
||||||||||||
Это позволит посадить высокорастущие деревья и защитить |
участок |
|
||||||||||||
школы от пыли и шума. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ширина проездов вокруг школы должна быть не менее 3,5 м, а внут |
|
|||||||||||||
ренние дорожки шириной от 1 до 2 м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ориентация |
классных помещений |
в I , I I и I I I климатических |
райо |
|
||||||||||
нах предусматривает их обращение на юг, юго-восток |
и восток. Однако |
|
||||||||||||
это не всегда возможно, особенно в сложившихся жилых районах. По |
|
|||||||||||||
этому нормами |
допускается |
ориентация |
25% |
всех |
классов |
на |
запад |
|
||||||
и юго-запад. В |
IV климатическом районе допускается |
любая |
ориента |
|
||||||||||
ция, кроме запада и юго-запада. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Объемно-планировочная |
структура |
здания |
школы |
тесно |
связана |
|
||||||||
с решением основного составляющего |
его элемента — класса. |
|
|
|
|
|
В экспериментальном порядке проверялись классы разных габари тов: продольные размером 9X6 м, поперечные — 6X9,6 м с двусторон ним освещением, поперечные —6X9,6 м с односторонним освещением
иподсветом со стороны рекреации, квадратные — 7,2X7,2 м.
Впрактике наиболее распространен продольный класс размером 9X6 м (рис. 207).
Применение квадратного класса (рис. 208) с двусторонним осве щением (основной свет слева и подсвет через рекреацию справа) обус ловливает ширину рекреации не более 4 м.
Поперечные классы могут быть рекомендованы для южных районов (рис. 209).
Общий вид классной комнаты показан на рис. 210.
В целях снижения температуры воздуха и создания благоприятно го микроклимата в классном помещении необходимо широко использо вать солнцезащитные средства — стационарные и нестационарные.
а
Рис . 207. Продольный класс школьного здания каркаснопанельной конструкции
а — план; |
б — габариты |
обору |
дования |
|
|
6.0
Рис . 208. Квадратный класс школьного здания панель ной конструкции
•а — поперечный |
разрез; |
|
б—план. |
||
В плане |
показаны |
точки, |
для |
||
которых |
определялся |
|
к. е. |
о. |
|
(коэффициент |
естественной |
осве |
|||
щенности); |
|
а —усол |
|
зрения |
|
•30—35° |
|
|
|
|
|
Рис. |
211. |
Вариабельность |
|||
использования |
классного |
||||
помещения |
|
|
|||
а —общий |
по |
вид |
интерьера- |
||
б —разрез |
1—1; |
в— план; |
|||
г |
— схемы |
расстановки |
классно |
||
го |
оборудования |
для |
проведе |
||
ния |
различных |
мероприятий |
Рис. 212. План секции
/ — класс; |
2 — рекреация; |
3—са |
|
нитарные |
узлы |
для |
мальчиков |
и девочек; |
4 — |
лестница |
|
К стационарным относятся: горизонтальные ребра, вертикальные экра ны и пересекающиеся ребра. К нестационарным регулируемым солнце защитным устройствам относятся различные жалюзи и раздвижные шторы, которые могут быть использованы только в необходимое время, когда проходят занятия.
Минимальная освещенность в наиболее удаленной от окна точке класса почти на уровне рабочей плоскости (80 см от пола) должна быть не менее 1,5%.
Площадь класса установлена 50 м2 на 40 учащихся, т. е. 1,25 м2 на одного учащегося. В старших классах на этой же площади занимаются 36 учеников, а в школе-интернате — 30, поскольку в последней классы используются для приготовления домашних заданий и для кружковой работы.
Учебный класс используется и для различных других занятий уча
щимися, поэтому |
помещение его должно легко трансформироваться |
в зависимости от |
рода занятий (рис. 211). Ученические столы должны |
быть удобными н желательно отдельными на каждого ученика. |
|
Размещение |
учебных классов и специальных учебных помещений |
должно отвечать правильному ведению учебно-воспитательного процес са и взаимоизоляции помещений по возрастным группам учащихся.
Воснову структуры школьного здания положен принцип секцион-
ности.
Всостав каждой секции кроме 4 классов входят рекреационные за
лы размером 6X18 м (из расчета 0,6 м2 |
на одного ученика; |
рис. 212), |
где во внеучебное время можно проводить |
различную работу |
со школь |
никами (самодеятельность, кружковые занятия и пр.), а также раздель ные санитарные узлы для мальчиков и девочек.
Четырехклассные секции создают более гибкие условия для эксплу атации здания с четким разделением возрастных групп по этажам. При этом обязательным является условие, чтобы учащиеся каждой возраст ной группы при необходимости посещения общешкольных помещений не проходили через рекреации других возрастных групп.
Учебно-производственные мастерские, лаборатории и кабинеты
(рис. 213 и 214), требующие специального оборудования, целесообраз но располагать смежно в одной группе или одно над другим.
Гимнастический зал желательно предусматривать с двусторонним освещением и лучше всего располагать на первом этаже. Это позволит
Рис. |
217. Схемы общего планировочного решения |
I |
I—учебные |
помещения |
|||
|
|
|
|||||
школ-интернатов. Учебные |
и жилые |
помещения в |
І Н Ш І " спальные |
помещения |
|||
одном |
корпусе на разных |
э т а ж а х |
(а); на одном |
||||
|
|
|
|||||
э т а ж е |
( б ) ; спальные помещения находятся в са |
|
|
|
|||
мостоятельных корпусах (в) |
|
|
|
|
ство всех элементов интерьера (мебели, парт, рабочих столов в лабо раториях, цветовой отделки).
Значение цвета в интерьере школы велико. Он выполняет не толь ко художественно-эстетическую функцию, но н оказывает психофизи ологическое влияние на учащихся (возбуждает млн успокаивает, по могает сосредоточиться или рассеивает внимание). Черно-коричневая гамма цветов действует угнетающе, а светло-голубые, светло-зеленые создают более спокойную обстановку, способствующую внимательной
исосредоточенной работе.
Взалах, вестибюле, столовой цвет может быть более ярким и кон трастным. Совокупность отделочных материалов, цвета, мебели, осве тительной арматуры, пропорции оконных и дверных проемов, столяр ных изделий в единстве с общей объемно-пространственной композици ей создают образ современной школы.
Здания школ-интернатов сохраняют все основные черты компози ции, которые характерны для зданий общеобразовательных школ.