Файл: Справочник горного мастера геологоразведочных партий..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
Путь, пройденный бадьей без направляющих с равномерной скоростью:
Ла = Лбн — — |
м |
г Д е ^б. н — расстояние от забоя до натяжной |
рамы, м. |
Время равномерного движения бадьи без |
направляющих: |
h„
t2 = — — , сек.
Полное время движения бадьи без направляющих:
*6H = < I + < 2 + *3 -
Путь движения бадьи по направляющим можно определить по формулам:
при однобадьевом |
подъеме |
h^a = Н-{-1гпл |
— ^бн. м ; |
» двухбадьевом |
» |
= Н+ h„n |
— 2h6H, м, |
где hnHa ^гш — путь движения бадьи по направляющим соответственно при одно-
идвухбадьевом подъеме;
Л— глубина ствола, шахты, м;
^пл — высота расположения приемной площадки на копре, м. Модуль ускорения для равнобокой трапеции
|
|
|
|
|
|
С = |
^р-,М/Сек2, |
|
||
где |
апн |
— ускорение и замедление при движении бадьи по направляющим (а п н = |
||||||||
|
|
|
= 0,4—0,75 м/сек2). |
|
|
|
|
|
||
|
Полное время движения бадьи по направляющим определяется по формуле |
|||||||||
|
|
|
|
|
* п н = |
2cVnH |
' С Є К ' |
|
||
где |
ь»пн — скорость движения бадьи по направляющим, м/сек. |
|||||||||
|
Продолжительность движения |
бадьи при однобадьевом подъеме: |
||||||||
|
|
|
|
|
t' = 2(гпн-Ибн), сек; |
|
||||
|
при двухбадьевом подъеме: |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
« 2 |
= *пн + |
2і!бн, сек. |
|
||
|
Выбор копра |
производится |
по его |
высоте |
из выражения |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
|
HK = |
hnn + |
h6 + hnep-\-hp-{- |
— DmK, |
м, |
||
где Дк |
— высота |
копра, |
м; |
|
|
|
|
|
||
|
hnn |
— высота разгрузочной площадки, м; |
|
|
||||||
|
h(, — высота бадьи с прицепным устройством и направляющей рамкой, м; |
|||||||||
ftnep |
— |
высота |
переподъема (по |
ПБ |
/гп е р ^ |
4 м); |
|
|||
|
hp — расстояние между рамами копровых шкивов, м (если все шкивы рас |
|||||||||
•Сщк — |
положены на одной раме, то hp — 0; при двух рамах hp — 2 м). |
|||||||||
диаметр копрового шкива, м. |
|
|
1 м каната. Подъемные |
|||||||
|
Выбор подъемного каната производится по весу |
|||||||||
канаты |
|
рассчитывают на |
наибольшую |
статическую |
нагрузку, возникающую |
вмомент нахождения груженой бадьи на максимальной глубине. Расчет сводится
копределению веса 1 м каната, по которому выбирается диаметр каната, а затем выбранный канат проверяется по запасу прочности.
Вес 1 м каната определяется по формуле
Р |
Q k |
К Г |
|
0,9"г |
--Нот |
|
|
|
где QK — концевая нагрузка, кг; |
|
|
°вр — временное сопротивление каната на разрыв, равное 160—180 кгс/мм2* т — запас прочности каната (см. табл. 187);
Нот — расстояние от забоя до оси копровых шкивов, м:
Н0Т = Н - f - Нк-
Концевая нагрузка на канат подъемной машины определяется по формуле
QK^Q6 + V 6 y + ( j 6 - ^ K 3 , кг,
где @б — вес порожней бадьи с прицепным устройством и направляющей рам
|
|
кой, кг; |
|
|
|
|
|
|
VQ — емкость бадьи, м3 ; |
|
|
|
|
||
|
7 — насыпной |
вес породы; |
|
|
|
||
|
КР |
— коэффициент разрыхления породы, равный 1.4—2,2;' |
|||||
|
К3 |
— коэффициент заполнения |
пустот |
в загруженной бадье, равный 0,5. |
|||
|
Проверка каната по запасу прочности производится по формуле |
||||||
|
|
|
|
QK + PKH0T |
|
||
где |
тя — действительный запас прочности |
каната; |
|||||
|
QP |
— суммарное разрывное усилие всех проволок каната, кг; |
|||||
|
т — запас прочности согласно ПБ. |
|
|
||||
|
Проверка основных параметров подъемной машины заключается в определе |
||||||
нии диаметра и ширины барабана. |
|
|
|
||||
|
Диаметр барабана подъемной машины выбирается таким образом, чтобы |
||||||
соблюдалось неравенство (согласно |
§ 386 Единых правил безопасности): |
||||||
|
|
|
D6 ^ 80dK |
или |
D6 > |
12006K, |
|
где |
dK — диаметр подъемного каната, мм; |
|
|
||||
|
бк |
— наибольший диаметр проволоки подъемного каната, мм. |
|||||
|
Шприна барабана определяется по формуле |
|
|||||
|
|
|
В |
|
|
|
|
где Н — высота подъема, м; |
|
|
|
|
|||
|
h |
— отрезок каната для испытаний (принимается'ЗО—40 м); |
|||||
|
3 — количество |
витков |
трения, требуемое согласно ПБ для уменьшения |
||||
|
|
натяжения |
каната |
в месте его закрепления; |
|||
|
а — 2—3 мм — зазоры между |
витками каната; |
|||||
|
hc |
— число слоев навивки каната. |
|
|
|||
|
Расстояние от оси копрового шкива до оси барабана подъемной машины |
||||||
определяется в зависимости от длины струны L C T D |
и угла наклона каната к гори |
||||||
зонту |
ф (ф = 30—50°). |
|
|
|
|
||
|
Длину струны каната можно определить по формуле |
||||||
|
|
|
|
_ |
В-Ъ(йк-а) |
|
|
|
|
|
|
с т р _ |
2 t g S |
' |
где а — угол отклонения каната (равен 1° 30').
Расстояние от оси копрового шкива до оси подъемного барабана определяется из выражения
b = істр • cos ф, м.
Расчетную мощность лебедки приближенно можно определить цо следующим формулам:
для |
однобадьевого подъема |
ЛГ = |
|
- |
, квт, |
||
|
|
|
|
|
п-102-іпн |
|
|
» |
двухбадьевого |
» |
N = |
Р ' K ' Q i ' h n « |
к в т |
|
|
|
|
|
|
|
102т^Пн |
|
|
где |
р — коэффициент динамического режима (равен 1,5—2,0); |
|
|||||
|
К |
— коэффициент |
шахтных |
сопротивлений |
(для однобадьевого подъема |
||
Qx |
К = 1,1, для |
двухбадьевого К — 1,2); |
|
|
|||
— полезный вес груза, кг; |
|
|
|||||
|
Q2 |
— мертвый вес бадьи, прицепного устройства и направляющей рамки, кг; |
|||||
|
и — к. п. д. редуктора |
(равен 0,75—0,90). |
|
|
|||
|
Технические характеристики электродвигателей и пусковой аппаратуры |
||||||
приведены в гл. X I . |
|
|
|
|
|
Крепление и армировка
Стволы разведочных шахт, как правило, крепятся деревом. Геолстройпроектом разработаны для стандартных сечений стволов разведочных шахт два вида крепления. Для пород с коэффициентом крепости 3—5 и 6—9 — сплошное венцовое и для пород с / 10 — подвесная крепь на стойках. При сплошном венцовом креплении опорные венцы предусматривается устанавливать через 6 м, а при подвесном — через 12 м
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОХОДКИ РАЗВЕДОЧНЫХ СТВОЛОВ ШАХТ
Наиболее прогрессивной организацией работы при проходке стволов разведочных шахт в настоящее время считается цикличная. При проходке разведочных ство лов проходческий цикл чаще всего выполняется в сутки или два цикла в сутки.
При цикличной работе все проходческие операции выполняются комплексной бригадой, разделенной на сменные звенья. При работе по непрерывной неделе необходимо иметь подменное звено. Работа по графику цикличности предопреде ляет строгое выполнение одних и тех же операций в одно и то же время смены.
Расчет и построение графика цикличности следует производить, основываясь на возможной скорости проходки. При построении графика цикличности следует определить оптимальную глубину шпура, необходимое количество рабочих в звене, продолжительность проходческих операций.
Среднемесячные скорости проходки разведочных стволов шахт при нецик личной работе в настоящее время не превышают 15—25 м. Применение графика цикличности позволяет повысить скорость проходки в два и более раза. Передо вые проходческие бригады достигают 70 м на забой в месяц.
В табл. 193 приводятся максимальные скорости проходки разведочных ство лов шахт за последние 11 лет.
Увеличить скорость проходки, а вместе с тем повысить производительность труда и снизить стоимость работ можно за счет снижения времени на вспомога тельные операции, повышения эффективности буровзрывных и уборочных работ, обеспечения улучшения организации труда и повышения квалификации рабочих, внедрения передовой технологии проведения выработок.
|
|
|
Скорости проходки стволов |
шахт |
|
|
|
|||||
Годы |
1958 |
1959 |
1960 |
1961 |
1962 |
1963 |
1964 |
1965 |
1966 |
1967 |
1968 |
|
Скорости |
19,6 |
30 |
33,0 |
70,0 |
60,1 |
61,7 |
53,0 |
43,0 |
32,5 |
40,0 |
33,9 |
|
проходки, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пог. м/мес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 194 |
||
|
Технико-экономические показатели проходки стволов шахт |
|
||||||||||
|
|
Показатели |
|
|
|
Шахта 1 |
Шахта 2 Шахта 3 |
|||||
Максимальная |
месячная проходка, пог. м . . |
42 |
53 |
|
53 |
|||||||
Сечение ствола шахты, м2 |
|
|
|
|
13,8 |
12,5 |
|
12,8 |
||||
Коэффициент крепости пород |
|
|
|
9,0 |
10,0 |
|
20 |
|||||
Число шпуров в комплекте, шт |
|
|
40 |
52 |
|
40 - 44 |
||||||
Средняя глубина шпуров, |
м |
|
|
|
1,5 |
1,2 |
|
1,5 |
||||
Коэффициент использования шпуров |
|
|
0,8 |
0,8 |
|
0,8 |
||||||
Число |
одновременно работающих перфораторов, |
|
|
|
|
6 |
||||||
шт |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
8 |
|
|
Тип перфораторов |
|
|
|
|
. . . |
ПМ-508 |
ПМ-508 ПМ-508 |
|||||
Диаметр шпуров, мм |
|
|
|
|
|
40 |
40 - 43 |
42 |
||||
Давление сжатого воздуха, |
ати |
|
|
|
6 |
|
5 |
|
6 |
|||
Расход |
ВВ на |
1 м 8 породы, кг |
|
|
|
2,4 |
3,5 |
|
3,8 |
|||
Пройдено с креплением, м |
|
|
|
|
42 |
45,8 |
|
53 |
||||
Количество рабочих дней в месяц |
|
|
30 |
30 |
|
26 |
||||||
Число рабочих смен в сутки |
|
|
|
4 |
|
4 |
|
4 |
||||
Продолжительность цикла, |
мин |
|
|
1240 |
770 |
|
850 |
|||||
Среднее продвижение забоя, м |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
за |
цикл |
|
|
|
|
|
|
1,2 |
0,95 |
|
1,2 |
|
за |
смену |
|
|
|
|
|
|
0,35 |
0,44 |
|
0,54 |
|
за |
сутки |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
1,77 |
|
2,1 |
|
Состав проходческой |
бригады, |
чел |
|
|
16 |
20 |
|
18 |
||||
Количество рабочих |
в смену |
|
|
|
4 |
|
4 |
|
4 |
|||
Месячная производительность рабочих, пог. м |
2,6 |
|
2,65 |
|
2,94 |
В табл. 194 представлены сравнительные технико-экономические показатели по скоростным проходкам разведочных стволов шахт передовыми горнопроход ческими бригадами.
Примеры из практики проведения ствола разведочной шахты в обычных условиях
Ствол шахты проходился в крепких устойчивых слаботрещиноватых, но очень вязких породах. Коэффициент крепости пород, по М. М. Протодьяконову, был равен 16—18, породы относились к X V I I — X X категориям по классификации ЕНВ 1969 г. Водопритока в ствол не было. Подготовительные работы включали разбивку осей ствола шахты и комплекса поверхностных сооружений — зда ния подъемной лебедки 2БЛ-1200/830; помещения для компрессорной, быткомбината. Планировочные работы производились бульдозерами.