Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

2000

 

 

 

Рис.

206.

Схема

генераль­

 

 

 

 

 

ного

плана

участка

школы

 

 

 

 

 

на

32

класса

интернатом

 

 

 

 

 

на

50%

учащихся)

 

 

 

 

 

 

 

/ — здание

школы

(три

этажа);

 

 

 

 

 

2 — спальный

 

корпус

(четыре

 

 

 

 

 

этажа);

3учебно-опытная

 

зо­

 

 

 

 

 

на:

А — площадка

 

для

занятий

 

 

 

 

 

на

 

воздухе;

Б —

 

метеорологиче­

 

 

 

 

 

ская

площадка;

 

В —

зоологиче­

 

 

 

 

 

ская

 

площадка;

 

Г —

парники;

 

 

 

 

 

Д — теплица;

В — участок

по­

 

 

 

 

 

левых

и

овощных

 

культур;

 

 

 

 

 

Ж

— участок

начальных

классов;

 

 

 

 

 

И —

 

коллекционно-селекционный

 

 

 

 

 

участок;

П — питомник

плодо­

 

 

 

 

 

во-ягодных

 

и

 

декоративных

 

 

 

 

 

культур;

К — плодовый

сад

и

 

 

 

 

 

ягодник;

4 спортивная

зона:

 

 

 

 

 

Л

— легкоатлетическая

 

площад­

 

 

 

 

 

ка;

М — гимнастическая

 

пло­

 

 

 

 

 

щадка;

Н —

 

баскетбольно-волей-

 

 

 

 

 

болькые площадки

 

младших

 

 

 

 

 

классов;

5 зона

отдыха:

Р—ти­

 

 

 

 

 

хого;

 

С — подвижного;

6 хо­

 

Б йг-тт» 11

 

 

 

зяйственный

двор;

 

7

проезды;

Ъгкт-

 

 

 

8 ветрозащитная

 

зона

 

 

Со стороны

магистрали зеленую зону желательно увеличить до блі.

 

Это позволит посадить высокорастущие деревья и защитить

участок

 

школы от пыли и шума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ширина проездов вокруг школы должна быть не менее 3,5 м, а внут­

 

ренние дорожки шириной от 1 до 2 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентация

классных помещений

в I , I I и I I I климатических

райо­

 

нах предусматривает их обращение на юг, юго-восток

и восток. Однако

 

это не всегда возможно, особенно в сложившихся жилых районах. По­

 

этому нормами

допускается

ориентация

25%

всех

классов

на

запад

 

и юго-запад. В

IV климатическом районе допускается

любая

ориента­

 

ция, кроме запада и юго-запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемно-планировочная

структура

здания

школы

тесно

связана

 

с решением основного составляющего

его элемента — класса.

 

 

 

 

 

В экспериментальном порядке проверялись классы разных габари­ тов: продольные размером 9X6 м, поперечные — 6X9,6 м с двусторон­ ним освещением, поперечные —6X9,6 м с односторонним освещением

иподсветом со стороны рекреации, квадратные — 7,2X7,2 м.

Впрактике наиболее распространен продольный класс размером 9X6 м (рис. 207).

Применение квадратного класса (рис. 208) с двусторонним осве­ щением (основной свет слева и подсвет через рекреацию справа) обус­ ловливает ширину рекреации не более 4 м.

Поперечные классы могут быть рекомендованы для южных районов (рис. 209).

Общий вид классной комнаты показан на рис. 210.

В целях снижения температуры воздуха и создания благоприятно­ го микроклимата в классном помещении необходимо широко использо­ вать солнцезащитные средства — стационарные и нестационарные.


а

Рис . 207. Продольный класс школьного здания каркаснопанельной конструкции

а план;

б — габариты

обору­

дования

 

 

6.0

Рис . 208. Квадратный класс школьного здания панель­ ной конструкции

•а — поперечный

разрез;

 

б—план.

В плане

показаны

точки,

для

которых

определялся

 

к. е.

о.

(коэффициент

естественной

осве­

щенности);

 

а —усол

 

зрения

•30—35°

 

 

 

 

 

Рис.

211.

Вариабельность

использования

классного

помещения

 

 

а —общий

по

вид

интерьера-

б —разрез

1—1;

в— план;

г

схемы

расстановки

классно­

го

оборудования

для

проведе­

ния

различных

мероприятий


Рис. 212. План секции

/ — класс;

2 — рекреация;

3—са­

нитарные

узлы

для

мальчиков

и девочек;

4 —

лестница

 

К стационарным относятся: горизонтальные ребра, вертикальные экра­ ны и пересекающиеся ребра. К нестационарным регулируемым солнце­ защитным устройствам относятся различные жалюзи и раздвижные шторы, которые могут быть использованы только в необходимое время, когда проходят занятия.

Минимальная освещенность в наиболее удаленной от окна точке класса почти на уровне рабочей плоскости (80 см от пола) должна быть не менее 1,5%.

Площадь класса установлена 50 м2 на 40 учащихся, т. е. 1,25 м2 на одного учащегося. В старших классах на этой же площади занимаются 36 учеников, а в школе-интернате — 30, поскольку в последней классы используются для приготовления домашних заданий и для кружковой работы.

Учебный класс используется и для различных других занятий уча­

щимися, поэтому

помещение его должно легко трансформироваться

в зависимости от

рода занятий (рис. 211). Ученические столы должны

быть удобными н желательно отдельными на каждого ученика.

Размещение

учебных классов и специальных учебных помещений

должно отвечать правильному ведению учебно-воспитательного процес­ са и взаимоизоляции помещений по возрастным группам учащихся.

Воснову структуры школьного здания положен принцип секцион-

ности.

Всостав каждой секции кроме 4 классов входят рекреационные за­

лы размером 6X18 м (из расчета 0,6 м2

на одного ученика;

рис. 212),

где во внеучебное время можно проводить

различную работу

со школь­

никами (самодеятельность, кружковые занятия и пр.), а также раздель­ ные санитарные узлы для мальчиков и девочек.

Четырехклассные секции создают более гибкие условия для эксплу­ атации здания с четким разделением возрастных групп по этажам. При этом обязательным является условие, чтобы учащиеся каждой возраст­ ной группы при необходимости посещения общешкольных помещений не проходили через рекреации других возрастных групп.

Учебно-производственные мастерские, лаборатории и кабинеты

(рис. 213 и 214), требующие специального оборудования, целесообраз­ но располагать смежно в одной группе или одно над другим.

Гимнастический зал желательно предусматривать с двусторонним освещением и лучше всего располагать на первом этаже. Это позволит



Рис.

217. Схемы общего планировочного решения

I

I—учебные

помещения

 

 

 

школ-интернатов. Учебные

и жилые

помещения в

І Н Ш І " спальные

помещения

одном

корпусе на разных

э т а ж а х

(а); на одном

 

 

 

э т а ж е

( б ) ; спальные помещения находятся в са­

 

 

 

мостоятельных корпусах (в)

 

 

 

 

ство всех элементов интерьера (мебели, парт, рабочих столов в лабо­ раториях, цветовой отделки).

Значение цвета в интерьере школы велико. Он выполняет не толь­ ко художественно-эстетическую функцию, но н оказывает психофизи­ ологическое влияние на учащихся (возбуждает млн успокаивает, по­ могает сосредоточиться или рассеивает внимание). Черно-коричневая гамма цветов действует угнетающе, а светло-голубые, светло-зеленые создают более спокойную обстановку, способствующую внимательной

исосредоточенной работе.

Взалах, вестибюле, столовой цвет может быть более ярким и кон­ трастным. Совокупность отделочных материалов, цвета, мебели, осве­ тительной арматуры, пропорции оконных и дверных проемов, столяр­ ных изделий в единстве с общей объемно-пространственной композици­ ей создают образ современной школы.

Здания школ-интернатов сохраняют все основные черты компози­ ции, которые характерны для зданий общеобразовательных школ.