Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Настилка рельсового пути при проведении горизонтальных выработок производится бригадой проходчиков по мере уходки забоя на величину стандарт­ ной длины рельса, т. е. на 6—8 м. В табл. 119 приведены основные данные по расходу материалов на настилку 100 м одиночного пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

Ц9

 

Расход материалов на настилку 100 м одиночного пути

 

 

 

 

 

(без учета закруглений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип и длина

рельсов

 

 

Расход на

100 м пути

 

Р - Н

 

 

Р-18

 

 

Р-24

 

 

 

 

8 м 7 м 6 м 8 м 7 м 6 м 8 м 7 м 6 м

Рельсы, кг

 

2200

2200

2200

3600

3600

3600

4800

4800

4800

Шпалы, шт.

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

на

1 звено

12

10

9

12

10

9

10

9

на

100 м пути

150

143

136

150

143

136

150

143

136

Накладки

(плоские)

на

 

 

 

 

 

 

 

 

100 м пути:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шт.

 

 

50

57

66

50

57

66

50

57

66

кг

 

 

96

109

127

116

138

155

175

199

233

Болты и гайки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шт.

 

 

100

114

133

100

114

133

100

114

133

кг

 

 

8

10

12

17

19

23

50

33

АО

Подкладки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шт.

 

 

50

57

66

50

57

66

50

57

66

кг

 

 

36

41

48

57

65

76

99

ИЗ

132

Костыли:

 

540

570

600

540

570

600

540

570

600

шт.

 

 

кг

 

 

50

57

60

70

74

78

106

109

112

Радиус закругления определяется в зависимости от скорости движения и жесткой базы подвижного состава. При скорости движения до 1,5 м/сек радиус закругления принимается равным семикратной, а при скорости более 1,5 м/сек— десятикратной величине жесткой базы. В табл. 120 приведены величины уширения колеи и превышения наружного рельса в зависимости от радиуса закругле­ ния и скорости движения подвижного состава.

Т а б л и ц а 120

Величина уширения колеи на закруглениях и превышение наружного рельса над внутренним при жесткой базе 650 мм

Радиус закругле­

Уширение колеи,

Превышение рельса в мм, при скорости

 

движения

 

ния, м

м

 

 

 

 

1,5

м/сек

2,0 м/сек

2,5 м/сек

6

15

25

45

_

10

10

15

25

15

5

10

15

25

Стрелочные переводы (рис. 37) в зависимости от их положения по отноше­ нию к рельсовым путям могут быть симметричными или односторонними — правыми и левыми. По устройству различают переводы с механическим и руч­ ным приводом.

9*

131


 

 

Техническая

характе

 

 

Ширина

 

Радиус

Тип стрелочного

Условные обозначения стре­

Тип

перевод­

перевода

лочных переводов и съездов *

колеи,

рельса

ной

 

 

мм

 

кривой,

 

 

 

мм

 

 

 

 

Односторонний

Перевод 624-1/4-12П (или Л )

600

Р-24

12

То же

То же, 624-1/2-4П (или Л )

600

Р-24

4

Симметричный

То же, 624-1/3-12С

600

Р-24

12

Односторонний съезд

Съезд 624-1/4-12П (или Л)

600

Р-24

12

Односторонний пе­

Перевод 618-1/4-12П (или Л )

600

Р-18

12

ревод

 

 

 

 

То же

То же, 618-1/2-4П (или Л)

600

Р-18

4

Симметричный

То же, 618-1/3-12С

600

Р-18

12

Односторонний съезд

Съезд 618-1/4-12П (или Л )

600

Р-18

12

* Приняты следующие условные обозначения стрелочных переводов и односторонних тип р е л ь с а 2 4 и 18 кг/м; дробь ( 1 / 2 ; 1/3; 1/4 или 1/5) марка крестовины; последние

начают: П—правый, Л—левый перевод или съезд, С—симметричный перевод.

Рис. 37. Конструкция стрелочного перевода

а —

стрелочный перевод; б — крестовина.

1 — перо; 2 — усовик; з

— переводный механизм;

4 — сердечник; 5 — рамный рельс;

 

в — переводная кривая;

7 — контррельс

Крестовины бывают клепаные, сварные и литые. Крестовина состоит из сердечника и двух, расположенных по бокам от нее «усовиков», которые обра­ зуют вместе с краями сердечника канавки для реборды колес.

132

ристика крестовин

Основные размеры, мм

 

 

 

 

 

 

Расстояние меж­

 

Расстояние от

Расстояние от

 

ду осями путей,

Угол крестовины

стыка рамного

Общая длина

соединенных

рельса до центра

центра до конца

перевода

стрелочными

 

перевода

перевода

 

переводами, мм

 

3352

3298

6 650

 

14е

15'

1197

1863

3 060

 

28q

4'20"

1944

2580

4 489

 

18° 55' 30"

3352

5119

11823

1300

14° 15'

3199

3201

6 400

 

14?

15'

1144

1816

2 960

 

28°

4'20"

1883

2510

4 359

 

18° 55' 30"

3199

5119

11517

1300

14° 15'

съездов: первая цифра

(6) — ширина

колеи 600 мм; следующие две цифры (24

или 18) —

цифры (4, 6, 9, 12 или 20)— радиус переводной кривой в м; стоящие в конце буквы обоз-

В горнорудной промышленности приняты следующие марки крестовин:

-і-;

-|-;

~ - и -і- . Чем большая марка крестовины, тем меньше радиус стрелоч-

2

о

4 О

ной кривой и короче перевод и тем хуже условия движения по стрелочным пе­ реводам для подвижного состава.

Контррельсы пришиваются к шпалам внутри колеи, против крестовины для направления реборд колес в соответствующую канаву (желоб) крестовины; они препятствуют сходу подвижного состава с рельсового пути. В табл. 121 приведены данные о крестовинах.

Путевые инструменты

На геологоразведочных работах используется стандартный комплект путевых инструментов. В комплект входят следующие путевые инструменты:

а)

ручная

пила-ножовка;

б) костыльный молоток, имеющий 38—40 мм в поперечнике и 310 мм в дли­

ну, с рукояткой длиной 0,8—0,7 м:

в) трещотка для сверления отверстий в рельсах;

г)

пресс для изгибания и выправки изогнутых рельсов;

д) топор (поперечный) для подтески шпал под рельсами;

е) маховая подбойка для подбойки и уплотнения балласта под шпалами;

ж)

лом лапчатый для выдергивания костылей при ремонтах пути;

з)

ватерпас

для проверки уклона (подъема) пути;

и) путевой

шаблон для проверки ширины колеи рельсового пути.

В комплект путевых инструментов входят также гаечные ключи, остро­ конечная кирка, штыковая лопата и другой мелкий горный инструмент.

Содержание и ремонт рельсового пути

Содержание рельсового пути в рабочем состоянии и обеспечение нормальных условий подвижному составу предполагает не только высокое качество настилки пути, но и поддержание его в хорошем состоянии.

В геологоразведочных партиях при относительно небольшом путевом хозяй­ стве, когда содержание в штате горного цеха путевых рабочих нецелесообразно, в обязанность горного мастера входит внимательное наблюдение за состоянием рельсового пути и поддержание его в рабочем состоянии. Все мелкие повреждения

133


пути, обнаруживающиеся в результате повседневного надзора, необходимо устранять немедленно, не допуская расстройства пути.

План и профиль пути должны соответствовать утвержденным проектным чертежам; на прямых участках и на закруглениях путь должен быть без углов и извилин; на всем протяжении должен иметь полное количество скреплений. Отклонения от нормальной ширины колеи как на прямых участках, так и на закруглениях не должны превышать + 4 и —2 мм. Стыковой зазор должен быть не более 5 мм; водосточные канавки должны быть прочищены и надежно пере­ крыты специальным настилом.

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

При проведении горных разведочных выработок применяются аккумуляторные электровозы и рудничные вагоны.

Рудничные вагоны двух типов: с опрокидным и глухим кузовами. Кон­ струкция рудничного вагона состоит из рамы, скатов, буферов, сцепок и кузова.

К вагонам предъявляются следующие требования:

1)высокая прочность конструкции, простота ремонта и долговечность;

2)возможно меньшие габариты для данной емкости кузова;

3)

наименьшее сопротивление движению;

4)

достаточная устойчивость при движении на закруглениях и по наклон­

ным путям.

В

табл. 122 привьдена техническая характеристика рудничных вагонов,

применяющихся в геологоразведочных организациях.

Модель

УВО-0,35 У В 0-0,5 УВО-0,8 УВО-1,0

УВГ-0,7

УВГ-0,8

УВГ-1,0 УВГ-1,2

УВГ-1,4 УВГ-1,6

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

122

Техническая характеристика

рудничных вагонов

 

 

 

Основные параметры и размеры

 

 

Емкость ку­ зова, м"

Ширина, ку­ зова, мм

Высота от головки рельсов, мм

Длина по бу­ ферам, мм

Ширина ко­ леи, мм

Жесткая ба­ за, мм

Диаметр колес, мм

Тип сцепки

Коэффициент тары

 

В а г о н ы с о п р о к и д н ы м к у з о в о м

 

0,35

750

1080

1180

600

400

 

Крюковая

0,4

0,5

870

1200

1300

600

400

300

0,39

0,8

1000

1250

1850

600

600

300

То же

0,36

1,0

1190

1250

2200

600

800

350

»

0,4

 

В а г о н ы с г л у х и м к у з о в о м

 

 

0,7

860

1200

1300

600

500

300

Крюковая

0,21

 

 

 

 

 

 

 

вращающаяся

 

0,8

800

1300

1400

600

450

300

Крюковая

0,67

 

 

 

 

 

 

 

не съемная

 

1,0

850

1300

1500

600

550

300

То же

0,54

1,2

850

1300

1800

600

555

300

»

0,49

1,4

850

1230

2400

600

650

300

»

0,5

1,6

850

1300

2700

600

800

300

»

0,53

Средний срок службы вагонов принимается равным 5 годам; практически он колеблется в пределах 3—7 лет и зависит от качества ухода.

Наибольшему износу подвержены скаты и главным образом их подшип­ ники. Хороший уход за вагонами увеличивает срок их службы.


Вагоны необходимо регулярно осматривать, очищать от грязи и смазывать. При осмотре проверять устойчивость на пути, состояние ходовой части, сцепок, буферов и правильность формы кузова. При обнаружении каких-либо поврежде­ ний необходимо устранять их и только после этого разрешать использование.

Рудничные электровозы

В зависимости от способа питания электроэнергией рудничные электровозы разделяются на аккумуляторные, контактные и контактно-аккумуляторные. На горнопроходческих работах в геологоразведочных партиях используются главным образом малогабаритные аккумуляторные электровозы. Источником питания такого электровоза служит установленная на нем аккумуляторная бата­ рея. Каждый электровоз снабжен двумя батареями: одна из них находится

вработе, вторая — на зарядке.

Батарея работает в течение одной смены, после чего она должна сниматься с электровоза и ставиться на зарядку, а на электровоз устанавливается заря­ женная батарея.

Аккумуляторные электровозы выпускаются во взрывобезоиасном испол­

нении. Тяговыми

характеристиками

электровозов являются собственный вес

в тоннах, часовая

мощность в квт,

т. е. мощность, которую может развивать

двигатель электровоза в течение одного часа, не перегреваясь выше допустимого предела, и скорость движения в км/ч. В соответствии с новым типажем электро­ воз АК-2у заменяется новой моделью АЗ-1 весом до 3 т. Малые габаритные размеры этих электровозов и небольшая жесткая база позволяют использовать их в выработках небольших поперечных сечений с малыми радиусами закругле­

ний. В

табл. 123 приводится краткая техническая

характеристика малогаба­

ритных

электровозов нового типажа.

 

 

 

Т а б л и ц а 123

 

Техническая характеристика рудничных

электровозов

Модель

Сцепвес— главный п раметр, т

Н

S

«

со

Ч

о

К

 

 

Основные параметры и размеры

 

 

 

 

к"

 

і

 

Размеры, мм

 

 

 

 

а

К

 

 

Скорость, км/ч

Силатяги кгс

Коэффи­ циент

Мощность, (часовквт

ев

Я

й

 

И

Емкостьб тареи,а-ч

 

 

 

ТЯГІ

 

 

 

а

 

 

 

 

 

к

 

о

в

§

 

 

 

 

р,

 

к

 

 

 

 

13

 

о

а

к

 

 

 

 

 

 

я

сб

К а

«

за, Жесткая бмм

о

лес, вДиаметрмм

!

 

 

Р у д н и ч н ы е а к к у м у л я т о р н ы е э л е к т р о в о з ы

 

 

АЗ-1*

3

600

6

420

0,14

7,5

55

300

1350

920

2100

700

450

А5-1

5

600

6

700

0,14

12,5

75

450

1450

1000

3300

900

600

 

 

Р у д н и я н ы е к о н т а к т н ы е э л е к т р о в о з ы

 

 

КЗ-1

3

600

8

510

0,17

12,5

250

1500

920

2100

850

450

К5-1

5

600

8

850

0,17

20

250

1500

1000

3100

90

600

* Индекс марки электровоза: А—аккумуляторный, К—контактный; первая цифра после буквы—собственный вес электровоза, вторая (1) обозначает ширину колес 600 м.

Величиной, характеризующей электровоз, является его вес, приходящийся на ведущие осп. Современные рудничные электровозы имеют две оси и обе они являются ведущими, поэтому сцепной вес электровоза равен его полному весу. Максимальная сила сцепления электровоза, которую он может развить, равна величине сцепного веса Р, умноженной на коэффициент сцепления колес элек­ тровоза с рельсами:

Z=1000P C - P, кг,


где Z — сила сцепления электровоза,

кг;

Рс — сцепной вес

электровоза, т;

 

р — коэффициент

сцепления котес

с рельсами (р = 0,20—0,25).

Величина коэффициента сцепления показывает, какая часть веса электро­ воза может быть использована в качестве силы тяги: чем больше р, тем больше сила тяги электровоза. Если рельсы чистые и сухие, сцепление будет наиболь­ шим, при грязных и мокрых рельсах сцепление хуже. Поэтому необходимо следить за состоянием рельсового пути, не допуская его загрязнения.

Управлять электровозом разрешается только лицам, имеющим свидетель­

ство

на право

управления.

 

F

 

 

 

 

 

 

 

 

Тяговое

усилие

электровоза

равно:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F

=

+ n0rp) (© б

щ

± / +1Ю/),

 

 

 

где Р

— вес

электровоза

 

(АЗ-1 =

3 т);

 

 

 

 

 

 

 

<?гр

— суммарный

вес

вагона

(Qrp

=

Qn

+

QB);

 

 

 

 

Qn — вес породы в вагоне, т;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

QB

— вес

порожнего

вагона,

 

т;

 

 

 

 

 

 

 

 

п — число

вагонов

в

составе;

 

 

 

 

 

 

 

 

ю 0 б щ — коэффициент

сопротивления

движению

(12—8 кг/т);

 

 

і — уклон пути =

3%); знак плюс показывает, что расчет производится

 

для поезда, идущего на подъем, а знак минус — идущего под уклон;

 

— ускорение

движения поезда,

м/сек2 (0,05 м/сек2).

 

 

Сила сцепления электровоза Z = Ю00РС

=

1000 -3 0,2 = 600 кгс, где р —

коэффициент сцепления колес, равный 0,2—0,25.

 

 

 

 

Вес груженого

состава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

1 0 0 О Р с - Р - - Р ( (

О г Р + г" + 1 1 °/)

_ЮОО - 3 - 0 , 2 - 3 ( 1 2 + 3 + 110 -0,05)

 

 

 

 

согр+г +

110/

 

 

 

 

 

12 + 3 +

110-0,05

-2Ь,2

т.

Количество

вагонов в составе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qc

~

26,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

<?п +

<?в

1,5 + 0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сила

тяги электровоза при движении

груженого

поезда:

 

 

 

 

^гр = СР +

<?с) (согр— і)

=

(3+26,2) ( 1 2 - 3 ) =

262,8 = 263 кг.

 

По тяговой

характеристике

двигателя

определяем

скорость

(допустимую)

движения

поезда у П р

=

2

км/ч.

движении

порожнего

поезда:

 

 

Сила

тяги

электровоза

при

 

 

 

 

 

F n p

= ( P

+

n<?p)(conp +

і) =

(3 + 13 -0,5) (8 +

3) = 104,5

кг.

 

По тяговой

характеристике

определяем скорость

движения

поезда vnp

=

=2,5 км/ч.

Продолжительность движения груженого поезда:

где L — длина откатки, м.

Продолжительность движения порожнего поезда:

Продолжительность одного рейса:

Грейса = ТГР + Г п р + R = 3,3 + 2,7 + 1 0 = 16 мин,

где R —время маневрирования или разгрузки вагонов (равно 5 — 10 мин).

136